Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие внешней торговли России на мировых рынках технологий




 

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой.

При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.

Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако, с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению.

В связи с этим, зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.

Выделяется четыре способа международной торговли услугами.

. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, се пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.

. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.

. Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо - right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.

. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране.

Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом.

В соответствии с положения ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов: услуги для бизнеса; строительные услуги; услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные); дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг); транспортные услуги; финансовые услуги; образовательные услуги; услуги здравоохранения; туристические услуги; рекреационные услуги; услуги по охране окружающей среды; услуги, в другом месте не классифицированные

Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, включающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.

К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, инженерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.

Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.

К прочим услугами для бизнеса относятся услуги: по аренде оборудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров.

Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ.

До этого времени в международном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т.е. практически отсутствовало.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:

обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;

гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений;

не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;

соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);

участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.

В то же время каждая страна имеет право:

сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права;

ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;

сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;

применять ограничения в целях защиты платежного баланса;

использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials);

участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами/2, С. 18/.

Экспорт из России наукоемкой продукции и технологий имеет очень незначительные объемы. Тенденция их роста в 80-е годы не была закреплена. Основная часть высокотехнологичной продукции производилась в рамках ВПК. Сегодня же вследствие "рыночных" реформ ситуация намного хуже даже на внутреннем рынке, так как подавляющая часть спроса на наукоемкую продукцию удовлетворяется за счет импорта.

Объем отечественного производства по отношению к импорту по системам связи составляет лишь 2%, а по стратегически важному виду средств транспорта - самолетам - 50%.Если в 1999 году доля сырья в российском экспорте составляла 44%, то в последние годы - 66-69%. Доля машин и оборудования снизилась с 11% до 5%.

 

Рисунок 1. Сырье и высокотехнологичная продукция в структуре российского экспорта в 1999-2009 годах

 

Необходима глубокая реструктуризация экономики, расширение промышленной базы для экспорта, изменение структуры экспорта в сторону увеличения доли готовой продукции, машин, оборудования, наукоемких товаров, технологий и услуг.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в большинстве стран мира коммерциализация научных достижений стимулирует фундаментальные исследования, тем самым, повышал коммерческую привлекательность прикладной науки. Россия также вы ходит на этот путь, однако, коммерциализация российских и, в первую очередь, советских изобретений осложняется недостатком квалифицированных специалистов в области международного патентования, разрывом между исследовательскими институтами, производственными и торговыми предприятиями. Необходимость интеграционного усилия российских производителей высокотехнологичной продукции по представлению своих интересов на мировом рынке сейчас ощущается практически всеми организациями, так или иначе причастными к судьбе российской науки. Без вложения средств от продажи существующих конкурентоспособных российских технологий в теоретические исследования невозможно долго продержаться на мировом рынке - рано или поздно запас советских разработок закончится и устареет.

Устойчивая тенденция роста доли наукоемких товаров в мировом производстве обусловлена высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим. Опережающий рост международной торговли высокотехнологичной и наукоемкой продукцией и сокращение удельного веса сырья в мировом экспорте уже привели к значительному снижению роли транспорта при осуществлении международных коммерческих операций.

Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает спрос на качественные знания и информацию. Возрастающее по объемам и скорости производство информации есть прямой продукт НТП и коммерческой целесообразности. Всеми экономистами признано, что основным товаром современности стала информация. В этой связи независимое производство информации ставит вопрос о роли национального государства присваивающего и распределяющего информацию в своих целях - удержание и укрепление власти. Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гомар Т. Европа, Россия, США: новые величины старого уравнения // Россия в глобальной политике. - Январь - Февраль 2008. - №1.

2. Картамышев В.А. Политика Европейского союза по содействию развитию в контексте исполнения обязательств «Группы восьми» // Вестник международный организаций. - №2 (24). - 2009. - С. 85-99.

.   Комиссарова Ж.Н. Экономические отношения Франции // Мировое и национальное хозяйство. - 2009. -№2(9).

.   Ломакин В. К. Мировая экономика. Практикум: Учебное пособие.- М: Юнити, 2007.- 223 с.

5. Калабеков И.Г. К17 Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе, переработанное и дополненное). - М.: РУСАКИ, 2010. - 498 с.

6. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.

.   Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 735 с.

.   Михайлов Н.В., Научно-технический потенциал и оборонная безопасность, Независимое военное обозрение, 21.07.2000 г.

.   Родионова И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

.   Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 847 с.

.   Станет ли Россия высокотехнологичной страной // «Независимая газета», 12 февраля 2003 года.

.   Трифонов Е.В. Мировая экономика: Учебное пособие. - Норильский индустриальный институт. - Норильск, 2004. - 94 с.

.   http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/trade/#

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...