Комплексная схема оценки физического развития
Эта схема дает возможность оценить не только морфологический статус ребенка, но и биологический уровень развития ребенка. Оценка по комплексной схеме проводится в два этапа: на первом этапе оценивают рост, масса тела, окружность грудной клетки по шкалам регрессии, давая при этом заключение о гармоничности развития ребенка. На втором этапе приступают к оценке биологического уровня развития, т.е. оцениваются следующие признаки: погодовая прибавка длины тела ребенка, количество зубов, степень развития вторичных половых признаков, динамометрия, жизненная емкость легких, срок наступления менструации у девочек и др. Особое внимание при комплексной характеристике физического развития подростков уделяется оценке степени полового созревания, которая определяется на основании развития вторичных половых признаков по так называемой «половой формуле». Формула включает следующие элементы: Р (Pubis) - развитие волос на лобке, Ах (Axillaris) - развитие волос в подмышечной впадине, Ma (Mamma) - развитие грудных желез, Me (Menarche) - возраст наступления первой менструации. Развитие этих признаков различают по стадиям. Развитие, волос на лобке (Pubis) -Р. 0-я стадия - отсутствие волос Р0 1-я стадия - единичные короткие волосы Р1 2-я стадии - занимают ограниченное пространство Р2 в центре лобка, густые длинные 3-я стадия - волосы на всем треугольнике лобка Р3 длинные, вьющиеся, густые Развитие волос в подмышечной впадине (Axillaris) Ax 0-я стадия - отсутствие волос Ах0 1-я стадия - единичные волосы Ах1 2-я стадия - занимают центральный участок Ах2 впадины, хорошо выражены 3-я стадия - расположены по всей подмышечной Ах3 впадине, длинные, густые, вьющиеся
Развитие грудной железы (Mamma)Ma 1-я стадия - сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается М а 1 2-я стадия - сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько выдается М а 2 3-я стадия - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большом пространстве М а 3 4-я стадия - сосок поднимается над околососковым М а 4 кружком, молочная железа принимает размеры и форму, свойственную взрослой женщине Таблица 3 Показатели уровня биологического развития школьников
Для оценки физического развития по комплексной схеме определяют группы здоровья и физкультурную группу. Группы здоровья: I группа - здоровые; 2 группа - здоровые, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения после перенесенных заболеваний, травм, имеющие миопию средних степеней, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, болеющие ОРЗ 4 и более раз в год; 3 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранёнными функциональными возможностями организма;
4 группа - дети больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями, нарушающими приспособление к труду и условиям жизни; 5 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, инвалиды первой, второй группы. Физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная. Ведущими показателями биологического развития в младшем возрасте является длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем возрасте - характер погодовых прибавок и степень выраженности вторичных половых признаков. Общая формулировка физического развития ребенка по комплексной схеме будет звучать так:: ребенок... лет, при высоком (низком) росте, гармоничного (или дисгармоничного) развития, по большинству оцениваемых признаков соответствует (или отстает, или опережает) своему календарному возрасту.
Таблица4 Жизненная емкость легких девочек и мальчиков (см3)
Таблица 5 Мышечная сила рук девочек и мальчиков школьного возраста (кг)
Центильный метод оценки физического развития Известно, что для оценки физического развития используют стандарты в виде оценочных таблиц разрабатываемых на большом статистическом материале, которые должны периодически обновляться (через каждые 7-10 лет).
Постоянно идёт поиск более совершенных форм, позволяющих врачу или среднему медицинскому работнику быстро и достоверно проводить оценку физического развития растущего организма. Существующие параметрические методы оценки физического развития, как, сигмальный и регрессионный, пригодны для признаков с варьированием по закону нормального распределения, т.е. когда распределение частот признака в сторону увеличения и уменьшения симметрична по отношению к средней арифметической (М). Некоторые показатели физического развития имеют распределение с правосторонней ассиметрией: масса тела, окружность грудной клетки, толщина жировых складок и другие. У них интервал не соответствует фактическому размаху колебаний и оценка средней нормы отличается от реальной. В силу этого целесообразнее использовать для оценки физического развития детей и подростков простой непараметрический метод - центильный анализ, способ сжатого описания распределения величин характеризующих физическое развитие. Преимущества центильных шкал, в сравнении с другими методами: использование этих таблиц проще и удобнее; они более строго отражают распределение антропометрических признаков, имеющих ассиметрию; удобны как крининг - тест при массовых обследованиях, когда характеризовать физическое развитие можно только по длине и массе тела, что значительно экономит время; позволяют определить соматотип ребёнка в раннем возрасте, Индивидуальная оценка физического развития по центильному методу производится по одномерным центильным шкалам, где по каждому признаку приведены размахи колебаний от минимального до максимального значений, центральное значение (медиана) и 8 центильных коридоров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|