Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть II. Паблик рилейшнз в действии




«Паблик рилейшнз являются одним из смазочных материалов демократии. Процес­сы государственной и хозяйственной жизни сегодня все более усложняются, но благодаря паблик рилейшнз их можно сделать прозрач­ными, открыть людям возможность влиять на формирование политики».

Индира Ганди

Глава X. ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ЛОББИРОВАНИЕ

Лоббизм как особая система и практика реализации интересов от­дельных организаций и разнообразных групп общественности путем целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные ор­ганы государственной власти стал неотъемлемой составной частью по­литического процесса демократического общества. Значение этого яв­ления можно, в частности, объяснить следующими обстоятельствами.

Прежде всего лоббисты или их группы выполняют важную функ­цию посредников между общественностью и органами государства, информируя последние об интересах отдельных групп граждан, со­стоянии дел в тех или иных сферах жизни. Безусловно, в процессе принятия законов и воплощения их в жизнь депутаты, а затем прави­тельственные чиновники могут обращаться и, как правило, обраща­ются за консультациями и советами к профессиональным специали­стам и экспертам. Но в отличие от знаний профессионалов знания собственно граждан, пропущенные сквозь их интерес и репрезенто-ванные лоббистскими структурами, оказываются более важными как с точки зрения понимания глубин жизни, так и с позиции легитимно­сти принимаемых решений. Именно последнее обстоятельство стано­вится наиболее весомым, поскольку доказывает, что лоббизм в его цивилизованных формах не является «улицей с односторонним дви­жением». Лоббисты (группы давления на структуры власти), добива­ясь преимуществ для себя, одновременно обеспечивают благоприят-

ные условия восприятия обществом и конкретными группами обще­ственности принятых государством законов.

Далее, институт лоббизма выполняет функцию упорядочения плюрализма общественных интересов. Понятно, что каждый человек, каждое общественное объединение преследуют свои специфические интересы. Более того, они стремятся защищать эти интересы всеми доступными им средствами с учетом юридических норм. Отсюда вполне логично, что в пределах определенного правового поля их ин­тересы сталкиваются, а потому необходимы способы и механизмы сопоставления интересов и определения приоритетов. Даже если про­цесс лоббирования осуществляет незначительная группа людей, по­следствия лоббирования могут оказаться довольно масштабными и нередко затрагивают огромные массы населения страны.

Кроме того, положительная работа института лоббизма обычно выгодна обществу в целом. Позволяя сравнивать групповые интере­сы, возможности и последствия разнообразных действий в пределах легитимных демократических «правил игры» и способствуя отобра­жению этих целей и возможностей в политических решениях, лоббизм существенно дополняет сложную систему сдерживаний и про­тивовесов. Уже одно это обстоятельство заслуживает того, чтобы по­степенно внедрять институт лоббизма и в Украине, в его цивилизо­ванных, приемлемых для нашей политической культуры, формах.

И наконец, лоббизм в некоторой степени способен дополнять кон­ституционную систему демократического правления. Он позволяет участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам общественности, которые так или иначе лишены этой воз­можности. Особенно это касается граждан тех избирательных окру­гов, которым не удается выбрать своих представителей в парламент. Не имея своего депутата (что было нередким для Верховной Рады прежнего созыва), который бы с трибуны парламента мог заявлять о местных проблемах, группы общественности с помощью института лоббирования могут самостоятельно привлекать внимание к своим проблемам, влиять на процесс их законодательного урегулирования.

Лоббизм: суть, легитимность, практика

Суть лоббизма

Лоббизм как система влияния на членов законодательного органа или чиновников государственных учреждений с целью добиться одобрения или неодобрения ими того или иного законопроекта или постановления получил свое название от английского слова lobby, оз­начающего «закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары». Свой особый политический оттенок слово лобби приобре­ло в США приблизительно в середине прошлого столетия в виде его производных — лоббизм, лоббирование, лоббист. Считается, что тра­диция лоббизма как специфического политического явления восходит ко времени президентства Улиса Симпсона Гранта (1869—1877 гг.) — прославленного генерала периода гражданской войны в Соеди­ненных Штатах 1861—1865 гг. По вечерам этот президент со своей «командой» имел обыкновение «расслабляться» после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там его министры, а так­же сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их прось­бы и давали обещания (зачастую не бескорыстно) выполнить их.

История развития лоббизма действительно была наполнена фактами недозволенных методов давления на законодателей и чиновников. В США, например, несмотря на то, что конституция этой страны защищает право обращения (петиции) к правительству и что там давно уже принято соответствующее законодательство, регламен­тирующее лоббистскую деятельность, до сих пор еще кое-кто рас­сматривает лоббирование как попытку манипулирования законода­тельными и исполнительными органами власти.

И все же, в каких бы грехах не подозревали лоббизм, все это в конце концов не может затмить ту чрезвычайно полезную роль, кото­рую он призван выполнять. Лоббизм в его современных, цивилизо­ванных формах является широко используемой, легальной формой влияния разнообразных кругов и групп общества на аппарат государ­ственной власти, особенно на парламент, причем влияния снизу. Основная задача демократического лоббирования — добиться того, чтобы в законодательных и нормативных актах государственной вла­сти учитывались специфические интересы разных групп обществен­ности, их организаций, не противоречащие интересам общества

По своей глубинной сущности лоббирование обеспечивает глас­ность политического процесса, делает его предсказуемым, расширяет круг участников политической жизни и ограничивает всесилие аппа­рата государственной власти. Оно выступает инструментом функцио­нирования системы плюралистической демократии, который раскры­вает глаза законодателям и государственным служащим на те послед­ствия, которые могут иметь законодательные акты и административ­ные распоряжения, принимаемые ими.

Функция лоббизма как особого политического явления базируется на фундаментальном праве каждого гражданина демократического общества направлять индивидуальные и коллективные обращения (петиции) органам государственной власти и должностным лицам. Это право зафиксировано в конституциях всех демократических го­сударств мира В Конституции Украины (ст. 40) также записано, что «все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государст­венной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обра­щение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок».

Правовые основы

С целью упорядочения работы лоббистов, предупреждения их про­тивоправных действий разрабатывается четкое законодательство, регламентирующее систему лоббирования. В США, например, уже с 1946 года функционирует федеральный закон о регламентации лобби-стекой деятельности. Согласно ст. 308 этого закона любое лицо, кото­рое за плату или по иным соображениям осуществляет деятельность с целью оказания влияния на одобрение или отклонение какого-либо за­конодательного акта в Конгрессе, прежде чем начать действовать в этом направлении, обязано зарегистрироваться в Конгрессе и в письменной форме и под присягой предоставить сведения о себе и лице, которое оно представляет и в чьих интересах работает или выступает; указать срок выполнения этих обязательств, ежеквартальные подробные расходы и источники финансирования лоббистских действий.

Своими решениями 1953 и 1954 годов Верховный суд США уточ­нил действие этого закона и распространил его только на тех лиц и организации, основной целью которых является влияние на законо-

творческий процесс путем «непосредственного общения с членами Конгресса по вопросам обсуждаемого или предусматриваемого феде­рального законодательства». К разряду лоббирования суд также отнес «обращения, адресованные непосредственно к Конгрессу, его членам или комитетам». В соответствии с законом сюда же были отнесены и публикации в газетах, журналах и других периодических изданиях, инициированные и оплаченные каким-либо лицом с целью поддерж­ки законодательного акта или противодействия ему. Лоббистским по содержанию также считается прямое давление на членов Конгресса с помощью «искусственного стимулирования кампании присылки пи­сем» в их адрес.

Понятие лоббирования не распространяется на политические кам­пании, нацеленные на то, чтобы «возбудить мнение общественности» относительно общих проблем. Оно также не распространяется на лю­бое лицо, которое один раз выступает на заседаниях той или иной ко­миссии Конгресса, поддерживая тот или иной законодательный акт или оппонируя ему; на любого государственного служащего, который действует в границах своих служебных обязанностей; на случаи, ко­гда газета или любое другое периодическое издание в обычном по­рядке публикует новости, редакционные статьи и комментарии, плат­ные объявления, которые прямо или косвенно призывают к ободре­нию или отклонению законодательного акта, если такая газета, пе­риодическое издание или лицо не участвуют в дальнейшей деятель­ности в этом направлении. Понятие лоббизма не распространяется также на контакт с представителем исполнительной ветви власти, ко­торый затем контактирует с членом Конгресса.

Зарегистрированные лоббисты обязаны отчитываться обо всех по­ступивших взносах на сумму от 500 долларов и более и указывать при этом фамилию лица, сделавшего такой взнос; о расходах в размере, превышающем 10 долларов, с указанием конкретного лица, полу­чившего эти деньги, а также цели расходов. Лоббисты обязаны сооб­щать, на какие законодательные акты они планируют влиять, какие новые статьи были внесены благодаря их усилиям.

Вместе с тем уточнения к закону 1946 года, внесенные Верховным судом США, освободили многих влиятельных лоббистов (особенно действующих в интересах профсоюзов) от необходимости отчиты­ваться о своей работе на том основании, что главная их цель не явля­ется лоббистской, либо потому, что их представители не вступают в

«прямые контакты» с членами Конгресса, а общаются с работниками аппарата законодательного органа власти или должностными лицами исполнительной ветви власти.

Несмотря на то, что единственным законом, регламентирующим лоббистскую деятельность, остается федеральный закон 1946 года, правовой статус лоббирования постоянно уточняется. Появление раз­личных новых нормативных актов в большинстве случаев обусловле­но усилением обеспокоенности общественности по поводу наруше­ний, которые имеют место в этой сфере, и требованиями более четко упорядочить институт лоббизма, что во многих случаях принимает вид дальнейшего «закручивания гаек».

В частности, случаи пополнения рядов лоббистов за счет бывших высокопоставленных государственных служащих, сенаторов или кон­грессменов способствовали одобрению нескольких законодательных актов в конце 80-х годов. Так, с 1989 года министрам и официальным советникам президента, вышедшим в отставку, запрещено в течение одного года влиять с лоббистскими целями ведущих должностных лиц исполнительной ветви власти. С этого времени запрещено и кон­грессменам в течение одного года после окончания их полномочий заниматься лоббистской деятельностью в законодательных органах США. В последние годы значительно усилился финансовый контроль за деятельностью лоббистов, особенно за их попытками пользоваться средствами различных фондов для финансирования кампаний выбо­ров в Конгресс США.

Поиск новых, все более придирчивых регламентации деятельно­сти лоббистов временами приводит к некоторым недоразумениям. Примером этого может служить определение содержания лоббизма, сделанное на 30 страницах Министерством финансов США весной 1994 года, которое вызвало удивление со стороны политической об­щественности. Среди прочего в этом документе говорится, что каж­дое лицо, нанятое «следить» за ходом событий на федеральном уров­не и уровне штатов, например, просматривать газеты и журналы, еще не занимается лоббистской деятельностью. Однако, как только это лицо начнет вырезать и подшивать статьи для исследовательской ра­боты с целью повлиять на законодательство, оно тут же, согласно мнению Министерства финансов, становится лоббистом. Это скорее всего является следствием до сих пор существующего определенного

предубежденного отношения к лоббизму даже в странах развитой де­мократии.

Неуклонно возрастает количество лоббистов, профессионально занимающихся этой деятельностью. Например, в США с 1975 по 1999 год число зарегистрированных в сенате лоббистов увеличилось с 3000 до 35 000. Каждая третья из крупных кампаний с ежегодной прибылью свыше 100 млн. долларов имеет собственный штат лобби­стов на столичном уровне. В США ныне зарегистрировано более 14 тыс. физических и юридических лиц, представляющих интересы 12,5 тыс. национальных и международных предпринимательских органи­заций, отраслевых и ассоциированных профсоюзных объединений, различного рода общественных и других формирований.

Одним из главных стимулирующих факторов роста института лоббизма является потребность негосударственных организаций ус­танавливать хорошие отношения с государственными учреждениями и чиновниками на федеральном уровне и уровне штатов (government relations). Государство, как известно, разнообразными путями (через экономическое законодательство, налоговую политику и различного рода контрольные функции) все настойчивее стремится проникнуть во все сферы деятельности частных организаций и жизнь отдельных граждан. Потому-то в последние годы и растет количество корпора­ций, частных организаций, общественных объединений и групп осо­бого интереса, которые создают в пределах своих управленческих структур специальные подразделения по вопросам связей с органами государственной власти на национальном и местном уровнях. А по­скольку в этих подразделениях, как правило, работают лоббисты, обя­занные иметь дело с государственными органами и учреждениями, то понятно, что лоббирование стало частью функций паблик рилейшнз отдельной негосударственной организации.

Содержание работы лоббистов

Лоббисты, отвечающие за связи организации с органами государ­ственной власти, главным образом отслеживают и взвешивают то влияние, какое способны оказать обсуждаемые законопроекты в слу­чае их утверждения на жизнедеятельность этой организации. Как пра­вило, работая в главном столичном офисе, лоббисты, отвечающие за

связи с законодательными органами государственной власти, пресле­дуют несколько общих целей:

1. Улучшают отношения с ответственными работниками го­сударственных учреждений и организаций.

2. Следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа.

3. Активизируют участие избирателей в делах государст­венного управления на всех уровнях.

4. Влияют на законодательство, затрагивающее экономиче­ские интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий.

5. Заблаговременно информируют законодателей и дости­гают понимания с их стороны особенностей работы орга­низаций, действующих в определенном избирательном округе.

По сути, выполняя роль доверенного защитника интересов орга­низаций и групп общественности и надежного источника сведений по определенному кругу вопросов, лоббист имеет дело с информирова­нием иных людей (в данном случае имеется в виду общественность государственных органов) с целью убедить их занять правильную по­зицию, принять требуемое ему решение. Лоббисты во многих случаях добиваются успеха или же терпят поражение в зависимости от того, на­сколько они владеют общими методами науки и искусства паблик ри­лейшнз: способностями налаживать личные отношения с объектами влияния и подавать убедительную информацию, с одной стороны, за­конодателям и государственным чиновникам, а с другой, — рядовым избирателям и заинтересованным гражданам. Но в дополнение к таким ПР-способностям лоббистам нужны еще и всесторонние знания по во­просам государственного управления, законотворческого процесса, со­циальной политики, формирования общественного мнения.

Организация, заинтересованная в связях с органами государствен­ной власти, ее чиновниками, как правило, нанимает высококвалифи­цированных специалистов, перед которыми, конечно же, ставится за­дача воздействовать на законотворческий процесс.

Для выполнения такой работы, вероятно, не всегда нужно офици­ально регистрироваться лоббистом. Обратиться к члену парламента, должностным лицам по тому или иному вопросу законодательства или управленческого распоряжения может любое лицо или организа­ция демократического общества Но в отличие от тех, кто случайно или только время от времени использует такую формальную возмож­ность, лоббист-профессионал скорее завоевывает доверие и уважение к себе (к своей организации) со стороны законодателя. Дело в том, что для подготовки и анализа законопроектов, общения с законодателем и убеждения его в этих вопросах лоббист должен быть преимущест­венно юристом по профессии, пользоваться авторитетом и иметь хо­рошо налаженные личные связи на столичном уровне. Поэтому офи­циальные лоббистские должности занимают чаще всего опытные по­литики, бывшие работники администрации президента, сенаторы и конгрессмены, как только истекает срок их полномочий.

Нередки случаи, когда опытные лоббисты переходят на государ­ственную службу, а потом используют свою официальную долж­ность, чтобы оказывать поддержку бывшим клиентам. Происходит и обратное, когда государственные служащие оставляют высокие посты и становятся лоббистами. Например, Говард Пастер, советник прези­дента США Б.Клинтона, стал председателем «Хилл энд Ноултон» — одной из могущественнейших фирм паблик рилейшнз США. И хотя не было ничего плохого в том, что Пастер перешел на новую, более высокооплачиваемую должность, однако шум вокруг его нового на­значения лишний раз обнажил острую проблему взаимоотношений между профессиональными лоббистами и теми, кого они лоббируют.

Чем же занимаются лоббисты? В общем виде суть работы лоббиста заключается фактически в том, чтобы информировать и пе­реубеждать других (законодателей, тех, кто принимает решения). Без­условно, для этого одних контактов мало. Ведь лоббисту прежде все­го следует владеть конкретной информацией, интересующей кон­кретного законодателя. Кроме того, такая информация и общие идеи относительно будущего законодательства должны быть изложены за­конодателю заблаговременно, еще до того, как появится законопро­ект. Опытные лоббисты и законодатели придерживаются единого мнения, что вопросы своевременности и полноты информации — наиболее важные в процессе законотворчества и влияния на него.

Понятно, что специфика деятельности того или иного лоббиста за­висит от направления законодательства, на которое он собирается по­влиять, и от характера организации, которую он представляет. Но независимо от этого всем лоббистам в большинстве случаев приходится та* или иначе делать следующую работу:

Собирать факты. Государственное управление — это бес­конечное количество конкретных фактов, статистических данных, экономических показателей, мнений и решений, о ко­торых следует знать и в которых нужно разбираться.

Интерпретировать управленческие акции. Ключевая функция лоббиста состоит в том, чтобы интерпретировать ру­ководству организации значение управленческих акций и по­тенциальные последствия законодательных актов, которые должны быть приняты. Лоббисты часто прогнозируют, что мо­жет произойти в сфере законодательства, и предлагают меры по предотвращению вероятных нежелательных последствий.

Интерпретировать действия организации. Во время прак­тически ежедневных контактов с членами парламента и их помощниками лоббист доводит до их сведения мнение орга­низаций и конкретных групп общественности относительно законодательства. Лоббист должен хорошо разбираться в де­лах клиента и отношении организаций к акциям государст­венного управления.

Защищать позиции организации. Помимо предоставления отдельных фактов, лоббист от имени клиента отстаивает его интересы, то есть убеждает законодателя в необходимости поддержки определенного законопроекта или противодейст­вия ему. Часто случается так, что, заблаговременно информи­руя законодателя о позиции организации относительно пред­полагаемого законодательства, лоббисты тем самым добива­ются такого направления его обсуждения в парламенте, кото­рое отвечает позиции клиента. Следует иметь в виду, что не­многие депутаты парламента имеют время для того, чтобы не только изучить, но и просто прочесть каждый законопроект, по поводу которого им придется голосовать. Поэтому депута­ты в значительной мере зависят от информации лоббистов, особенно информации такого содержания, которая раскрыва-

ет вероятные последствия для их избирателей в случае утвер­ждения обсуждаемого законопроекта

Служить трамплином для паблисити. Большинство ново­стей в стране рождается в столице. Они являются базовыми для сотен журналистов и репортеров из различных средств массовой информации. Сосредоточение средств информации в столице — идеальный трамплин для развертывания кампа­нии паблисити в пользу организации, которую представляет лоббист.

Способствовать сбыту продукции. Государство является одним из крупнейших заказчиков продукции или услуг. Лоб­бист зачастую служит соединительным звеном, через посред­ство которого осуществляются торговые операции. Лоббист, имеющий дружеские отношения с государственными чинов­никами, может быть каналом, соединяющим государственные учреждения и компанию или организацию.

Подготовка к лоббированию

Работая в пределах правового поля, регламентирующего систему лоббирования, зарегистрированный лоббист-профессионал использу­ет разнообразные методы и приемы влияния на законодателей.

Но всему этому, конечно же, предшествует огромная подготови­тельная работа. Как уже говорилось, первой составляющей такой ра­боты является сбор информации. Помимо официальной документа­ции, разного рода банков данных, касающихся круга вопросов, по ко­торым проводится лоббирование, лоббист должен иметь текущую информацию, точно знать расстановку сил в законодательном органе, держать руку на пульсе существующих точек зрения, глубоко разби­раться во всех оттенках мнений, которых на данный момент придер­живаются те или иные законодатели по тому или другому вопросу. Очень важно знать потенциальных сторонников позиции организа­ции, интересы которой отстаивает лоббист, вероятную оппозицию, ее сильные и слабые стороны.

Первым источником такой информации являются открытые слу­шания, которые планируются и проводятся совместно законодатель­ными и исполнительными ветвями государственной власти для рас­смотрения законопроектов или постановлений. Постоянное отслежи-

вание этих событий — обязательная составляющая всех программ лоббирования.

Другим источником необходимой информации может быть обмен мнениями с официальными представителями исполнительных орга­нов власти, ответственными работниками профсоюзов и их объеди­нений, других групп специального интереса, которые владеют бога­тым фактическим материалом. В этом отношении четко срабатывают не только посещения их учреждений, но и различные формы органи­зации совместного отдыха, приемов и презентаций, поскольку непри­нужденная атмосфера большинства таких коллективных собраний способствует процессу активного обмена информацией.

Итоговым моментом различных методов сбора информации, уточ­нения мнений и настроений должно быть доведение всех новых данных и фактов до ведома руководства организации-клиента, подготовка лоб­бистом конкретных рекомендаций о том, как на них реагировать.

Следующей составляющей подготовительной работы лоббиста должно стать коалиционное строительство, стремление объеди­нить группы или отдельных людей (включая коллег-лоббистов), ин­тересы которых совпадают, в поддержку одобрения или отклонения определенного законодательного акта или распоряжения. Коалиции могут объединять свои ресурсы, интеллектуальный потенциал и мно­гое другое и более эффективно действовать в нужном направлении. Работая вместе, такие группы в состоянии установить приоритеты своей стратегии, разработать более продуманную тактику действий. Иначе говоря, коалиционное строительство — одна из важнейших и наиболее продуктивных видов тактики подготовки к воздействию на законодателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...