Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Погляды. Смотрины. «Смотрят место»





РЕФЕРАТ

Мифологическое в русской свадьбе

 


Введение

 

Основой русского свадебного обряда являлось соединение мифологических представлений древности и христианских идей. Так, например, в него вошли действия, отражающие древнейшие представления об умирании души девушки во время ее перехода в группу замужних женщин и получении ею после брачной ночи души молодухи.

Другие обряды восходили к культу предков: плач невесты-сироты на могиле родителей с просьбой благословить ее на брак, прощание с печью при выходе из дома в день венчания и т. п.

Многие действия, которые совершались во время свадьбы, имели магическое значение - защищали молодых, вступающих в брак от порчи, сглаза.

Традиционный свадебный обряд - не только семейный праздник, но и сакральное явление с его религиозно-магической стороной, и юридически-бытовой акт.

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.

Он включает в себя множество элементов: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

В разных регионах обряды различаются. Так, на севере России свадьба носила более лиричный характер. Особое значение здесь уделяли причитам. На юге свадьба сопровождалась весёлыми песнями, роль причитаний здесь была формальной. Но, несмотря на различия, свадьба представляла собой комплекс обрядов, совершавшихся в определенной последовательности по установленному традицией сценарию. Каждому действию, придавалось особое, магическое значение. Главными обрядами русской свадьбы были сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир.


Сватовство

свадебный обряд традиция мифологический

Сватовство - переговоры сторон, заинтересованных в заключение брака.

Сватали обычно родственники жениха - отец, брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.



Желанной невестой считалась девушка рослая, физически сильная, трудолюбивая, умеющая хорошо выполнять все домашние и хозяйственные работы, почтительная к старшим, скромная, с чувством собственного достоинства. Особенно ценились девушки из семей с положительной репутацией.

Сватовство проводилось в «легкие» дни недели: в воскресенье, вторник, четверг или субботу, - обычно в вечернее или даже ночное время. Сопровождалось различного рода магическими действиями, которые должны были обеспечить благополучный исход дела. Выбор сватов являлся ответственным делом: «Выбирай не невесту, а сваху», - говорили русские люди. От умения сватов вести разговор, расположить к себе родственников девушки, хорошо представить семью молодого человека зависело решение родителей - принять предложение или же дать отказ.

Сам обряд сватовства невесты сопровождался множеством магических действий, которые способствовали успешному исходу событий. Перед выездом из дома опутывали вожжами печную трубу. Считалось, что так будет легче "опутать" невесту. Также, связывали кушаком ножки стола, чтобы свадьба лучше "вязалась". В спину уходящему свату кидали заношенный до дыр лапоть. Это считалось знаком, что переговоры пройдут успешно. В некоторых местностях свата перед отъездом хлестали или забрасывали головными уборами. Летом сват добирался до дома невесты верхом, зимой в хороших выходных санях, непременно покрытых рогожей. Выезжал он через задний двор, к дому невесты ехал огородами и задворками, стараясь по дороге не останавливаться и ни с кем не разговаривать. Такая хитрая траектория избиралась для того, чтобы не привести в дом невесты нечистую силу, избежать сглаза. Чтобы предстоящая свадьба состоялась, и жених с невестой жили «в согласии».

Подъехав к воротам невестиного дома, сват соскакивал с повозки и бежал стремглав в избу, чтобы родители невесты так же быстро согласились на брак. В других случаях, сват, войдя во двор, отыскивал ступу, в которой девушка толкла лен, и трижды оборачивал ее вокруг себя, имитируя обряд венчания. Подойдя к дому, сват неслышно касался рукой дверного косяка, после чего стучал.

В Пермской губернии сват отворял дверь избы в три приема: сначала - немного, после чего снова затворял дверь наглухо; во второй раз - чуть больше, но вновь закрывал ее и только в третий раз окончательно распахивал дверь и входил в избу. При этом, перенося правую ногу через порог, сват пристукивал пяткой о пороговую доску и, лишь затем опускал ногу на пол. Женщины-свахи ступали на крыльцо правой ногой, приговаривая: "Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко: тверже камня, липче клея, острее ножа булатного. Что задумаю, то исполнится".

Перед началом сговора сват грел руки у печи. Считалось, что в печи обитают духи умерших родственников, грея руки, он оказывал им уважение и просил совета.

Как только сват входил в дом, двери тут же запирали на крючок. Это делалось для того, чтобы в дом не забрёл случайный гость, который мог сглазить жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора дверь в дом никому не открывали.

Войдя в избу, сват крестился на образа и начинал переговоры. Все переговоры велись стоя, как бы на ходу, чтобы невеста как можно быстрее вышла замуж. Также считалось, что если сват сядет, то у молодых дети будут долго «сидеть» - поздно встанут на ноги.

В некоторых местностях сват садился под главной балкой кровли, под красными окнами (лицом к двери), около двери возле кадки с питьевой водой или на лавку, стоящую вдоль половиц. Уже по тому, куда сел незваный гость, можно было догадаться о его намерениях. Приступая к переговорам, сват старался незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола.

Разговор между сватами и родителями девушки строился по схеме, утвержденной местной традицией. Сват произносил хорошо знакомые всем присутствовавшим формулы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица». Иногда сваты прямо говорили о цели своего визита, что пришли «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».  Даже если родители были рады свадьбе, на первое предложение свата они должны были дать отказ. Сват же, в свою очередь, должен был их уговаривать.

Родители невесты приглашали гостя за стол, угощали его чаем или вином. Напиток разливала невеста. В это время сват внимательно осматривал ее. После угощения он приступал к самой ответственной части переговоров, в которой славил жениха и старался выведать о невесте. Одним из обрядов сватовства являлись переговоры о приданом, о величине кладки (денежной суммы, которую давали родители жениха на свадебные расходы), о расходах на свадебный пир, количестве гостей с той и другой стороны, о дарах, которыми обменивались родственники в ходе свадебного ритуала.

Если переговоры прошли удачно, то свату вручали краюшку хлеба, завернутую в лучший платок. Хлеб здесь являлся символом добра и согласия. Этот сверток он нес через всю деревню в поднятой правой руке, оповещая односельчан о благополучном исходе сватовства.

Крестьяне верили, что вещи, причастные к удачному сватовству, приобретают магическую силу. Их старались заполучить незамужние девицы, чтобы указать "верную дорогу" другим женихам. Так они растаскивали по всей деревне сено из саней жениха или привязывали к саням жениха веник, чтобы "жених другим дорогу заметал".

После сватовства, окончившегося согласием, назначался день осмотра хозяйства жениха и смотрин невесты.

Погляды. Смотрины. «Смотрят место»

 

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Родители девушки хотели знать, в какой дом отдают свою дочь и в каких условиях ей предстоит жить. Бывало и такое, что после осмотра жених получал отказ. Если хозяйство жениха приходилось по душе, то осмотр заканчивали застольем. В противном случае за стол не садились.

В день осмотра женихова хозяйства обе семьи договаривались о домотканых подарках, которые невеста приносила в дом будущего мужа: постельных принадлежностях, скатертях, полотенцах, собственном гардеробе, а также об отдельно оговоренных подарках для каждого члена новой семьи. Дело в том, что в день свадьбы невеста была обязана подарить каждому родственнику жениха полотенце, самому жениху - вышитую рубашку и кальсоны, а будущей свекрови - три рубашки, отрез материи на сарафан и платок на голову.

Если родители невесты были довольны хозяйством жениха, то они приглашали родителей жениха на смотрины невесты.

Рукобитье. Сговор

 

В разных областях данный обряд имел разные названия («своды», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия).

Сговор (рукобитье) - символический акт, закреплявший решение о проведении свадьбы и заключении брака. Он проходил в доме невесты через несколько дней после сватовства. На сговоре присутствовали родители просватанных девушки и парня, а также их ближайшие родственники. Обряд начинался с переговоров о дне венчания, принималось окончательное решение о размерах приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Переговоры заканчивались ритуальным рукобитьем, при котором отцы просватанных детей пожимали друг другу руки.

После рукобитья отцов мать девушки подводила ее к жениху и говорила ему: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». Парень и девушка брались за руки, скрепляя тем самым решение отцов своим согласием. Кроме того, рукопожатие в данном случае служило знаком симпатии, сексуального влечения и было равносильно клятве в любви. Затем все присутствовавшие начинали молиться перед иконами с зажженной лампадой. Это являлось символом единения двух семей. Достигнутое между родственниками согласие заканчивалось пиром, на котором просватанные молодые люди не присутствовали.

Сговор придавал новый статус будущему жениху и невесте. Девушка отныне называлась сговоренкой, невестой, а парень - женихом. Новому статусу соответствовало и новое поведение, новый внешний облик молодых людей.

Поскольку продолжение рода зависит, прежде всего, от женщины, она была в центре свадебного обряда, который символизировал для неё обряд инициации. Свадьба была для девушки метафорой смерти в своем роду и рождения в роду мужа. Одежда невесты несла большое значение. Первая свадебная рубаха, как ее называли раньше, также имела название сряда (количество одежд, сменяемых в ходе свадьбы, должно было быть не менее трех, независимо от материального положения), была белого цвета, именно этот цвет являлся цветом траура. В последующих свадебных нарядах преобладал красный цвет, который молодая жена надевала уже на второй день торжества, после обязательных обрядов. Красный цвет считался цветом творения новых жизней.

Отношение к свадебным обрядам было различным в разных регионах. Например, на севере, где обряд рукобитье называется «запоруки», «заручины», он был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Причитание (вытие) - ритуальный плач невесты.

В причитаниях присутствовали магические действия, которые также восходят к обряду инициации. Указания на ритуальную "смерть" содержала поэзия предсвадебного периода «В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться - и проч.» В причитаниях юная дева прощалась со своей семьей. А также, оплакивала своё девичество. Вскоре девушке суждено было переродиться в женщину. Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд, но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство - выражения эмоционального отношения к свадьбе, как к факту действительности.

Ключевым действием всего дня являлось «завешивание» невесты. Отец наглухо закрывал невесте все лицо - по старинному обычаю с момента ее согласия на брак, она считалась «умершей», и поэтому ее нельзя было никому видеть. Нарушение запрета могло привести к всевозможным несчастьям, грозя будущей молодой семье бесчисленными бедами. Также, платок защищал невесту от злых духов и сглаза.

После сговора отказ от вступления в брак считался невозможным и рассматривался как страшный грех, за который человек должен будет расплачиваться всю жизнь.


Великая неделя

 

Последующее время в некоторых традициях назывался «неделей», хотя данный период мог длиться и дольше. В ритуальном смысле данная неделя была самой напряженной. В этот период невеста считалась наиболее уязвимой, любой мог ее сглазить или навести порчу. Именно поэтому невеста в своём поведении придерживалась определённых рамок. Молодая девушка двигалась мало, что символически изображало переход от жизни к смерти. Переговаривалась с родными и подругами велись причетами и песнями. Невесту везде сопровождали подруги или родные, вели ее под руки, кормили, одевали, что также символизировало угасание жизни. В данную неделю невеста, вместе с подругами, готовила приданое. Они должны были изготовить простыни, полотенца ("утиральники"), салфетки и "завесы". Также полагалось дарить подарки жениху и всем его родственникам. Вся неделя проходила в хлопотах: обдирали животных, пекли хлебы, жарили, варили. В северных краях невеста встречала подружек и всех приходивших в дом причетами, жалуясь на свою судьбу, плакала о своей девичьей долюшке. Опять здесь присутствует магическое значение, говорящее о прощании девицы с родимым домом. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.). Жених должен был приехать с подарками, гостинцами.

Перед свадьбой, накануне и с утра, молодая невеста должна была совершить ряд действий, также обладающих магическими свойствами. В разных областях действия различались, но всё же, есть такие обряды, которые совершались везде.

Девичник

 

На девичнике невеста встречалась со своими подругами. Поскольку данная встреча была последней, перед свадьбой, то происходило ритуальное прощание невесты с подругами. Данная часть свадебного обряда одна из самых лиричных и эмоциональных по своему характеру.

В разных областях России девичник проводился по-разному, но его смысл везде был одинаковым - переход девушки в группу замужних женщин. Во многих деревнях Европейской России и Сибири невеста прощалась с «белым светом», выходя вместе с подругами на утренней и вечерней заре за околицу деревни:

«Уж вы, милые-то мои подруженьки, Выведите меня на белую зарю, С новой горницы во новы сени, С новых-то сеней на красно крыльцо, Со красна-то крыльца на широкий двор, С широкого-то двора на широку улицу, Раздуйте-ка, мои ветры буйные, Гробову доску - лютую тоску.»

В Псковской губернии прощание невесты проходило иначе. Вместе с подругами невеста торжественно шла по деревне, держа в руках «красоту» - небольшую елочку, обвитую ленточками, тряпочками, бумажными цветами, или букет бумажных цветов. Шествие девушек сопровождалось пением грустных песен.

В деревнях Владимирской губернии невеста, сидя вместе с подружками на лавочке у своего дома, прощалась с односельчанами. Вся женская часть деревни собиралась, чтобы послушать причитания молодой.

Кульминационным моментом девичника было прощание с «девьей красотой». Девушки проводили различные обрядовые действия с предметами, считавшимися воплощением «девьей красоты». Это могла быть украшенная ленточками елочка (или березка), букет искусственных цветов, девичий головной убор. Почти по всей России знаком девичества считалась «коса - девичья краса». Юная дева прощалась с "красотой", т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества.

Например, для среднерусской свадьбы характерен обряд "елки ". Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, называемая красотой (девьей красотой, красной красотой), украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч., иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда. В свадебном приговоре утверждалось:

Да уж как этому ли дереву

Да не бывать два раза зелену,

Да а тебе, наша подруженька,

Да задушевная голубушка,

Да не бывать два раза в девушках.

 

Смысл данного обряда состоял в том, что дереву (зеленой, кудрявой березе) переадресовывалась жертвенная повинность инициируемой девушки: вместо неё погибало деревце, первоначально принятое в родственный круг (заместительная жертва). Следы такого обычая видны в троицко - семицком обряде с березкой. И в свадебном обряде красота отождествлялась с самой невестой.

Свадебное деревце известно у большинства славянских народов как обязательный атрибут, предмет-символ, несущий в себе общую этническую характеристику славян. Вместе с тем у восточных славян отмечено большое разнообразие предметов, называвшихся красотой. Такую символику носили не только растения, а также девичья коса и головной убор.

Именно на девичнике происходил ещё один из важнейших свадебных обрядов - расплетание девичьей косы. Люди верили в магическую силу волос. Данный обряд символизировал окончание прежней жизни девушки. У восточных славян расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки. У восточных славян расплетала косу старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. Далее следовал обряд продажи косы жениху. Покупая косу, тем самым жених покупал невесту. "Возьми косу вместе с головой", - говорила мать невесты жениху.

Продавцом выступал брат невесты или специальный подкосник, роль которого исполнял какой-нибудь мальчик из родни невесты. Покупал косу не сам жених, а его представитель. Торг сопровождался шутками-прибаутками и начинался с требования огромных сумм, а заканчивался копейками. С момента расплетания косы вплоть до венчания невеста ходила с распущенными волосами. Распущенные волосы символизировали переходное состояние: уже не девушка, но еще и не женщина.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

В этот же день, коробейники, в роли которых выступали родственники невесты, перевозили в дом жениха приданое и постели невесты. Невесту благословляли, а приданое окропляли святой водой. Приданое укладывали так, чтобы оно выглядело как можно объёмнее.

«Молодечник»

 

В этот же вечер в доме жениха устраивался «молодечник» (или «жениховы посиделки»). Устраивалось застолье, пели песни. Здесь присутствовали родственники и друзья жениха, который прощался с холостой жизнью.

В дом невесты отправлялись посланцы, которые должны были передать "женихово подаренье". Это могли быть головной убор, пара сапог и ларец (или простой узелок) с румянами мылом, зеркальцем, гребешком и кольцами. Бывало, женихи дарили невесте также ножницы, иголки, нитки, к которым прилагались лакомства, и розгу. Данный подарок символизировал то, что если девушка будет плохой хозяйкой, то её ждёт наказание.


Баня

 

В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае прощание с «девьей красотой» сопровождалось посещением невестой с подругами бани. Данный обряд превращался в яркое ритуальное действие.

Ритуал сопровождался причитаниями и песнями, а также определёнными действиями, некоторым из которых придавалось магическое значение.

Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху, чтобы крепче привязать его к себе.

Баня символизировала обряд очищение, прощание с незамужним состоянием и подготовка к венцу, а также потерю целомудрия. Мытье сопровождалось песнями. Часто для этих целей приглашались женщины, которые пели, пока подружки мыли невесту. Иногда в обрядовом мытье присутствовала колдунья (знахарка), которая совершала над невестой различные магические действия.

В северорусской свадьбе в банном обряде проявился культ воды. С водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником) производились магические действия.

В Архангельской губернии во время обрядовой бани существовал обычай умывания наговоренным пивом. Наговор был следующим:

"Как ты чисто злато-серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато-серебро, всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, и красивые девицы, и молодые молодцы, так бы на тебя рабу (имя невесты), зарились бы и заглядывались все, казалась бы им златом-серебром, глядели бы и смотрели бы и очей с тебя не спускали".

Вернувшись домой, невеста с подружками поочередно исполняли обрядовые песни для всех ближних родственников, начиная с отца, одаривали всех подарками.

Жениха в баню провожали, вымыв полы в доме и застелив их соломой. Тем самым молодому желали, чтобы он жил с женой не «голо», а богато, или по народному выражению «толсто». В бане жених приглашал банного молодца, который парил и холил его в этот день. Жених праздновал со своими друзьями последний день вольной жизни. С ними активное участие принимал и «проводничок», мужской вариант свахи. Здесь обсуждалось предстоящее событие, давались советы по многим вопросам. Париться перед свадьбой означало чистоту брачного ложа и чистоплотность человека.

Обрядовая баня могла быть назначена и на первую половину дня венчания. В этом случае она носила условный характер.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.