Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Развитие традиционного искусства Кореи в XX - XXI вв.




Культурная среда КНДР и РК

 

Победа союзников по антигитлеровской коалиции в войне с милитаристской Японией принесла народу Кореи долгожданную свободу, однако её следствием явился раздел полуострова на советскую и американскую оккупационные зоны с последующим провозглашением двух корейских государств. 15 августа 1948 г. было объявлено о создании Республики Корея (далее - РК), а 9 сентября - Корейской Народно-Демократической Республики (далее - КНДР). Конфронтация между США и СССР в конце 40-х гг. привела к развязыванию трагической братоубийственной войны в 1950 - 1953 гг. С этого момента и до сентября 1992 г. оба корейских государства продолжали находиться в состоянии войны, отношения между ними регулировались Соглашением о перемирии, поэтому практически отсутствовали какие-либо экономические, политические и культурные контакты. Лишь с начала 90-х гг. ситуация начинает меняться к лучшему, но процесс этот осложняется рецидивами прошлого.

Формирование антагонистических по своей идейной основе режимов, взаимная вражда и недоверие привели к культурной обособленности КНДР и РК. Оба корейских государства претендовали (и сохраняют своих претензии по сей день) на исключительное право представлять нацию на мировом уровне, в том числе и в культурном отношении. Результатом длительного отсутствия межгосударственных контактов стало формирование особой культурной среды в каждом из них. Причем даже истоки национальной культуры в КНДР и РК определяются по-разному. В 80-е гг. в Северной Корее сосредоточили внимание на изучении и возрождении культурных традиций Когурё, считая их этнической и культурной основой нации. В свою очередь, Южная Корея явно тяготеет к культурному комплексу, сложившемуся в королевстве Корё и основанному на силланских традициях. Взаимная изоляция культурной среды КНДР и РК отразилась даже на языковых аспектах: в настоящее время признается существование двух вариантов языка - северо- и южно-корейского.

Существенное воздействие на развитие современной культуры корейского народа продолжают оказывать внешние факторы. В южной части Корейского полуострова в результате тесного сотрудничества РК с США и западным миром наблюдается развитие современной массовой культуры с явным влияние американского образа жизни, но в то же время здесь очень бережно охраняют собственные национальные традиции. В КНДР культура попала в прямую зависимость от идеологии, она основана на сформировавшемся под влиянием СССР и КНР классовом пролетарском подходе и культе партийного руководства.

 

Культура КНДР

 

Культурное строительство в КНДР определяется общим политическим курсом Трудовой партии Кореи, и опирается на следующие принципы: партийность, приверженность идеалам социализма и коммунизма, приоритет интересов пролетарских слоёв общества. В Северной Корее культуру считают важнейшей составляющей идеологии, поэтому её развитие тесно связано с практикой социалистического строительства. Главной задачей в современных условиях считается поддержание культа партийно-государственного руководства и обоснование идей чучхе как официальной идеологической доктрины ТПК и всего северокорейского общества. Идеология чучхе сочетает в себе основные принципы марксизма-ленинизма и традиционного дальневосточного национализма, в том числе культ личности руководителя. Национальная составляющая культурного комплекса в КНДР воспринимается лишь как косвенный инструмент воспитательного воздействия на народ; все, что не вписывалось в официальную доктрину, было уничтожено в годы культурной революции, сопровождавшей процесс социалистического строительства в 50 - 60-е гг. Ситуация часто доходила до абсурда, так например к песенно-частушечной традиции XVIII в. «Ариран» было добавлено несколько куплетов о социализме, партии и вождях, их исполнение является обязательным.

Формирование культуры КНДР в её сегодняшнем состоянии началось с конца 40-х гг., когда присутствие советских войск в Северной Корее определило выбор в пользу социализма. В 40 - 50-е гг. северокорейский режим прямо копировал советские образцы и методы общественного и культурного строительства, огромную роль в становлении экономики, культуры и политической системы КНДР сыграли многочисленные советские специалисты, направленные в Северную Корею после её освобождения, большинство из них были корейцами. Многие заняли важные посты в государственной и партийной иерархии КНДР, так Хо Гаи, первый секретарь ЦК Трудовой партии Кореи - не кто иной, как Алексей Иванович Хегай, партийный работник среднего звена в Узбекистане в годы Великой Отечественной войны. Он активно занимался вопросами партийного и культурного строительства в Северной Корее, проводя в жизнь курс на «советизацию» КНДР, т.е. на обеспечение в Пхеньяне режима, максимально устраивавшего советское руководство и соответствовавшего его представлениям о народно-демократической революции.

Прерванный войной 1950 - 1953 гг. процесс культурного строительства был продолжен в последующий период, но с середины 50-х и до начала 60-х гг. в жизни КНДР произошел крутой перелом, ознаменованный отходом от просоветской ориентации; преобладавшая в пхеньянских коридорах власти «советская» группировка была физически уничтожена. Первый удар был нанесен в декабре 1955 г., когда пленум ЦК ТПК вскрыл ошибки в области культурного строительства, некоторые партийные руководители обвинялись в отсутствии должного внимания к произведениям северокорейских писателей. На щит было поднято творчество председателя правления Союза писателей КНДР Пак Серъя, с этого момента его стали преподносить как «живого классика», что не помешало впоследствии репрессировать и его самого. Доклад Ким Ирсена на пленуме послужил сигналом к преследованию советских корейцев. В 1956 г. северокорейская сторона предпринимает усилия по ограничению советского культурного влияния: сокращается трансляция московского радио на корейском языке, ликвидируются местные отделения Общества корейско-советской дружбы, постановки советских авторов изымаются из репертуаров корейских театров, упраздняется Институт иностранных языков, в котором шло обучение преимущественно русскому языку, его преподавание в других вузах существенно сокращается и переводится на факультативную основу, ярый ненавистник всего советского Пак Серъя становится министром просвещения. Политический кризис 1956 г. закончился полной победой Ким Ирсена и открыл ему путь к абсолютной власти. Началась пропаганда собственных культурных и моральных ценностей и идей чучхе, направленных на установление культа личности Ким Ирсена и освобождение от иностранного (советского и китайского) влияния в области идеологии. Критика культа личности Сталина на XXII съезде КПСС переполнила «чашу терпения» северокорейских руководителей, и до середины 60-х гг. они максимально сближаются с Китаем. С 1965 г. в КНДР раздается критика «догматизма и перегибов культурной революции» в Китае, и с этого времени Пхеньян успешно лавирует между двумя сверхдержавами.

К началу 60-х гг. в стране окончательно сложился культ личности партийного и государственного вождя Ким Ирсена; с конца 70-х он сочетался с активной пропагандой в пользу его сына и будущего «престолонаследника» Ким Ченира, который официально получил этот статус на VI съезде ТПК в 1980 г. Всё это происходило на фоне экономической стагнации, падения жизненного уровня большинства населения. Стабильность режима обеспечивалась только за счет жесткого контроля над собственным народом усилиями разветвленного репрессивного аппарата в сочетании с массированной идеологической обработкой.

На протяжении 80-х и 90-х гг. ситуация только усугублялась, распад социалистического содружества и происшедшие в начале 90-х гг. перемены в СССР нанесли северокорейской экономике смертельный удар. Прекращение советской помощи ускорило экономическую катастрофу. Середина 90-х принесла стране массовый голод и гибель тысяч людей, однако власти ни на йоту не отходили от избранного пути. Смерть вождя в июле 1994 г. не положила конец его культу, Ким Ирсена чтят до сих пор, а по конституции 1998 г. он является «вечным президентом КНДР». В то же время усиливается культ нового руководителя Ким Ченира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...