Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации или коммуникация?




Существует предвзятое мнение, что передача информации и ком­муникация — одно и то же. Собственно говоря, распространение ин­формации часто путают с коммуникацией. Такая путаница встречает­ся в тех случаях, когда переданный средствами массовой информации материал (видеоклипы, радиосюжеты, сообщения в газете и т.д.) счи­тают актом коммуникации.

Такая точка зрения базируется на одной из ранних моделей ком­муникации, предложенной еще в конце 40-х годов американскими учеными в сфере информации Клодом Шенноном и Уорреном Вейвером. Они исходили из очевидного факта, что процесс коммуника­ции включает: источник информации; сообщение; передатчик, преоб­разующий (кодирующий) сообщение в сигнал, удобный для переда­чи; канал связи (среда), с помощью которого сигнал передается от пе­редатчика приемнику; приемник или пункт назначения (адресат). Та-

кой подход базировался преимущественно на принципе работы теле­фона и может быть представлен следующей схемой.

Эта схема предусматривала относительно простые и малочислен­ные проблемы. «Вопросы, которые необходимо разрешить в системе коммуникации, — отмечал Вейвер, — связаны с объемом информа­ции, мощностью коммуникационного канала, процессом кодирова­ния, используемым для преобразования сообщения в сигнал, и воз­действием помех» (Weaver Warren. The Mathematics of Communication // Communication and Culture: Reading in the Codes of Human Interaction Ed. by Alfred G. Smith.—N.Y., 1966. — P. 17).

Данная модель коммуникации, как видим, концентрировала вни­мание главным образом на технических вопросах работы средств массовой информации и не обращала внимания на проблемы соци­альной среды и другие важные факторы воздействия на аудиторию, которые намного шире сугубо технических. В частности, одним из главнейших факторов коммуникации является человеческий фактор. Именно он более всего усложняет процесс коммуникации, информа­ционного взаимодействия людей, их групп, общественных и полити­ческих формирований в процессе общения.

Известный американский теоретик коммуникации Уилбур Шрамм в свое время писал: «Коммуникация (во всяком случае человеческая коммуникация) — это то, что совершается людьми. Сама по себе, без людей — она не существует. В ней нет ничего магического, кроме то­го, что в нее вкладывают люди, вступая в коммуникационные связи. В сообщении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Таким образом, изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом, со своими группами, организациями и обществом в целом. Они воздействуют друг на дру­га, информируют одних и являются информированными со стороны других, обучают одних и учатся у других, развлекают одних и развле­каются благодаря усилиям других при помощи определенных знаков, существующих независимо от каждого из них. Чтобы понять процесс

человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди общают­ся между собой». (Schramm Wilbur. The Nature of Communication Between Humans // Process of Effects of Mass Communication / Rev. ed. by Wilbur Schramm and Donald F.Roberts. - Urbana, 1971. P. 17).

Концепция коммуникации Шрамма прежде всего предусматрива­ет модель двустороннего процесса связи, когда и отправитель, и по­лучатель информации действуют в пределах свойственных им рамок соотнесенности, взаимоотношений, сложившихся между ними, и ок­ружающей их социальной ситуации. Такую модель процесса комму­никации специалисты изображают в виде приведенной выше схемы (см.: Cutlip Scott М. and others. Effective Public Relations. — P.- 20).

Как видим, коммуникация — это двусторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных поня­тиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуни­каторов А и Б, так и социальным окружением.

Сообщения или сигналы посылаются, как правило, с целью ин­формирования, инструктирования либо убеждения тех лиц, объек­тов, на которых рассчитаны эти сообщения. Но при этом каждая такая задача имеет некоторые особенности. Например, процесс информи­рования содержит следующие четыре стадии: 1) привлечение внима­ния к коммуникации; 2) достижение восприятия сообщения; 3) ин­терпретацию сообщения в заранее предусмотренном виде; 4) сохра­нение информации для дальнейшего использования. Инструктиро­вание как процесс с большими требованиями добавляет еще одну стадию: 5) стимулирование активного обучения и практических дей-

ствий. Процесс убеждения идет еще дальше, добавляя шестую ста­дию: 6) восприятие изменения (готовность к действию в соответствии с желанием или точкой зрения отправителя обращения). Понятно, что преграды на пути к достижению желаемых результатов с помощью информирования, инструктирования и убеждения возрастают с появ­лением пятой и шестой стадий в процессе коммуникации.

Предварительно подчеркнем, что в предложенной модели комму­никации особое значение имеют два элемента: а) стадия кодирования (сообщение, подготовленное источником - коммуникатором А, долж­но быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение — коммуникатору Б); б) стадия раскодирования (прежде чем приступить к действию, принимающий сообщение должен его интерпретировать, расшифровать). Именно на этих стадиях процес­са коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаи­мопонимания между источником сообщения и его адресатом.

Процесс коммуникации и его элементы Отправитель (источник) сообщения

Это центральный субъект, инициирующий коммуникационный процесс. Источником сообщения (информации) может быть политик, публично выступающий с речью, партийная организация, распро­страняющая пресс-релиз или устраивающая конференцию, презента­цию и пр.

У отправителя (источника) сообщения обычно заранее складыва­ется представление о том, как его информация должна быть воспри­нята Однако, несмотря на это, нет никакой гарантии, что получатель информации поймет отправителя именно так, как последний того же­лает. В большинстве случаев, скажем, во время произнесения речи, оратор имеет относительно ограниченные возможности повлиять на интерпретацию своего сообщения. Он может, конечно, использовать какие-либо жесты, тональность голоса, ударение на отдельных важ­ных положениях и т.д., но вот поймет ли аудитория то, что он хотел доказать, поверит или не поверит ему зависит от многих факторов.

Наиболее важными среди них являются качественные характери­стики источника сообщения: его статус, надежность, квалифика­ция. Осведомленность аудитории о статусе, надежности и общепри-

знанной квалификации оратора оказывает влияние как на первое вос­приятие ценности информации, «весомость» сообщения, доверие к нему, так и на длительность воздействия на аудиторию. Обобщая ска­занное, можно в определенной мере утверждать, что «больший вес имеют люди, а не слова».

Другим важным фактором, влияющим на процесс коммуникации, силу воздействия сообщения оратора, выступают общая ситуация, тема сообщения и время его обнародования.

И, наконец, еще одним очень важным фактором эффективности коммуникации, того, правильно ли поймет оратора аудитория, явля­ется фактор кодирования сообщения.

Кодирование

Дело в том, что изначальный замысел оратора, идею, которую он хочет донести до аудитории, нужно перевести на язык коммуникации, то есть язык, понятный конкретной аудитории. Если взять, например, речь политического деятеля, его исходная идея (замысел) может стать предметом переработки, интерпретации как минимум трех кодиров­щиков.

1. Политический деятель может обратиться к специалисту по написанию речей (спичрайтеру) с просьбой изложить свои идеи в письменной форме. Выступая в роли кодировщика, спичрайтер с самого начала должен четко уяснить, что именно имеет в виду политический деятель, в чем заключается смысл его сообщения, а потом уже перевести все на язык, понятный аудитории.

2. Далее, написанная речь должна быть изложена (закодирована) в форме пресс-релиза В таком случае кодировщик, а им мо­жет быть другой человек, например, пресс-секретарь, выбира­ет из текста написанной речи то, что, по его мнению, является самым существенным, и передает это в средства массовой информации для публикации в сжатом виде.

3. Редактор газеты может взять поданный пресс-релиз и, перед тем как напечатать, переработать его с учетом ментальности группы населения, имеющей наибольшее значение для дан­ной газеты.

Таким образом, идею, которую изначально имел в виду политик, трижды передадут по цепочке и обработают, прежде чем она дойдет до настоящего получателя (аудитории, на которую рассчитывалась). И всякий раз конкретный кодировщик (спичрайтер, пресс-секретарь, редактор) внесет что-то свое, субъективное, в идею политика В дан­ном случае каждый акт кодирования в значительной степени зависит от профессионального опыта кодировщика

Сообщение

После того, как кодировщики осмыслили идеи отправителя (ис­точника) и перевели их на язык, понятный получателю, эти идеи нуж­но передать в форме сообщения. Сообщение можно сделать с помо­щью различных средств коммуникации: выступления, газеты, пресс-релиза, пресс-конференции, радиорепортажа, телевыступления, встречи с глазу на глаз. Правда, специалисты продолжают спорить о том, что представляет собой сообщение (message). Существует по меньшей мере три наиболее распространенные точки зрения.

1. Сообщение — это содержание информации. То есть считает­ся, что содержание коммуникации, то, что сообщается, как раз и есть сообщением. Основное тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д. При этом не важно, в какой среде, каким образом, с помощью каких средств было сделано со­общение и кто именно его сделал.

2. Сообщение — это среда (medium). С этой точки зрения со­держательная сторона коммуникации имеет мало общего с сообщением. Главное — это где и каким образом осуществля­ется коммуникация, какие средства для этого используются. Подобные утверждения в основном опираются на тот факт, что с наступлением эпохи телеполитики, люди, следящие за ходом событий по телевидению, способны легко ухватить суть дела, особо не углубляясь в содержание выступлений, ар­гументаций и др. Доказательством тому может служить попу­лярность политических лидеров, являющихся мастерами те­леимпровизаций, умеющих использовать телеэффекты для то­го, чтобы произвести нужное впечатление на аудиторию, ук­репить свою популярность.

3. Сообщение — это личность. Сторонники такого подхода считают, что ключевым моментом сообщения выступает не содержание или среда распространения информации, а сам выступающий. Например, мастером убеждать был Гитлер. Он прибегал скорее не к углублению содержания своих выступ­лений, а к совершенствованию формы и стиля их преподнесе­ния. Его маниакальная помпезность и жестикуляция воздейст­вовали на настроение людей, доводя толпу до исступления. То есть Гитлер как персона был главным элементом коммуника­тивного сообщения.

Нечто подобное представляют собой нынешние харизма­тические лидеры. Их популистские призывы оказываются ве­сомее, чем то, что они лично думают как политики. Люди за­частую неспособны различить слова и лицо, их произносящее. Слова, выражение лица, глаза, манера поведения, находчи­вость, само присутствие любимого лидера — все это вместе и есть сообщение, влияющее на аудиторию.

Очевидно, нет смысла долго доказывать, что подобные точки зре­ния как бы разрывают на отдельные части то единое целое, что в ко­нечном счете представляет собой сообщение. Только в целостности приведенных выше элементов и составных частей сообщение приоб­ретает законченный вид, достигая наибольшего эффекта воздействия на аудиторию (получателя).

Декодирование

Переданное сообщение должно быть раскодировано, прежде чем получатель приступит к практическим действиям. Эта стадия комму­никативного процесса напоминает работу дешифровщика, который берет закодированное сообщение и переводит его на язык общеизве­стных терминов. Тут опять-таки исключительную роль играет язык. Приступая к работе, декодировщик должен полностью понять смысл сообщения. Если сообщение малопонятное или же декодировщик не уверен в сверхзадаче, которую оно призвано выполнить, то ос­тается мало шансов, что действия, к которым потом прибегнет по­лучатель, будут именно такими, каких ожидал отправитель (ис­точник) сообщения.

То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной степе­ни зависит от личного восприятия человека То есть ключ к эффек­тивной коммуникации обусловлен тем, как адресат рассматривает со­общение и понимает его. Всегда следует помнить, что каждому чело­веку свойственна предвзятость; невозможно найти двух людей, абсо­лютно одинаково воспринявших сообщение. Личная предвзятость объясняется действием многих факторов, в частности, стереотипов, символов, семантики, давления группы, к которой относится инди­вид, и особенно такой составляющей современной политики, как средства массовой информации.

Стереотипы. Это устойчивые, эмоционально окрашенные, упро­щенные модели определенной объективной реальности, вызывающие у человека чувства симпатии или антипатии к явлениям, ассоции­рующимся с конкретным стереотипом. Ныне каждый человек живет и действует в мире стереотипных образов. Например, такие образы-понятия, как номенклатура, клан, элита, бизнесмен, «новый украи­нец», олигарх, мафия, ветеран, пенсионер, красные директора, рабо­чие, фермеры и тысячи других, вызывают у людей определенные чув­ства Представители тех или иных политических течений, партий то­же воспринимаются на основании сложившихся стереотипов. Среди них: «коммуняки», националисты, патриоты, предатели, левые, цен­тристы, правые, экстремисты, партия власти и т.д. Хотим мы того или нет, но все мы стали жертвами таких стереотипов.

Символы. Поднятый вверх сжатый кулак, разведенные в виде бук­вы «V» пальцы, свастика, красная звезда, трезубец — все это у боль­шинства людей вызывает те или иные эмоции. Расположенные в оп­ределенном порядке, символы могут выступать эффективными эле­ментами убеждения. Вспомним колонны демонстрантов или митинги под сине-желтыми и красными флагами, продолжающиеся и поныне жаркие дебаты в Верховной Раде по поводу государственных симво­лов Украины и мы поймем, какие противоположные убеждения они репрезентовали, какие эмоции побуждают у людей.

Семантика. В политической деятельности для эффективного воз­действия на людей нужно уметь использовать точные слова и поня­тия. Это великое искусство, поскольку нередко одни и те же слова разными людьми воспринимаются по-разному. Часто неодинаково воспринятыми и режущими слух для разных людей являются такие широко употребляемые в политике слова и понятия, как патриот (на-

В. Королько

ционалист), политик-либерал (жирный кот), политическая группа (клан), закон и порядок и т.д. К семантике (словам, понятиям, ярлы­кам) нужно подходить очень осторожно, поскольку язык и значения слов постоянно изменяются. Опытный коммуникатор обязан всегда думать о последствиях употребления тех или иных слов, прежде чем решиться их использовать.

Давление группы. Группа, к которой принадлежит человек (peer group), часто влияет на принятие им решений. Во время одного широ­ко известного в социальной психологии эксперимента студентов по­просили показать самую короткую из трех разновеликих линий.

Хотя линия Б, вне всякого сомнения, была самой короткой, всех студентов в аудитории, за исключением одного, заранее попросили сказать, что линия В является самой короткой. Цель теста заключа­лась в том, чтобы выяснить, согласится ли этот студент с мнением своих товарищей по группе. Статистика показывает, что при проведе­нии абсолютного большинства подобных тестов студенты, к которым не обращались с просьбой, также указывали на линию В. То есть дав­ление группы преобладало.

Средства массовой информации (СМИ ). На процесс принятия то­го или иного решения особенно воздействуют средства массовой ин­формации. Недаром их называют «четвертой властью» в обществе. Средства массовой информации нередко затрагивают самые болез­ненные жизненные проблемы, привлекая к ним внимание обществен­ности, формируя общественное мнение и линию поведения отдель­ных групп населения. Уже давно доказано на практике, что люди вос­принимают окружающую социальную среду, основываясь на прочи­танном, услышанном по радио или увиденном по телевизору, особо не заботясь о том, чтобы углубляться в проблему и самостоятельно проверять факты и правдивость поступающей по каналам СМИ ин­формации.

Наконец, говоря о факторах, способных выработать у людей пред­взятое отношение к информации, необходимо помнить о барьерах на пути коммуникации. Напомним некоторые из них:

• искусственная (политическая) цензура;

• факторы, лимитирующие социальные контакты;

• ограниченность времени на вопросы общественных от­ношений;

• искажение содержания реальных событий вследствие не­обходимости сжато информировать о них;

• неточности, возникающие при попытке простыми слова­ми изложить сложные проблемы;

• опасения затронуть факты, представляющие угрозу усто­явшимся нормам жизни людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...