Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественность и ее мнение




Еще в ХIX веке издатель американской газеты «Атлантик мансли» Джеймс Ловелл отмечал: «Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм». Иногда общественное мнение велича­ют «неизвестным богом, перед которым сгорают от ненависти». Но как бы мы ни относились к нему, одно остается бесспорным. Никогда ранее общественное мнение не имело такой силы, как теперь. Много­численные факты доказывают, что в демократических странах мне­ние общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные процессы, поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности и даже на плани­рование и проведение разных культурных мероприятий. Другими словами, общественное мнение — это мощнейшая динамическая си­ла Поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы помочь организациям распознать, понять общественное мнение и профессионально работать с ним.

Однако это дело не из легких. Общественное мнение не всегда со­образуется с законами логики, зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и формировать его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем подтолкнут людей к ожидаемо­му консенсусу в отношении определенной проблемы. Опыт свиде­тельствует, что общественность имеет удивительную способность иг­норировать бесспорные факты, если они ее не интересуют; предос­тавление общественности непрерывно растущего объема информа­ции также не обязательно оборачивается обогащением ее знаний и ожидаемым поведением.

И все же, как бы там ни было, общественное мнение остается мощной силой современного общества. Однако любая организация должна иметь дело не с воображаемым, а с реальным и точно обозна­ченным общественным мнением, если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с различными группами «своей» внутренней и внешней общественности.

Во всех случаях программы связей с общественностью рассчита­ны, как правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мне­ние относительно проблемы, товара, организации или отдельного ли­ца; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или 3) усилить существующее общественное мнение.

Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общест­венного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.

Суть общественного мнения

В обобщенном виде понятие «общественное мнение» означает со­вокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Упоми­навшийся уже Эдуард Бернайз называл общественное мнение «поня­тием, описывающим едва уловимую, подвижную и неустойчивую со­вокупность индивидуальных суждений» (Edward Bernays. Crystallizing Public Opinion. — N.Y., 1961. — P. 61). Профессор Принстонского университета Харвуд Чайлдз, проанализировав около 40 известных определений общественного мнения, самым удачным считает сде­ланное Германом Бойлом: «Общественное мнение — это не название чего-то одного, а классификация определенного количества чего-то». (Childs Harwood. Public Opinion: Nature, Formation, and Role. — N.J., 1965.—P. 15).

Чтобы лучше понять концепт общественного мнения, его стоит разложить на два очевидных компонента — общественность и мне­ние. Об общественности как группе людей, объединенных общим интересом в определенной области, уже говорилось достаточно под­робно. Что же касается мнения, то оно, как принято считать, является выражением установки человека относительно конкретного вопроса. Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они всплывают

на поверхность в виде мнений. Когда же мнения становятся достаточ­но устойчивыми, они приводят к вербальным либо деятельным актам.

Отсюда следует, что общественное мнение является совокупно­стью мнений индивидов относительно общей проблемы, затраги­вающей интересы какой-либо группы людей. Другими словами, об­щественное мнение — это своеобразный консенсус, зарождающийся из совпадающих между собой установок людей относительно про­блемы. Стремление повлиять на установки человека, то есть на то, что он думает по поводу данной проблемы, как относится к ней, и состав­ляет первооснову практики паблик рилейшнз.

Обобщенный подход к пониманию общественного мнения как «совпадения индивидуальных мнений определенного числа людей», хотя и не вызывает особых возражений, однако оставляет несколько в стороне то важное качественное обстоятельство, что оно является об­щественным. Ведь индивидуальное восприятие реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус («общность мышле­ния»), а сам он намного более полно представляет типы мнений, фор­мирующихся в результате общения между собой людей, объединен­ных «чувством общности». Поэтому общественное мнение — явле­ние гораздо более объемное, чем простая сумма точек зрения, выска­занных определенной совокупностью индивидов.

Не совсем удачным является и отношение к общественному мне­нию только как к состоянию суждений, характерных для определен­ной совокупности индивидов. Ведь общественное мнение — не ста­тический, а динамический процесс высказывания, уточнения и согла­сования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается направ­ленность действий.

Общественное мнение возникает внутри группы людей, общаю­щихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее ве­роятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры не­обходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затра­гивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуника­цию не случайно ставят на одну доску с мышлением, обретшим опре­деленную форму (экстернализовавшимся). Ведь коммуникация нуж­дается в «общности мышления» и наоборот.

И теоретики, и практики паблик рилейшнз, изучая общественное мнение, в действительности делают его статичный «фотоснимок», тщательно фиксируя отдельные моменты, чтобы потом описанное в одно время мнение сравнить с мнением, зафиксированным в другой период. Более того, исследования пиэрменов зачастую сосредоточены на направленности и интенсивности общественного мнения, оставляя в стороне иные важные детали картины.

И это вовсе не случайно, поскольку практики паблик рилейшнз стремятся иметь дело с конкретной реальностью, вследствие чего ста­вят перед собой преимущественно прагматические цели: как напра­вить общественное мнение в желаемом направлении и пр.

Поэтому, основываясь именно на таких позициях, специалисты по паблик рилейшнз в большинстве своем интересуются следующими характерными признаками общественного мнения:

Направленностью мнения, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положи­тельно — отрицательно—безразлично», «за—против — не опреде­лился», «за—против — при условии». В наиболее упрощенной фор­ме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным измерением общественного мнения, интересующим не только пиэрменов.

Интенсивностью мнения, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой из­мерения интенсивности (и одновременно направленности) общест­венного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы ан­кеты типа «полностью согласен — согласен — мне все равно — не согласен—абсолютно не согласен».

Стабильностью мнения, означающей длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фик­сация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.

Информационной насыщенностью, указывающей, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней; что же касается направленности мнения таких

людей, то ее трудно предвидеть. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.

Социальной поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принад­лежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...