Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии




Таблица для определения возраста ребенка

  Месяц обследо-вания январь февраль   март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Месяц рождения
январь   +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11
февраль -1   +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10
март -2 -1   +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9
апрель -3 -2 -1   +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8
май -4 -3 -2 -1   +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
июнь -5 -4 -3 -2 -1   +1 +2 +3 +4 +5 +6
июль -6 -5 -4 -3 -2 -1   +1 +2 +3 +4 +5
август -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1   +1 +2 +3 +4
сентябрь -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1   +1 +2 +3
октябрь -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1   +1 +2
ноябрь -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1   +1
декабрь -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1  

 

Оценка физического развития методом сигмальных отклонений

 

По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки - рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину соответствующего отклонения - сигму. Полученная при делении величина называется сигмальным отклонением. По величинам сигмальных отклонений строится профиль физического развития. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Вертикальная линия в центре - М - соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от средней линии на равных расстояниях откладывают влево - отрицательные значения, вправо - положительные значения сигмы. Эти линии проводят параллельно средней вертикальной линии. Полученные величины сигмальных отклонений наносят на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединяя точки каждого признака, получают профиль физического развития. Если профиль физического развития расположен в пределах от М-1d до М+1d - то физическое развитие считается средним, если профиль расположен от -1d до -2d то развитие будет ниже среднего, от -2d до -3d - низкое развитие, от +1d до +2d - развитие выше среднего, от +2d до +3 d - высокое физическое развитие.

По профилю судим еще и о пропорциональности развития. Если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более чем на 1d, то следует считать телосложение пропорциональным, а при отличии одного из признаков от другого более чем на 1d, то телосложение считается непропорциональным. Пользуясь стандартами физического развития по методу сигальных отклонений (приложение) оцениваем физическое развитие

Пример: Девушка 17 лет, русская имеет рост 160 см, массу тела 57 кг, окружность грудной клетки 79 см. Оценить физическое развитие методом сигмальных отклонений.

Таблица 2

Таблица расчета сигмальных отклонений

 

Признаки Показатели обследуемого М d Разница между М и показателями обследуемого Величина сигмального отклонения
Рост   162,85 5,18 - 2,85 - 0,6
Масса тела   55,83 5,38 +1,17 + 0,2
Окружность груди   79,91 4,81 - 0,91 - 0,2

 

Профиль физического развития

 

-3d -2d -1d М +1d +2d +3d

Рост          
Масса тела            
Окружность груди            

Заключение физического развития по методу сигмальных отклонений русской девушки 17 лет: рост средний, масса тела средняя, окружность груди средняя, развитие пропорциональное (т.к. все показатели укладываются в пределы 1d).

Недостатком метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям является то, что каждый из признаков оценивается отдельно, т.е. отсутствует корреляция между оцениваемыми признаками ростом, массой тела, окружностью грудной клетки.

 

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

 

Этот метод более совершенный, так как шкала регрессии - это оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Они составляются на основании проведения многочисленных исследований на детях одного возраста, пола, национальности и проживания в одной местности. Основой оценочной таблицы является рост ребенка, представленный во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Методика оценки по шкалам регрессии заключается в следующем; сначала определяют к какой группе относится рост данного ребенка, затем соответственно данному росту находят какой должна быть масса тела и окружность грудной клетки ребенка. Далее, из фактических данных массы тела и окружности грудной клетки вычитают показатели стандарта - по шкалам регрессии - по массе тела и окружности грудной клетки и делят эту разность на сигму регрессии, которую находят из шкалы регрессии, отдельно по росту и окружности грудной клетки. Полученные величины называются частно-сигмальными отклонениями. Если частно-сигмальные отклонения находятся до ±1d регрессии, то развитие ребенка считается гармоничное; если ±2d регрессии, то развитие дисгармоничное; если более ±2d, то развитие считается резко дисгармоничным за счет дефицита или избытка массы тела 1 и 2 степени, малой или большой окружности грудной клетки.

Дети с избыточной массой тела направляются к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением. Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей). Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.

Указанный метод тоже имеет недостаток - он позволяет оценить лишь морфологический статус ребенка, но не уровень биологического развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...