Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития отечественного социологического образования




 

В своем развитии социологическое образование в России прошло несколько исторических этапов, начиная с середины XIX столетия по настоящее время. Их можно представить следующим образом:

позитивистский этап (60-е годы XIX века - середина 20-х годов XX века);

марксистский (середина 20-х годов - середина 80-х годов XX века);

современный полипарадигматический (середина 80-х годов по настоящее время).

С момента зарождения и до 1917 года социологическое образование носило локальный характер: социология читалась лишь в нескольких университетах страны в виде необязательных курсов или в кружках и на дому отдельными профессорами-сподвижниками. Тем не менее, по мере развития процесса институционализации складывались традиции: социологическое образование носило университетский характер, его носителями были ученые, политики, общественные деятели - представители научного социологического сообщества (Ковалевский М.М., Сорокин П.А. и др.)

Известно, что события 1917 года стали своеобразной разделительной чертой для развития отечественной социологической науки. Сложной оказалась судьба социологов этого периода.

Первая кафедра социологии в России была создана в 1919 году во втором Петроградском государственном Университете. С 1920 года ее возглавил П.А. Сорокин. В постреволюционный период одним из инновационных направлений социологических исследований стало изучение социальных проблем управления, труда и производства, осуществляемое несколькими исследовательскими коллективами. Главными среди них были Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве под руководством А.К. Гастева и Всеукраинский институт труда в Харькове под руководством Ф.Р. Дунаевского. Особой значимостью также отличаются научные труды Н.А. Витке, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева.

По существу, в деятельности названных институтов и исследователей были заложены основы отечественной прикладной социологии. Большую научную и практическую значимость имели исследования актуальных проблем труда и занятости, проводившиеся под руководством С.Г. Струмилина. Последующее развитие отечественной социологии связано с созданием в 1958 году Советской социологической Ассоциации, председателем которой был Юрий Павлович Францев. Важную роль в создании Ассоциации сыграл Г.В. Осипов.

Разрыв в исторической системности социологического образования, к счастью, не обусловил его полного прекращения. Начиная с 50-х годов, оно постепенно возрождается вновь, хотя и в усеченном виде.

Следующим шагом в этом направлении стало Постановление Президиума Академии Наук СССР «О мерах по улучшению организации и координации конкретных социальных исследований» и создание Научного Совета. В 1960 г. в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В. Осипов). На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В.А. Ядов, Ю.В. Арутюнян, Р.И. Косолапов, Г.М. Андреева). В 1968 г. начал работу Институт конкретных социальных исследований.

Быстрый рост социологии начался в 60-х годах прошлого столетия в вузах и академических институтах в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Москве, Свердловске (Екатеринбурге), Новосибирске, Горьком и др. городах. Активное участие в возрождении социологии приняли Г.В. Осипов, А.А. Зворыкин, Т.И. Заславская, И.С. Кон, А.Т. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин и др. исследователи.

Начала издаваться социологическая литература, выходить периодические сборники «Социальные исследования» и «Информационный бюллетень ССА». На основании исследований на предприятиях Урала и Ленинграда были опубликованы коллективные монографии «Подъем культурно − технического уровня советского рабочего класса» (1961); «Человек и его работа» (1967).

В 1965 г. была издана обобщающая работа социологов − коллективная монография «Социология в СССР. Т. 1, 2». В 1969 г. был опубликован сборник «Вопросы организации методики конкретно − социологических исследований». В этот период получили высшее профессиональное образование все отечественные социологи, представляющие различные школы и направления социологической науки.

Появление первых форм обучения социологии сопровождалось дискуссиями среди ученых, профессоров университетов, в ходе которых вырисовывались начальные очертания концепции социологического образования. Рост интереса к изучению социологии происходил на фоне значительного расширения преподавания общественных наук в университетах второй половины XIX века, что явилось свидетельством усиления гуманитарной направленности университетского образования.

Е.И. Кукушкина отмечает, что тяга к социальным знаниям в России основывалось не только на практическом интересе, сколько имела в своем основании духовную потребность, а университетская профессура воплощала собой цвет интеллигенции, осознающей свой долг перед народом.

Это объясняет тот факт, что, несмотря на все запреты, в России обосновались блестящие научные школы и появились самобытные начинания в области социологического образования.

Особую роль в развитии социологического образования в России сыграли ученые, которые были тесно связаны с Западом, и среди них в первую очередь - М.М. Ковалевский. Он приглашался для чтения лекций по истории и социологии в университеты Парижа, Лондона, Оксфорда, читал лекции в Америке и изучал там опыт преподавания и организации социологического образования. В конце 70-х - начале 80-х годов М.М. Ковалевский предпринял первые опыты чтения лекций по социологии в Московском университете.

Начавшиеся с середины 80-х годов нынешнего столетия демократические процессы в обществе, позволили активизировать процесс институционализации социологического образования, возродить его лучшие отечественные традиции. Социологическому образованию была гарантирована государственная поддержка.

В эти годы развивалась сеть научных академических и прикладных институтов, центров, фондов, кафедр, факультетов, развернута подготовка кадров профессиональных социологов. В перечень научных специальностей введены направления по социологическим наукам, открыты аспирантура и докторантура. Были созданы социологические общества, ассоциации, гильдии: Российское общество социологов (1989), Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского (1993), Содружество профессиональных социологов (1993), Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997), Российская социологическая ассоциация (2003). Нельзя не вспомнить также научные сообщества, объединяющие исследователей − обществоведов, работающих в предметном поле социологии: Российская академия социальных наук (1993), ассоциация центров политического консультирования (1995), Российская ассоциация политической науки (1991), Ассоциация молодых политологов (2002) и др. Научные сообщества, несомненно, способствуют формированию социальной среды для творчества, выступают социальным механизмом накопления нового знания, гарантией его высокого качества.

Многие исследователи в полной мере использовали новые возможности, открытые в 90- е годы ХХ века для расширения предметной области социологии, проведения социологических исследований по наиболее значимым проблемам. Расширение институциональной базы социологических исследований сделали возможным проведение независимых исследований по любой теме. Доступность западной социологической литературы и методик открыли возможность учета наработок как российских, так и зарубежных специалистов, проведения совместных сравнительных исследований. Получили развитие новые области социологического знания: социология управления, политическая социология, этносоциология, социология молодежи, социология семьи, социология социальной сферы, социология региона, социология миграции, социология конфликта, социология маркетинга и ряд других социологических направлений. В качестве ведущих центров развития социологии стали академические институты (ИСПИ РАН и ИС РАН).

Динамично развивалась вузовская наука. В 80-90-х годах прошлого века сложились социологические школы в МГУ (В.И. Добреньков), СПбГУ (А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов, А.И. Куропятник), РГСУ (В.И. Жуков, В.Н. Ковалев, Г.И. Осадчая, Т.Н. Юдина, О.А. Уржа, И.В. Соколова, Д.К. Танатова), МГИМО (С.А. Кравченко). Появились авторитетные региональные научные школы: в Новосибирске (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.Н. Шубин), в Екатеринбурге, Перми, Уфе (Л.Н. Коган, Н.А. Аитов, З.И. Файнберг, Г.Е. Зборовский, Л.Я. Рубина), на Алтае (С.И. Григорьев), в Ростове-на-Дону (Ю.Г. Волков), в Нижнем Новгороде (С.С. Балабанов), в Самаре (Е.Ф. Молевич), в Саратове (В.Н. Ярская-Смирнова) и др. Признанием вклада социологов в развитие фундаментальной социальной науки стало расширение представительства социологии как научной дисциплины в Российской академии наук.

В составе Отделения общественных наук РАН активно работают два академика, семь членов − корреспондентов РАН: М.К. Горшков, В.Н. Иванов, А.В. Дмитриев, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко, Р.Г. Яновский. Преодоление российской социологией перестроечных проблем получило международное признание: после 15 − летнего перерыва в руководящие органы Европейской социологической ассоциации избран доктор философских наук, профессор, В.А. Мансуров, в Номинативный комитет ESA - доктор социологических наук, профессор, Г.И. Осадчая, в руководящие органы Международной социологической ассоциации - доктор социологических наук, профессор, Н.Е. Покровский. За эти годы создан фонд монографической литературы по социологии, сформировались реальные условия для публикации научных трудов социологов.

К 90-м годам отмечаются спорадически читаемые курсы социологии в Гельсингфорсе, в Петербурге, в Москве, в Харькове. В некоторых городах спецкурсы вводились как факультативы. Выше уже отмечалось, что трудности в налаживании социологического образования (как и развития самой науки) объяснялись отношением официальных кругов. Неоднократные ходатайства ряда факультетов Петербургского и Московского университетов о создании профессиональной кафедры или факультета оказывались безуспешными, наталкиваясь на отказ министерства просвещения. Поэтому налаживание первых форм обучения было делом сподвижников, энтузиастов, которые вынуждены были маскировать подлинное содержание науки синонимами: «законоведение», «обществоведение», «государствоведение» и т.д.

Особенности становления социологического образования в России определялись той общественной ролью, которую играли в России университеты. Они были цитаделями вольномыслия всех оттенков, вели интенсивную общественно-политическую жизнь. Увлечение позитивизмом и марксизмом, начиная с 60-х годов XIX века распространялось прежде всего в университетской среде. И хотя преподавание социологии с первых шагов строилось на изучении основ позитивизма, в студенческие аудитории проникали течения, построенные на иных, чем у позитивизма принципах, и прежде всего - марксизм. В 90-х годах в Московском университете даже появились первые марксистские кружки.

Итак, к 90-м годам прошлого столетия университетская общественность вплотную занялась разработкой концептуальных аспектов проблемы гуманитарного, прежде всего социологического, образования. Обсуждение шло устно и в печати. Большинство сходилось во мнении, что необходимо ввести общеобразовательный курс по социологии, обязательный для всех студентов, независимо от будущей профессии. Вносились проекты создания специализированных факультетов общественных наук, но до воплощения этих проектов в жизнь было еще далеко (первый факультет общественных наук был основан в 1920 году в Петроградском университете).

Таким образом, к началу XX столетия процесс становления социологического образования в России характеризовался ценными в идейном и содержательном отношении, но не введенными в институциональное русло попытками внедрения в университетские курсы социологического материала. В этот же период положено начало формированию концепции социологического образования.

Социологическое образование на современном этапе развития характеризуется отсутствием жестких рамок, оно учитывает специфику вузов и направлено на подготовку профессиональных социологов и обучение неспециалистов в просветительских целях.

Совершенствование системы социологического образования, поиски его оптимальной модели идут в русле современной реформы образования в России, важнейшим направлением которой является гуманизация и гуманитаризация. Социологическое образование призвано помочь решению сложных общественных проблем, способствовать становлению социологической культуры граждан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...