Конституционная (политико-социальная) ответственность
Конституционную ответственность государственных служащихдалеко не все ученые и практики считают самостоятельным видом юридической ответственности. Однако есть и те, кто как, например, Н.М. Колосова, признают конституционную ответственность самостоятельным видом юридической ответственности и отграничивают ее от чисто политической ответственности.[29] Должностные лица государственной гражданской службы становятся субъектами конституционной ответственности, если их деяния (действия либо бездействие) нарушают нормы Конституции РФ, а также если они не исполняют свои конституционные обязанности или же злоупотребляют своими правами. Несмотря на недостаточную разработанность и пробелы в законодательстве, все еще не позволяющие говорить о полноценном виде конституционной ответственности, уже сегодня можно и нужно говорить об этом относительно самостоятельном направлении ответственности гражданских служащих. Так, например, в случае отставки Правительства РФ (при негативной оценке его деятельности Президентом РФ) или же освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти зачастую увольняются и ответственные должностные лица аппарата Правительства РФ, и заместители федеральных министров и иные гражданские служащие, замещающие высшие государственные должности на службе в этих федеральных структурах. Это своего рода проявление опосредованной «солидарной» политико-социальной ответственности элиты государственной гражданской службы. Здесь уместно привести емкую формулу В.Л. Романова, который, анализируя генезис ответственности на государственной службе, отмечает: «Поднимаясь до высших уровней государственной службы, социальная ответственность приобретает официальную нормативную юридическую форму и регламентируется законами, постановлениями, инструкциями и иными актами. Этот вид ответственности распределяется сверху вниз соответственно распределению должностных полномочий».[30]
Вместе с тем есть и такой вид ответственности государственных служащих, в особенности замещающих высшие государственные должности, который прямо связан с политическими нормами, правилами и программами, определяющими в тот или иной период кадровый состав административно-политической элиты, так называемую «команду», подбираемую главой государства, а также лидерами палат парламента, правительства и иных государственных органов. В этом случае под политической ответственностью следует понимать те неблагоприятные последствия для служебной карьеры и должностного положения, которые может претерпевать государственный служащий вследствие его прямой зависимости от политического руководителя (лидера), в команду которого он входит, а также от политической партии, которой он обязан своему месту в служебной иерархии, по результатам оценки его деятельности в период нахождения наслужбе со стороны вышеуказанных субъектов политико-государственных отношений. Конечно, в этом определении речь идет именно о социально-политическом аспекте ответственности государственного служащего, не связанном с проблемами юридической и нравственной ответственности. Что касается последней, то моральная ответственность государственных служащих характеризует их отношение к обществу с позиций общепризнанных нравственных установок и требований. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшим элементом его правового статуса и его качеством как субъекта политико-административной службы. Причем доминирующим аспектом сущности ответственности государственного гражданского служащего выступает именно социально-правовая форма ее проявления.
Заключение
Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лиц, замещающих конституционные должности. Служащие должны соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации, уметь общаться с прессой, владеть методами создания благоприятного отношения граждан к органам управления Сейчас в государственном аппарате желательно иметь руководителей-специалистов с высоким уровнем общего развития, а не узкопрофилированных специалистов, хотя и они, конечно, нужны. Подбирая молодых, перспективных кандидатов, нельзя забывать, что наряду с соответствующим образованием у них должен быть определенный опыт работы по специальности. Такие качества руководителей, как широкий кругозор, должные моральные устои и организаторские способности, не менее важны, чем знание специфики той или иной сферы государственного управления. Для объективности оценки деятельности государственных служащих в состав аттестационных комиссий наряду с представителем государственного органа, специалистами кадровой и юридической служб должны включаться и представители научных, образовательных и других учреждений и организаций (независимые эксперты). Должны учитываться его профессиональные знания, опыт работы, повышение квалификации и переподготовки, а также (в отношении соответствующей группы должностей) организаторские способности. Нельзя мириться с тем, что поступление граждан на государственную службу и должностной рост государственного служащего зачастую в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств. Крупные провалы в экономике являются следствием. В числе прочего, ошибок, допущенных в подборе членов правительств некоторых субъектов Федерации и других руководителей кадров.
Ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшим элементом его правового статуса и его качеством как субъекта политико-административной службы. Причем доминирующим аспектом сущности ответственности государственного гражданского служащего выступает именно социально-правовая форма ее проявления. В федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации(2003-2005годы)» утвержденный Указом Президента от 19 ноября 2002 г., предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых основ государственной службы. Для реализации планируемых мероприятий необходимо иметь ответственного, высококвалифицированного и высокооплачиваемого государственного служащего на всех уровнях власти максимально открытого в своих действиях. Законодательством должно быть гарантированно право гражданина на получение любой информации о государственной службе, не составляющие военную или государственную тайну.
Список использованной литературы
1. Атаманчук Г.В.Теория государственного управления/ Г.В.Атаманчук.-М.:Омега-Л, 2005-584с 2. Гапоненко, А.Л. Теория управления/ А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина.: М,РАГС, 2003-256с 3. Глазунова, Н.И. Система государственного управления/ Н.И.Глазунова.: М, Юнити-Дана, 2002. – 551с 4. ГусеваА.С. Служебная карьера/А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов.-М.:Экономика,1998-302с 5. Игнатов В.Г. История государственного управления России/В.Г.Игнатов. – Ростов н/Д: Феникс,2002.-608с. 6. Кибанов А.Я. Управление персоналом/ А.Я.Кибанов.- М.:Инфа-М, 2006 -304с 7. Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации/Н.Ю.Назаренко. М:Из-во Экзамен, 2007-187с 8. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба/А.Ф.Ноздрачев. М:Статус, 2000-269с 9. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-301с. 10. Уколов В.Ф Теория управления/ В.Ф.Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков.- М, «Экономика» - 2003 - 576с
11. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».- М.:Ось-89, 2004-64с. 12. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление/В.Е.Чиркин.- М.:Юристъ-2004г -320с 13. Шамхалов Феликс. Теория государственного управления/Шамхалов Феликс, М.:Экономика 2002-616с 14. Собрание законодательства Российской Федерации.№47.ст.4416.2004 15. Собрание законодательства Российской Федерации..№21.ст.1994.2005 16. Собрание законодательства Российской Федерации..№31.ст.3215.2004 [1] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-52с. [2] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба/А.Ф.Ноздрачев. М:Статус, 2000-158с [3] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба/А.Ф. Ноздрачев. М:Статус, 2000-162с [4] Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации/Н.Ю. Назаренко. М:Из-во Экзамен, 2007-98с [5] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-33с. [6] ГусеваА.С. Служебная карьера/А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов.-М.:Экономика,1998-165с [7] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-53с [8] Собрание законодательства Российской Федерации.№47.ст.4664.2002 [9] Собрание законодательства Российской Федерации.№47.ст.4416.2004 [10] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-61с [11] Шамхалов Феликс. Теория государственного управления/Шамхалов Феликс, М.: Экономика 2002-225с [12] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-62с [13] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».- М.:Ось-89, 2004-64с [14] Собрание законодательства Российской Федерации.№21.ст.1994.2005 [15] Собрание законодательства Российской Федерации.№31.ст.3215.2004 [16] ГусеваА.С. Служебная карьера/А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов.-М.:Экономика,1998-58с [17] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-69с [18] Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление/В.Е.Чиркин.- М.:Юристъ-2004г -128с. [19] Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление/В.Е.Чиркин.- М.:Юристъ-2004г.-130с [20] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-73с [21] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-75с [22] Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации/Н.Ю.Назаренко. М:Из-во Экзамен, 2007-211с [23] Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации/Н.Ю.Назаренко. М:Из-во Экзамен, 2007-110с [24] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-211с. [25] Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации/Н.Ю.Назаренко. М:Из-во Экзамен, 2007-128с [26] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-235с [27] Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление/В.Е.Чиркин.- М.:Юристъ-2004г -251с. [28] Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление/В.Е.Чиркин.- М.:Юристъ-2004г -131с. [29] Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации/Н.Ю.Назаренко. М:Из-во Экзамен, 2007-222с [30] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-201с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|