Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий 1 страница




 

Абсолютная чувствительность – психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.

Абстрактно-логическое мышление – особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

Абулия – аномалия мотивации человека, характеризующаяся резким ослаблением силы потребностей.

Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) – злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.

Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Аккомодация (биол. ) – изменение формы хрусталика глаза при приближении или удалении предмета, на который смотрит человек.

Аккомодация (психол. ) – пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.

Акме – дословно «вершина». В психологии акме – вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.

Акмеологические инварианты профессионализма – это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики.

Акмеологические условия – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности.

Акмеологические факторы – основные причины, движущие силы профессионализма.

Акмеология (греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Актуальная (корригирующая) самооценка – отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции или оптимизации.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеется своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.

Альтруистическая установка – готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.

Амбивалентность – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Амбивалентные переживания – несогласованные, противоречащие друг другу (положительные и отрицательные), одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.

Амнезия детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3–4 лет жизни.

Аналитическая деятельность полушарий – деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы.

Анальная стадия – вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах: анально-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и анально-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.

Асоциальные черты поведения – поведенческие проявления, которые не соответствуют социальным нормам и требованиям; не одобряются или порицаются в обществе; способствуют совершению поступков, противоречащих нормам морали и права.

Ассимиляция – процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).

Атрибуция – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.

Аттрактор цели – одно из основных понятий синергетики – конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.

Аутопсия – патоанатомический метод исследования в современной медицине, заключающийся во вскрытии тела умершего человека.

Аффект неадекватности – неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.

Аффективная реакция – ярко выраженное, бурно протекающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; переход к состоянию, противоположному прежнему.

Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Аффективное поведение – поведение, действие или взаимодействие, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций.

Аффективно-защитная функция воображения – функция воображения, которая заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.

Аффективность – бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность.

«Аффекты на себя» – аутонаправленная негативная эмоциональная реакция.

Афферентные нервы – нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору головного мозга.

Аффилиативная потребность – потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

Базальная тревога – интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.

Базовое (или базальное) доверие – положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.

Биодинамическая ткань движения – гармоничная система мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.

Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.

Близость – тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Близость (в понимании Э. Эриксона) – способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

Болезнь Альцгеймера – вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых.

Бред – объективно ложное, обусловленное болезненными причинами суждение, возникающее у человека без адекватных внешних поводов, не поддающееся разубеждению и всегда вовлекающее личность больного. В отличие от ошибочных суждений, бред не корригируется при разубеждении или разъяснении. Бред противостоит даже самым веским доводам.

Бред ущерба как подвид бреда преследования – разновидность бредовых идей, ведущее место в которых занимают представления о причинении морального (придирки, сплетни, издевательства, оскорбления) и материального ущерба (порча имущества, воровство). При этом характерна многочисленность и крайняя детализация бредовых иллюзий, связанных с расположением и внешним видом окружающих человека предметов. В позднем возрасте для бредовых идей характерна конкретность, обыденность содержания, узкий круг «преследователей», включающий лиц, с которыми человек встречается в повседневной жизни.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).

Вербальная память – вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Вербальные функции (лат. verbalis – словесный) – процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала.

Вербальные функции интеллекта – функции интеллекта, связанные с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.

Витальные потребности – жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.

Внешние факторы трудовой деятельности – поддержка удовлетворенности человека процессом труда за счет внешне организованных стимулов: повышенной заработной платы, премий, комфортных условий труда, досрочного выхода на пенсию и т. д.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Внутренние факторы трудовой деятельности – поддержка интереса человека и высокой мотивации его труда в силу увлекательности, ценности, сложности и значимости самого рабочего процесса.

Внутренний мотивационный конфликт – противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Внутренний самоотчет – сравнение желаний и целей, убеждений и чувств с социальными установками, ценностями, ожиданиями.

Внутренняя речь – вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Возрастно-психологический контекст – возрастная специфичность потребностей и ценностей.

Возрастные часы – внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события в жизни: обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Враждебность – агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Временные нервные связи – механизм замыкания в коре головного мозга условно-рефлекторных нервных связей при сочетании условных и безусловных раздражителей и появлении соответственно двух очагов возбуждения; путь прохождения нервного импульса в определенный промежуток времени.

Время реакции – временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д. ) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Вторичные, или интегративные, поля коры головного мозга – участки коры головного мозга, обеспечивающие синтез сенсорной информации, полученной от отдельных первичных полей коры головного мозга, в целостный психический образ.

Высокий статус – значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.

Высшие психические процессы – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

Высшие чувства – эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

Гендерные роли – существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Гендерные схемы – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Генерализованные движения (лат. generalis – общий) – двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

Генетическая психология – изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Генетический фактор – влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.

Генитальная стадия – четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения. Генитальный характер – это символ идеального психического здоровья. Это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.

Генотип – совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Геронтогенез – один из возрастных периодов в жизни человека – период старения, который начинается после 60 лет.

Гетеросоциальный характер общения – общение, в ходе которого ребенок стремится быть в обществе представителей обоих полов.

Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Гипертим – личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичность, социальная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в межличностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их активности.

Гипопротекция (гипоопека) – в крайнем варианте – полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.

Гипоталамус (греч. hypo + thalamos комната; син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) – отдел промежуточного мозга, расположенный книзу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями.

Гипотеза несоответствия – положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте примерно 7 месяцев дети создают образы, схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новый объект, не соответствующий уже известным ему образам, он испытывает неуверенность и тревогу.

Гистологический анализ – метод современной медицины, используемый для исследования особенностей строения и развития тканей человеческого организма.

Глубина чувства – определяется тем, насколько существенны для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано.

Голосовые реакции (лат. re – против + actio – действие) – воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п. ).

Гомосоциальный характер общения – общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего пола.

Госпитализм (франц. hospital – больница) – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п. ), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

Двигательные навыки – навыки выполнения определенных движений.

Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

Декларативные знания – знания типа «что», то есть знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

Делинквентный подросток – подросток-правонарушитель.

Деменция (приобретенное слабоумие) – необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Она часто связана со старческим возрастом и может вызываться множеством причин – прямых или косвенных.

Депрессия (лат. depressio – подавленность) – угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.

Депривация – лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Деформация поведения – негативные изменения в специфике поведения субъекта под воздействием «внешних сил».

Диагностика развития – система исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества.

Дивергентность развития – многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.

Динамические стереотипы (греч. dinamikos – подвижный, stereos – отпечаток) – интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, имеющего ответ в цепочке рефлексов.

Директивно-распорядительный способ взаимодействия – форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают команды и распоряжения.

Дистимический тип личности – ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограничению социальной активности и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психического темпа.

Дистресс – стресс разрушительный, деструктивный; вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие индивида, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

Дифференциация – сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, то есть усложнение системы.

Дифференцированность экспрессии (лат. differentia – различие) – соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по внешним проявлениям.

Диффузность самоидентичности – «рассеянное», «размытое» восприятие и отражение субъектом того, что относится к нему самому (к его телу и духовному содержанию); комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я.

Долговременная память – вид памяти, благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию.

Доминанта – функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.

Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) – чрезмерный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характера гипертимного типа (усиливает реакцию эмансипации), астенического и психастенического типов (усиливает неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нерешительность).

Доминирующие установки – готовность, предрасположенность субъекта к определенной форме реагирования.

Дооперациональная стадия – один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.

Дооперационное мышление – понятие, используемое Ж. Пиаже для обозначения стадии развития мышления ребенка (2 до 7 лет), главной особенностью которой является активный процесс интериоризации внешних действий с предметами и формирование наглядных представлений.

Драйв – сильный стимул, который побуждает организм к действию.

Естественная сепарация – в отличие от эмоционального отвержения – инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6–7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.

Жестокое отношение – частые расправы за мелкие проступки, «срывание зла» на ребенке. Жестокость господствует во всей атмосфере семьи. Особенно пагубно при формировании эпилептоидного типа акцентуации или даже психопатии.

Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Завышенная оценка – в одобрении содержится большая позитивность, не соответствующая уровню реальных достижений или объективных характеристик.

Завышенная самооценка – неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Заниженная оценка – уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негативности – не соответствует объективности.

Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя субъектом.

Защитно-психологический механизм – механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.

Защитные механизмы – физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Зеркальный Я-образ – отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.

Зона ближайшего развития – это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Идеальное Я – представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».

Идентификация – отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.

Идентичность (лат. identicus – тождественный, одинаковый) – эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Избирательность внимания – выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Изоляция (фр. isolation) – разобщение, обособление; лишение или отсутствие эмоционального общения с окружающими; отсутствие эмоционального контакта в результате невозможности или неспособности достичь взаимности.

Инволюция личности – «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Индивид (человек как индивид) – человек как единичное природное существо, представитель Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Индивидуализм – ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп.

Индивидуальность – «глубина личности» – предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями деятельности.

Инертность – отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Инертный тип нервной системы – тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом.

Инструментальная агрессия – агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.

Интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.

Интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.

Интеллектуальные чувства – переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.

Интериоризация (лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Интернальность – личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

Интимность – многоплановое чувство, сопровождающее раннюю взрослость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другим человеком и способность ему довериться.

Классификация – способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.

Когнитивная составляющая Я-образа – представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Бернс Р., с. 32).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...