Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фракции и группы в Верховной Раде Украины




13 мая 1998 года Верховная Рада Украины внесла изменения в Регламент Верховной Рады Украины, касающиеся принципа форми­рования депутатских групп и фракций. Согласно этому решению пра­во на образование депутатских фракций имели политические партии, преодолевшие 4% -ный барьер на парламентских выборах 29 марта 1998 года В то же время не предусматривалось создание депутатских групп. Однако в последствии здесь произошли определенные измене­ния и вновь стали создаваться отдельные депутатские группы. *

Депутатские фракции предварительно обсуждают кандидатуры на должности Председателя Верховной Рады Украины и его заместите­лей, председателей комитетов, а также персональный состав коллеги­альных органов Верховной Рады. Депутатские фракции пользуются правом пропорционального представительства во всех органах Вер­ховной Рады Украины. Уполномоченные представители депутатских фракций (по одному от каждой) создают согласительный совет депу­татских фракций, являющийся органом совещательного, согласитель­ного характера.

В Верховной Раде Украины на конец 1999 года функционировали следующие депутатские фракции и группы:

фракция Коммунистической партии Украины (фракция комму­нистов);

фракция Народного руха Украины;

фракция Социалистической партии Украины (Левый центр);

фракция Партии зеленых Украины (фракция Зеленых);

фракция Народно-демократической партии (фракция НДП);

фракция «Громада»;

фракция Социал-демократической партии Украины (объединен­ной) (фракция СДПУ(о));

фракция Прогрессивной социалистической партии Украины;

фракция Селянской партии Украины;

фракция «Реформы-Конгресс»;

фракция Народного руха Украины. Первая. (Фракция Руха);

фракция «Батькiвщина»;

группа «Независимые»;

группа «Возрождение регионов»;

группа «Трудовая Украина»

Фракции и группы время от времени меняют названия, состав и количество своих членов. Лоббист должен следить за этим процессом и обращаться за поддержкой к существующим фракциям и группам в процессе своей работы.

Распорядок работы

В сессионный период еженедельная работа Верховной Рады Ук­раины и ее комитетов начинается во вторник в 10 часов и заканчива­ется в пятницу в 14 часов. В этот период рабочий день Верховной Ра­ды и ее комитетов начинается в 10 часов и продолжается до 18 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут и с обеденным перерывом с 14 до 16 часов. По согласию депутатов время заседаний в отдельных случаях может быть изменено.

Законодательный процесс

Законодательная инициатива

В соответствии со статьей 93 Конституции Украины право зако­нодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины,

Законопроекты, являющиеся по определению Президента Ук­раины безотлагательными, рассматриваются Верховной Радой Украины во внеочередном порядке.

Согласно закону Украины «О статусе народного депутата Украи­ны» (статья 11): «Право законодательной инициативы народного де­путата Украины в Верховной Раде реализуется в форме внесения:

проекта нового закона, проекта закона об изменениях или допол­нениях к действующему законодательству или о его отмене;

обоснованного предложения о необходимости принятия нового закона, закона об изменениях или дополнениях к действующему за­конодательству или о его отмене (законодательное предложение);

предложений и поправок к документу законодательной инициати­вы, который рассматривается Верховной Радой.

Право законодательной инициативы народного депутата Украины гарантируется:

обязательным рассмотрением внесенного документа законода­тельной инициативы на заседании Верховной Рады Украины с приня­тием решения относительно него;

обеспечением выступления инициатора внесенного документа за­конодательной инициативы на заседании Верховной Рады при его рассмотрении...

Порядок реализации права законодательной инициативы опреде­ляется существующим Регламентом Верховной Рады Украины».

Этапы создания закона

Процесс создания закона и принятия его Верховной Радой прохо­дит через несколько этапов:

1. Подготовка проекта закона. Инициатор принятия опреде­ленного законодательного акта готовит его проект в виде тек-

ста нового закона (постановления Верховной Рады Украины) или закона (постановления) о внесении изменений в дейст­вующие законодательные акты.

2. Внесение проекта в Верховную Раду. Правом внесения про­ектов в Верховную Раду наделены только субъекты законода­тельной инициативы, круг которых очерчен в статье 93 Кон­ституции Украины.

3. Предварительное рассмотрение проекта руководством Верховной Рады. Руководство Верховной Рады Украины (Председатель или его заместители) рассматривают проект и направляют в соответствующие профильные комитеты Вер­ховной Рады. Руководство ВРУ может также направить про­ект для рассмотрения и выводов в правительство, другие ор­ганы государственной власти и управления.

4. Рассмотрение проекта в комитетах Верховной Рады Ук­раины. Постоянные комитеты рассматривают проект и готовят вывод о целесообразности его рассмотрения на пленарном засе­дании либо о необходимости возвращения акта на доработку.

5. Внесение на рассмотрение на пленарном заседании. По представлению постоянных комитетов с учетом мнения правительства руководство ВРУ принимает решение о внесе­нии проекта на рассмотрение на пленарном заседании ВРУ либо о возвращении его на доработку.

6. Внесение в повестку дня. По предложению руководства Вер­ховной Рады последняя на своем пленарном заседании голо­сованием принимает решение про внесение в повестку дня сессии (текущей пленарной недели) вопроса о рассмотрении соответствующего проекта законодательного акта.

7. Первое чтение законопроекта. В соответствии с повесткой дня проект рассматривается в первом чтении с докладом ини­циатора, содокладом (как правило, от постоянного комитета), общими дебатами по законопроекту. Суть первого чтения — рассмотрение концептуальных основ проекта и принятие его текста за основу для дальнейшей доработки или его отклонение.

8. Внесение поправок. Субъекты законодательной инициативы в назначенный срок (как правило, одна—две недели) подают в комитет, которому ВРУ поручила доработку проекта, пись-

менные тексты своих поправок к тексту закона, принятому в первом чтении.

9. Подготовка проекта ко второму чтению. Постоянный ко­митет, как правило, вместе с правительством рассматривают все внесенные поправки, принимают решение об их принятии или отклонении. Выводы в виде сравнительной таблицы (4 колонки: текст первого чтения, все поправки к нему, выводы комитета по каждой поправке, окончательный текст) подают­ся на рассмотрение на пленарном заседании во втором чтении.

10. Второе чтение проекта. Второе чтение проекта проводится с использованием сравнительной таблицы путем постатейного голосования. Верховная Рада соглашается или не соглашается с предложениями комитета и по ходу голосования поправок определяет окончательный текст каждой статьи, а также голо­сует за закон (постановление) в целом.

11. Третье чтение проекта. В случае значительного объема тек­ста проекта, внесения большого количества поправок, полити­ческой сложности проблемы, являющейся предметом законо­проекта, может быть проведено третье (четвертое и т.д.) чтение.

12. Оформление документа. На основании имеющихся мате­риалов (сравнительная таблица, протоколы и стенограммы второго, третьего и т.д. чтений) постоянный комитет готовит окончательную редакцию законодательного акта После визи­рования юридическим, редакционным и протокольным отде­лами закон (постановление) подписывает Председатель ВРУ.

13. Рассмотрение закона Президентом. Подписанный Председа­телем ВР закон подается на подпись Президенту, который в те­чение 15 дней одобряет и официально обнародует его или воз­вращает со своими замечаниями в ВР на повторное paccмотрение.

14. Рассмотрение замечаний Президента. Верховная Рада рас­сматривает замечания Президента в соответствии с процеду­рой пунктов 9—10 и принимает решение об их учете или от­клонении. Если во время повторного рассмотрения закон бу­дет вновь принят ВРУ большинством в две трети конституци­онного состава, Президент обязан его подписать и официаль­но обнародовать в течение 10 дней.

15. Обнародование. Закон, подписанный Президентом, или по­становление ВРУ, подписанное Председателем Верховной

Рады, передаются средствам массовой информации для опуб­ликования. Тексты, напечатанные в газете «Голос Украины», а также в «Вiдомостях ВР», считаются официальными текстами законодательных актов.

Следует заметить, что рассмотрение и принятие решений по неко­торым безотлагательным вопросам или при внесении краткого по объему документа может происходить по сокращенной схеме, в част­ности, без разделения процедуры на первое и второе чтения.

Более подробно и полно с процедурой принятия законодательных актов можно ознакомиться в Регламенте Верховной Рады Украины.

Наглядное представление о законодательном процессе может дать соответствующая Регламенту Верховной Рады Украины схема бюд­жетного процесса (См. схему).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...