Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус государственного служащего

 

Впервые в законодательстве о государственной службе определено, что нанимателем федерального государственного служащегоявляется Российская Федерация (государство), а нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Федерации — соответствующий субъект Федерации. Четкое определение второй (управляющей) стороны государственно-служебных отношений повышает прочность гарантий, предусмотренных для государственного служащего. Одновременно установлено, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров определяются соответственно федеральным законом о виде государственной службы. Эти узаконения имеют большое значение для повышения престижа государственной службы и улучшения ее кадрового состава.

В процессе развития государственности в обществе складываются вполне определенные отношения между людьми и публично-властными органами в виде взаимных прав и обязанностей в сфере государственно-служебной деятельности.

Неисполнение такого рода прав и несоблюдение нормативно-установленных отношений в системе государственной власти рассматривалось как нарушение интересов государства и общества и влекло за собой социально-политическую ответственность в различных формах ее проявления: непосредственно в виде политической ответственности, общественной, нравственной и юридической.

Верно отмечает И.Н. Сенякин[22]: «Своеобразие политической ответственности состоит в том, что она наступает не только за виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество, конъюнктурность, опрометчивость в вопросах политики и т. д. Ее сущность — отрицательная оценка политического проступка субъекта со стороны определенного класса, группы или общества в целом». Добавим лишь, что речь следует вести о правящем классе, группе и, наконец, о народе в целом как носителе суверенитета и единственном источнике власти в демократическом правовом государстве с республиканской формой правления.

Государственный гражданский служащий в данном случае выступает носителем ответственности, которая определенным образом характеризует субъектно-объектные отношения и является своего рода регулирующей (как правило, в виде неблагоприятных последствий) оценкой и воздаянием за несоблюдение (нарушение) установленных норм, правил и критериев служебно-должностной деятельности. В этой связи ответственность является неотъемлемой частью, своего рода связующим фактором для всех элементов социально-политического и правового статуса гражданского служащего.

В настоящее время объективная сторона ответственности государственных гражданских служащих непосредственно связана с осуществлением политической, экономической и административной реформы, укреплением российской государственности.

В качестве нового критерия оценки и ответственности государственных органов и гражданских служащих в выступлении Президента России В.В. Путина с ежегодным посланием Федеральному Собранию был назван критерий «конкурентоспособности».[23] Однако при этом следует иметь в виду, что такого рода критерий («конкурентоспособности») должен быть увязан с таким видом ответственности, который зависит непосредственно от уровня профессионализма гражданского служащего, т. е. с его профессиональной ответственностью.

Правовая ответственность

Что касается правовой (юридической) ответственности гражданского служащего, то она представляет собой сложное многоаспектное явление и наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и иным установленным законодательством основаниям.

Рассмотрим вначале выделяемые в научной литературе шесть видов юридической ответственности в их взаимосвязи со статусом государственного служащего, имея в виду, «что каждый из видов по своему переплетается» с его должностным положением.[24]

Наиболее распространенной и широко применяемой в силу е прямой взаимосвязи с должностным статусом гражданского служащего является дисциплинарная ответственность. Не случайно, что статья 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо названа «Дисциплинарные взыскания»; речь в ней идет именно и прежде всего о дисциплинарной ответственности. В соответствии с указанной статьей Федерального закона (отметим, что аналогичные и почти тождественные статьи содержатся и в законах о государственной службе субъектов Российской Федерации) за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарного проступка) на государственного служащего могут налагаться представителем нанимателя (органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, уточненным Законом.[25]

Здесь следует отметить, что предусмотренные Трудовым кодексом РФ дисциплинарные взыскания, которые работодатель вправе применить к работникам (статья 192), а именно: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям, на государственных служащих не распространяются, так как для них установлены вышеуказанные 5 (а не три как в Трудовом кодексе РФ) видов дисциплинарных взысканий, закрепленных Федеральным законом о государственной гражданской службе.

Кроме того, служащий в случае исполнения им неправомерного поручения вместе с давшим это поручение руководителем несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий к иным государственным служащим и их обжалования, то он устанавливается федеральными законами для соответствующих видов государственной службы.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяцасо дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцевсо дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано государственным служащим в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Последнее может быть снято и до истечения года по инициативе органа либо руководителя, наложившего его, а также и по просьбе самого гражданского служащего.

Для отдельных категорий государственных служащих, например, состоящих на военной или правоохранительной службе, законодательством и уставами о дисциплине могут быть установлены дополнительные дисциплинарные взыскания, как-то: для сотрудников милиции - понижение в должности, в специальном звании и т. д.

С дисциплинарной ответственностью может быть связана и административная ответственность государственного гражданского служащегопри исполнении им должностных обязанностей. Вне и за пределами последних государственный служащий привлекается к административной ответственности за совершение административных правонарушений на общих со всеми гражданами основаниях и в том же порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ю.Н. Старилов выделяет как минимум четыре важнейших условия, при которых для должностных лиц государственной службы может наступать административная ответственность: 1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения; 2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т. е. не соответствуют им; 3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур; 4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях.

В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний: предупреждение; административный штраф; дисквалификация.[26]

Уголовная ответственность распространяется на государственныхгражданских служащихкак на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей подлежит уголовной ответственности. При этом речь идет о деяниях, за которые могут быть уголовно наказаны и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же деяния подлежат более строгому наказанию.[27] Это, например, в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 127-130 Уголовного кодекса РФ).

Прямое отношение к уголовной ответственности государственных служащих имеется такой вид уголовного наказания, как лишение правазанимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью, которое в соответствии со статьей 47 УК РФ состоит в запрещении занимать должности на государственной службе,устанавливаемом на срок от одного года до пяти летв качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех летв качестве дополнительного вида наказания.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить государственного служащего специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).

Кроме того, для военнослужащих установлены такие виды уголовных наказаний, как ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) и содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ).

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст. 285 293 УК РФ).

Помимо указанных в главе 30 УК РФ составов государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности и за такие виды преступлений, как отказ в предоставлении гражданину информации(ст.140 УК РФ) должностным лицом, если эта информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина, а также в случае предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ), регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ) и некоторых других.

За аналогичные правонарушения, не подпадающие под квалификацию уголовных преступлений, установлена административная ответственность государственных гражданских служащих (с. 538-540 и др. КоАП РФ).

Гражданско-правовая ответственность государственного служащеговыражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей.[28]

Причем гражданский служащий обязан возместить причиненный его действиями (бездействием) имущественный вред и после прекращения им государственной службы в установленном законом порядке.

Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданского кодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

Привлечение гражданского служащего к указанным видам ответственности не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный им имущественный вред, т. е. от материальной ответственности. Больше того, привлечение государственного гражданского служащего к уголовной или административной ответственности выступает в качестве условия привлечения его и к материальной ответственности.

Гражданский служащий обязан возместить затраты, понесенные государственным органом при направлении его на обучение за счет бюджетных средств, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении гражданского служащего за счет средств государственного органа (ст. 249 Трудового кодекса РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...