Сертификация продукции и систем качества
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Осуществляя контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции, которое может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и др. Образцом называется экземпляр, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса является важным условием при разрешении и между сторонами споров о качестве. Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам и эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах. Наиболее распространенный способ определения качества продукции – это отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном,так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий. Государственная система управления качеством Российской Федерации создана с учетом международных стандартов на системы качества (МС ИСО серии 9000). Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления продукции. Они включают в себя пять моделей (МС ИСО серии 9000 - МС ИСО серии 9004) системы качества, в которых установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и в сфере обслуживания.
Компетентные органы государственного управления качеством продукции разрабатывают государственные стандарты, области их распространения и сферы действия, а также даты введения. Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому они касаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единство методов их контроля и единства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным органом управления. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны соблюдать требования Госстандартов и поддерживать на соответствующем уровне систему качества продукции. Это предусматривается соответствующими договорами между организациями, в технической документации изготовителя (исполнителя, поставщика) продукции. Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и другие общественные организации, которые организуют и производят работы по стандартизации в соответствии с Законом РФ «О стандартизации». Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей компетентности, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Их действие распространяется на предприятия конкретной отрасли. Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие в праве требовать соблюдения требований стандартизации от других хозяйственных субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций, разрабатываемые этими организациями с целью распространения знаний о достижениях науки и техники, утверждаются соответствующим органом государственного управления по стандартизации. Они могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении между ними договоров определенного уровня, в которых предусматриваются условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Составляются они на основе требований Госстандарта и не должны нарушать предусмотренные в них нормы и правила (ответственность за нарушение несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности). В условиях рыночных отношений законодательство РФ представляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов. Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: путем сертификации и услуг знакам соответствия государственным стандартам. Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующем соответствие качества продукции требованиям Госстандартов, является сертификация. Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или ТУ (техническими условиями). Нормативные требования в этой области дифференцируются в зависимости от того, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковка) – производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д. Среди общих требований к маркировки продукции в первую очередь следует назвать достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции. Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам. Это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, существующим в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции основным требованиям. Он устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую Госстандартом РФ. Организации, получившие такие лицензии, а так же продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.
В Российской Федерации создана комплексная система государственной сертификации качества продукции. Первым знаком, связанным с проблемой соответствия продукции в нашей стране, был «Знак качества». Сейчас существует множество знаков соответствия системы оценки качества продукции, в том числе: знак сертификации советской ассоциации качества, знак соответствия в системе сертификации средств измерений, знак утверждения типа средств измерений (в метрологии). Интеграция стран Европейского сообщества (ЕС) затронула вопросы сертификации продукции и маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям европейских норм и стандартов. Страны ЕС ввели единый знак соответствия, который изображается символом из стилизованных букв СЕ. Производственные требования к маркировки продукции регламентируется соответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. Для организаций, производящих продукцию, обязательной является маркировка продукции знаком «марка производственная», где указан изготовитель продукции. Символика марки производственной (МП) помещается на самом изделии или на его упаковки и содержит необходимую исходную информацию об организации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП не регистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служит средством усиления ответственности организаций за качество выпускаемой продукции; его отсутствие или неправильная маркировка влекут за собой ответственность организаций, а для её руководителей - дисциплинарную или уголовную ответственность.
Правовые вопросы в области качества Вопросам правового регулирования в области защиты прав и интересов потребителей в Российской Федерации уделяется должное внимание. Это связано с тем, что проблема качества продукции является важнейшим фактором обеспечения безопасности человека в экономической, социальной и экологической сферах. Поэтому государство проводит интенсивное регулирование ведения такой деятельности. Интересы общества – это частные интересы (потребности) граждан и организаций в сфере приобретения продукции (товаров, работ, услуг). Казалось бы, в условиях рыночных отношений удовлетворение таких потребностей можно осуществлять с помощью договоров между покупателями и продавцами. В случае же возникновения между сторонами претензий они должны регулироваться государством при минимальном правовом воздействии. Однако практика показывает, что в сфере взаимодействия производителя продукции с её потребителем следует иметь законы, повышающие уровень защиты прав потребителей. Создание расширенной нормативно-правовой базы в нашей стране можно объяснить рядом объективных причин, из которых две – самые важные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|