Тема 5. Психология взаимодействия людей в процессе общения.
Деловое общение по телефону. Типология причин, по которым люди вступают в общение друг с другом. Информационно-коммуникативные и регулятивно-коммуникативные функции межличностного взаимодействия. Основные цели интеракционального поведения: обмен информацией, выражение определенных психологических состояний, достижение деятельностных результатов. Виды взаимодействия: информационное, дискуссионное, исповедальное, прагматическое, фактическое. Развитие умений и навыков контактирования. Рефлексия как осознание восприятия себя окружающими. Прямая и обратная связь в процессе контакта. Анализ чужого поведения и реакция на обратную информацию. Способность понимать характер отражения воздействий по тону голоса, выражению лица, жестам, репликам, эмоциональному подтексту. Основные правила построения контакта. Недопустимость монологического общения. Искусство быть слушателем. Умение перехватывать инициативу и делать собеседника лидером контакта. Понятие об оптимальной дистанции в общении. Виды дистанций и способы их выражения. Форма обращений, тональность речи, пластическое выражение отношений. Умение прочесть дистанцию, предлагаемую партнером, и отреагировать на предложение. Общее понятие о социальной фасилитации и социальной ингибиции. Коммуникативно-фасилитативное мастерство как умение облегчать партнеру ситуацию общения. Телефон как средство общения. Мобильная связь, ее особенности. Деловое общение по телефону. Элементы служебного разговора: взаимные представления, введение собеседника в курс дела, обсуждение вопроса, заключение. Упорядочение ведения телефонных разговоров в течение дня, определение времени (часов), когда вам можно звонить; планирование своих телефонных звонков. Использование специальных блокнотов: пометки о дате, времени звонка, содержании разговора, что нужно предпринять в ответ на звонок. Значение телефонных справочников внутренней и внешней связи. Место расположения телефонного аппарата. Требования, предъявляемые к разговору по телефону: лаконичность, логичность, отсутствие повторов и длиннот, доброжелательный тон, четкое произношение слов (особенно имен и чисел), средний темп речи, обычная громкость голоса. Правила ведения делового разговора по телефону: инициатор телефонного разговора – ваш собеседник; инициатор телефонного разговора – вы.
Тема 6. Технологии межличностных коммуникаций. Понятие о прямой и косвенной самопрезентации. Стиль и манера поведения как презентационный фактор коммуникации. Передача другим желаемого представления о себе. Умение производить благоприятное впечатление на людей. Зависимость поведения человека в процессе общения от самооценки. Специфика контактов: общение «на равных», «сверху» и «снизу». Проявление в межличностном взаимодействии защитных механизмов. Язык общения как система сигналов. Типология сигналов. Оптические, акустические и тактильные сигналы. Коммуникативные ритуалы с четким информационным содержанием. Искусство эффективного слушания. Обратная связь и правила ее обеспечения. Информация, содержащая реакцию на поведение партнеров. Основные способы передачи сообщения о том, как воспринимаются высказывания и действия субъектов общения. Проксемическое построение контакта. Различные способы расположения людей по отношению друг к другу в процессе общения. Основные факторы, обуславливающие дистанцию. Типы коммуникативной дистанции. Семиотика внешнего облика общающихся. Знаковые свойства одежды и других личных вещей человека. Внешний облик как источник информации о принадлежности человека к определенной группе, об индивидуальных наклонностях, претензиях, стремлениях и т. д.
Кинетический язык общения. Роль в передаче информации мимики, пантомимики, жестов. Проявление в этих элементах характера, темперамента, ощущения своего статуса, отношения человека к другим людям. Передача информации в тактильной форме. Типология ориентирующих прикосновений. Информационный потенциал контакта глазами. Взгляд как индикатор отношения к сообщениям и действиям партнера. Соотношение в передаче коммуникативной информации интенциональных и неинтенциональных знаков. Сущность и особенности знаков, которые не являются продуктами культуры, а представляют собой спонтанное выражение естественных эмоциональных состояний человека как субъекта общения. Тема 7. Коммуникативные качества личности и их развитие. Коммуникативные способности и коммуникативные задатки. Природные предпосылки к эффективному общению. Типологические особенности высшей нервной системы. Подвижность психики. Запас нервной энергии. Соотношение первой и второй сигнальных систем. Сила торможения. Особенности темперамента. Общительность как потребность в общении и устойчивое стремление к нему. Неудовлетворенность в состоянии длительного уединения. Настойчивое стремление быть в обществе других людей. Естественное включение в контакты, происходящие как бы сами собой. Эмоционально-положительное самочувствие в процессе общения. Коммуникативная энергичность. Способность легко, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении задач, возникающих в ходе взаимодействия с партнерами. Умение заражать других, влиять на них, передавать им свое настроение и отношение к делам, событиям и людям. Эмпатическая способность как способность к проникновению в переживания другого человека. Эмоциональная, когнитивная и предикативная формы проявления этой способности. Обогащение эмпатической способности с ростом жизненного опыта личности. Возможности психопедагогического воздействия на развитие эмпатической способности. Социально-психологический такт. Обостренное чувство меры во взаимодействии с другим человеком. Четкое видение границ, выход за которые деформирует или нарушает контакт. Оперативная адаптация к особенностям партнера, умение индивидуализировать общение. Простота и естественность, способность всегда оставаться самим собой. Отсутствие в поведении наигранности и нарочитости. Развитое чувство ситуации.
Тема 8. Вербальные средства общения, их характеристика. Культура речи как показатель общей культуры человека. Культура речи и культура мысли. Диалектическое единство речи, языка и мышления. Культура речи как раздел науки о языке, изучающей варьирование и норму произношения, словоизменение, словоупотребление. Понятие варьирования, равноправные и неравноправные варианты. Лексика, лексические нормы. Точность словоупотребления, чистота речи. Русское литературное произношение. Литературный язык, богатство лексики, точность словоупотребления, чистота речи: употребление иностранных слов, просторечные слова, жаргон, диалектные слова, слова-паразиты, неуместное использование канцеляризмов. Постановка ударений в слове. Общее понятие о слове. Основные отличия устной речи от письменной. Общенародный язык и особенности его функционирования. Отказ в устной речи от типовых оборотов письменного языка. Импровизационность как особенность устной речи. Интонация, логические ударения и паузы. Непосредственность общения и ее влияние на эффективность коммуникации. Отбор лексических средств, грамматических форм и конструкций в соответствии с особенностями коммуникативной ситуации. Культура устной речи. Правильность, ясность и точность речи. Соблюдение норм общепринятого произношения. Грамматические приемы оживления речи. Обращение. Вопросно-ответный прием. Аппликатура речевого общения. Основные способы создания и выражения подтекста. Семантическое содержание разговорных аппликатур. Искусство дешифровки завуалированной информации. Основные пути и средства развития устной речи. Личностная система языкового совершенствования. Изучение законов и речевых норм языка. Знание психологии речевого общения. Роль литературы и искусства в овладении мастерством живого слова. Использование системы специальных упражнений. Понятие о голосовом тренинге. Овладение искусством живого слова в процессе повседневного общения.
Тема 9. Ораторское искусство: понятие, исторический экскурс, особенности. Понятия: оратор, ораторское искусство. Значение мастерства красноречия в деловой карьере, повседневной жизни. Решение сверхзадачи оратора: воздействие на сознание, эмоции, волю воспринимающего речь (аудитории). Из истории ораторского искусства. Рабовладельческая демократия и искусство красноречия; культ слова, созданный софистами; Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия». Аристотель и его риторика. Демосфен, его мастерство красноречия. Риторика в России: М. В. Ломоносов – автор первого учебника по риторике. Опыт риторики И. С. Рижского; краткая риторика А. Ф. Мерзлякова; правила высшего красноречия М. М. Сперанского. Ораторская речь и ее виды: академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая. Тема 10. Логико-композиционное построение речи, логическое ударение, отношение. Понятия: композиция, композиция речи. План – основа композиции. Составные элементы композиции. Вступление: его роль, цель (вызвать интерес, установить контакт, завоевать доверие аудитории; подготовить благоприятную психологическую почву для восприятия речи; сообщить план речи). Начало, первые фразы – зачин речи (использование интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, обращение к опыту, интересам аудитории, апелляция к событиям, времени, месту, известным источникам информации и т. д.). Заключение как подведение итогов сказанному ранее. Цель заключения: краткое повторение основных проблем или выводов речи; обобщение сказанного в речи; указание перспектив, иллюстративная концовка. Значение последних слов выступления. Главная часть выступления, ее значение во всестороннем раскрытии темы. Соблюдение основного правила композиции: логическая последовательность и стройность изложения материала. Методы изложения материала: индуктивный метод, дедуктивный метод, метод аналогии, концентрический метод, ступенчатый метод, исторический метод. Понятие тезиса и аргумента. Недостатки композиции: нарушение логики изложения материала; перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов и проблем; шаблонное, трафаретное построение речи. Понятие логического ударения. Определение речевого такта, деление фразы на речевые такты. Выделение слов во фразе, несущих главную смысловую нагрузку. Сильное, среднее, слабое логическое ударение.
Правила постановки логических ударений (новое понятие; понятие, состоящее из нескольких слов; имя существительное в родительном падеже; противопоставляемые понятия и т. д.). Ударный монотон (все слова важные по смыслу), безударный монотон (важные по смыслу слова не выделяются). Сложность восприятия ударного и безударного монотона. Технические средства речи выделения логически ударных слов: сила голоса, его темп, ритм, паузы. Виды пауз: логическая пауза, психологическая пауза, грамматическая пауза. Тема 11. Характеристика невербальных средств общения. Невербальные средства общения, их изучение практической психологии. Паралингвистика как наука, ее задачи. Кинесика – наука о телодвижении. Фонация – наука о живой человеческой интонации. Интонация как дополнительный паралингвистический канал связи оратора с аудиторией. Сущность, функции и роль речевых средств общения. Активность позы в речевом общении. Влияние походки и позы оратора на восприятие аудитории. Начальная пауза как необходимое условие собранности внимания аудитории к оратору. Жесты и их особенности. Условные жесты, их интернациональный, узкоспециальный, национальный характер. Условные жесты различных народов. Неусловные жесты, их классификация и роль в речевом общении. Указывающие, изображающие жесты, их редкое использование. Жесты эмоциональные, подчеркивающие, ритмические и характер их использования. Особенности жестикуляции русских людей. Координация речи и жестов. Закон восприятия выступающего: «чем меньше для глаза – тем больше для души». Эмоциональная мимика как дополнительное (к слову) средство передачи мысли. Сочетание мимики, позы, жеста, интонации, слова как фактор успешного выступления оратора. Тема 12. Этикет как компонент коммуникативной культуры. Мораль и этикет – взаимосвязанные уровни предписаний о нормах межличностного взаимодействия. Мораль как фундамент этикета. Сущность этикетного регулирования внешних форм поведения. Основные функции этикета. Этикет, традиция и ритуал. Этикет как готовая линия коммуникативных действий. Символизация в этикете иерархии отношений. Отражение в этикетных предписаниях возрастных, социальных и половых позиций. Основные правила этикета: формы приветствия, обращения, построение разговора, поведение в общественных местах, за столом, отношение к старшим, женщинам и т. д. Служебный этикет и этикет в сфере дипломатии. Доброжелательность как основа вежливости. Конституирующая роль понятия «добро» в правилах этикета. Уважение к другому человеку – ведущий принцип этикетных предписаний. Поведение человека в соответствии с готовыми правилами и включение в общение как творческий процесс. Необходимость и целесообразность сочетания ритуалов с творческим оформлением поведения самими его участниками. Тема 13. Имидж как инструмент общения. Технология создания имиджа. Понятие имиджа личности как системного личностного образования, отражающего ее целостность и индивидуальность, сущность и форму, биологические, социальные, психологические и культурные признаки. Сущностные компоненты имиджа (смыслы, цели, ценностные ориентации, интересы, мотивы и т. д.) – внутренний стержень, опора «я – образа». Формальные (внешние) компоненты имиджа (речь, голос, пластика, одежда, прическа, макияж, манеры поведения). Имидж делового человека, его связь с имиджем организации. Имидж как воплощение корпоративных ценностей, этики. Функции имиджа: гносеологическая (самопознания, познания окружающего мира, других людей); регулятивная; коммуникативная; проективная (создание «я – проекта»). Технология создания имиджа, этапы создания «я – проекта»: q диагностика, q самодиагностика (изучение индивидуальных особенностей, личностных качеств, ценностных ориентаций, самосознание своего «я – реального», моделирование «я – идеального»); q самооценка; q самоотношение; q самокоррекция, формирование программы саморазвития по отдельным показателям (сущностным и формальным); q проектирование имиджа как системного личностного образования целостного «я – образа» (определение целей – идеалов, ценностных ориентаций, овладение навыками совершенствования внешних компонентов имиджа; овладение способами самовыражения и т. д.); q проецирование имиджа на картину мира, других людей, адаптация «я – образа» к системе «я и другие» (понимание психологических особенностей другого человека; знание механизма восприятия человека человеком и т. д.); q самопрезентация имиджа («я – проекта») (выбор средств самовыражения, их адаптация в «предлагаемых обстоятельствах»). Тема 14. Конфликты в процессе общения. Виды, структура, динамика конфликтов. Понятие конфликт. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины. Структура конфликта: предмет конфликта, участники конфликта, условия протекания конфликта, мотивы сторон, цели сторон, позиции участников конфликта. Динамика конфликта: предконфликтный период, открытый период, послеконфликтный период. Деструктивный, конструктивный конфликт. Понятие конфликтогена. Значение конфликтогенов в возникновении конфликтов. Закон эскалации конфликтогенов (первый конфликтоген – более сильный – еще более сильный конфликтоген – конфликт). Типы конфликтогенов: стремление к превосходству (прямые проявления превосходства, снисходительное отношение, хвастовство, категоричность; навязывание советов; перебивание собеседника; утаивание информации; нарушение этики; подшучивание; обман или попытка обмана; напоминание; перекладывание ответственности на другого человека); проявление агрессивности (природная агрессивность, ситуативная агрессивность); проявление эгоизма (отношение к другому человеку как средству достижения собственных целей). Способы предупреждения конфликтов: не употребляйте конфликтогенов; не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген; проявляйте эмпатию к собеседнику; делайте благожелательные посылы по отношению к партнеру. Тема 15. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стрессы и стрессовые ситуации. Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Стиль конкуренции (соперничества) как стратегия открытой борьбы за свои интересы, навязывание другой стороне собственной точки зрения, выгодного для себя решения в ущерб позиции оппонента. Стиль уклонения (избегания). Суть стратегии заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем (когда результат не столь важен или оппонент обладает большей властью). Стиль приспособления. Стратегия сглаживания противоречий за счет собственных интересов (если результат более важен для оппонента или он обладает большей властью). Стиль сотрудничества. Данная стратегия направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; этот стиль позволяет выработать наиболее эффективное решение в сложных конфликтных ситуациях. Стиль компромисса. Стратегия урегулирования разногласий через взаимные уступки (стороны частично удовлетворяют свои интересы, когда одновременное удовлетворение интересов невозможно). Стрессы и стрессовые ситуации. Понятие стресса. Роль стрессов в возникновении стресса. Стресс и фрустрация. Два вида стрессов: эустресс и дистресс. Признаки стрессового напряжения. Причины стрессового напряжения. Способы переживания стрессов, регуляция неблагоприятных эмоциональных состояний. Практические рекомендации (поведение в стрессовых ситуациях). Тема 16. Специфика межличностной коммуникации. Коммуникация как акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Коммуникативные барьеры как характеристика специфики межличностного общения (психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации). Типы коммуникативных барьеров. Барьеры непонимания: фонетический барьер (между людьми, говорящими на одном языке, но имеющими разный уровень развития и овладения речью); семантический барьер (непонимание смысла сказанного представителями разных социальных групп, субкультур); стилистический барьер (определяется разностью стиля подачи информации). Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные, национальные и др. Барьеры отношений (возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции). Феномены межличностного влияния. Феномен влияния как процесс воздействия на психическую сферу человека посредством некритического восприятия информации. Убеждение (осознанные процессы понимания и восприятия информации). Психологическое заражение (особый способ влияния (передача эмоционального состояния коммуникатора реципиенту)).Влияние субъективных каналов восприятия и передачи информации на межличностную коммуникацию. Приемы коммуникации: присоединение, закрепление, ведение. Нейролингвистическое программирование. Характеристика каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестический, модальный). Тема 17. Значение эмоций в процессе общения. Эмоции как психическое отражение реальной жизни в форме переживаний. Эмоции как субъективная форма выражения потребностей. Побудительное, направляющее действие значение эмоций. Отличие эмоций по качеству (модальности), интенсивности, продолжительности, глубине, генетическому происхождению, сложности и т. д. Роль эмоций в оценивании значимости происходящего и сигнализации об этом субъекту указывая на потребность, актуальную для этой ситуации. Функции эмоций: оценивающая, сигнальная, побуждающая, дезорганизующая, функция накопления, эвристическая функция. Проявление эмоций: чувство, страсть, настроение, аффект. Эмоциональные состояния личности, их влияние на процесс общения (радость, интерес тревога, страх, гнев, фрустрация, апатия, вина, обида, жалость к самому себе). Типы выражения эмоций, симуляция, подавление, маскировка, адекватное выражение. Умение понимать, выражать, регулировать эмоции как специальная задача образования. Лицевая экспрессия, ее особенности. Тренировка. Вербализация эмоциональных состояний как отражение их в звучащей речи. Эмоциональный уровень понимания субъектами общения. Тема 18. Досуговое общение. Сущность досугового общения как культурно-смыслового обмена. Признаки досугового общения: осуществление в сфере свободного времени, на основе свободного добровольного, самостоятельного выбора партнера (партнеров) по общению, предмета общения. Коммуникативная, интерактивная, аффективная составляющие досугового общения, их соотношение, доминирование в конкретной ситуации. Интернациональность субъектов досугового общения: на субъект, на предмет, смешанная интенция. Досуговое общение как диалог культур, взаимопознавательный процесс, путь к себе и к Другому. Семиотические аспекты досугового общения. Знаковые системы досугового общения. (Субъект общения как культурный текст, событие как культурный текст). Создание новых, согласованных культурных текстов как результат интерактивной фазы досугового общения: информационная, рекреационная, компенсаторная, креативная функция консолидации и др. Формы досугового общения. Связь между диверсификацией форм досугового общения и мультикультурностью смыслового пространства, социальной стратификацией общества и т. д. Проектирование события как фактора досугового общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|