Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-исторический контекст формирования корейской культуры




 

Корея занимает небольшой полуостров на восточной окраине Азиатского континента, протянувшийся как своеобразный мостик в сторону Японского архипелага. Его очертания многим напоминают большой палец на руке человека. На незначительной по мировым масштабам площади (чуть более 222 тыс. кв. км) проживает почти 70 млн. человек. Корея - одна из немногих стран с практически однородным в национальном отношении населением. Такая исключительная однородность способствует сохранению многих национально-культурных и бытовых особенностей. Как и всякая другая восточная страна, Корея имеет собственное лицо, ярко выделяющееся даже на фоне общей дальневосточной культурной традиции. Неповторима и разнообразна её природа, растительный и животный мир, богаты ресурсы, славится Корея удивительно радушными и трудолюбивыми людьми, не утратившими дружелюбия даже в беспрестанной борьбе за национальную независимость и выживание своей культуры и государственности. Видимо поэтому до наших дней дошли самобытные традиции корейцев, сохранили свою уникальность их язык, верования и обычаи. Для человека, впервые столкнувшегося с этим новым миром, характерно стремление сопоставить его с привычными и хорошо знакомыми представлениями, но сопоставления эти далеко не всегда возможны или даже уместны.

Корея является одним из древнейших очагов дальневосточной цивилизации, её культура поражает своим разнообразием и самобытностью, в то же время многовековая история корейской нации представляет собой неотъемлемую часть всемирного процесса становления и развития мировой культурной сокровищницы. Многие характерные для сегодняшней Кореи особенности и черты своими корнями уходят в далекое прошлое, и чтобы понять их, необходимо заглянуть в историю самобытной корейской нации и её культуры.

Природа не обделила страну благоприятными условиями. Сказочно красивы её горы, которые выглядят, как только что сошедшие с картин восточных живописцев. По ущельям и нешироким долинам сбегают ручьи и речки, выходящие на равнины широкими полноводными реками. Хрустально чистая вода стремительными водопадами низвергается со скальных выступов, бьется о камни, и в солнечные дни над водопадами всегда можно увидеть многоцветье радуги. Большую часть полуострова занимают покрытые лесами горы. Люди научились ценить великолепие и гармонию окружающей их природы. Живописные пейзажи и на протяжении веков вдохновляют творческие силы корейской нации.

Корейская природа так же коварна, как и благодатна. Муссонный климат в целом благоприятен для сельского хозяйства, но он оборачивается избыточным переувлажнением почвы в сезон дождей, паводками и наводнениями. Горы в своих недрах таят щедрые дары, но в то же время являются и самой главной проблемой Кореи. Испокон веков, будучи аграрной нацией, корейцы всегда должны были компенсировать острую нехватку сельскохозяйственных угодий, чтобы жить в достатке им приходилось возделывать и лелеять каждый пригодный для пахоты клочок земли. Сегодняшнее состояние корейской земли - это результат кропотливой землеустроительной работы многих и многих поколений, которые целенаправленно меняли облик своей родины, сопротивлялись природным стихиям, создали общенациональную ирригационную систему, с тем, чтобы защитить посевы и морское побережье от наводнений, засухи, свирепых тайфунов.

Но не только природа на протяжении тысячелетий испытывала стойкость корейского народа. Прошлое страны насыщено драматическими и подчас трагическими событиями. Корея с ранних времен была объектом притязаний могущественных соседей, она подвергалась нашествиям древних китайцев, монгольских племен, неоднократно страдала от японских агрессоров. Становление корейской нации проходило в условиях постоянной угрозы вторжения, что также предопределило пути развития её своеобразной культуры. От первобытных племен и через протогосударственную традицию Древнего Чосона, раннефеодальную междоусобицу Когурё, Пэкче и Силла корейцы пронесли идею национально-культурной общности и воплотили её, создав в X в. государство Корё. К этому времени сформировалась и сама нация с определенной территорией, языковым и культурным единством. Следующим этапом государственного и культурного развития корейцев становится период Чосона (конец XIV - начало XX в.). Чтобы защититься от иностранных посягательств, власти Кореи в первой трети XVII в. избрали путь внешнеполитической изоляции, более двух столетий страна поддерживала дружественные связи лишь с Китайской империей, допуская торговлю с Японией. Однако это лишь замедлило колонизацию Кореи, могущественные западные державы уступили право поработить её Японской империи. Первая половина XX в. - самый драматический этап национальной истории, связанный с колониальным владычеством японцев, но и после его крушения вплоть до наших дней многострадальный корейский народ не залечил своих ран. Противостояние двух мировых систем раскололо нацию на два враждебных лагеря, лишь на рубеже нового тысячелетия наметилась реальная перспектива её воссоединения.

Вся многовековая история Кореи - это история создания и развития замечательной национальной культуры. Культурные ценности корейского народа имеют непреходящее самостоятельное значение, в то же время ошибочно было бы отрицать несомненную общность культурного комплекса всех стран дальневосточного региона. Материальная и духовная культура Кореи в своих общих основах возрастала на почве более древней китайской культурной традиции. Раскинувшиеся на огромном пространстве и различающиеся по размерам, географическим и климатическим условиям страны Восточной и Центральной Азии опирались на общие мировоззренческие и философские традиции, их народы стремились постичь окружающий мир в единстве и многообразии его природных особенностей. Здесь, на востоке Азии сложилось особое отношение к природе как к объекту особого типа созерцания, способствующего постижению человеком самого себя, обретению душевной гармонии и постижению законов бытия. Стремление к достижению гармоничной связи между природой и человеком способствовало становлению особого типа материальной культуры и привело к формированию своеобразного мифопоэтического и метафорического языка культуры художественной. Особенностью интеллектуального развития региона стало раннее, уже в первые века нашей эры, появление эстетики, литературы и изобразительного искусства. Центральное место в этом процессе по праву занимала ханьская культура Китая, в свою очередь государства Корейского полуострова играли важную роль в процессе передачи китайской традиции другим периферийным народам Маньчжурии и Южного Приморья, являлись своеобразным культурным мостиком между нею и Японией.

Исторические факты говорят о том, что при обладании редкостными качествами заимствования и восприятия культуры и искусства Китая и других народов, главным для корейцев оставалось не слепое подражание и копирование чужих достижений, но подлинное освоение этой культуры и её обогащение своим национальным духом. Нам следует рассматривать способность корейского народа к восприятию духовных и материальных достижений соседних стран с точки зрения их готовности вбирать все лучшее, что накоплено общечеловеческой культурой, мировой цивилизацией в целом, и приумножать собственный опыт, обогащая сокровищницу своих национальных ценностей. События нового и новейшего этапов истории, когда на смену китайскому влиянию приходит европейская и американская культура, также свидетельствуют об этом.

Становление и развитие национальной культуры определяет судьбу любого общества. Корейская культура развивалась на периферии конфуцианского культурного комплекса, в её основе лежит заимствованная из Китая культурная традиция. С XIX в. в стране ощущается влияние европейской культуры. Однако ошибочно полагать, что корейцы слепо копировали чужие достижения, их культура, несомненно, является самодостаточной и самобытной, культурные заимствования были обусловлены практическими потребностями и соответствовали национальным условиям, т. е. трансформировались и становились неотъемлемой составляющей собственно корейской культуры.

Полифункциональность термина «культура» вызывает к жизни множество его определений и концепций. Культура есть феномен слишком сложный, многосторонний и внутренне противоречивый, чтобы претендовать на его всестороннее освещение. В данном работе мы относимся к культуре как комплексу признаков, определяющих цивилизационные особенности того или иного, а в данном случае - корейского, этноса. Вообще, понятия «этнос», «цивилизация» и «культура» тесно взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга. Мы обращаемся к корейской культуре как к особому типу творческой самореализации корейского этноса. История корейской культуры воспринимается нами через призму отношения к культуре как главному условию сохранения и развития общества и цивилизации. Под «историей корейской культуры» мы понимаем исторически сложившуюся на Корейском полуострове совокупность всех достижений материальной и духовной культуры, её научный анализ и формирование собственных представлений о культурных ценностях корейского народа.

Особенность культурного комплекса Кореи заключается в сочетании исключительно национальных по своим истокам элементов с другими компонентами, перенесенными с азиатского и других континентов и принятыми или ассимилированными сообразно вкусам корейцев, органично включенными в состав национальной культуры. Китайский культурный пласт получил особое распространение в правящей феодальной среде, именно она впитала многие элементы материальной и духовной культуры великого соседа, отталкивалась от его правовых и политических норм, способствовала распространению конфуцианства. Непререкаемый авторитет китайской культуры в правящей элите Кореи вызвал к жизни феномен двуязычия, знание китайской письменности и разговорного языка было необходимым условием для получения образования и поступления на ранжированную чиновничью службу. Подавляющее же большинство населения страны продолжало говорить по-корейски, что существенно затрудняло общение государства и его подданных, официальная информация доводилась до сведения народных масс в форме устного перевода. Иероглифическая письменность была не понятна простому люду, а передача корейской речи иероглифическим письмом затруднялась ввиду генетического несовпадения двух языков. Двуязычие затрудняло управление государством, делало элементарную грамотность недоступной народу. Эта проблема частично была решена лишь в первой половине XV в., с изобретением системы корейской графической письменности хангыль, в последствии развился целый пласт литературы, написанной на нём.

Культура Кореи отличается не только богатством материальных и духовных ценностей, но и своей огромной жизнестойкостью, несмотря на бесчисленные войны, периоды внутренних мятежей и смут, разрушения, произведенные завоевателями, она не только не ослабевала, а, наоборот, всегда побеждала культуру захватчиков. Выживаемость исконно национальной традиции проявилась уже на раннем этапе формирования этнической и культурной общности корейцев, относящемся к периоду трех государств (Когурё, Пэкче, Силла) и первого в истории нации единого государства - Объединенного Силла. Воспринятые в это время из Китая письменность, правовые институты, основы материальной культуры феодализма оказали воздействие на государственное и социально-экономическое устройство корейского общества.

Основные элементы современной материальной и духовной культуры корейского народа уходят корнями в эпоху трёх государств и Объединенного Силла, однако, окончательно они сложились лишь в период королевства Корё (918 - 1392 гг.). Этнокультурная среда вплоть до начала X в. сохраняла некоторую «размытость», консолидирующие факторы в общих пределах Корейского полуострова получили развитие лишь с заимствованием китайской письменности и утверждением буддизма в качестве официальной религии в Объединенном Силла, но процесс формирования территориальной этнической общности был нарушен в конце IX в. т.н. периодом «поздних трёх государств». В начале X в. повторная консолидация корейского этноса усилия династии Ван окончательно устранили любые этнодифференцирующие факторы.

Духовность корейской нации формировалась под воздействием многочисленных факторов, но определяющую роль сыграли религиозные, философские и этические системы даосизма, буддизма и конфуцианства. Распространение идей даосизма об управляющих миром дуальных началах способствовало формированию корейской мифопоэтической традиции. В тоже время проникавшие в Корею в IV - VII вв. буддизм и этико-моральные принципы конфуцианства не могли окончательно уничтожить сложившихся до них местных философских систем и народных верований, характеризовавшихся существованием собственного круга легенд и образов, традиций и правил. Более того, буддизм впитал религиозно-мифологическое наследие Кореи, гибко использовал её традиционные художественные формы, даже облик некоторых божеств видоизменился в соответствии с местным этническим типом. Феномен адаптации буддизма и затем конфуцианства к корейским условиям был весьма характерен, особенно на ранней стадии знакомства корейского общества с этими учениями, но и на протяжении последующих веков корейские идеологи и мыслители связывали конфуцианскую и буддийскую тематику с насущными национальными проблемами.

Буддизм прочно укоренился в мировоззрении народных масс, он сумел сохранить свою популярность даже после отказа от него как официальной религии. Влияние буддизма сказалось на усилении центральной власти, поэтому он пользовался поддержкой государства. В VII - X вв. буддизм утверждается в качестве государственной религии и на многие века вперед определяет развитие художественных идеалов и изобразительного искусства Кореи. Буддизм ввиду своей пассивности и созерцательности далеко не полностью устраивал правящие круги Кореи, они нуждались в более активной и социально ориентированной системе. Адекватное для общественно-политических условий Дальнего Востока конфуцианство полностью отвечало данным требованиям. Постепенное повышение влияния конфуцианства способствовало становлению сильной централизованной власти, поэтому эпоха зрелого средневековья совпадает с его доминирующим положением в корейском обществе и государстве. Заняв прочные позиции в Корее, конфуцианство обеспечивало связь между властью и народом. В этот период (первая половина XV в.) окончательно формируется конфуцианский культурный комплекс, влияние которого прослеживается не только в прошедших эпохах, но и в наши дни.

В отличие от духовной сферы материальная культура корейцев, и прежде всего свойственные нации тип жилья, одежда, пищевые привычки, в меньшей степени испытали воздействие китайской традиции. Примечателен тот факт, что, находясь в окружении народов, отводящих значительное место в повседневной жизни чайной церемонии и самому напитку, корейцы никогда не выращивали чай и не относились к нему с каким-либо трепетом. Более того, вплоть до последнего времени им вообще не свойственно было его употребление в быту, хотя говорить, что его там вовсе не пьют, было бы преувеличением.

Современное состояние корейской культуры и общества, сегодняшние успехи и проблемы нации, перспективы дальнейшего её развития можно понять только на основе изучения богатого прошлого Кореи и сопоставления полученных знаний с историей других стран и наций. Пройденный корейским народом многовековой путь четко делится на культурные эпохи, каждая из них тесно связана с социально-экономическими, политическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определенный этап развития культуры страны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...