Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобализация паблик рилейшнз как профессиональной системы




Неотъемлемой составной частью развития системы паблик ри­лейшнз стала организация ассоциаций и объединений специалистов по связям с общественностью. В частности, Общество паблик ри­лейшнз Америки ведет свой отсчет с 1936 года, с момента образова­ния ведущими практиками этой сферы Национальной ассоциации советников по паблик рилейшнз. В 1948 году ассоциация слилась с другой профессиональной организацией, основанной в 1939 году, — Американским советом по вопросам паблик рилейшнз, создав Обще­ство паблик рилейшнз Америки. Наконец, в 1961 году произошло очередное слияние последнего с еще одной национальной ассоциа­цией — Американской ассоциацией паблик рилейшнз. Название ос­талось прежним — Общество паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America). Это общество ныне насчитывает в сво­их рядах около 15 тыс. членов и имеет более 100 отделений в различ­ных городах США. Оно тесно связано с могущественной организа­цией бизнеса—Национальной ассоциацией промышленников.

Помимо Общества паблик рилейшнз Америки, являющегося ор­ганизацией общенационального масштаба, в США существуют спе­циализированные (отраслевые) ассоциации специалистов по паблик рилейшнз, работающие в области образования, сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и социального обеспечения, ре­лигии, спорта и пр. Эти отраслевые общества и ассоциации осущест­вляют исследовательскую работу, издают справочную и методиче­скую литературу, проводят семинары, занимаются просветительской деятельностью. Собственные ассоциации паблик рилейшнз создают также представители отдельных рас и национальных меньшинств.

По сравнению со США развитие профессиональной системы паб­лик рилейшнз в других странах Запада активизировалось несколько позже. Конечно, это вовсе не означало, что методы и приемы, ис­пользовавшиеся для установления связей с общественностью, не учитывались отдельными фирмами, организациями или учрежде­ниями тех или иных стран.

Так, в Великобритании Королевское управление по торговле, соз­данное в 1926 году, ставило своей целью с помощью плакатов, кино­продукции, выставок, прессы и радио «показать гражданам Велико­британии, что «империя еще жива». В 1933 году впервые в Мини­стерстве почтовой связи был создан отдел паблик рилейшнз, который возглавил известный специалист этого дела Стефан Таллентс. Рас­ширением культурных и просветительских связей с другими страна­ми мира занимался Британский Совет, основанный в 1934 году. На­кануне второй мировой войны в ряде министерств, в министерствах частности труда и здравоохранения, появились отделы паблик ри­лейшнз. Целенаправленное налаживание связей с общественностью существенно ускорилось во время войны, особенно после возобнов­ления деятельности Министерства информации. В послевоенные го­ды, когда усиливалась напряженность в отношениях между предпри­нимателями и рабочими, интерес корпораций Великобритании к паблик рилейшнз еще более возрос. Однако такого масштаба разви­тия, как в США, эта система в сфере бизнеса Англии не приобрела, оказавшись наиболее распространенной в деятельности государст­венных органов, институтов местного самоуправления и других не­коммерческих сферах жизни.

В 1984 году в Великобритании начал свою деятельность Инсти­тут паблик рилейшнз, заложивший фундамент этой профессии в стране и начавший подготовку специалистов-профессионалов по во­просам связей с общественностью. Огромную работу по упорядоче­нию консультативной деятельности специалистов по связям с обще­ственностью проводит ныне профессиональная Ассоциация консуль­тантов в области паблик рилейшнз Великобритании.

Подобные процессы становления и развития национальных сис­тем паблик рилейшнз наблюдались и в других странах Запада, в ча­стности в Канаде, Франции, Голландии, Германии, Австрии, Греции, Испании, а в целом более чем в 60 странах мира, где также созданы национальные ассоциации паблик рилейшнз.

В таких условиях очевидной стала потребность координации дея­тельности национальных ассоциаций на международном уровне. Идея создания международной организации паблик рилейшнз роди­лась еще в 1949 году в Лондоне во время частного совещания спе­циалистов по вопросам связей с общественностью Голландии и Анг­лии. Они пришли к выводу о необходимости организации междуна­родного сообщества, цель которого заключалась бы в содействии по­вышению уровня профессионализма и эффективности деятельности специалистов-практиков сферы паблик рилейшнз разных стран.

В следующем году под эгидой Голландской королевской между­народной торговой ярмарки и Голландского общества паблик ри­лейшнз в Амстердаме собралась группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США, ра­ботающих в данной области. В результате дискуссии было принято заявление о необходимости создания Временного международного комитета, который сосредоточил бы внимание на международном обмене информацией, кооперировании деятельности и координации сотрудничества специалистов по паблик рилейшнз и в конечном ито­ге создал бы Международную ассоциацию паблик рилейшнз.

После пяти лет работы Временного комитета, оживленного обме­на мнениями по поводу концепции деятельности международного органа по паблик рилейшнз 1 мая 1955 года в Лондоне была основана Международная ассоциация паблик рилейшнз (International Public Relations Association). Тогда же был одобрен официальный Устав МАПР (IPRA), а также избран ее Совет.

МАПР очень быстро превратилась во влиятельную профессио­нальную организацию, служащую катализатором развития нацио­нальных ассоциаций и содействующую распространению современ­ных стандартов в сфере образования, этики и практики паблик ри­лейшнз. Этому в значительной степени способствовал Кодекс про­фессионального поведения МАПР, одобренный в мае 1961 года на Генеральной ассамблее ассоциации в Венеции, и особенно Афинский кодекс 1965 года, считающийся своеобразной «моральной хартией», базирующейся на принципах Всеобщей декларации прав человека

В 1964 году Международная ассоциация паблик рилейшнз полу­чила официальное признание со стороны ООН как советник Соци­ально-экономического комитета ООН, а также признание со стороны ЮНЕСКО как внегосударственная организация по категории: «от­ношения взаимного информирования».

Следует подчеркнуть, что МАПР является особо требовательной и в определенной мере элитарной организацией, поскольку членство в ней открыто лишь тем, кто работает в области паблик рилейшнз не менее пяти лет и имеет высокую профессиональную компетентность. Все члены МАПР избираются персонально. В ее состав сегодня входят более 800 специалистов из 65 стран мира.

Однако, несмотря на такую уникальность состава МАПР и персо­нальный подход к членству в ней, эта международная ассоциация ра­ботает в тесном контакте с национальными ассоциациями и регио­нальными федерациями паблик рилейшнз. Одной из таких федера­ций является Европейская конфедерация паблик рилейшнз, деятель­ность которой осуществляется как на основании официальных доку­ментов МАПР, так и на основе Европейского кодекса профессио­нального поведения в сфере паблик рилейшнз (Лиссабонский ко­декс), одобренного этой конфедерацией в апреле 1978 года и допол­ненного в мае 1989 года.

МАПР, Европейская конфедерация и другие федерации регуляр­но созывают ассамблеи и проводят конференции, издают и распро­страняют методологические и методические материалы, содействуют становлению и развитию профессиональной системы связей с обще­ственностью в тех странах, где она только еще зарождается. Особое внимание уделяется профессиональным научно-теоретическим жур­налам и печатным изданиям по вопросам паблик рилейшнз, среди которых стоит особо выделить «International Public Relations Review» (официальный орган МАПР). Огромной популярностью пользуются национальные журналы по данной проблематике, особенно печат­ные органы, издаваемые в США: «Public Relations Quarterly», «Public Relations Journal», «Public Relations Review», «Public Relations Reporter» и другие.

Среди стран мира с профессиональной системой паблик ри­лейшнз наиболее развитой она по-прежнему остается в Соединенных Штатах Америки — месте своего зарождения.

Несмотря на трудности, переживаемые американской и мировой экономикой и вынужденное кое-где сокращение числа работающих в сфере паблик рилейшнз, роль и значение института связей с общест­венностью продолжают возрастать. Об этом свидетельствуют такие факты:

• По данным Американского бюро статистики, в этой стране паблик рилейшнз стали многомиллиардным бизнесом, кото­рым занимаются около 200 тыс. профессионалов.

• Около 200 колледжей и университетов США и еще больше в других странах мира готовят дипломированных специалистов по паблик рилейшнз. В еще большем количестве высших учебных заведений читаются специальные курсы по этому предмету. В большинстве вузов, готовящих журналистов, курсы паблик рилейшнз занимают первое или второе место среди учебных дисциплин, выбираемых студентами.

• К концу этого столетия ожидается феноменальное увеличе­ние количества работающих в этой области, где, как предпо­лагается, будет занят 1 млн. человек.

• Правительство США в одном только ЮСИА содержит 9 тыс. специалистов по вопросам коммуникации. В Министерстве обороны США работают еще 100 специалистов данного про­филя. 20 крупнейших фирм паблик рилейшнз имеют прибыль более 1 млрд. дол. ежегодно. (См. О'Dwyer Jack. 1992 PR Fee Income of 50 Firms // O'Dwyer's PR Service Report. — 1993, May.—P. 18.)

• Общество паблик рилейшнз Америки, основанное в 1948 го­ду, ныне имеет 107 отделений и насчитывает 15 тыс. специа­листов-профессионалов.

• Общество паблик рилейшнз студентов Америки, образован­ное в 1968 году с целью содействия общению интересую­щихся этой профессией студентов с профессионалами паблик рилейшнз, ныне насчитывает в своих рядах 5 тыс. студентов из 180 колледжей и университетов.

• Более 5400 американских компаний имеют собственные от­делы паблик рилейшнз.

• В США сегодня работают свыше 5080 агентств паблик ри­лейшнз, прибыль некоторых из них составляет сотни мил­лионов долларов ежегодно.

• Более 500 торговых ассоциаций имеют свои собственные подразделения паблик рилейшнз.

• Заработная плата ведущих специалистов по вопросам комму­никации в большинстве компаний и агентств паблик ри-

лейшнз достигает шестизначной цифры (Seitel F.P. The Practice of Public Relations: 6th ed.—P. 40).

Динамика увеличения числа специалистов по паблик рилейшнз в США:

Год Количество специалистов
  19.000
  31.000
  76.000
  126.000
  162.000
2000 (прогноз)* 197.000

(См.: U.S.Department of Labor Category and Statistics from Environment and Earnings Reports).

* Прогноз на 2000 год выполнен на основе компьютерной модели линейной регрессивности (Cutlip S.M., Center АH., Broom G.M. Effective Public Relations: 7th ed. - N.J., 1994. - P. 27).

Распределение специалистов по паблик рилейшнз США по сферам занятости:

Организации % общего количества

занятых данной _____________________________профессии

* Корпорации: промышленные, финансовые,

* страховые, информационные, развлекательные 52

* Самостоятельные фирмы ПР, рекламные агентства 20

* Ассоциации, фонды, образовательные учреждения 10

* Здравоохранение: больницы, клиники, дома отдыха,

* агентства обслуживающие на дому, учреждения

* психиатрического профиля 8

* Правительственные учреждения: городские, штатов,

* федеральные 5

* Благотворительные, религиозные, опекунские

* организации 5

(См.: Там же.-Р. 28).

Состояние паблик рилейшнз в Украине

Сегодня каждому из нас понятно, что наша независимая страна должна влиться в указанный мировой процесс. К сожалению, мы еще не готовы к этому. Нам не достает глубокого понимания содержания, методов и приемов деятельности специалистов по паблик рилейшнз. Круг людей, в большинстве своем любителей, начавших заниматься или интересоваться вопросами связей с общественностью, — остает­ся малочисленным и недостаточно квалифицированным. В Украине практически отсутствует продуманная система подготовки кадров по специальности паблик рилейшнз. Общие спецкурсы, которые препо­дают в отдельных учебных заведениях, не могут удовлетворить наши острые потребности. Не смогут сделать этого и приглашаемые из за­падных стран специалисты по паблик рилейшнз. Приветствуя их просветительскую деятельность, не стоит забывать, что западный опыт не во всем пригоден для нашей культуры и ментальности. Дос­таточно сослаться на позаимствованную рекламную деятельность молодых коммерческих структур, которая зачастую производит впе­чатление глумления над изголодавшимся народом. Это одно, причем не главное, доказательство того, насколько насущной является по­требность формирования в нашей стране собственной высокопро­фессиональной, цивилизованной системы связей с общественностью.

Нужно, правда, отметить, что некоторые шаги в этом направле­нии уже предпринимаются.

В рамках структур Верховной Рады Украины, администрации Президента, Кабинета Министров под вывесками пресс-служб нача­ли функционировать отделы или подразделения, которые выполняют функции связей с общественностью. Такого рода подразделения соз­даны и в структурах отдельных министерств и ведомств, в частности МИД Украины, МВД Министерства обороны и др. Укомплектовы­вают службы связей с общественностью коммерческие банки, другие организации предпринимательской деятельности. Однако все они страдают одним общим недостатком. Функции этих служб сводятся в основном к информированию общественности или распростране­нию рекламы. Их преимущественно пресс-посредническая деятель­ность часто носит спорадический и бессистемный характер, отлича­ясь, как правило, недолговременностью акций, рассчитанных на мо­ментальный, единовременный эффект. Они нередко напоминают «пожарную команду», а не службу по «технике безопасности». Они, наконец, плетутся в хвосте событий, просто реагируя на них (функ-

ция реагирования), вместо того, чтобы опережать негативные момен­ты, разрабатывать и осуществлять длительные программы, рассчи­танные на перспективу (проектирующая функция), на создание ус­тойчивой положительной репутации своей организации или учреж­дения.

Задача создания положительной репутации (позитивного имиджа) новых для Украины государственных, общественно-политических, хозяйственно-экономических и других институтов общества, благо­желательного отношения общественности к ним сегодня приобретает особую актуальность. Молодое независимое государство переживает системный кризис. Причин такого неутешительного положения чрезвычайно много. Мы их, как правило, объясняем исторически унаследованными внутриэкономическими и внешнеполитическими обстоятельствами, несовершенством законотворческого процесса и т.д. И для этого, разумеется, есть весомые основания.

Однако почти никто не обращает внимания на обстоятельство другого порядка. Речь идет, в частности, о том, что в нашем обществе очень низок уровень взаимопонимания и конструктивного взаимо­действия государственных органов власти, их управленческих струк­тур, политических партий и общественных формирований, предпри­нимательских, коммерческих и других новых институтов рыночного образца. Конфронтационный характер отношений между ними объ­ясняется не только несовершенством законодательной базы, при­званной регулировать эти отношения, но и отсутствием у каждого из этих институтов стремления четко сформулировать свои интересы и общественную значимость собственной деятельности, наладить со­трудничество друг с другом ради общегосударственных, общенарод­ных интересов во времена исторических испытаний, выпавших на долю Украины.

Одновременно мы наблюдаем повышение уровня недоверия со стороны общественности, различных социальных групп к институ­там власти, ключевым государственным и политическим деятелям, к зарождающимся рыночным структурам. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, регулярно проводящиеся научными институтами, государственными и независимыми социологическими службами. Так, на согласно данных общенационального социологи­ческого мониторинга общественного мнения, осуществляемого Ин­ститутом социологии НАН Украины в пределах проекта «Украина на рубеже XXI столетия», уровень доверия опрошенных к Президенту

Украины на протяжении последних лет составлял: 1995 г. - 33.3%, 1996 г. - 23.4%, 1997 г. - 17.6%, 1998 г. - 9.7%. Уровень доверия к Верховной Раде соответственно: 9.5%, 8.7%, 6.9%, 7.3%. К прави­тельству соответственно: 15.9, 13.0, 9.5, 7,6. Доверие опрошенных к частным предпринимателям также остается весьма низким: 1995г. -13,2%, 1996г. - 13.3%, 1997г. - 12%, 1998г. - 13.9% (див.: Патна Н.В., Головаха Е.I. Тенденцii розвитку укранського суспильства (1994 -1998 pp.). Соцiлогiчнi показники (Таблицi, iлюстрацii, коментар). -К.: Iнститут соцiологii, 1999. - С. 41,64,65).

И опять-таки не последней причиной такой ситуации является от­сутствие взвешенной, нацеленной на перспективу программы нала­живания конструктивных связей с общественностью, просветитель­ской, пропагандистской (если угодно) работы среди различных групп населения. Достаточно сослаться на любительскую практику «пабли­сити» народных депутатов Украины, да и самой Верховной Рады, с точки зрения технологии паблик рилейшнз не выдерживающей ни­какой критики. Несмотря на определенное положительное значение, прямые телевизионные трансляции заседаний Верховной Рады или их радиотрансляция практически не способствовали созданию ее по­ложительного образа (имиджа) как авторитетного и ответственного высшего законодательного органа независимого украинского госу­дарства Возможность появляться на телеэкранах почти не использу­ется депутатами для создания положительного мнения о себе в глазах общественности. Рядовой зритель скорее видел на экране заангажированных персон, стоящих на узкоидейных позициях и сводящих счеты со своими политическими противниками, чем живых людей, искренне болеющих за своих избирателей, их жизнь и будущее Ук­раины. В итоге сложился и отрицательный имидж большей части де­путатского корпуса, и Верховной Рады в целом, о чем свидетельст­вуют те же опросы общественного мнения. Поэтому не удивительно, что активность избирателей на выборах существенно снизилась, до­верие к избранным депутатам как к «временщикам», заботящимся только о своих, прежде всего материальных, интересах, упало.

И, наконец, Украина как молодое независимое государство все еще пребывает в не вполне благоприятном положении на междуна­родной арене, длительное время не может достичь желаемого взаи­мопонимания со странами ближнего и дальнего зарубежья. Сдвиги, происшедшие в последнее время во внешней политике Украины, не­сколько изменили ее имидж в лучшую сторону. Сегодня уже в опре-

деленной мере можно утверждать, что налажены контакты с офици­альными структурами многих зарубежных стран, установлено и дос­тигнуто взаимопонимание с отдельными руководителями ряда госу­дарств мира

Однако, если говорить о связях Украины, ее отдельных государ­ственных и негосударственных образований с широкой зарубежной общественностью, с отдельными ее группами, особенно с влиятель­ными предпринимательскими и финансовыми кругами ведущих стран мира, тут контактов и понимания слишком мало. И дело не только в том, что наше рыночное законодательство не вызывает у них доверия. Под влиянием разного рода обстоятельств, а особенно благодаря информации, распространяемой неукраинскими средства­ми коммуникации, а также учитывая наши собственные непрофес­сиональные действия в этой сфере и отсутствие продуманной ин­формационной работы среди зарубежной аудитории, в представле­нии широкой мировой общественности все еще доминирует мало информированное и не совсем благоприятное для Украины мнение. Кстати, мы слишком мало знаем о структуре такого общественного мнения, а также о процессах и факторах, формирующих его. В Ук­раине по заказу международных политических и научных центров проводятся многочисленные социологические исследования, в том числе и международные сравнительные, позволяющие, так сказать, "прощупывать" общественное мнение населения Украины со всех сторон. Наверное, и мы могли бы на паритетных началах воспользо­ваться этими центрами для выяснения общественного мнения насе­ления других стран об Украине.

Каждый из очерченных блоков вопросов, так или иначе связанных с проблемами связей с общественностью, требует конкретного и уг­лубленного разговора, о чем и пойдет речь в последующих разделах.

Ныне актуальным является вопрос подготовки специалистов по паблик рилейшнз, проведение своеобразного ликбеза среди руково­дящего и административного персонала, государственных и негосу­дарственных служащих.

На развитие системы связей с общественностью обязаны обра­тить должное внимание руководящие политические структуры Ук­раины. Слишком уж заметным стал разрыв между надеждами народа на улучшение своего положения и возможностями государства быть на уровне этих надежд, особенно учитывая переходное состояние ук­раинского общества, объективные трудности, которые необходимо

преодолевать на этом пути. Чтобы не утратить исторического шанса на демократические преобразования в процессе построения молодой независимой страны, ключевым заданием государственных и поли­тических структур Украины должно стать установление взаимопо­нимания с широкой общественностью, развертывание долговремен­ной программы разъяснительной и просветительской работы среди населения, особенно среди наиболее уязвимых его слоев, сильнее всех страдающих в переходный период и объективно готовых к рез­кому социальному протесту. Избежать социального взрыва в стране помогли бы профессионально действующие структуры, имеющие дело с общественностью, с людьми.

На повестке дня — неотложная задача сплочения имеющихся не­значительных сил в данной сфере. Мы должны как можно скорее об­ратиться к сокровищнице мирового опыта и знаний в этой области, необходимых как для преодоления конфронтации между различны­ми институтами внутри страны, между ними и населением разных ре­гионов, так и для создания и упрочения положительного образа моло­дого украинского государства в мире.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...