Глоссарий 3 страница
Потребность в новых впечатлениях – стремление к восприятию и познанию всего нового. Потребность в позитивном внимании – приобретенная потребность человека получать приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении. Потребность в установлении связей – по Фромму, базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать участие в их жизни. Появление надежды – комплекс положительных эмоциональных реакций, связанных с появлением матери. Праксические чувства – чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы. Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами. Практическое обобщение – продукт мыслительной деятельности, который отражает общие признаки и качества явлений, установленные субъектом на основе своего субъективного практического опыта. Предметная деятельность – это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества. Предметное общение – общение ребенка со взрослым, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета.
Предметные действия (схема действия) – в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие – «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры. Предметные чувства – связанные или направленные на определенное событие, лицо, явление. Представление о сохранении – в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие – легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды). Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Предстарческий психоз – свойственная старческому возрасту рассогласованность психических процессов, в результате чего человек не может осмыслить происходящее, адекватно проанализировать ситуацию и ее развитие. Вследствие этого человек неадекватно реагирует на окружающих людей, ситуацию; не отдает отчета в своих действиях и не может руководить ими. Престижная (эгоистическая) установка – предрасположенность субъекта к поведению, направленному на собственные интересы, желания, потребности.
«Прикидка по опыту» – способ решения задачи, основанный на сравнении ее условий и требований с личным опытом решения аналогичных задач в прошлом. Прогностическая самооценка – уровень возможных достижений человека в какой-либо актуальной ситуации. Продуктивное представление – воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное представление близко к воображению. Продуктивность – плодотворность и результативность деятельности, отражение степени достижений в различных областях. Произвольная память – психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. Произвольное внимание – один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Произвольное воображение – вид воображения, характеризующийся преднамеренным, осознанным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним из наиболее ярких примеров произвольного воображения являются творческое воображение и мечта. Просоциальное поведение – позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность асоциального поведения. Пространственная автономия – неприкосновенность личного пространства подростка. Профессионал – человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда. Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
Профессиональная адаптация – приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям). Профессиональная деформация личности – процесс и результат влияния на личностные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной деятельности, осуществляемой в течение длительного времени. Профессиональная Я-концепция – представление личности о себе как о профессионале. Профессиональный эталон – субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности. Процедурные знания – знания типа «как», то есть знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями. Процесс обобщения – мыслительная деятельность, содержанием которой является отражение общих и характерных признаков и качеств данного класса объектов и явлений окружающей действительности. Процесс обобщения лежит в основе формирования понятий. Психастеник – личность психастенического типа. Ведущими свойствами личности являются: повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, склонность к тяжелым сомнениям и колебаниям при принятии решений, чрезмерно развитое чувство долга и ответственности, исполнительность, но в то же время боязнь ответственности, беспокойная суетливость при исполнении порученного им дела, склонность тщательно продумывать свое поведение в предстоящих ситуациях, склонность к суждениям и умозаключениям магического типа (склонность к «загадываниям», чувствительность к приметам). Жизненный стиль во многом обусловлен боязнью неудачи.
Психогенетика – изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психологическая устойчивость – устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Психологический возраст – характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр. Психологический факт – предмет психологического изучения. Психологическое время – субъективно оцениваемое время, отражает психологический возраст личности, самоощущение возраста. Психология развития – изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит. Психосоматизация – развитие функциональных и органических расстройств, заболеваний, как специфических «патологических личностных защит». Психосоциальное развитие – развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения). Психосоциальные свойства – свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека. Психофизиологические функции – функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами. Психофизические свойства – свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека. Психофизические функции – взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы. Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма. Пубертатный период (лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) – период полового созревания.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Расколотое самосознание – самосознание, включающее две противоположные Я-концепции: внешнюю, защитную и идеализированную, и глубинную, состоящую из плохо сформированного Я-реального. При этом внешнее Я – доминирует, а Я-реальное – подавлено и проявляет себя неэффективно. Распорядительно-исполнительный способ взаимодействия – форма общения в процессе совместной деятельности, при которой субъект общения ориентирован на продуктивное сотрудничество и в интересах дела способен как отдавать свои распоряжения, так и исполнять чужие. Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Реальное Я – представление о себе в настоящий момент. Реальный Я-образ – каким я вижу себя в настоящий момент. Репродуктивное воображение – процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа. Репродуктивное представление – простое механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности, не воспринимаемых в данный момент времени. Ретикулярная формация (от лат. reticulum – сетка) – нервная структура, расположенная вдоль всего мозгового ствола и состоящая из клеток, отростки которых ветвятся в обширных областях мозговой коры. Функция ретикулярной формации заключается в активизации коры головного мозга, регуляции общего состояния возбудимости нервной системы и контроля рефлекторной деятельности спинного мозга. Ретикулярная формация играет важную роль в управлении механизмами сна и бодрствования, научения и внимания. Ретроспективная самооценка – самооценка, обращенная к прошлому, посвященная рассмотрению опыта. Рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например слегка ударить по подушке под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Создается впечатление, что в этой ситуации, напоминающей внезапное падение, ребенок проявляет готовность за что-то ухватиться. Рефлекс шагания – если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит движения, похожие на шагание. Рефлексы новорожденного – рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает к концу 2 – 4-го месяца его жизни. Рефракция – преломление светового луча. У лиц пожилого возраста происходят аномальные изменения рефракции глаза, и, как следствие, наблюдается общее снижение чувствительности зрительного анализатора. Рецепторы – периферическая специализированная часть афферентных нервов, обеспечивающих восприятие и трансформацию определенного вида энергии в процесс нервного возбуждения. Выделяют: зрительные рецепторы, слуховые, обонятельные и т. д. Речевой слух – способность выделять из совокупности звуковых раздражителей, воздействующих на индивида, речь другого человека. Ригидность (жесткость, твердость) – проявляется в трудности, неспособности субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях. Ролевая игра – в развернутом виде представляет собой деятельность, в ходе которой дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят их деятельность, а также их взаимоотношения. Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей. Самоконтроль – способность сдерживать и подавлять примитивные побуждения и эмоции и подчинять их отдаленным или более высоким и достойным целям. Самоопределение – форма самоотношения. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самоуважение – это предпочитаемость своего образа, в повседневной речи определяемая как чувство собственного достоинства. Уровень самоуважения отражается в предпочитаемой мотивации. Свободная деятельность – здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей для удовлетворения его социальных и духовных потребностей. Она имеет культурный, свободный и творческий характер. Семейный цикл – последовательность предсказуемых событий или периодов, начинающихся с ухода из родительской семьи и включающих в себя такие характерные события, как образование пары, вступление в брак, рождение первого ребенка и т. д. Сенильная деменция – органическое заболевание мозга, отражающееся на адекватности мышления человека. Сенильные бляшки – уплотнение кровеносных сосудов, вызывающее ухудшение кровоснабжения, вследствие чего нарушается нормальная работа внутренних органов. Сенситивность личностная (лат. sensus – чувство, ощущение) – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сенситивность возрастная – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду. Сенситивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств. Сенсомоторно-манипулятивные действия (лат. sensus – чувство + лат. motor – приводящий в движение + фр. manipuler – манипулировать) – проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания. Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки – освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре предметной деятельности человека; специфические навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воздействие внешних раздражителей. Сенсомоторные процессы – комплекс ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная координация. Сенсомоторный интеллект – в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций. Сенсорная (сверхкратковременная) память – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. Сенсорная система – совокупность физиологических и психических механизмов, обеспечивающих получение чувственной информации об окружающих предметах и явлениях реальной действительности. Сенсорно-перцептивные процессы – процессы получения чувственной информации о предметах и явлениях окружающей действительности. Сенсорные способности – свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. Сенсорные функции – функции, обеспечивающие формирование ощущений. Сериация – термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Сенсорные, или первичные, поля коры головного мозга – конечные корковые структуры анализатора, в которых происходит преобразование нервного возбуждения, переданного афферентными нервами от рецепторов, в ощущения. Сиблинговая любовь – тесная эмоциональная привязанность, возникающая между братьями и сестрами; любовь братьев и сестер. Сила чувства – интенсивность или степень выраженности того или иного чувства; скорость, с которой чувство захватывает человека; степень проявления чувства в деятельности человека. Символические страхи – переживание состояния или ситуации угрозы безотносительно к предмету; угрозу представляют ситуация неопределенности или фантазии. Символический интеллект – характеризует в концепции Ж. Пиаже 6-ю субстадию в развитии сенсомоторного интеллекта, которая приходится на период с 18 до 24 месяцев. На этой стадии предмет предстает для ребенка в виде символа, он употребляется им как заместитель объекта, что проявляется в отсроченном подражании, игре «понарошку» и в развитии речи. Синергетика – изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы. Синкретизм – нерасчлененность, слитность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Характеризует неразвитое состояние тех или иных психических функций, например мышления. Синтетическая деятельность полушарий – деятельность полушарий головного мозга по соединению отдельных единиц информации в целостный психический образ. Ситуативно-деловое общение – здесь: общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие. Склероз – болезнь, характеризующаяся возникновением склеротических очагов (перерождение ткани органов в твердую соединительную ткань) в белом веществе головного и спинного мозга. Смешение ролей (фр. role) – искажение социальных функций личности, не соответствующий (или отличающийся) принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; недифференцированность представлений в сознании человека о статусных или позиционных проявлениях. Смысл жизни – движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет. Смысловая память – память на мысли, в том числе на смысл полученной информации. Собственный организмический оценочный процесс – непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. По мере взросления оценочные процессы все в большей степени помогают личности достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания. Солипсизм первого года жизни (лат. solus – единственный + ipse – сам) – период абсолютного эгоцентризма ребенка. Соматическое здоровье – характеристика состояния и работоспособности внутренних органов. Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание). Социальная интегрированность – сохранение человеком значимых ролей, социальных ориентиров и референтных групп. Социальная перцепция – область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей. Социальная роль – социально одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений. Социальная улыбка – знаменующая собой конец периода новорожденности улыбка, возникающая у младенца в ответ на голос матери или на ее появление в его поле зрения. Социально научающие ситуации – ситуации, в которых научение происходит путем наблюдений за поведением других людей и подражания ему. Социально-оценочный фактор – влияние на психическое развитие ребенка тех оценок, которые дают ему окружающие люди как человеку, личности и субъекту деятельности. Социально-психологический статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Социальные стереотипы – повторяемые, широко используемые в обществе суждения. Социальные эмоции – это переживание человеком своего отношения к окружающим людям; они возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений. Социальный возраст – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста. Социальный интерес – целенаправленный поиск различных видов деятельности, которые дают человеку ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе. Социальный статус – роль и положение человека в обществе. Социогенные потребности – потребности, порождаемые жизнью человека в социуме. Спонтанная («гастрическая») улыбка – улыбка новорожденного, появляющаяся или спонтанно, или при удовлетворении каких-либо его потребностей, или в комфортных условиях, например, при купании его в теплой воде. Спонтанная агрессия – самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие. Сравнение – одна из логических операций мышления, суть которой заключается в сопоставлении одинаковых по модальности признаков и свойств различных предметов между собой. Сравнительная психология – изучает процессы происхождения человека как вида Home sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Стадия конкретных операций – одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми. Статическое представление – особый вид представлений, характеризующий невозможность воспроизвести образ предмета, не воспринимаемый в данный момент, в новом смысловом контексте. Данный вид представлений характерен для детей дошкольного возраста. Стиль жизни – совокупность характеристик жизнедеятельности человека, обусловливающих собой единство направления в жизни. Стиль мышления – устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. Стратегия самопрезентации – последовательность действий в самопредъявлении. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Стремление к эмансипации – тенденция освобождения, отделения от опеки родителей. Стресс (англ. stress – давление, напряжение) – психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия; интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений. Стрессогенное событие – событие, вызывающее стресс; ситуация, в которой адаптивные возможности не соответствуют величине действующей нагрузки (объективно или субъективно оцениваемые: так, например, нарастание субъективных ощущений стресса может приводить к изменению обстоятельств таким образом, что они и объективно могут быть с большим основанием оценены как стрессогенные). Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда). Субъектно-объектные отношения – философская категория, отражающая неразрывную связь между субъектом и объектом как динамичную систему. Схема тела – это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека. Сюжетно-ролевая игра (у детей) – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Таламус (thalamus: син.: зрительный бугор) – парное образование промежуточного мозга, являющееся основным коллектором соматосенсорной информации, идущей через мозговой ствол к коре полушарий головного мозга. Тахистоскоп – специальный прибор, используемый для предъявления зрительных стимулов на строго определенное время при проведении экспериментов по изучению некоторых психических процессов, в частности внимания и восприятия. Текучий интеллект – это те способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений. «Темное мышечное чувство» – в терминологии И. М. Сеченова: смутно осознаваемые ощущения, исходящие от мышц (проприоцептивные ощущения в терминологии Ч. Шеррингтона) в процессе движений, осуществляемых животным при его взаимодействии с объектами окружающего мира. Играет фундаментальную роль в познании внешнего мира. Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического. Теория номогенеза Л. С. Берга – объясняет процесс развития как проявление и развертывание существующих у человека задатков, обусловленных действием врожденной программы. Тест Векслера – методика оценки уровня интеллектуального развития в соответствии с биологическим возрастом обследуемого. Тест на «беглость речи» – психологический тест, позволяющий оценить технику чтения как показатель интеллектуального развития. Тесты на вербальное понимание – психологический тест, предназначенный для оценки способности субъекта понимать смысл прочитанного. Тип нервной системы – совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животного. Трансдукция – логический переход от частного к частному, минуя общее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|