Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексная схема оценки физического развития




 

Эта схема дает возможность оценить не только морфологический статус ребенка, но и биологический уровень развития ребенка. Оценка по комплексной схеме проводится в два этапа: на первом этапе оценивают рост, масса тела, окружность грудной клетки по шкалам регрессии, давая при этом заключение о гармоничности развития ребенка. На втором этапе приступают к оценке биологического уровня развития, т.е. оцениваются следующие признаки: погодовая прибавка длины тела ребенка, количество зубов, степень развития вторичных половых признаков, динамометрия, жизненная емкость легких, срок наступления менструации у девочек и др.

Особое внимание при комплексной характеристике физиче­ского развития подростков уделяется оценке степени полового созревания, которая опреде­ляется на основании развития вторичных половых признаков по так называемой «половой формуле». Фор­мула включает следующие элементы: Р (Pubis) - разви­тие волос на лобке, Ах (Axillaris) - развитие волос в подмышечной впадине, Ma (Mamma) - развитие груд­ных желез, Me (Menarche) - возраст наступления первой менструации.

Развитие этих признаков различают по стадиям.

Развитие, волос на лобке (Pubis) -Р.

0-я стадия - отсутствие волос Р0

1-я стадия - единичные короткие волосы Р1

2-я стадии - занимают ограниченное пространст­во Р2

в центре лобка, густые длинные

3-я стадия - волосы на всем треугольнике лобка Р3

длинные, вьющиеся, густые

Развитие волос в подмышечной впадине (Axillaris) Ax

0-я стадия - отсутствие волос Ах0

1-я стадия - единичные волосы Ах1

2-я стадия - занимают центральный участок Ах2

впадины, хорошо выражены

3-я стадия - расположены по всей подмышечной Ах3

впадине, длинные, густые, вьющиеся

Развитие грудной железы (Mamma)Ma

1-я стадия - сосок поднят над околососковым кружком,

молочная железа не выдается М а 1

2-я стадия - сосок и околососковый кружок вы­ступает

в виде конуса, молочная железа несколько выдается М а 2

3-я стадия - сосок и околососковый кружок со­храняют

форму конуса, железа поднята на большом пространстве М а 3

4-я стадия - сосок поднимается над околососко­вым М а 4

кружком, молочная железа принимает размеры

и форму, свой­ственную взрослой женщине

Таблица 3

Показатели уровня биологического развития школьников

 

Возраст Длина тела, см (М ± s) Погодовая прибавка в росте, см Число зубов (М ± s) Степень развития вторичных половых признаков
М А Л Ь Ч И К И
  М ± s 4 - 6 7 ± 3  
  М ± s 4 - 6 12 ± 2  
  М ± s 4 - 6 14 ± 2  
  М ± s 4 - 6 18 ± 3  
  М ± s 4 - 6 20 ± 4 Ахо, Ро
  М ± s 4 - 6 24± 3 Ах0, Ро,1
  М ± s 7 - 10 27±1 Ах0, Р1
  М ± s 7 -10   Ах1, Р2
  М ± s 4- 7   Ах2, Р3
  М ± s 3 - 4   Ах3, Р3.4
  М ± s 1 - 2   Ах3, Р4
Д Е В О Ч К И
  М ± s 4 - 5 9 ±3  
  М ± s 4 - 5 12±3  
  М ± s 4 - 5 15±3  
  М ± s 4 - 5 19 ±3 Ах0, Р0, Ма0
  М ± s 6 - 8 21±3 Ах0-1, Р0-1, Ма1
  М ± s 6 - 8 25±2 Ах1-2, Р1-2, Ма2
  М ± s 4 - 6   Ах2-3, Р2-3, Ма2-3, менархе
  М ± s 2 - 4   Ах 2-3, Р3, Ма2-3, менархе
  М ± s 1 - 2   Ах3, Р3, Ма3, мензес
  М ± s 1 - 2   Ах3-4, Р3-4, Ма3-4, мензес
  М ± s 0 -1   Ах3-4, Р4, Ма4, мензес

 

Для оценки физического развития по комплексной схеме определяют группы здоровья и физкультурную группу.

Группы здоровья:

I группа - здоровые;

2 группа - здоровые, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения после перенесенных заболеваний, травм, имеющие миопию средних степеней, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, болеющие ОРЗ 4 и более раз в год;

3 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в сос­тоянии компенсации, с сохранёнными функциональными возможностя­ми организма;

4 группа - дети больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможнос­тями, нарушающими приспособление к труду и условиям жизни;

5 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состо­янии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, инвалиды первой, второй группы.

Физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная.

Ведущими показателями биологического развития в младшем возрасте является длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем возрасте - характер погодовых прибавок и степень выраженности вторичных половых признаков.

Общая формулировка физического развития ребенка по комплексной схеме будет звучать так:: ребенок... лет, при высоком (низком) росте, гармоничного (или дисгармоничного) развития, по большинству оцениваемых признаков соответствует (или отстает, или опережает) своему календарному возрасту.

 

Таблица4

Жизненная емкость легких девочек и мальчиков (см3)

 

  ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ
Возраст М ± m M ± m
  1372 ± 40,8 1387± 32,5
  1510 ± 24,0 1633± 23,8
  1734 ± 25,0 1921± 26,4
  1859 ± 24,3 2086± 27,5
  2060 ± 30,7 2223± 26,5
  2370 ± 35,8 2493± 28,1
  2632 ± 34,8 2841± 33,7
  2833 ± 36,5 3160± 40,2
  3037 ± 33,7 3729± 47,7
  3048 ± 33,0 4085± 56,1
  3028 ± 49,2 4481± 51,7

 

 

Таблица 5

Мышечная сила рук девочек и мальчиков школьного возраста (кг)

 

  Д Е В О Ч К И М А Л Ь Ч И К И
Возраст в годах Правая рука М ± m Левая рука М ± m Правая рука М ± m Левая рука М ± m
  9.9 ± 0.26 9.46 ± 0.27 11.77 ± 0.25 10.83 ± 0.26
  11.12 ± 0.17 10.30 ± 0.17 13.51 ± 0.20 12.38 ± 0.20
  12.40 ± 0.21 11.52 ± 0.21 15.13 ± 0.25 14.05 ± 0.23
  14.05 ± 0.23 12.93 ± 0.21 17.61 ± 0.26 16.18 ± 0.26
  15.20 ± 0.21 14.11 ± 0.23 19.56 ± 0.31 17.08 ± 0.26
  17.40 ± 0.30 15.87 ± 0.26 20.78 ± 0.31 18.85 ± 0.34
  20.21 ± 0.35 18.87 ± 0.32 26.33 ± 0.55 23.13 ± 0.46
  22.47 ± 0.38 20.72 ± 0.30 33.15 ± 0.70 29.90 ± 0.71
  23.68 ± 0.40 21.92 ± 0.44 40.00 ± 0.78 37.98 ± 0.64
  26.64 ± 0.44 24.38 ± 0.42 46.00 ± 0.78 40.27 ± 0.73

 

Центильный метод оценки физического развития

Известно, что для оценки физического развития используют стандарты в виде оценочных таблиц разрабатываемых на большом статистическом материале, которые должны периодически обновляться (через каждые 7-10 лет).

Постоянно идёт поиск более совершенных форм, позволяющих врачу или среднему медицинскому работнику быстро и достоверно проводить оценку физического развития растущего организма.

Существующие параметрические методы оценки физического развития, как, сигмальный и регрессионный, пригодны для приз­наков с варьированием по закону нормального распределения, т.е. когда распределение частот признака в сторону увеличения и умень­шения симметрична по отношению к средней арифметической (М).

Некоторые показатели физического развития имеют распреде­ление с правосторонней ассиметрией: масса тела, окружность грудной клетки, толщина жировых складок и другие. У них интер­вал не соответствует фактическому размаху колебаний и оценка средней нормы отличается от реальной. В силу этого целесообразнее использовать для оценки физического развития детей и подростков простой непараметрический метод - центильный анализ, способ сжатого описания распределения величин харак­теризующих физическое развитие.

Преимущества центильных шкал, в сравнении с другими методами: использование этих таблиц проще и удобнее; они более строго отражают распределение антропометричес­ких признаков, имеющих ассиметрию; удобны как крининг - тест при массовых обследованиях, когда характеризовать физическое развитие можно только по длине и массе тела, что значительно экономит время; позволяют определить соматотип ребёнка в раннем возрасте,
прогнозировать и формировать физическое развитие.

Индивидуальная оценка физического развития по центильному методу производится по одномерным центильным шкалам, где по каждому признаку приведены размахи колебаний от минимального до максимального значений, центральное значение (медиана) и 8 центильных коридоров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...