Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свадебный пир (княжий стол)




 

Княжий стол (большой стол, венчальный стол, красный стол) - главный свадебный пир. Княжий стол проводился в доме родителей жениха после венчания. Все действия исполнялись в определённом, установленном традициями порядке. Свадебные столы, как правило, ставились вдоль половиц и лавок «глаголем» (буквой «Г»), и лишь в некоторых местностях - поперек половиц. Жениха и невесту сажали на почетное место - в передний угол избы. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства: чем ближе родственник, тем ближе он садился к жениху или невесте. Парни, девушки, соседи, обычно присутствовавшие на свадьбе, считались зрителями и к столу не приглашались. Рассаживанием гостей, а также расположением зрителей занимались дружка, главный сват или свашки. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. Количество блюд должно было быть четным, так как с четными числами связывались обычно представления о счастье и удаче. Набор блюд для свадебного стола в разных местностях России был различным.

Например, во Владимирской губернии на стол сначала приносили холодные блюда, потом горячие, а затем сладкий пирог или пряник. В Вятской губернии сначала ставили горячие блюда, потом холодные, а ближе к концу кисель и пирог. Подача очередной перемены сопровождалась разливанием пива, браги, водки, вина, кваса. Последним блюдом свадебного пиршества был курник - пирог с куриным мясом - или свадебный каравай.

Начиналось всё с открывания «молодой княгини», которая после венца входила в дом, закрыв лицо платком. Как правило, отец жениха или тысяцкий, держа в руке горбушку хлеба или пирог, поднимал ими платок невесты, затем брал его в руки и трижды обводил им вокруг голов новобрачных. Присутствовавшие родственники кричали: «Хороша молодая княгиня, хороша!» Этот обряд перекликался со смотринами просватанной девушки перед сговором. Данный обряд был знакомства родни жениха с девушкой.

Жених и невеста, сидевшие за свадебным столом вместе с другими женатыми мужчинами и замужними женщинами, не имели права прикасаться к еде или питью. Запрет на публичную еду объяснялся древними мифологическими представлениями о том, что жених и невеста не могут принимать участие в общей трапезе с женатыми мужчинами и женщинами, поскольку ещё не относятся к ним. За первым свадебным столом звучали обычно поздравления в адрес молодых, пожелания им счастья, богатства.

Второй частью свадебного пира был горний стол. К этой части пира приезжали родители и родственники невесты. Невеста к этому времени была в женском головном уборе и нарядной одежде. Горний стол предполагал одаривание невестой родственников жениха. На этот раз молодые получали право участвовать в трапезе. Однако их трапеза отличалась от общего угощения. Молодым подавали определенный набор блюд. Они ели кашу, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. На мифологическом уровне это объяснялось тем, что пища молодых, которые окончательно не утвердились в своем новом статусе, должна отличаться от пищи остальных гостей. Также, молодые пили из одного стакана, ели от одного куска, пользовались одной миской и одной ложкой. Именно это символизировало единство молодых, их неразрывную связь. В конце горнего стола совершался обряд деления каравая.

Каравайный обряд

 

Данный обряд связан с выпечкой каравая, который раздавали во время свадебного пира. Каравай - круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигурками из теста, а также искусственными цветами. Выпекали его накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до этого в доме жениха, иногда в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты.

Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап назывался «каравай валять» - он представлял собой само изготовление угощения. Второй этап - «каравай носить», представлял собой деление хлеба между гостями.

Данный обряд нёс в себе магический смысл.

Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость молодой брачной пары. В обряде принимали участие посаженый отец и посаженая мать жениха, при условии, что они были счастливы в семейной жизни. Также участвовали молодые женщины - каравайницы, имеющие благополучную семью. Обряд начинался до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милостивый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!». Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все действия проводились подобно театральному представлению.

Перед тем как поставить тесто в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, затем, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками, и, прежде чем оставить в печи, его три раза то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице - потолочной балке.

На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево, материнское лоно; хлебная лопата, которой задвигали тесто в печь, - как мужское начало, а сам каравай - как плод, полученный в результате их слияния.

Украшения из теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей. Все эти знаки, считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия.

После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ». В том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь. Утром дружка, выносил его к свадебным столам. Перед тем, как поделить угощение дружка должен был три раза подпрыгнуть, разломать каравай пополам, что символизировало нарушение девственности невесты, а потом уже приступить к делению его между родственниками молодых. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Жениху и невесте выдавалась середина изготовленного каравая, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством. Остальная часть каравая делилась между родственниками молодых. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного союза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей.

Каравайный обряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губерниях Европейской России.

Изделия из теста, известные под разными названиями - курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, играли важную роль в ходе свадебного ритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого передавалась магическая сила.

Весь процесс изготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:

 

Валю, валю сыр каравай

С правой руки на леву,

С левой руки на праву -

По золоту лоточку,

По золоту лоточку,

По серебряному блюдечку.

Каравай на лавку взлез,

Каравай по лавке пошел,

Каравай на полку сел,

Каравай на печку взлез,

Каравай с печки слез,

Каравай на лопату сел,

Каравай в печку глядит.

Каравай валяется,

Каравай шатается,

Пошел каравай по дубовым столам,

По скатертям браным,

Тогда зашел каравай к Анне Александровне.

 

Свадебный пир символизировал объединение двух семейно - родовых групп. Совместное сидение за общим столом, употребление одной и той же еды утверждали родство двух семей и закрепляли их новые родственные связи. Княжий стол заканчивался торжественным уводом молодых к месту, где устраивалась брачная постель.

Устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети). После того как устройство брачного ложа было закончено, постельницы укладывали под него кочергу, сковородник, несколько поленьев и обходили постель с веткой рябины или можжевельника, которую потом втыкали в стену. Считалось, что кочерга, сковородник, можжевельник, рябина могут обеспечить новобрачным защиту от злых сил, мешки с мукой и ржаные снопы - благополучие в совместной жизни. Поленья же символизировали будущих детей: чем больше положить поленьев под ложе новобрачных, тем больше будет у них детей. На брачную постель молодых провожали дружка, свашки, иногда все свадебники, т. е. все приглашенные на свадебный пир. Проводы новобрачных сопровождались хохотом, шумом, прибаутками, эротическими наставлениями, песнями.

Брачная ночь

 

Дружка отпугивал нечистую силу, ударяя по постели кнутом. Новобрачных оставляли в комнате, дверь запирали, а снаружи ставили охранника, который охранял молодых от нечистой силы.

Оставшись одни, новобрачные должны были выполнить ряд обрядовых действий, обеспечивавших, по поверью, согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Прежде чем лечь в постель, новобрачным полагалось съесть курицу и хлеб. Хлеб рассматривался, как символ будущего богатства молодых, а курица - как знак их будущей плодовитости. Новобрачная демонстрировала мужу своё смирение, снимая с него сапоги. Этот старинный обычай упоминался еще в первой русской летописи - в «Повести временных лет». Желание быть хозяином в семье новобрачный демонстрировал, заставляя невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель.

Свадебный обряд сохранил признаки древнего экзогамного брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэтому в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты из своего рода в род мужа. Одним из таких ритуалов являлся обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи. Данные действия гласили о переходе молодухи в новую семью. Также поутру проверяли добрачное целомудрие девушки. Оповещение о «честности» новобрачной в разных областях происходило по - своему.

Например, в селах Пермской губернии, дом молодоженов украшали полотенцами и скатертями с красными вышивками. Такие же полотенца дружка привязывал к дугам лошадей, отправляясь к родителям новобрачной.

Во Владимирской губернии о целомудренном поведении девушки до свадьбы свидетельствовала брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы. В некоторых деревнях свадебники во главе со свашкой и дружкой с гиканьем, криками, звоном и шумом ездили по деревне, размахивая, как флагом, рубашкой новобрачной.

В станицах донских казаков всем гостям второго дня свадьбы прикалывалась гроздь калины. В случае «нечестности» молодой женщины, утратившей девственность до брака, ее родителям надевали на шею хомут, отцу новобрачной подавали пиво в дырявом стакане. Такому же унижению подвергалась и сваха: «Свахе первая чарка и первая палка». Требование целомудрия от невесты, а в некоторых деревнях и от жениха, диктовалось представлениями крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину могло произойти только в ходе выполнения обрядов, соблюдаемых в определенном порядке. Нарушение их последовательности рассматривалось как нарушение хода жизни, посягательство на ее основы. Брачная ночь считалась очень важным обрядом свадебного ритуала. Она заканчивала серию обрядовых действий, связанных с переходом девушки и парня из одной половозрастной категории в другую. Этот переход на символическом уровне осмыслялся как смерть и воскресение. Иначе сказать - обряд инициации. Девушка и парень после брачной ночи, по древним представлениям, возрождались в новом качестве, что выражалось в перемене прически, головного убора, одежды, поведения. Брачная ночь превращала парня, в юношу, а девушку в молодицу.

Второй день свадьбы

 

В отличие от северной, для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание - своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матеръю - сырой землей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность. Известно, что древнерусский брак совершался у реки. Поэтому ситуация "брак у воды" часто встречается во многих жанрах русского фольклора: в песнях календарных обрядов, в балладах, былинах, сказках.


Хлебины

 

Хлебины (отводины, отгостки) - последний обряд свадьбы. Представлял собой застолье для новобрачных, которое проводилось в доме родителей молодухи. Тёща угощала зятя блинами и яичницей. Данное действо совершалось также по определённым правилам. Теща ставила перед зятем блины или яичницу. В том случае, если молодуха сохранила девственность до брака, зять откусывал блин или брал ложкой яичницу с края. Затем юноша благодарил за честную, хорошо воспитанную дочку. Если же молодая не сохранила целомудрия до свадьбы, зять проедал блин в середине, переворачивал яичницу и высказывал претензии за плохое воспитание дочери. После чего молодые сразу же уезжали домой. Если же все было благополучно, то пир продолжался.

(Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3-х тт. - М., 1865-1869. (В 3 т. - М., 1994.)

Современная свадьба

 

В наше время взгляды, предпочтения, отношение людей к окружающему миру в корне изменились. Так же, как и морально - этические нормы. От целомудрия юной девы и достоинства мужественного юноши не осталось и следа. Активно распространяется свобода мышления и выбора.

В наше время большинство молодоженов делают свою свадьбу сами. Особенно распространены тематические сценарии, например - «Готическая свадьба - ДЕТИ НОЧИ». Можно воплотить в жизнь все безумные идеи, на которые только способен человеческий разум. Современная свадьба - это самовыражение.

На данный момент, если даже современный человек и исполняет древние традиции, то делает это, в большинстве случаев неосмысленно.

На второй план отошли семейные ценности, такие как - почитание родителей, дань предкам. В наше время, когда жених с невестой самостоятельно оплачивают расходы на свадьбу, они вряд ли позволят родителям диктовать условия. Если раньше на свадьбе присутствовала вся родня с обеих сторон, то сейчас число родственников сокращается, порой, до минимального количества. Конечно, проблема кроется в современном обществе - его независимости и отчужденности. Каждый сам за себя - стремится отделиться от всех, стать самостоятельным. Но, в итоге получается, что человек отчуждается всё больше и больше от своего родного дома. Становится одиноким. Проблема одиночества - вот болезнь 21 века. Но, не стоит отвлекаться.

Как ранее упоминалось, на свадебный пир гостей рассаживали, руководствуясь определёнными традициями. Теперь же каждый приглашённый на свадьбу имеет право выбора, с кем и где сесть. С учётом того, что сидеть то особо и не приходится. Так же стоит отметить, что на Руси свадьба праздновалась в родном городе или деревне молодых. В наши дни это не имеет никакого значения. Напротив, считается более престижным и увлекательным отпраздновать свадьбу заграницей или в другом городе. По словам свадебного консультанта Всероссийского туроператора свадебных путешествий и семейного отдыха Сергея Шарова, у россиян особой популярностью пользуется свадьба в Санкт-Петербурге, на Кубе, на Маврикий, на Кипре и в Праге, хотя в последнее время такая свадебная география заметно расширяется.

Но, не смотря на глобальные изменения в традициях, всё же многие из них до сих пор присутствуют на современной свадьбе.

Например, сегодня роль свадебного поезда играет кортеж автомобилей или же экипаж с тройкой лошадей. Транспорт также богато украшается.

Как и раньше, существует защита от злых сил. Если в давние времена дружка обходил сани, щёлкая по ним кнутом или стреляя из ружья, то сегодня, защитой от нечистой силы являются звуковые сигналы машинного клаксона.

Как упоминалось ранее, перед отправлением к венцу обычно происходил обряд сводов. Дружка или сват подводил жениха и невесту друг к другу и соединял им руки или связывал их полотенцем (платком). Распространённый вариант сводов - троекратное движение жениха и невесты по кругу, иногда это обход вокруг стола, дежи (кадки для теста). Такие действия символизировали соединение молодых и магическим путём укрепляли брачные узы. В современной жизни существует интерпретация данного обряда. На свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую из которых надевают по бублику. Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.

В наши дни также сохранился обряд выкупа невесты. Сегодня это один из самых примечательных и веселых свадебных моментов. Суть его заключается в том, что жених приезжает за невестой, но прежде чем попасть к ней, ему приходится выдержать множество испытаний, приготовленных ему близкими подругами невесты. Они всеми силами пытаются помешать жениху попасть к своей возлюбленной «бесплатно». Обычно, все испытания и вопросы для жениха придумываются заранее.

Венчание в церки утратило своё предназначение. На данный момент, в большинстве случаев молодые ограничиваются регистрацией в ЗАГСе. Но, зато, сохранилась традиция приезда жениха и невесты к месту регистрации. Молодожены, также как и в прежние времена, приезжают порознь, в разных машинах. Автомобили, в которых едут брачующиеся, сопровождает многочисленный кортеж из родителей, родственников, свидетелей, друзей, а также такие необходимые для современной свадьбы люди, как профессиональные фотограф и видеооператор.

В наше время особенно распространена свадебная прогулка, которая вошла в одну из современных свадебных традиций. Свадебная прогулка просто необходима для создания красивых и запоминающихся на всю жизнь свадебных фотографий и видеофильма. Для свадебной прогулки, как правило, выбираются красивые природные парки и культурно-исторические достопримечательности, где можно сделать много красивых фотографий для свадебного альбома.

Сохранился, несомненно, и свадебный пир. Непременный атрибут любой русской свадьбы. Во время банкета молодые принимают поздравления на свадьбу от всех желающих. Традиция проведения свадебного застолья, позволяет родителям молодожёнов лучше узнать друг друга. Как правило, на банкете царит непринужденная атмосфера живого общения и радости.

Также как раньше существовал дружка, который являлся одним из главных лиц на свадьбе, сегодня на свадьбе, со стороны жениха выступает свидетель, который обладает определёнными обязанностями. Со стороны невесты существует свидетельница, которая играет роль подруги невесты. Свидетели - по сути, капитаны на торжестве. Атрибуты свидетелей сохранились из старинных традиций - повязанные через плечо ленты, которые являются оберегами.

Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини», - писал Костомаров об обычаях наших предков XVI - XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми. И в наше время, в течение подготовки и самого проведения свадьбы, жених и невеста, особенно невеста, имеют возможность почувствовать себя главными героями дня. Ведь, создание семьи и продолжение рода - это, пожалуй, одна из самых важных задач человека. Значит брак, действительно должен быть одним из самых запоминающихся, светлых дней в жизни двух любящих сердец.

Многие приметы берут начало с давних времён. Молодые невесты и сегодня в подол платья втыкают булавку против сглаза.

Также считается, что сразу же после венчания молодые должны вместе посмотреться в одно зеркало, что скрепит их в единое целое.

Когда жених и невеста приходят из загса домой, то для того, чтобы они в будущем жили мирно и дружно, под порог дома кладут разомкнутый замок. После того как они перешагнут через него, замок поднимают, закрывают и ключ бросают в реку или колодец.

Также считается, что замок с выгравированными инициалами жениха и невесты, который вешается на мост или же на специально для этого приспособленное дерево (Болотная площадь, Москва) должен скрепить союз двух сердец навсегда.

В современном свадебном ритуале обычай посещения святых мест принял с годами форму возложения молодыми цветов к памятникам погибшим героям войны. Но, всё же современные памятники лишены той магической силы, которая способна охранять будущий брак.

Для того чтобы у будущих супругов в доме всегда был достаток, под скатерть или же в рюмки молодых опускают монетки.

Сегодня на свадьбе принято бить посуду. Множество осколков предвещает счастливую старость. Целование молодоженов под крики «Горько!» - старинный обряд. На свадьбах принято говорить про питьё: «Горько!», а также «В стакане что-то сорно вино». Предполагается, что молодые, целуясь, подслащивали выпивку или очищали сор. Обряд кричать «горько» постепенно уходит в прошлое. Многие молодожены заранее просят тамаду или ведущего на свадьбе предупредить гостей о нежелании молодоженов целоваться. Либо сами просят друзей и близких не кричать «горько».

Сохранилась традиция «осыпания» молодых зерном и деньгами, для того, чтобы семья жила в достатке.

Также сегодня существует традиция переносить невесту через порог дома. Порог - граница между своим и чужим, занося свою драгоценную половинку в дом, супруг делает ее своей. Кроме того, это верный способ обмануть злых духов. Они не услышат шагов невесты, а значит, не будут знать, где она, не смогут ее сглазить или навести порчу.


Заключение

 

В современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое. Многие магические действия, совершаемые во время обрядов, таят в себе истинно русскую красоту. Хотелось бы, чтобы Россия оставалась Россией. И люди ценили те прекрасные традиции, которые испокон веков передавались от поколения поколению. Сама смысловая нагрузка обрядов воистину прекрасна, поражает своей таинственностью и мистичностью. Каждое действие, которое совершали люди, было осмысленно. Каждому слову и жесту предавалось магическое значение. Современный человек забывает о том, что во всё, что его окружает, есть и должен быть смысл. Было бы весьма печально узнать, что через несколько столетий всё, что останется от «мира сегодня» - это всеобщее алкоголическое опьянение и пошлые увеселения в виде скудных игр.


Список литературы

1.Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М.: 1985

.Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан Русский фольклор

. РУССКИЕ ЗАГОВОРЫ И ЗАКЛИНАНИЯ. Под редакцией проф. В. П. Аникина. М., 1998 (в рамках проекта "Русский фольклор в новых записях).

. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. - М., 1977. (2-е издание, испр. и доп.: Л., 1987).

. Соколов Ю. М. Русский фольклор. - М., 1941.

. Русское народное поэтическое творчество. Под редакцией А. М. Новиковой и А. В. Кокорева. - М., 1969.

. Русский фольклор: Хрестоматия исследований. Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М., 1998

Интернет сайты:

.  Wikipedia

2. Веб сайты с семинаров Н.К. Козлова, А.С. Степахина

.   www.swadba.by - современная свадьба

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...