Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие лицензионной политики




 

Сущность государственной монополии внешнеэкономических отношений СССР с зарубежными странами заключалась в том, что государственная монополия внешнеэкономических связей - было исключительным правом социалистического государства на осуществление всех видов внешнеэкономических операций (экспорт, импорт товаров и услуг, валютные операции, производственное сотрудничество и т.д.).

По мере расширения внешнеэкономических связей, которые вышли за рамки товарного обмена и стали дополняться сотрудничеством в области науки и техники, государственная монополия распространилась и на эти формы экономических отношений СССР с зарубежными странами. Принцип монополии государства на внешнеэкономические связи был закреплен в ст. 73 Конституции СССР.

Первые советские лицензии на ряд крупных по тому времени изобретений были проданы иностранным фирмам еще в 30-е годы через акционерное общество “ПРИЗ” (патентование и реализация изобретений). В 1930 г. во Францию была продана лицензия на способ многоцветного печатания, в Германию - на экстракт лечения грудной жабы, на сушильный аппарат, на универсальный анализатор. В последующие годы за границу через внешнеторговые объединения Минвнешторга было продано ряд лицензий, в том числе на турбобуры, консистентные мази и пр.

Но лицензионными операциями вплоть до начала 60-х годов в Советском Союзе занимались многие внешнеторговые объединения (“Станкоимпорт”, “Машиноэкспорт”, “Энергомашэкспорт” и т д.) в зависимости от закрепленной за ними номенклатуры товаров. В целях проведения единой лицензионной политики и централизации лицензионной торговли в 1962 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1962 г. № 607 “Об улучшении охраны государственных интересов в области изобретений и о дальнейшем улучшении изобретательства в СССР” было создано специализированное экспортно-импортное объединение “Лицензионторг” входящее в систему Министерства внешней торговли.

Начиная с 1962 г., в стране были приняты ряд мер по становлению развитию международной торговли лицензиями на изобретения, обеспечению государственных интересов в области изобретений и подготовке отраслей народного хозяйства к активному участию в международной торговле лицензиями. Так, созданное внешнеторговое объединение “Лицензионторг”, высокими темпами, в среднем около 30% в год, наращивало продажу лицензий, в том числе и на ноу-хау. Его партнерами являлись более 200 организаций и фирм из более чем 40 стран. За 1971-1975 гг. продано лицензий на внешнем рынке в 4 раза больше, чем за 1966-1970 гг. Валютные поступления от продажи лицензий в 1971-1975 гг. в 10, поступления валюты за 1966-1970 гг. В период с 1976-1980 гг. отношению к 1971-1975 гг. количество преданных лицензий иностранным партнерам возросло в 2,2 раза, а валютные поступления - в 5 раз. Темпы продажи лицензий и валютных поступлений продолжали возрастать в 1981-1985 гг.

В конце 60-х - начале 70-х годов был осуществлен ряд мероприятий, направленных на развитие патентно-лицензионной работы, в том числе усиление ответственности отраслевых министерств и ведомств, создание сети патентно-лицензионных служб на предприятиях и в организациях, введение планирования торговли лицензиями в рамках государственных годовых и перспективных планов экономического и социального развития СССР, позволивший резко увеличить объемы продаж и закупок лицензий и добиться устойчивых и высоких темпов роста. С 1970 г. было введено планирование закупки иностранных лицензий, на основании Государственного плана экономического и социального развития СССР. Порядок подготовки проектов перспективных и годовых планов продажи лицензий определялись постановлением Совета Министров СССР от 12.12. 1968 г. № 979. При подготовке предложений в проекты планов надо было руководствоваться “Методическими указаниями к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР”, утвержденными Госпланом СССР. Организации и предприятия по заданиям министерств и ведомств давали предложения к годовым и перспективным планам продажи лицензий за границу по установленной форме. Министерства и ведомства анализировали и уточняли предложения подведомственных организаций и предприятий, составляли сводные по министерству предложения и направляют их в Госкомизобретений, а копии - в ГКНТ, МВТ или ГКЭС. Госкомизобретений по этим материалам составляет проект сводного плана продажи лицензий.

Министерства и ведомства - генеральные поставщики объектов лицензий после уточнения, доработки и утверждения лицензионных материалов организаций и предприятий направляли их в Госкомизобретеий.

Технико-экономический расчет эффективности реализации объекта лицензии производился как сопоставительный анализ альтернативных вариантов: экспорта товара, продажи лицензии, “инжиниринга”, научно-производственной кооперации или сочетания пере численных форм реализации. Показатели технико-экономического расчета оформлялись в виде сравнительных таблиц, калькуляций в расчете на единицу продукции или на годовой объем выпуска.

В 70-е годы на базе проданных в капиталистические страны советских лицензий иностранные фирмы наладили широкий выпуск промышленных изделий и товаров. Это относится к строительству установок непрерывной разливки стали в Японии, Италии, Франции, сооружению во Франции установок для электрошлакового переплава стали, где также был освоен процесс изготовления литейных форм и стержней из самотвердеющих смесей. По советским лицензиям в США было налажено производство алюминия и магния в мощных бездиафрагменных электролизерах; в ряде стран Запада построены коксовые батареи большого объема с использованием метода “сухого” тушения кокса; выпускались лекарственные препараты этимизол и проспидин. В Японию была продана лицензия на систему трубопроводного контейнерного пневмотранспорта, в Канаду и Японию - на метод гидродобычи угля.

В своей деятельности советские внешнеторговые организации стали применять такие формы торговли, как оказание услуг типа “инжиниринг”, в этом случае требовалось представление только предоставление лицензионного паспорта и технико-экономического расчета эффективности. Лицензионный паспорт составлялся по определенной форме, установленной Инструкцией. В нем излагались сведения о степени разработки объекта, о месте его демонстрации представителям зарубежных фирм, о сроках выполнения различных видов работ (связанных с подготовкой объекта к реализации) и их ответственных исполнителях.

По данным ГКНТ средняя рентабельность производства продукции по лицензиям в 1978 г. составила 28%. Это в 2 раза выше, чем средняя рентабельность производства по стране в целом. Средний срок окупаемости всех затрат, произведенных на приобретение и освоение лицензий, в том же году составил около 5 лет, что на 25% ниже нормативного срока окупаемости. Сроки освоения производства промышленной продукции на базе закупленных лицензий в среднем составляли 2-4 года, что примерно в 2 раза быстрее, чем освоение производства новой техники на основе отечественных разработок. Только за 1976- 1978 гг. Советским Союзом был приобретен ряд лицензий на производство оборудования новых видов и прогрессивные технологические процессы, которые имели привлекательное значение для качественного изменения направления технического прогресса в ряде отраслей советской промышленности. К их числу можно отнести производство магнитных лент для записи цветного изображения, технологию подачи пылевидной извести в струе кислорода при выплавке стали в конверторах, производство цветных кинескопов и т.д. Такой процесс являлось примером эффективности воздействия на ускорение научно-технического прогресса и повышение интенсивности общественного производства. Советская практика по закупке и использованию зарубежных лицензий была широко отражена в нормативных и регламентирующих документах стран СЭВ.

Торговые операции на лицензионной основе стали осуществляться всеми союзными объединениями в зависимости от их специализации. При этом, если поставкам оборудования, машин и других товаров сопутствует передача на лицензионной основе научно-технических достижений или производственного опыта, то такие операции осуществляют специализированные всесоюзные объединения ГКЭС или Минвнешторга, а торговые операции по лицензиям без экспортно-импортных поставок оборудования осуществляет специализированное всесоюзное объединение Минвнешторга “Лицензионторг”.

Данный порядок нанес серьезный урон сложившейся системе сотрудничества. Породил конкуренцию между системой ГКЭС и “Лицензионторгом”. В результате в период с 1982 по 1985 предприятия ГКЭС увеличили объем передаваемых лицензий более чем на 60% по сравнению с “Лицензионторгом”. При этом по 80% договоров было бесплатно передано и ноу-хау в различных формах и под различными предлогами. Расследование деятельности руководства ГКЭС было прекращено в начале 90-х годов, в связи с изменением политической ситуации в стране.

За границей вопросами внешних экономических и научно-технических связей СССР занимались соответственно торговые представительства СССР, а также аппараты советников по экономическим вопросам и советников по науке и технике посольств СССР. Также значительную поддержку лицензионной работе оказывала торгово-промышленная палата СССР - общественная организация, основной задачей которой являлось содействие развитию и укреплению экономических связей СССР с другими странами. Членами ее могли быть хозяйственные, кооперативные, общественные организации и отдельные предприятия. Ее основными функциями являлось: установление деловых контактов и общественных связей с заграничными организациями, осуществляющими торговлю и содействующими ей; организация выставок и ярмарок в СССР и за границей; выполнение поручений по патентованию изобретений и регистрации товарных знаков; выдача свидетельств о происхождении товаров, вывозимых из СССР; проведение экспертиз качества товаров и т. д.

Однако в целом, ситуация с ноу-хау до сих пор остается сходной с положением дел в СССР и усугубляется тем, что до настоящего времени проблемам выявления, технико-экономической и коммерческой оценке значимости, сохраняется в тайне, предотвращения разглашения и коммерческой реализации за границей ноу-хау не придается серьезного значения. За редким исключением отсутствуют инструктивные и методические материалы для проведения этих работ даже по министерствам. Государственные исследователи и разработчики новой техники и технологии выявлением, оценкой технико-экономической значимости и сохранением в тайне ноу-хау практически не занимаются. По некоторым оценкам, более 80% инженерно-технического состава в стране не знают, что такое ноу-хау, а раз не знают, то не выявляют его, не сохраняют в тайне и, разглашая, позволяют его заимствовать как зарубежным фирмам, так и отечественным, не неся никакой, ответственности перед разработчиками и создателями ноу-хау. Вводимые в трудовые договора положения по обращению с ноу-хау работники в своей массе игнорируют или просто не понимают.

В целом международное движение технологий в советский период определялось монополией государства на внешнеэкономические отношения полностью распространявшееся и на закупку иностранных лицензий. Поэтому ни одна лицензия не могла быть закуплена за рубежом без разрешения компетентного государственного органа, которым по решению правительства являлось ГКНТ. Он осуществлял и общее руководство, и контроль работ по закупке и использованию иностранных лицензий. Контроль приобретения и освоением лицензий осуществляют также Госплан и МВТ.

В закупке лицензий участвуют: потребитель лицензии - организация, предприятие, которое будет осваивать лицензию; заказчик лицензии - отраслевое министерство, ведомство, на подведомственном предприятии которого будет осваиваться производство по лицензии. Посредник между заказчиком лицензии и поставщиком лицензии - ВО МВТ, которое не вступало в прямую правовую связь с предприятием-потребителем лицензии, однако если потребитель вступает в прямые контакты с ВО “Лицензионторг”, то он рассматривается в качестве третьего лица, на которое заказчик возложил частичное исполнение обязательств. Поставщик лицензии - иностранная фирма или организация, предоставляющая лицензию. ВО “Лицензионторг” - специализированная организация Минвнешторга по закупке лицензий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...