Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
мировой рынок технология россия С переходом к свободным экономическим отношениям, возникла необходимость применения нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. К основным причинам того периода можно отнести: . различиями между внутренними и мировыми ценами и несоответствием их структуры по ряду основных товаров российского экспорта; . дефицитом многих сырьевых ресурсов на внутреннем рынке; . необходимостью выполнения принятых Россией международных обязательств. Система нетарифного регулирования экспорта начала разрабатываться в 1992 г. и включала в себя следующие элементы: . квотирование и лицензирование поставок отдельных товаров из страны, в том числе в соответствии с международными обязательствами России; . разрешительный порядок экспорта продукции, входящей в перечень стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ); . обязательная регистрация контрактов при вывозе отдельных видов товаров с целью контроля над уровнем экспортных цен. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России, причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот. Установленный единый порядок лицензионного регулирования как экспортных, так и импортных операций предусматривал следующее: порядок квотирования и лицензирования распространялся на торговые взаимоотношения России со всеми странами, включая все республики СССР; система квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров охватывала все юридические лица, независимо от форм собственности; при экспорте стратегически важных сырьевых товаров лицензии выдавались организациям, получившим право такого экспорта после специальной регистрации в тогдашнем Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации.
В этой связи с 1 июля 1992 г. в России был сформирован институт спецэкспортеров, предусматривающий обязательную регистрацию предприятий и организаций, имеющих право экспорта СВСТ. Главной задачей регистрации экспортеров СВСТ являлось обеспечение соблюдения валютного и ценового контроля, а также контроля над выполнением законодательства во внешнеэкономической деятельности. Регистрация позволяла государству не только отслеживать численность участников внешнеторговых операций, но и обеспечивать оперативный контроль над изменением характера их экспортной деятельности. Режим спецэкспортеров был отменен с 25 марта 1995 г. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта № 245. Этими же причинами объясняется следующая норма российского патентного закона гласящая, что лицензионный договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве, иначе он недействителен. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ до 31 декабря 1992 года должны были быть приняты нормативные акты, предусмотренные Патентным законом, и внесены в Верховный Совет РФ предложения по вопросам, требующим законодательного регулирования. Однако последующие события привели к тому, что рекомендованные акты, были приняты в форме 4-й главы Гражданского Кодекса РФ зимой 2001-02 годов. Таким образом, о реальном применении Патентного закона РФ делать выводы преждевременно, тем более, что он, не отменяет ранее принятые союзные и подзаконные акты по промышленной собственности, если они не противоречат действующему законодательству в Российской Федерации. С 1992 г. экспортируемы товары освобождались от уплаты НДС при условии их вывоза за пределы стран СНГ. Аналогичная льгота стала действовать и в отношении акцизов. Акцизы на нефть и природный газ подлежали уплате при поставках этих товаров и в пределах России, и на экспорт. Весь этот период лицензионные сделки регулировались как товарные сделки купли-продажи.
Импорт товаров в Россию с 1992 г. был освобожден от квотирования, и лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга продукции, причем с 1993 г. перечень импортируемых товаров, подлежащих лицензированию был сокращен - в их число вошли химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому лицензии выдавались в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации (вооружения, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая “двойное назначение”). Законом Российской Федерации “О таможенном тарифе” был утвержден порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, то есть реальной базы для исчисления и взимания не только ввозных пошлин, но и других таможенных платежей, а также возможных штрафных санкций за нарушение таможенного законодательства и ряда внутренних платежей и сборов, предусмотренных законодательством России о налогах. Разработанный и утвержденный порядок базировался на нормах и правилах, принятых в международной практике. Тарифное регулирование ввоза товаров в Россию стало осуществляться с 1 июля 1992 г. и претерпело многократные изменения. Так, в 1994 г. в стране сложилась новая экономическая ситуация в стране. Был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. В перечень товаров, подпадающих по лицензионный режим, стали входить продукция, вывоз которой регламентируется международными обязательствами России, и товары, по которым был сохранен особый порядок экспорта. В первую группу входила продукция, по которой у России имеются международные соглашения о самоограничении объемов экспорта некоторых - текстильных полуфабрикатов и готовых текстильных изделий товаров; отдельных изделий из черных металлов; карбида кремния. Ко второй группе вошли те товары, по которым установлен особый порядок экспорта - это дикие животные и дикорастущие растения; лекарственное сырье; шифровальные средства; вооружения и продукция двойного назначения; ядерные материалы и установки; драгоценные металлы и камни; коллекционные материалы по минерологии и палеонтологии, полудрагоценные камни и изделия из них; наркотические и психотропные средства и яды. Экспорт этих товаров осуществляется решениями Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Заметным шагом в ликвидации узких мест в национальном внешнеэкономическом законодательстве стал Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, прошедший трудный и непростой путь разработки согласования и утверждения. Законом были определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и в целом “набор инструментов”, с помощью которых государство предполагало осуществлять это регулирование, остался прежним и включал в себя меры таможенно-тарифного регулирования. Однако сфера применения прямых административных методов резко сузились. Введение количественных ограничений экспорта, осуществляемое только на основании специальных постановлений Правительства, допускалось только лишь как исключительная мера. В тот же период было объявлено, что приоритетными в развитии экспортного сектора экономики являются: . высокотехнологические, наукоемкие отрасли машиностроения (станки, самолеты, ракеты, приборы, бытовая техника), порошковая металлургия, керамика, химическая промышленность; . агропромышленный комплекс; . патентно-лицензионная торговля, туризм; . добывающая и металлургическая промышленность. В части государственной импортной политики были заявлены следующие ориентиры: . импорт современной техники и технологий, инжиниринговых услуг. Объединение новейшей технологии с высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем трудоспособного населения; . охрана здоровья, развитие медицинской промышленности, медицинских учреждений; . совокупность отраслей продовольственного комплекса, пищевая промышленность. Данные заявления были вызваны отчасти предвыборной кампанией 1995 года и в дальнейшем юридически закреплены не были. Международный технологический обмен - это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|