Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ниже представлены перечень дисциплин, предшествующих данному курсу и необходимых для его успешного освоения.




Методический

Комплекс

ОСНОВЫ

КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Челябинск 2008


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

Культурологический факультет

Кафедра социально-культурной деятельности

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

___________Н.П. Соболенко

«___»_______________200 г.

 

ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

071401Социально-культурная деятельность

и направлению 071400 Социально-культурная деятельность

 

 

Челябинск 2015

УДК 316.77 (073)

ББК 88.53я73

О-75

 

Составитель: Т.П. Степанова, кандидат пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности

 

Рекомендовано на заседании кафедры социально-культурной деятельности от 15 мая 2008 г. протокол № 9.

 

О-75   Основы коммуникативной культуры: учебно-методический комплекс для студ. очного отд-ния, обучающихся по специальности Социально-культурная деятельность и направлению 071400 Социально-культурная деятельность / сост. Т. П. Степанова; ФГОУ ВПО ЧГАКИ. – Челябинск, 2008. – 30 с. – (Учеб-метод. комплекс). В учебно-методическом комплексе раскрываются теоретические и технологические аспекты преподавания дисциплины «Основы коммуникативной культуры» с позиций комплексного подхода (социокультурного, психолого-педагогического). Предложены: рабочая учебная программа курса, учебно-методическое обеспечение дисциплины, методические указания по выполнению самостоятельной работы и формы контроля по темам, методические указания по выполнению курсовой работы, списки изданий, используемых для проведения занятий.
  Рецензент – Н. В. Погорелова, кандидат пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ЧГАКИ

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

 

 

© Челябинская государственная академия

культуры и искусств, 20015


Содержание

Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины ……………………

I. Организационно-методический раздел………………………….....5

II. Содержание программы…………………………………………….8

III. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий…19

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………....20

4.1 Контрольные вопросы для подготовки к зачету………………...20

4.2.Список рекомендуемой литературы……………………………..21

V. Формы промежуточного и итогового контроля………………….24

Часть II. Методическое обеспечение дисциплины ……………

I. Методические указания для студентов……………………………25

1.1.Планы лабораторно-практических занятий и заданий к ним …………….25

1.2. Тематика направлений курсовых и дипломных исследований..27

1.3. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам……...28

Часть I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Цель дисциплины

Современный человек включен в сложную, постоянно меняющуюся систему отношений, что требует от него высокой коммуникативной компетентности, мобильности, гибкости, адаптивности, способности к преобразованию, проектированию отношений с другими людьми.

Проблемы коммуникаций возникают и сопровождают человека на протяжении всей его жизни, во всех сферах: общественные, межличностные, деловые, семейно-бытовые отношения и т. д.

Особенно актуальна проблема развития коммуникативной культуры личности для специалистов социально-культурной сферы (менеджеров социально-культурной деятельности, технологов социально-культурной деятельности, преподавателей, социологов, экономистов сферы культуры, специалистов в области рекламы), поскольку является интегративным личностным образованием, выступает как профессиональное качество. Все это обусловливает общепрофессиональную значимость курса «Основы коммуникативной культуры».

Содержание предмета интегрирует в себе последние достижения отечественной и зарубежной социальной психологии, культурологии, социологии, педагогики.

Курс рассчитан на один семестр (40 ч. – лекционных, 32 ч. – практических, 88 ч. – на самостоятельную работу) и состоит из двух частей: теоретической и практической, ориентированной на развитие коммуникативной компетентности у студентов. Состав дисциплины: экзамен 1 семестр.

Учитывая многогранность, многомерность проблемы развития коммуникативной культуры личности, а также условия реализации программы, следует отметить возможность ее гибкого применения, перераспределение часов в сторону их увеличения или уменьшения.

Программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта. Наряду с авторским подходом в программе использованы материалы программы курса «Основы коммуникативной культуры» В. С. Садовской и Ю. А. Стрельцова.

Цель курса: развитие у студентов знаний, умений и навыков продуктивного общения.

Задачи дисциплины

- формирование знаний по психологии общения;

- трансляция информации по культурологии общения;

- формирование социальных знаний как фактора эффективного общения;

- развитие этнической культуры студентов (понятий, знаний, чувств);

- формирование эстетических представлений как условия взаимодействие;

- развитие у студентов практических навыков общения;

- формирование поведенческих навыков в различных ситуациях в соответствии с требованиями этикета;

- развитие технологий и техник общения;

- развитие умений и навыков общения в нестандартных коммуникативных ситуациях (конфликт, выбор оптимальной стратегии поведения, конструктивного преобразования энергии конфликта, управления конфликтом);

- развитие эмоциональной культуры;

- развитие у студентов навыков проектирования коммуникативных ситуаций;

- развитие креативности как фактора эффективных коммуникаций.

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении дисциплины в соответствии с характеристикой выпускника

Специальности 071401 Социально-культурная деятельность

и направления 071400 Социально-культурная деятельность

Результаты, которые должны быть достигнуты:

1.Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

– понятийно-категориальный аппарат дисциплины (общение, коммуникация, этика, этикет, традиция, обычай, социальный статус, роль, поведение, взаимодействие и т. д.).

– знания по основам психологии, культурологии, этике, эстетике, социологии общения.

2. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

– практически применять полученные знания в различных коммуникативных ситуациях;

– владеть технологиями и техниками эффективного общения;

– проявлять креативность в разных коммуникативных ситуациях;

– уметь проектировать коммуникативные ситуации;

– владеть навыками управления конфликтами, эмоциями.

Дисциплины, используемые при изучении дисциплины

«Основы коммуникативной культуры»

Ниже представлены перечень дисциплин, предшествующих данному курсу и необходимых для его успешного освоения.

ГС Э.Ф. 04. Философия

ГС Э.Ф. 05 Культурология

ГС Э.Ф. 08.1 Психология

ГС Э.Ф.08.2 Педагогика

ОПД. Ф. 01. Социально-культурная деятельность

Последующие дисциплины

СД. Ф. 01.01. Теория и практика социокультурного менеджмента

СД. Ф. 01. 07. Теория и практика связей с общественностью

СД. Ф. 01. 08. Деловое общение

СД. Ф. 01.10 Делопроизводство и документоведение.

СД.Ф. 01.11. Арт-менеджмент

СД.Ф. 01.12. Реклама в социокультурной сфере

СД.Ф. 01. 13. Технологии выставочной деятельности

Последующие виды деятельности:

Производственная практика II, III, IV курсов.

Преддипломная практика V курса

 

1.5. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности 071401 Социально-культурная деятельность и направлению 071400 Социально-культурная деятельность

Сущность и особенности общения как социально-психологического феномена; потребность в общении; мотивы, обуславливающие вступление в социальное взаимодействие; основные функции общения; предмет общения и средства общения; основные виды и типы межличностного общения; основные структурные компоненты процесса общения; восприятия человека человеком; взаимодействие как компонент общения; общение и межличностные взаимоотношения; общее понятие и процесс формирования коммуникативной культуры личности; общение и нравственные установки человека; характеристики личностных качеств, необходимых для полноценного участия в общении; роль и место этикета в составе коммуникативной культуры; коммуникационные стереотипы и коммуникативное творчество; сущность и особенности коммуникативной культуры организатора социально-культурной деятельности; основные принципы и правила его взаимоотношений с субъектами социокультурной деятельности.

Речевое общение. Предмет и основные категории риторики. Национально-этические и исторические особенности повседневной и публичной речи. Современная риторика: этнориторика. риторика и профессиональная речь. Риторика и речевое поведение человека. Риторика и лингвистика. Речевое событие – дискурс. Речевая ситуация. Речевое действие. Речевой поступок. Требования к поведению говорящего. Законы современной общей риторики. Стратегии речевого поведения. Риторика специалиста социально-культурной деятельности.

Деловая риторика. Особенности официально-делового общения. Убеждение и манипулирование. Языковое выражение доводов. Средства изобразительности и выразительности. Создание текста в сфере делового общения. Деловая переписка. Приемы речевого воздействия. Деловые переговоры. Стратегия слушающего. Стратегия говорящего. Групповые формы деловых переговоров. Методы коллективного принятия решений. Коллективные двухсторонние деловые переговоры. Дискуссия.

Мода. Внешний вид. Искусство соответствовать социально-психологической ситуации. Эстетические основы и техника движения. Процесс общения, методы общения. Техника общения.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ [*]

Тема 1. Сущность и особенности общения. Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в ко­тором происходит обмен информацией, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Полифункциональная сущность обще­ния. Информационная функция межличностного взаимодействия, цель которой – обмен сообщениями, т. е. прием-передача определенных сведе­ний в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д. Ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в изменении личностно-смысловых структур партнера, включая его взгляды, установки, намерения, представления, потребности.

Регулятивно-координационная функция: согласованность действий при осуществлении совместной деятельно­сти. Аффективно-коммуникативная функция: направленность на изме­нение своего эмоционального состояния или на возбуждение в партнере определенных чувств и эмоций.

Общение и деятельность. Обусловленность общения потребностями совместной деятельности. Общение и коммуникация: сходства и различия. Коммуникация как действие, сознательно ориентированное на смы­словое восприятие другими людьми.

Общение как способ передачи культуры. Усвоение духовных ценно­стей посредством литературы, искусства, средств массовой коммуни­кации. Распредмечивание культурных ценностей как условие сближения, организации и консолидации социальных групп, общностей.

Общение и формирование личности. Влияние общения на развитие и изменение гносеологического, аксиологического, праксиологического потенциалов человека. Обусловленность общения уровнем нравственного развития личности. Общение и «золотое правило» нравственности.

Тема 2. Основные типы и виды общения. Понятие деловое общение. Формальное и неформальное взаимодействие человека с человеком.

Общение, обслуживающее разнообразные виды любительской дея­тельности, и общение ради общения. Досуговое взаимодействие как условие совместной познавательной деятельности, восприятии про­изведений искусства, социального, художественного, прикладного, тех­нического и других видов творчества.

Сущность и особенности самоцельного общения. Дружеские кон­такты, стимулируемые потребностью душевного сближения с людьми. Общение, не связанное с решением конкретных жизненных проблем и осуществляемое ради удовольствия от самой встречи. Характерные черты свободного общения: полная добровольность вступления в контакты, вы­бор партнеров по собственному желанию, нерегламентированность кон­тактов функциональными обстоятельствами.

Прямое и косвенное общение. Прямое общение как непосредствен­ный контакт человека с человеком. Пространственно-временная дис­танция между партнерами в косвенном, опосредованном общении. Личностно-ориентированное общение как взаимодействие по принципу тет-а-тет. Сущностные особенности социально-ориентированного общения, построенного на обращения к группе в форме аудитории, публики и т. д. Роль средств мас­совой коммуникации в организации социально-ориентированного общения.

Классификация общения в зависимости от особенностей партнера. Общение с реальным партнером. Общение человека с иллюзорным партнером. Воображаемый партнер и особенности взаи­модействия с ним. Специфика партнерства в сфере художественного об­щения.

Тема 3. Общение как информационный процесс. Взаимодействие и информация. Информация как знания, которые передаются. Основные компоненты коммуникативного процесса: источ­ник информации, передатчик информации, приемник информации, канал связи. Важнейшие свойства информации: количество, ценность, истин­ность, полнота, оперативность. Семантическая, синтаксическая и прагма­тическая характеристика информационной деятельности. Межсубъектный характер общения.

Типология коммуникации. Классификация коммуникаций по типу отноше­ний между участниками (межличностная, публичная, массовая) и по средствам общения (речевая, паралингвистическая, вещественно-зна­ковая).

Основные виды сообщений: информативные, побудительные, экс­прессивные. Использование в коммуникативных целях средств инфор­мационной технологии. Понятие о содержании общения. Возможности обмена в процессе межличностных коммуникаций сведениями, знаниями, оценками, опытом, переживаниями.

Возможности педагогической корректировки содержания общения. Основные задачи корректировки. Пути корректировки: сублимация инте­ресов, постановка альтернатив, сообщение неординарной информации, вы­движение проблем, которые ранее не привлекали внимание, и др.

Тема 4. Психология восприятия человека человеком. Человек в роли субъекта, познающего и оценивающего других лю­дей. Общее понятие о коммуникативно-перцептивных умениях и навы­ках.

Внешне наблюдаемые данные о человеке. Физиогномика и установ­ление психологических качеств личности по внешним признакам. Дост­раивание образа на основе ограниченной информации. Стереотипизация как распространение на человека характеристик определенной со­циальной группы. Временная и устойчивая апперцепция. Функции каузальной атрибуции при восприятии человека человеком. Искусство ис­толкования причин и мотивов поведения других.

Интуиция в системе коммуникативно-перцептивных механизмов, Смутные предчувствия, о причинах появления которых люди не могут дать ясного ответа. Сущность и особенности экстрасенсорного воспри­ятия. Возможность приема информации, не связанной с функциониро­ванием известных науке органов чувств. «Эффект ореола» и феномен «атт­ракции».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...