Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Исторические условия формирования мировоззрения М. М. Сперанского




Содержание

Введение

Глава 1. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского

Глава 2. Основные положения «Руководства к познанию законов»

Глава 3. Программные положения М.М. Сперанского, отражённые в «Руководстве к познанию законов»

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Актуальность темы работы состоит в том, что наследие Сперанского имеет особую значимость для осмысления исторического урока реформ в России и в Европе в целом. Его труды необходимо учитывать, пытаясь определить суть индивидуальной свободы, не имеющей асоциальной, антигосударственной направленности. Укрепление российской государственности придавало особое значение образованной бюрократии в политической жизни. Сам являясь частью служилого сословия, рост влияния которого в то время объяснялся общими для европейских стран процессами, Сперанский смог обосновать политические и этические парадигмы новой идеологии. Его философия отражала общую тенденцию российской системы государственного управления к рационализации и демократизации. «Пусть Петр I составил табель о рангах, только Сперанскому удалось положить табель о рангах в основу политической структуры России, - замечает Г.П. Федотов. - XVIII век не знал бюрократии: плодил еще московских дьяков и подьячих, старое «крапивное семя» строчителей кляузных бумаг, побирушек и «ябедников», сообщающих провинциальному административному быту XVIII века столь архаический допетровский стиль... Попович Сперанский положил конец этому дворянскому раздолью. Он действительно сумел всю Россию уловить, уложить в тончайшую сеть табели о рангах, дисциплинировал, заставил работать новый правящий класс. Служба уравнивала дворянина с разночинцем». Сегодня трудно представить более злободневную тему для изучения, чем жизнь М.М. Сперанского. Явное изменение стиля правительственного курса, смена лозунгов и символов очень напоминают перемены первой половины царствования Александра I (если не начало правления Николая I).

Традиционно реформаторская программа и труды Сперанского рассматривались исключительно в контексте российской внутренней политики. Имя Сперанского многократно сопоставлялось с именами Александра I, Николая I, членов «Негласного комитета», А.А. Аракчеева, Н.М. Карамзина, идеологов декабризма. Предметом анализа выступает «Руководство к познанию законов», созданное М. М. Сперанским в 1838 г. Цель работы состоит в выделении основных взглядов Сперанского на право и государство, изложенных в «Руководстве». В соответствии с поставленной целью основной задачей работы выступает анализ теоретических положений «Руководства» в их соотношении с практикой.


Глава 1. Исторические условия формирования мировоззрения М. М. Сперанского

 

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы. В первой половине XIX века в России усиливается разложение феодального строя, продолжается развитие капиталистических отношений, происходит непрерывное нарастание борьбы крестьян против крепостнического гнета. Под воздействием объективно существовавших в обществе противоречий, связанных с возникновением в недрах феодального строя капиталистического уклада, политика русского самодержавия в этот период часто колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. Возникновение в России в первой половине XIX в. либеральных государственно-правовых идей и теорий было обусловлено, прежде всего, развитием капиталистического уклада - постепенным увеличением числа мануфактур, связанных с применением вольнонаемного труда, ростом внутренней и внешней торговли, возрастанием городского и. занятого в разных промыслах населения. Понимание того, что всему этому препятствует крепостное право, усиливалось наблюдением экономических успехов передовых стран Европы. Зарождающаяся буржуазия, еще не сложившаяся в самостоятельный класс, была немногочисленной, экономически и политически слабой, тесно связанной с феодально-абсолютистской системой. Поэтому тогдашний либерализм имел не только весьма умеренный, ограниченный, но и своеобразный, полукрепостнический» характер. Его идеологи отстаивали компромисс и сосуществование буржуазно-либеральных учреждений власти с феодально-крепостническими порядками. Важнейшими представителями идеологии либерализма в России в начале XIX в. были Н.С. Мордвинов и М.М. Сперанский.

Либеральные настроения правительства способствовали распространению политических воззрений, свойственных дворянскому либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, разрабатываются проекты реорганизации высших органов государства и местного управления.

С воцарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласного комитета». Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «якобинской шайкой». Совместно с этим комитетом царь Александр I принял ряд либеральных законов и подготовил преобразования центральных органов управления.

Таким образом, в царствование Александра I сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.

Личность одного из крупнейших государственных деятелей России первой трети XIX века M.M. Сперанского, его воззрения и практическая деятельность получили в литературе противоречивую оценку. Одной из ошибок, допускавшихся при рассмотрении его взглядов, в частности советскими исследователями, было, на наш взгляд, стремление придать им исключительно прогрессивный характер, доказать идейное родство Сперанского с Радищевым и декабристами. В подобных работах стиралась «принципиальная разница между дворянскими революционерами и дворянскими либералами», к числу которых следует отнести Сперанского.

Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А.Б. Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В. Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.

Сперанский выдвинул проекты переустройства государственной системы, но реализованы они были лишь частично (например, создание Государственного Совета, переход к министерской системе управления). В 1812 г. по различным причинам Сперанский был удалён от двора. После четырёхлетней ссылки был возвращён на государственную службу, занимал должность пензенского губернатора, затем генерал-губернатора Западной Сибири. Был включён Николаем I в состав следственного комитета по делу декабристов, что явилось немалой личной трагедией для Сперанского, разделявшего взгляды ряда декабристов, в том числе и те, что излагались в их конституционных проектах. Под конец жизни был назначен наставником при цесаревиче Александре Николаевиче, для которого и было составлено «Руководство к познанию законов».

Идейные позиции Сперанского сложны и противоречивы. Сторонник сохранения феодальной монархии, он в то же время пытался компромиссно примирить интересы крепостников с задачами буржуазного развития страны.

Разносторонне образованный человек, знакомый с современной ему философией, в том числе и материалистической, Сперанский всю жизнь оставался на позициях идеализма. «Цель философского учения в точном разуме устава академического, - писал он, - не в том состоит, чтобы продолжать мрачную систему материализма, но чтоб опровергнуть все сии сословия блуждания ума, призвать его и приуготовить к христианской философии».

Свое отношение к новой философии он выразил в записке «Отрывок о Комиссии Уложения»: «Я должен... заключить, что, научась древней философии, привыкнув размышлять с Аристотелем, Гроцием и Пуффендорфом, вы проникли во все изгибы и новых примечателей, познали всю неосновательность Монтескиев, Блекстонов и прочих сего рода поверхностных умов: что теряли Свое время, трудясь в течение целой жизни над несколькими листами их сочинений, вы постигли и заблуждения их, и нелепость их правил и глубокими размышлениями проложили себе прямой и собственный путь к истине».

В своих проектах и предложениях Сперанский отстаивал необходимость конституционной монархии, ратовал за реформы в рамках этого строя. При этом им полностью исключалась всякая возможность участия народа в управлении страной. «Преобладание дворянства вредно, - утверждал он, - преобладание купечества еще вреднее; но преобладание народа есть сущее бедствие».

Приведенное высказывание полностью опровергает мнение Б.И. Сыромятникова, который считал, что Сперанский, вышедший из общественных низов, «навсегда сохранил свои симпатии и любовь к этим демократическим низам, как в период своего возвышения, так и после падения».

Переходя к непосредственному анализу правовых воззрений Сперанского, вспомним их оценку, сделанную Н.Г. Чернышевским. Великий русский революционер-демократ писал, что намерения Сперанского изменить русские гражданские и уголовные законы имели большое значение. Однако, отмечал он, «характер гражданских и уголовных законов обусловливается духом государственных учреждений, властию которых издаются эти законы. Не успев создать учреждения, Сперанский, конечно, не успел преобразовать ни гражданского, ни уголовного законодательства, и его мысли об этом предмете имеют лишь тот интерес, что служат к определению его личности».

 

Вывод по главе 1:

Правовая доктрина М.М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. В записках, проектах законодательных реформ и других произведениях Сперанского проявилось хорошее знание им политико-правовой литературы того времени. Он ссылался на Бентама, Блэкстона, Монтескье, Сэя, но вносил в их идеи свои коррективы, создавая собственную политико-правовую программу и ее теоретическое обоснование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...