Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий 4 страница




Третичная память – память на отдаленные события, например, у пожилых людей это могут быть воспоминания о событиях детства или ранней юности.

Труд – фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида деятельности является утилитарность ее целей.

Уровень – характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности.

Установка на достижение успеха – предрасположенность субъекта к поведению, направленному на достижение успеха.

Устойчивость внимания – способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Фаллическая стадия – третья стадия психосексуального развития (приходится на дошкольное детство), в течение которой источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка. Фиксация на этой стадии развития приводит к формированию фаллического характера. Мужчины с фаллическим типом характера всегда стремятся к успеху, пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость, они хвастливы, дерзки и часто ведут себя опрометчиво. Одни женщины с фаллическим характером склонны к флирту и обольщению, а другие борются за главенство над мужчинами, проявляя при этом чрезмерную настойчивость, напористость и самоуверенность.

Фантазия – продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Физиологические потребности – потребности, существенные для физического выживания человека. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

Фиктивные цели – цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно проверить или подтвердить.

Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Фон аффективной сферы – синтез эмоций и чувств, переживаемых человеком достаточно длительное время.

Фрагментация личности – отсутствие целостности, гармоничности в структуре личности.

Фрустрация – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Функциональный характер действий – воспроизведение в структуре действий функциональных свойств предмета, например, характерных для него движений или движений, связанных с его использованием.

Хватательный рефлекс – ребенок так крепко хватается за любой предмет, коснувшийся ладони его руки, что он может, ухватившись за что-либо, держаться на весу целую минуту.

Хныканье – ноющие, писклявые звуки, издаваемые ребенком и периодически прерываемые плачем.

Хранитель семьи – роль, которую берут на себя люди среднего возраста, заключающаяся в поддержании семейных традиций, отмечании достижений и праздников, сохранении семейной истории и поддержке связей со всеми членами семьи.

Хронологическое время – определяет паспортный возраст личности.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения.

Цельность – интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения, обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого.

Центр «наслаждения» – условное название центра нервной системы, обеспечивающего положительное эмоциональное реагирование.

Центр «страдания» – условное название центра нервной системы, обеспечивающего отрицательное эмоциональное реагирование.

Центр нервной системы – функционально связанные совокупности нейронов, расположенные в одной или нескольких структурах центральной нервной системы, обеспечивающие осуществление целостной реакции организма или регуляцию той или иной функции; ограниченное скопление нервных клеток, обеспечивающее осуществление строго определенной функции организма.

Чувства – переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Чувственный (эмоциональный) тон – слабовыраженная эмоциональная реакция; эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса.

Чувство личности – переживание человеком своего отношения к самому себе как субъекту (или участнику) социальных отношений и сознательной деятельности.

Шейно-тонический рефлекс – если голову лежащего на спине ребенка повернуть в сторону, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

Широта распространения чувства – определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми сплелось переживаемое чувство.

Шкала Векслера – Беллвью – психодиагностическая методика оценки уровня интеллектуального развития, предложенная Д. Векслером в 1939 г. Беллвью – название клиники, в которой данная шкала была разработана. Наибольшую известность получил модифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названием «Векслера интеллекта взрослых шкала».

Эвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч. eu – хороший и thanatos – смерть) – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.

Эго-интеграция – чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла; проявляется в осознании человеком того, что реализовано главное дело жизни, включая работу, достижения и семью.

Эгоцентризм мышления – это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

Эгоцентрическая эмпатия – переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.

Экзистенциальный мотивационный вакуум – ощущение утраты основного жизненного мотива – смысла жизни.

Экспектации (англ. expectation – ожидание) – система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею социальных ролей.

Экспрессивные признаки – выразительные (мимические, пантомимические (двигательные) и т. д. ) особенности тех или иных эмоций и чувств.

Экспрессия (лат. expressio – выражение) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

Эктоморфное (астеническое) телосложение – высокий, худой, хрупкий индивид, ассоциируется с церебротоническим типом личности, характерными чертами которого являются замкнутость, сдержанность, бережливость, умеренность, пассивность.

Эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоциональная (аффективная) составляющая – чувственное оценивание себя, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей.

Эмоциональная автономия – избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Эмоциональная возбудимость – характеризует скорость возникновения, протекания и смены эмоционального отклика (эмоционального состояния).

Эмоциональная депривация (лат. deprivatio – лишение) – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Эмоциональная децентрация – способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

Эмоциональная доступность – готовность к эмоциональной близости с партнером; эмоциональная поддержка, понимание, одобрение вне зависимости от ситуации взаимодействия.

Эмоциональная культура (лат. cultura) – дословно – воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

Эмоциональная реактивность – эмоциональная восприимчивость субъекта, его чувствительность к эмоциогенным воздействиям.

Эмоциональная устойчивость – характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).

Эмоциональное общение – общение посредством так называемых выразительных движений, то есть движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д.

Эмоциональное отвержение (эмоциональный «арктический холод») – особенно опасна для акцентуации шизоидного типа, хотя имеет неблагоприятные последствия и для многих других типов акцентуаций.

Эмоционально-оценочное отношение – переживание собственного отношения к правилам, морально-нравственным нормам.

Эмоциональность – основная психофизиологическая особенность детского возраста. Именно эмоциональность, ее возрастные изменения придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах их развития.

Эмоционально-ценностное отношение – переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.

Эмоциональные константы (лат. constans (constanis) – неизменный) – устойчивые эмоциональные отношения, имеющие, как правило, субъективную природу и малоизменяемые под влиянием окружающей действительности.

Эмоциональные состояния – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.

Эмоциональный голод – потребность в эмоциональных впечатлениях и переживаниях; в узком смысле – потребность в положительных эмоциях значимого человека или референтной группы.

Эмоциональный стресс – психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Эмпатическое понимание – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир и переживание субъектом тех же самых чувств, которые испытывает другой.

Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.

Эпилептоид – личность эпилептоидного типа. Ведущими свойствами являются: ригидность (негибкость, «вязкость»), проявляющаяся в эмоциональной сфере (медленное однонаправленное формирование эмоциональной реакции с последующим ее разрешением в форме взрыва, «злопамятность», устойчивость чувств), в мышлении (фиксация на теме, обстоятельность), в поведении (упорство, настойчивость); концентрация интересов на материальном благополучии, собственном здоровье; аккуратность, бережливость, расчетливость, склонность к накопительству; напряженность и сила влечений; дифференцированное отношение к людям по вертикали власти: по отношению к вышестоящим – угодливость, исполнительность, к нижестоящим – жесткость, вплоть до жестокости; вместе с тем – приступы сентиментальности.

Эстетические чувства – чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности.

Этап начинаний – время поиска своего места в обществе взрослых и принятия на себя жизненных обязательств, предполагающих стабильное и предсказуемое будущее во всех сферах жизнедеятельности.

Этап сохранения достигнутого – период, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее.

Этап упрочения карьеры – период ранней взрослости, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Я-концепция – 1) обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности; 2) целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Я-образ – совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Я-перспективное – модель, в которую может быть преобразовано Я-реальное в процессе реализации определенных потребностей.

Я-реальное – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я-реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным.

 


[1] Второй период юности определяется в границах от 17 до 21 года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...