Государственный служащий в системе госслужбы
Содержание
Введение 1. Государственный служащий в системе госслужбы 2. Общее условия для прохождения государственной службы 3. Правовой статус государственного служащего Заключение Список использованной литературы Введение
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема «Государственный служащий: понятие и правовой статус». Накопленный за предыдущие десятилетия опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государственной службы, по сути, нового строя имеет не только положительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 г. еще не была создана эффективная государственная служба, качественно управляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостатков в регулировании государственно- служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г. Целью реформирования государственной службы, прежде всего, является повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава государственных служащих. Поэтому актуальность этой темы связана, прежде всего с реформами в системе государственной службы. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. (ст. 1) дается новое определение понятия «государственная служба», уточняющее предназначение деятельности государственных служащих. В качестве государственной службы рассматривается их профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов
Объектом изучения данного проекта являются государственные служащие. Предмет исследования – понятие «государственный служащий» и правовой статус государственного служащего. Цель: охарактеризовать государственного служащего с учетом тех коренных изменений, которые внесены принятым 27 мая 2003 г. Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также новшеств, содержащихся в других реформаторских актах. Для достижения поставленной цели в работе определенны следующие задачи: дать определение понятию «государственный служащий», выявить общее условия для прохождения государственной службы, определить правовой статус государственного служащего. Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников, использованных в данной работе. Курсовой проект включает в себя введение, 3 раздела, заключение. При написании курсовой работы было использовано 16 источников. Государственный служащий в системе госслужбы
Согласно Федеральному Закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003г., федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, а государственный гражданский служащий субъекта Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.[1]
Охарактеризовать современного государственного служащего можно, проанализировав социально-нормативные характеристики чиновников, выявив те процессы, благодаря которым происходит отбор и становление слоя служащих. Методологической основой в этом выступает теория стратификации, выделяющая социальные общности на основе таких признаков, как образование, занятость, доходы и многое другое. Группы определяются на основе какого-либо одного признака, либо когда обнаруживают совокупность признаков. При выделении стратификационных характеристик государственных служащих целесообразно применять многомерную стратификацию, так как это позволит составить представление о государственном служащем при помощи различных качественных особенностей его на современном этапе административной реформы. Характерной чертой во взаимодействии различных социальных групп в обществе является высокий динамизм и интенсивность политических процессов. Социальный статус в современном российском обществе выступает групповым атрибутом. Социальные достижения личности рассматриваются с момента попадания в команду, группу, структуру, которая перемещается исключительно «в связке», и закрепления в ней, когда и начинает действовать система статусных поощрений. Социальный статус - это позиция индивида или группы в структуре общественных отношений, характеризующаяся правами и обязанностями. Общество не только создает социальные статусы, но и обеспечивает распределение людей по ним. Социальные статусы могут быть предписанными и достигаемыми. Соотношение этих двух видов статусов есть, по существу, показатель политической и экономической систем. Исследователи государственной службы выделяют следующие характеристики социального статуса государственных служащих[2]: а) ими выполняется труд, который выражается в обосновании целейи направленийобщественного развития, конкретной организации и регулировании общественной жизнедеятельности (публичных отношений), поведения и деятельности миллионов людей (упорядочение частных взаимосвязей);
б) их труд - интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный, состоящий в основном в осмыслении и продуцировании сложнейшей управленческой информации и воздействия на людей; в) во всех их усилиях имплицитно (внутренне присуще) проявляется государственная власть, придающая им авторитет и должную гарантию; г) знания и опыт государственных служащих не создают непосредственно потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуальные потребности граждан, но формируют особый духовно-материальный «продукт», обеспечивающий рациональность, гармоничностьи эффективностьобщественных отношений, явлений и процессов; д) труд, выполняемый государственными служащими, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из чиновников жесткие требования в смысле подготовки, личностных качеств, поведения и общения с людьми. С помощью статуса упорядочивается, оформляется, регламентируется поведение государственных служащих, усвоение ими соответствующих требований, мотивирование и стимулирование социальных действий. Статус государственных служащих как социально-профессиональной общности складывается из правового и социального статусов. Что касается правового статуса государственных служащих в Российской Федерации, то он еще только формируется, что полностью соответствует состоянию самого института государственной службы. Социальный статус государственных служащих, хотя и подвержен традиционности, во многом зависит от происходящих в стране экономических и социальных реформ. Каково современное состояние социальной общности государственных служащих в России? В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения новых технологий и методов управления. Отметим, что в течение последних десяти лет в системе государственной службы России осуществлены четыре широкомасштабных сокращения персонала в пределах 25% каждое.[3] Разумеется, это определенным образом (далеко не оптимистичным) сказалось на социальном самочувствии чиновников и членов их семей.
Половозрастная структура социальной общности государственных служащих не соответствует аналогичной структуре занятого населения страны. Более 70% государственных должностей замещают женщины.[4] Это объясняется преобладанием женщин на должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей, что непосредственно отражается на заработной плате. Проблема оплаты труда государственных служащих остается одной из самых актуальных в процессе административной реформы. Разница в размерах оплаты труда между государственными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на госслужбу квалифицированных специалистов, приводит к оттоку профессиональных управленцев в коммерческие структуры. Федеральной Программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» предполагается осуществить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности государства как работодателя. В настоящее время в ряде регионов осуществляется эксперимент по привязке заработной платы государственных служащих к эффективности их труда. К сожалению, пока нет достаточно точных методик, позволяющих квалифицировать вклад конкретного чиновника в общее дело. Работа служащего состоит в осуществлении публичных функций, не всегда имеющих стоимостную оценку. Большинство российских чиновников (около 30%) имеют стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25% — свыше 15 лет. В течение 10 лет произойдет высвобождение более половины государственных служащих и возникнут серьезные трудности с их замещением кадрами, имеющими достаточный опыт работы на госслужбе и необходимую квалификацию.[5] Уже сейчас ощущается дефицит служащих в возрасте 35—45 лет, так как молодые чиновники воспринимают службу как «социально-карьерный трамплин» для последующего профессионального роста в негосударственном секторе экономики. Президент РФ В.В.Путин, выступая с Посланием Федеральному Собранию РФ в 2003 году, отметил, что несмотря на огромное число чиновников в стране тяжелейший кадровый голод. Сложившееся состояние современной общности российских государственных служащих приводит к существованию социально-профессиональных проблем и противоречий. Назовем основные из них: 1.остается несбалансированным профессиональный состав государственных служащих из-за оттока специалистов в коммерческие структуры; 2.усиливается диспропорция в возрастном составе чиновников; 3.существенно не меняется престиж государственной службы;
4.сохраняется преобладание чиновников с непрофильным образованием; 5.нарастает тендерная диспропорция среди руководителей государственных органов (в сторону увеличения численности мужчин); 6.служебный рост госслужащих в большой степени зависит от личных оценок их деятельности руководителями; 7.частые реорганизации ведут к неоправданным увольнениям чиновников; 8.работа государственных служащих недостаточно контролируется со стороны гражданского общества. Названные проблемы способствуют проявлению в административной среде различных девиаций, самой опасной из которых продолжает оставаться коррупция. Нужно подчеркнуть, что все проблемы и противоречия социальной общности чиновников тесно взаимосвязаны и практически не могут быть решены в отдельности. Поэтому разработана и 15 августа 2001 года утверждена «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», в соответствии с которой разработана и утверждена 19 ноября 2002 года Федеральная Программа «Реформирования системы государственной службы РФ». Важным фактором, влияющим на социальный статус государственных служащих, выступает общественное мнение. Будучи совокупностью свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, общественное мнение соизмеряет уровень и результаты управления с потребностями и интересами, идеалами и ожиданиями граждан. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, оно обладает свойством объективно «видеть» социальное явление. Уровень доверия населения к чиновникам, как показывают социологические исследования, недостаточно высок. Социальный статус чиновников тем устойчивее, чем более функционирование администраций направлено на удовлетворение интересов и потребностей именно этой территориальной общности граждан. Зачастую, выполняя указания вышестоящих властных органов, администрация пренебрегает интересами населения. Мнение чиновников значительно расходится с мнением населения при оценке деятельности и эффективности управления. Отчуждение, по мнению граждан, возникает потому, что чиновники руководствуются не интересами рядовых граждан, а своими личными интересами. Сами государственные служащие иначе расставляют для себя иерархию реальных интересов на службе. Разницу между оценками населения и самооценками чиновников можно объяснить рядом причин: 1) население имеет в виду не каких-то конкретных чиновников, а оценивается образ, стереотип; 2) государственная политика в настоящее время оценивается негативно, а так как именно государственные служащие ассоциируются с государством, то недовольство проводимыми реформами переносится на них; 3) в общественном сознании не разграничиваются и не различаются политические силы и чиновничий аппарат, который занимается работой по обеспечению нормального функционирования государственного управления.[6] Государственные служащие являются «заложниками» информационных систем, поскольку большинство граждан имеют очень приблизительное представление о реальной работе органов власти и ориентируются главным образом на оценки журналистов, случайные источники информации и слухи. Создаваемые в государственных учреждениях службы связи с общественностью, в лучшем случае «работают на руководителей». Классификация государственных служащих Состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они на неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.[7] 1.В соответствии с конституционным принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций на должности государственной службы подбираются специалисты – практики и ученые в области государственного управления, информатики, финансов и права. Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. Управление требует, прежде всего, способности к комплексному системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов. Федеральными законами определены требования, предъявляемые к судье и к кандидату на должность судьи. 2. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие делятся на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации. Общая численность государственных служащих и иных работников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления на начало 2002 г. составила 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная численность государственных гражданских служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти - 315,1 тыс. человек.[8] 3. Если взять за основу такой критерий, как функциональное предназначение и особенности службы по ее видам, то различаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительной службы. Под государственным гражданским служащим понимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета. 4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Понятие должностного лица дано в ст. 2.4 КоАП РФ. Объем государственно-властных полномочий государственных служащих определяется положениями о соответствующих государственных органах и их структурных подразделениях и должностными регламентами по каждой должности в отдельности или по типовым должностям государственной службы. 5. Критерием для классификации государственных служащих являются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Их особенность - присвоение персонально каждому государственному служащему с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (в частности, погон), но и характеризуют их должностное положение, так как соответствующими нормативными правовыми актами устанавливаются перечни должностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этим должностям. Например, Перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 г.[9] 6. В зависимости от срока службыможно выделить государственных служащих, назначаемых на должности государственной службы на неопределенный срок, на определенный срок, а также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. Таким образом, через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лиц, замещающих конституционные должности. Служащие должны соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации, уметь общаться с прессой, владеть методами создания благоприятного отношения граждан к органам управления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|