Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Основные положения «Руководства к познанию законов»




Вышедшее в 2002 году издание «Руководства к познанию законов» фактически представляет собрание сочинений М. М. Сперанского по правовым вопросам. Публикуются «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», «Введение к Уложению государственных законов», «Проект Уложения государственных законов Российской Империи», «Руководство к познанию законов», работа «О военных поселениях», переписка Сперанского с крупнейшими политическими деятелями России, ранее не публиковавшиеся статьи по философии права.

Собственно «Руководство к познанию законов» заслуживает особого внимания. Оно представляет набросок кратких тезисов, иногда подкреплённых примерами. Тезисы возникли на основе курса юридических наук, читанного Сперанским в 1835-1837 гг. цесаревичу Александру Николаевичу. На основе этого курса был впоследствии написан учебник «Руководство к познанию законов».

Структура «Руководства» довольно сложная. Далее она приводится дословно:

Глава первая

О правде

. Силы воли

. Силы совести

Глава вторая

О законах вообще

Глава третья

Введение к законам общежительным

Отделение первое

О начале общежития и цели его

Отделение второе

О составе общежития или о главных его установлениях

и 2. Собственность лица и имущества

. Установление верховной власти

4. Установления нравственные

1) религия

) науки и искусства

Отделение третье

Порядок образования общежития

Период 1. Семейство

Период 2. Род

Период 3. Гражданство

Период 4. Государство

Отделение четвертое

О правах, обязанностях и правде в общежитии

Глава четвертая

Существо законов общежительных и разделение их

Глава пятая

Существо законов государственных и разделение их

Глава шестая

Существо основных законов

Отделение первое

О силе и пространстве верховной власти

Отделение второе

О порядке наследия престола

. Системы наследия

. Краткое обозрение прежнего

Законодательства о наследии престола

) о совершеннолетии императора

) о вступлении на престол, присяге, короновании, Титуле и Гербе

) о вере

) отношения членов императорского дома к царствующему Самодержцу и между собою

Отделение третье

Порядок законодательства

Отделение четвертое

Порядок верховного правления

Глава седьмая

Общее обозрение основных законов

В других государствах

. Монархия чистая (monarchie pure)

2. Монархия смешанная (monarchies mixtes)

1) о начале законодательных установлений

) о составе законодательных установлений

) о мере участия

. Республика чистая

. Республика смешанная

Глава восьмая

Учреждения

. О составе установлений и пространстве их действия

. О предметах ведомства

. О порядке производства дел

А. Высшие, или государственные установления

Б. Средние, или губернские установления

В. Низшие, или уездные

И городовые установления

. Установления уездные

. Установления городовые

Идея учебного курса как дополнения к действующему законодательству выдвигалась Сперанским и ранее. В январе 1826 г. Сперанский представил царю доклад, в котором был намечен четкий план к «окончательному составлению законов». По мысли Сперанского, «образ составления законов есть троякий: 1) свод, 2) уложение, 3) учебные книги.

Свод (digeste) есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке. Порядок сей бывает или Хронологический, когда законы слагаются по порядку их издания, невзирая на разность их содержания; или Азбучный, когда они располагаются по порядку слов; или, наконец, Систематический, когда они расположены по предметам и по тому же плану, какой принят в Уложении.

Уложение (Code) есть систематическое изложение законов по их предметам, так устроенное, чтобы 1) законы общие предшествовали частным, и предыдущие всегда приуготовляли бы точный смысл и разумение последующих; чтоб все законы, по своду недостающие, дополнены были в Уложении и обнимали бы сколь можно более случаев, не нисходя однако же к весьма редким и чрезвычайным подробностям.

Учебная книга (institutes) есть то же самое Уложение, но более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах.

Сверх сих трех главных видов есть еще четвертый, принадлежащий Уложению под именем изъяснений (commentaires). В них излагается разум или основание законов, дается отчет о причинах и необходимости дополнений или перемен, в Уложение введенных, и установляется связь их с законами существующими. Об учебной книге, кроме некоторых слабых опытов профессора Кукольника, и помышляемо еще не было. Некоторые начатки изъяснений сделаны в тетрадях, кои читаны были в Совете при рассмотрении Уложений».

В частности, в «Руководстве» Сперанский даёт следующую классификацию законов:

«Законы государственные определяют права и обязанности, возникающие из союза верховной власти и подданства.

В составе сих прав первое место занимает власть законодательная и власть верховного правления. Порядок, коим действует сия власть на подданных, составляет первый разряд законов государственных - Законы Основные.

Власть верховного правления не может всем управлять непосредственно, ей нужны органы; сии органы суть установления. Порядок, коим учреждаются и содержатся в устройстве сии установления, составляет второй разряд законов государственных - Учреждения Мест и Властей, или Законы Органические.

Власть верховного правления предполагает по необходимости способы к своему действию, предполагает силы правительственные. Порядок, коим силы сии отделяются от общих сил государственных, слагаются, устрояются и распределяются, составляет третий разряд законов государственных - Законы Правительственных Сил. Сюда принадлежат все законы не только экономические и финансовые, но и военные.

Как существо союза государственного, соединяющего государя с его подданными, требует, чтоб, с одной стороны, доставляемы были верховному правлению из общего состава сил государственных способы действия, а с другой - чтоб и верховное правление содействовало расширению и преуспеянию сил государственных, то отсюда возникает четвертый разряд законов государственных - Законы Государственного Благоустройства. Таковы суть законы об охранении нравственности и народном просвещении, об охранении народного здравия, об умножении и распределении населения, о промышленности, т. е. о наилучшем направлении сил народного труда и тому подобное.

Хотя в союзе государственном долг подданства лежит на всех подданных вообще и для всех равно обязателен, но участие их в составе учреждений и в составе сил правительственных, по различию способностей, не может быть для всех равным. Отсюда право состояний и пятый разряд законов государственных - Законы о Состояниях.

Наконец, твердость обоих союзов, как государственного, так и гражданского, требует, во-первых, общего надзора за непременным исполнением законов, во-вторых, мер исправления и наказания в случае их нарушения; отсюда два разряда законов (шестой и седьмой) - Законы Полиции и Законы Суда как исправительного, так и уголовного.

В сем состоят главные роды законов государственных. Они представляются в следующем порядке:

Законы Основные

Законы Учредительные

Законы Правительственных Сил

Законы Благоустройства

Законы о Состояниях

Законы Полиции

Законы Исправительные и Уголовные

Все сии законы суть внутренние, но есть законы внешние, кои так же должны быть причислены к законам государственным. Это суть законы внешней полиции и законы войны и мира; но как они составляют особенный род и имеют свое отдельное основание (droit des gens), то и не входят в состав настоящего обозрения».

Далее Сперанский указывал: «Основные Законы изображают порядок, коим власть верховная действует в законодательстве и в правлении; а как власть верховная не может принадлежать как только лицу державному, то, прежде всего Основные Законы определяют порядок, коим лицо сие облекается верховною властию, и означают пространство его власти. Посему следующие предметы входят в состав Основных Законов: 1) сила и пространство верховной власти; 2) порядок наследия престола; 3) порядок законодательства; 4) порядок верховного правления».

Взаимозависимость законов и государственных учреждений была понятна Сперанскому. Многие недостатки и несовершенства гражданского и уголовного законодательства он объяснял тем, что они являются результатом вредного влияния существующего управления на ту или иную отрасль законодательства. Быстрому исправлению гражданских и уголовных законов, по его мнению, препятствовало отсутствие в России просвещенных судей, искусных законоведов, знающих стряпчих, правильно поставленного юридического образования, точного исполнения законов. Но наибольшее значение придавал он разработке теории уголовного и гражданского законодательства. Сперанский считал, что коренные вопросы этих отраслей знаний (понятие закона, определение прав и обязанностей, классификация преступлений, границы уголовного и гражданского деликтов, понятие справедливого и несправедливого) еще не решены не только в России, но и в европейских странах.

Он видел и понимал недостатки существовавших в его время законов, в том числе и уголовных, и неоднократно остро критиковал их. Занимаясь в качестве руководителя Комиссии составления законов, а также как фактический руководитель II отделения собственной его императорского величества канцелярии кодификацией уголовных законов, Сперанский разработал «План работ по составлению проекта законов наказательных и о законах наказательных вообще». В этом «Плане» и приложенных к нему записках рассматриваются основные проблемы общей части уголовного права, в том числе вопросы теории или философии уголовного права; делается попытка, решить вопросы о вине, ее формах, видах, степенях и их влиянии на наказание (хотя они и отнесены к уголовному процессу, судопроизводству). В первую очередь здесь ставятся и решаются проблемы, относящиеся к институту преступления, а затем - к наказанию.

А вот как Сперанский рассматривает законы в действии: Порядок законодательства заключает в себе разрешение на следующие вопросы: 1) как законы составляются, поясняются и дополняются, 2) в какой форме они издаются, 3) как обнародываются, 4) с какого срока они признаются действующими, 5) как они могут быть отменяемы (Свод, ст. 47-79).

К точнейшему уразумению сих вопросов нужно обратить внимание на следующие предметы. Всякое повеление верховной власти должно быть исполняемо как закон. Но повеление от закона различается тем существенно, что предмет первого есть особенный отдельный какой-либо случай, а предмет второго есть постановление общего правила, по коему надлежит поступать во всех случаях одного и того же рода. Повеление указует, как поступить в известном и определенном деле, а закон есть правило, как поступать всегда в делах сего рода.

Сие различие между законами и повелениями неприметно в образе их исполнения, ибо и повеление и закон исполняются одинаково, но оно весьма важно в образе их составления.

Законы составляются и рассматриваются в установлениях законосовещательных, а повеления - в установлениях правительственных. Законы получают силу свою от верховной власти всегда непосредственно, какую бы форму они ни имели; повеления исходят так же от верховной власти, но иногда они исходят непосредственно, иногда же посредством мест и властей, ею учрежденных. В законах власть верховная действует в порядке законодательном, а в повелениях она действует в порядке верховного правления.

Выше было означено, что законы вообще определяют право или обязанности и что все они разделяются на государственные и гражданские; в том и другом роде есть законы, определяющие право прямо и непосредственно, и есть другие, кои служат только средствами к действию первых, кои постановляют только постоянный и общий образ их исполнения. Первые суть законы коренные, вторые - распорядительные (réglementaires).

Законы распорядительные принадлежат к порядку законодательному так же, как и законы коренные: правила их составления, изъяснения и отмены суть одинаковы; их не должно смешивать с правительственными повелениями, о коих выше упомянуто.

Как законы коренные, так и распорядительные делятся на два главных рода: законы учредительные и уставные.

Учреждениями (lois organiques, réglemens de l'organisation) называется у нас в особенности тот род государственных законов, коими определяется образование (organisation) мест и властей, их состав, их предметы и порядок производства в них дел.

Уставами (réglemens de l'administration) называется у нас тот род законов, коими установляется порядок какой-либо особенной части управления. Таковы суть: Устав Таможенный, Горный, Монетный и проч.

Между учреждениями и уставами та есть разность, что в учреждениях определяется состав мест и властей и означаются кратко предметы и порядок их действия, а в уставах подробно изображается, как они должны в разных случаях действовать. Когда устав, не объемля всех случаев данного управления, ограничивается отдельно одною какою-либо частик» дел, тогда он носит имя наказа, так что устав есть не что иное, как более или менее полное собрание наказов, а наказ есть отдельная часть устава».

Отмечается также взаимосвязь права и государства: «Нет государства, в коем бы не было своих Основных Законов. Мы видели, что порядок законодательства существует уже и в родовых общежитиях.

Основные Законы, в общем их составе, именуются Государственным Уставом (Constitutio). Устав сей может действовать и без письмен, положения его могут быть начертаны во нравах и обычаях, могут храниться в установлениях и без хартии. Хартии не всегда суть истина. Законы общежительные исходят от лица, законодательною властию облеченного; лицо сие есть или одно, или многие. Отсюда две первообразные формы в порядке законодательства: монархия или республика. Законы Основные установляют или, лучше сказать, изображают в государстве ту или другую форму, тот или другой порядок законодательства, и в сем заключается существо их. сперанский правоведение руководство закон

Как ни различны между собою сии две формы, они сходны, однако же, в двух главных началах: 1) в том, что власть законодательная всегда есть власть верховная, 2) в том, что она всегда неразрывно соединена с властию верховного правления». Далее следует классификация монархических и республиканских форм правления того времени. Завершается работа кратким описанием организации властных структур в Российской империи.

Однако начиналось «Руководство» не с правового анализа, а с обоснования двойственного происхождения государства - по Божественной воле и человеческой совести, смыкавшихся в том понятии, которое Сперанский обозначает как «правда». Вот дословные выдержки из первой главы «Руководства»:

. Три рода сил действуют во вселенной: силы физические, силы умственные и силы нравственные. Общее начало их в Боге.

. Силы нравственные суть: 1) силы воли и 2) силы совести. От них происходят и ими образуются все движения воли, все желания, намерения, произвольные деяния: мир нравственный. Дабы познать с точностию существо сил нравственных, должно прежде всего определить настоящее положение человека на земле.

. В бытии нравственном есть две разные области: область бытия отдельного, одинокого, личного, и область бытия союзного. В первом движущее начало есть самолюбие и личность, во втором - союзы любви и общения.

. Есть союзы любви и общения; их признает разум и чувствует совесть. Разум признает и совесть чувствует:

) Что личное, отдельное бытие человека не имеет никакой соразмерности с его природою, с его желаниями бесконечными, с высотою его умственных способностей - что посему полное его бытие не может состоять в раздробительных и преходящих мгновениях настоящей жизни, но объемлет целый ее состав беспредельный. Отсюда союз настоящего с будущим, временного с вечным: союз человека с самим собою.

) Что человек не есть сам по себе нечто отдельное, но составная часть человечества, и что силы, каждому от Бога данные, не суть силы его исключительно, но общие силы человечества: союз с другими.

) Наконец, что воля Божия есть единая воля верховная, с коею все другие воли должны быть сообразны: союз с Богом.

. Сии первообразные союзы, начало и источник всех других союзов, разум признает как истину, нам врожденную; совесть чувствует их как добро, человеку сродное, предмет его желаний, родовое его достояние.

. Добро личное есть польза или исключительная, или соображенная благоразумием с пользами других по правилу взаимности.

. Добро союзное есть добро совершенное; оно всегда, везде, для всех и само по себе добро. Оно состоит в укрепле-, нии первообразных союзов, в постепенном приведении двух областей бытия к высшему единству.

Таково есть положение человека на земле; в сем состоит его предустановление.

. Совесть есть чувство нравственного добра и зла. Разум понимает их различие; он знает, что способствует первообразным союзам и что их нарушает; но совесть одна может их чувствовать.

. Совесть имеет две главные силы: силу суждения и силу возмездия; она судит нравственность каждого дела и по суду сему сопровождает его или удовольствием, или скорбию.

. Образ действия сил совести. Нет движения воли, нет тайного желания, ни сокровенного намерения, в коих бы при первом их образовании не участвовали разум и совесть. Разум вопрошает: сообразно ли намерение цели, может ли желание совершиться, будет ли оно полезно или вредно. Совесть испытует: сообразно ли оно долгу, обязанностям первообразных союзов. По сему испытанию она не только различает вообще нравственное добро от зла, но и определяет чувством своим с точностию степень добра и каждой степени назначает свое место.

. Совесть или молчит, т. е. не действует, или говорит правду. Она может заблуждать вместе с разумом, т. е. не знать истины, но лгать самой себе она не может. Она по природе своей всегда правдива.

. Суд совести и правда его одни могут примирить вражду внутреннюю и внешнюю. Правда уравнивает две силы противоположные: личность и общение, самолюбие и любовь, и потому-то она называется aequum.

. Правда сама по себе не есть добродетель, но ею начинаются и сопровождаются все добродетели. От правды вверх восходит лестница нравственного достоинства; от правды вниз простирается лестница всех пороков, всего нравственного унижения. По мере как человек преуспевает в добродетели, дух его от правды человеческой возвышается к правде Божией, к святости, к высшему единству союзного бытия его. Напротив, по мере как человек погружается в пороки, он нисходит от правды человеческой в кромешную неправду.

31. Посему неправильно было бы правду смешивать с благоразумием. Она стоит выше его. Благоразумие есть способность разума, обращенная на практические истины, на соображения и предусмотрения польз бытия личного. Она поставлена на страже для охранения их от ущерба и для расширения их во всем пространстве, какое может быть совместно со взаимностию, необходимою в общежитии. Напротив, правда поставлена на пределах бытия союзного, для охранения его от вторжений бытия личного. Она действует независимо от общежития.

. Есть две силы, две власти, ее укрепляющие: одна внутренняя - религия, другая внешняя - общежительное законодательство».

Происхождение законов Сперанский также обосновывал исходя из двух предпосылок - воли и совести: «36.Законы вообще установляют и охраняют порядок или физический, или умственный, или нравственный.

. Каждый нравственный закон имеет две составные части: правило и его охранение (силу обязательную).

38. Как существо нравственных законов состоит в установлении нравственного порядка, а порядок сей хотя имеет свои степени, но в существе своем есть везде и для всех один и тот же, то ясно, что все нравственные законы должны иметь одно основание: правду.

. Правда есть или всеобщая, или особенная (общежительная справедливость), приспособленная к месту, ко времени и к той степени нравственного порядка, на коей народ стоит. Сие приспособление не изменяет существа правды, она всегда одна и та же, но определяет только образ ее действия сообразно обстоятельствам.

. Нравственные законы по пространству их действия объемлют или все вообще движения воли, или только одни те внешние деяния, кои принадлежат прямо к составу общежития.

. Отсюда следующее разделение нравственных законов:

I. Они суть: или естественные, или общежительные.

Первые основаны на всеобщей правде, вторые - на правде, приспособленной к данному составу общежития. Первые одни могут быть прилагаемы ко всем вообще составам общежития и в сем приложении именуются всенародными (droit des gens). Вторые суть законы, свойственные каждому общежитию в особенности; они именуются законами общежительными положительными.

II. Нравственные законы суть: или внутренние, или внешние.

Первые объемлют вообще все движения воли, вторые относятся прямо к общежитию. Первые именуются законами совести, вторые - законами верховной власти. Первые, когда внутреннее действие совести усилено чувством необходимости, уважения других или стыда, именуются законами чести; вторые именуются иногда, хотя неправильно, законами положительными.

III. Все законы - как естественные, так и общежительные, как внутренние, так и внешние - или установляют правило, или охраняют его.

Первые суть законы запретительные, или повелительные; вторые суть законы охранительные. Те и другие иногда выражаются совокупно, иногда же отдельно, и в сем последнем виде они делятся на разные разряды»

Именно с этого начинается приводимая выше классификация законов. Однако Сперанский, прежде всего, характеризует принципы человеческого общежития, право собственности и его происхождение (от семьи через род к государству, эта идея была затем проведена в работах Льюиса Моргана, а ими как источниками пользовался Ф. Энгельс при создании «Происхождения семьи, частной собственности и государства»).

59. Состояние лиц. Два состояния лиц: состояние отца и матери и состояние детей. Отсюда два союза, два рода отношений: отношение детей к родителям - союз власти и повиновения, и отношение детей как членов семейства между собою - союз равенства и взаимности.

. Собственность - общая, нераздельная.

. Власть верховная. Она здесь принадлежит отцу семейства.

. Нравственные установления. Вера отца семейства есть вера его семейства. Его опытность и познания суть науки.

. Род есть несколько семейств, соединенных отношением сожития под одною главою.

. Состояние лиц. К двум прежним присоединяются здесь два состояния: родоначальника и родовичей.

65. Собственность имуществ. Здесь в первый раз является собственность отдельная каждого семейства. Последствия ее суть:

) Договоры.

) Имущества наличные и долговые.

) Отчуждения - мена, продажа, дар, завещания.

) Раздел наследства.

) Опека.

. Власть верховная. Здесь в первый раз она получает отдельное образование. Отсюда родовое законодательство, родовое правление и в нем а) начало полиции, б) начало суда в проступках и преступлениях, в) начало суда тяжебного и искового; удел сил, вверяемых родоначальнику: силы личные представляют начало повинностей, силы вещественные - начало финансов.

. Установления нравственные. Здесь является необходимость установить единообразие в обрядах богослужения, чтоб дать ему единство и общую над умами силу. Науки здесь приобретают также некоторое расширение от стечения опытов и преданий.

. Гражданство есть соединение родов в один состав с переменою образа жизни, большею частию кочевого в оседлый.

. Собственность, верховная власть, установления нравственные - все получает здесь более силы и пространства.

. Из соединения городов, прежде независимых, составляется государство».

Вывод по главе 2: «Руководство», являясь формально тезисами, фактически представляет собой обобщение многолетнего опыта политико-правовой деятельности Сперанского. Оно включает ряд положений, приемлемых и с точки зрения современной теории права и государства. В то же время имеются и некоторые сомнительные моменты


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...