Классификация психических состояний
Все виды психических состояний классифицируются по определенным признакам - по влиянию на показатели спортивной деятельности, по механизму формирования реакций, по внешним и внутренним проявлениям, по доминированию в том или ином актуальном отрезке спортивной деятельности и т.д. Психические состояния различаются: - по характеру причин возникновения (личностные - например, неврозы и ситуативные - психическое напряжение), - по уровню развития (глубокие - страсть и поверхностные настроение), - по направленности реакций (положительные - вдохновение и отрицательные - апатия). - по уровню осознанности (сознательные - интерес и неосознаваемые - тревога), - по длительности проявления (длительные имеют протяжение - неделя-месяц: депрессия, одиночество, опустошенность; - текущие (день-неделя): - спокойствие, заинтересованность, торможение; оперативные (секунды-минуты): злость, страх, удивление. - по допустимости или недопустимости с точки зрения достижения результата и т.д. Состояния могут классифицироваться по доминирующему в структуре уровню состояния: - по величине возбуждения ЦНС (психическая напряженность, стресс. предстартовое возбуждение, монотония), - по характеру переживания отношения к значимому событию (депрессия, тревога, сосредоточенность, восторг), - по характеру реализуемой двигательной деятельности (болевой финишный синдром, психосоматический срыв, оптимальное боевое состояние). Осуществляя деятельность на каждом из актуальных отрезков, спортсмен, в зависимости от степени адаптации к тренировочной нагрузке определенным образом реагирует, переживая те или иные состояния. У него происходит фиксация: а) впечатлений от состояний; б) обозначающих эти состояния слов; в) формирующихся понятий о состояниях.
В начальной стадии эти реакции практически не осознаваемы и не переживаемы спортсменом в силу их кратковременности, но могут наблюдаться со стороны и могут быть систематизированы (рисунок 13). К таким преобладающим кратковременным реакциям (рисунок 13в) можно отнести реакции тормозного типа, возбудимого типа, аномального типа, (Г.А.Ушаков, 1987), появление которых будет обусловлено как ситуационными (психогенными) так и конституционными (генетическими) факторами формирования состояния. По мере закрепления характера реакций на определенную деятельность и их осознания спортсменом, начинают проявляться доминантные психические состояния (рисунок 13г). Значимые положительные доминантные психические состояния называются профессионально-важными состояниями (ПВС), т.к. они обеспечивают максимальную успешность спортсмена при выполнении им задач актуальных отрезков спортивной деятельности (рисунок 13д). Типичные доминирующие признаки этих состояний устанавливаются в первую очередь путем анализа мотивационных компонентов структуры состояния соответствующих актуальных отрезков и актов деятельности, уровня их осознанности, интенсивности переживания. Содержание доминантного психического состояния позволяет тренеру, педагогу, психологу, работающему со спортсменом, осмысленно посмотреть на возможные причины возникновения данного состояния и на методы собственного воздействия, целенаправленно планировать тренировочные и психологические воздействия для изменения сознания спортсмена в необходимом направлении. Динамика психического состояния Наиболее часто вся динамика состояний при занятиях спортом описывается терминами «возбуждение», «тревога», «психическое напряжение». При этом и спортсмены, и тренеры используют их как взаимозаменяемые для обозначения одного и того же состояния. Тогда как это не только разные понятия, но и разноуровневые проявления в динамике деятельности организма.
От лёгких степеней возбуждения и кратковременной тревоги, через различные степени напряжения и стойкое состояние тревожности спортсмен может приблизится и войти в состояние стресса. Стресс. Существует два наиболее распространенных понимания сущности стресса. Стресс как процесс, ряд явлений, приводящий к различным психическим отклонениям (реакциям). Автор теории стресса Г.Селье назвал этот процесс «общий адаптационный синдром», постоянно подчеркивая, что «стресс - это не просто нервное напряжение». Стресс (процесс стресса) - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. В динамике стресса выделяются три фазы: · тревога, настораживание и первичное (часто избыточное) возбуждение в ответ на стрессор. · резистентность (приспособление) - реакция адаптации организма к раздражителям (стрессорам). · Истощение - фаза рассогласования в деятельности систем, а затем «поломка» отдельных из них, способная привести к гибели организма (рисунок 14). Стресс как состояние в виде неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие понимается как сочетание физиологической и поведенческой составляющих.
Стресс как состояние является продуктом сознания спортсмена, его образа мыслей и оценки ситуации собственных возможностей, тренированности, обученности и готовности к саморегуляции своего поведения в экстремальных условиях соревнования. Это позволяет считать его психическим стрессом (или стресс ожидания), в отличие от реакций организма непосредственно в ходе нагрузки и сразу после её окончания, которые могут быть обозначены как физиологический стресс (или стресс действия). Психический стресс (состояние стресса) - это состояние чрезмерной психической напряжённости и дезорганизации поведения, развившееся под воздействием или реальной угрозы или реально действующих экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.
Стресс-факторы спортивной деятельности. Наиболее значимо влияющие на результаты спортивной деятельности и часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы - предсоревновательные и соревновательные, т.к. восприятие стресс-факторов спортсменом очень индивидуально и избирательно. Предсоревновательные стресс-факторы: 1.Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты 2. Конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье. 3. Положение фаворита перед соревнованиями. 4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта. 5. Плохое оснащение соревнований. 6. Предыдущие неудачи. 7. Завышенные требования. 8. Длительный переезд к месту соревнований. 9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи. 10.Незнакомый противник. 11.Предшествующие поражения от данного противника. Соревновательные стресс-факторы: 1. Неудачи на старте. 2. Необъективное судейство. 3. Отсрочка старта. 4. Упреки во время соревнования. 5. Повышенное волнение. 6. Значительное превосходство соперника. 7. Неожиданно высокие результаты соперника. 8. Зрительные, акустические и тактильные помехи. 9. Реакция зрителей. 10. Плохое физическое самочувствие. 11. Болевой финишный синдром, страх смерти. Подробное ознакомление с теорией стресса позволяет лучше понять целый ряд закономерностей связанных с контролем и регуляцией психических состояний и пониманием характера влияния психических состояний на эффективность спортивной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|