Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы российского социологического образования




 

Перспективы российского социологического образования представлены:

дальнейшим нарастанием его востребованности со стороны общества;

интеграцией с общим социально-гуманитарным знанием в рамках других специальностей;

вариативностью вузовских программ в рамках единого Болонского процесса;

повышением качества подготовки специалистов с учетом ее фундаментальности и ориентации на потребности российского рынка труда;

возрастанием роли новых информационных технологий;

постепенным встраиванием в глобальный мир социологии.

Социологическое образование в России нацелено на получение специалистами не только профессиональных знаний, но и умений видеть ту или иную проблему в широком мировоззренческом контексте, учитывать возможные социальные последствия принимаемых решений, адекватно использовать гуманитарные технологии.

Проблемы социального управления в России ставят социологию в ранг интегративной научной дисциплины, которая оказывается «социальным индикатором» состояния общества и его подразделений.

Задачи успешной интеграции специалистов (инженеров, учителей-предметников, менеджеров, экономистов, юристов, социологов, политологов, культурологов, философов) в рынок труда настоятельно требуют сочетать преподавание социологии на фундаментальном (теоретическом) уровне с подготовкой профессионалов, ориентированных на решение конкретно-практических задач через прикладную социологию.

Именно здесь возникают трудности и противоречия, которые предусматривают внимательный, детальный анализ и, как следствие, их разрешение. Все это ставит социологию в ранг интегративной научной дисциплины, которая оказывается «социальным индикатором» состояния общества и его подразделений. Это открывает новые подходы к изучению социальных отношений в обществе, дает возможность развивать все три уровня социологического знания: теоретический, практический и отраслевую социологию среднего уровня.

Изучение социологии па третьем - четвертом курсах оправдано тем, что на этом этапе студенты уже имеют общую гуманитарную подготовку, владеют определенным понятийным аппаратом, приобрели некоторый социальный опыт и определяют для себя будущую специализацию. Теперь они в состоянии оценить те управленческие решения, которые принимаются в обществе, у них формируется чувство социальной ответственности в решении важных для общества проблем.

Социологическое знание для них на этом этапе жизненно необходимо. Поэтому нужно предпринять все необходимые усилия, чтобы восстановить статус социологии как учебной дисциплины с соответствующей дифференциацией фундаментального и прикладного знания. При этом, безусловно, нужно выработать базовые критерии качества профессионального социологического образования.

В настоящее время роль социологии возрастает, так как усиливается потребность в регулировании и планировании развития регионов, территорий и отдельных трудовых коллективов.

В мире нет примеров, когда стихия и хаос приводили бы к процветанию. Используя социологический инструментарий, применяя анкетирование, интервью, наблюдение и анализ документов, социологи пытаются заглянуть в тайны окружающего социального мира. Они уже открыли законы группового давления и лидерства, возникновения межнациональных конфликтов, гражданских войн и революций, обнаружили механизмы образования толпы и массового поведения, миграции населения и многое другое.

Социологи имеют свою точку зрения и на социальный опыт народа, традиции и ценности, и на социальные нормы и правила поведения, мотивы трудовой деятельности и т.д.

Наряду с этим возрастает роль социологического подхода в исследовании проблем социального воспитания студенческой молодежи, ее профессиональной подготовки. Такой подход исходит из того, что воспитание формирует не человека «вообще», а человека данного общества и для конкретного общества, оно формирует человека для жизни в обществе с непрерывно изменяющимися социальными условиями и социальными институтами.

Особо следует подчеркнуть: социологический подход к воспитанию требует тщательного учета влияния внешней среды, социального окружения индивида при одновременном анализе его интересов и ценностных установок. В этой связи важен вопрос о внутреннем мире человека, без обогащения которого не может быть обогащен и мир внешний. Эта идея побуждает индивида соизмерять свои дела с проблемами общества, быть ответственным за свое поведение, проявлять социальную и политическую активность.

Одна их важнейших задач социологических исследований - выявление роли воспитания в развитии структур гражданского общества, в процессах взаимодействия социальных институтов и организаций с государством, властью.

Недостаточные темпы движения России к гражданскому обществу во многом объясняются тем, что основная масса населения, включая молодежь, еще далеко не осознала себя в плане своих главных смысложизненных вопросов, испытывает неуверенность в проектировании своей жизни и стратегии поведения. В общественном сознании происходит сегодня размывание национально-культурной идентичности и жизнеутверждающего целеполагания, утрата таких качеств, как самостоятельность, самоопределение, самоуправление. Потеря национально-культурной идентичности подобна деперсонализации личности. Особую значимость эти проблемы имеют для высшей школы, где получают образование и соответствующее воспитание будущие специалисты.

Направление воспитательной деятельности складывается на основе органичного сочетания основных форм образовательного процесса, самостоятельного научного поиска, общественной самоорганизации студенческого сообщества и творческой инициативы студентов. Формирование и развитие личности студента происходит во всех звеньях учебно-воспитательного процесса и на всем его протяжении.

Сейчас вновь на повестке дня воспитание ценностей коллективизма на всех уровнях - от семьи до государства. Воспитать коллективиста гораздо более трудная задача, нежели взрастить эгоиста, индивидуалиста. Именно оптимальная мера коллективности и индивидуальной ответственности делает человека человеком.

Следует обратить внимание на то, что в ряде Европейских стран и в США социология представлена обязательным предметом не только в вузах, но и в общеобразовательной школе. Нынешний специалист в любой сфере практики нуждается в социологическом знании, оно помогает ему анализировать свои действия в системе социальных факторов, прогнозировать социальные риски, выстраивать личную стратегию поведения в зависимости от социальной ситуации.

Картина мира в условиях глобализации социальных процессов в значительной мере социологизируется. Социология приобретает как методологический, так и мировоззренческий аспект. Причем это методология и мировоззрение особого рода, которые динамично трансформируются в повседневной жизни, профессиональной и иной практике человека. Массовое распространение социологического образования, его бурный количественный рост не мог не вызвать проблему его качества. Тем более что этот процесс происходил в условиях реформирования отечественной системы образования, крайне скудного финансового положения вузов. Экономическая ситуация в стране, особенно затронувшая сферу образования, привела к резкому ослаблению системы повышения квалификации и переподготовки кадров преподавателей. Между тем, большинство преподавателей социологии остро нуждаются в теоретической и методической подготовке, курсах повышения квалификации, поскольку не располагают базовым социологическим образованием и приходят в дисциплину со смежных кафедр общественных наук.

Не отвечает запросам глобализации образовательной среды международная координация и кооперация в социологическом образовании. Изучение опыта, контакты с ведущими учебными заведениями, осуществляющими подготовку социологов, случаются редко и имеют место лишь на уровне отдельных учебных заведений. Это относится и к согласованию образовательных программ. Вступая в Болонский процесс, отечественная система образования, в том числе социологического образования, должна существенно расширить международные контакты, и, прежде всего, в учебно-методическом направлении.

В настоящее время встает вопрос о воссоздании в отечественном социологическом сообществе Российской социологической ассоциации. В социологическом сообществе за последние полтора десятилетия произошли существенные изменения. Они связаны не только с распадом Советского Союза. Изменилась структура отечественного социологического сообщества. Так, в 1986 году (в рамках СССР) состояло в качестве коллективных членов Советской социологической ассоциации 1300 организаций. Из них - 700 от промышленных предприятий, 236 от вузов, 270 от научно-исследовательских учреждений, 30 подразделений при партийных, советских и хозяйственных органах.

В настоящее время соотношение радикально изменилось. Социологическая общественность представлено тремя группами. Наиболее значительная часть - представители названных выше социальных профессий в отраслях хозяйства и управления. К сожалению, следует отметить, что эта категория социологов все реже представлена в составе Российского общества социологов.

Существенно уменьшилась категория социологов от академических институтов. Это связано с сокращением их бюджетного финансирования. К тому же в настоящее время фундаментальная и прикладная наука главным образом развивается в классических университетах. Об этом свидетельствуют и научные публикации, и доля грантов на проведение исследований. В университетах эти показатели значительно выше, чем у академических институтов. Также заметим, что академические институты включились в процесс создания на своей базе учебных центров.

Ключевую позицию занимают университеты, которые готовят специалистов-социологов, ведут преподавание социологических дисциплин, проводят научные исследования. Сегодня более 4000 преподавателей преподают социологию в Вузах. Многоступенчатая система подготовки и переподготовки кадров также позволяет вузам поддерживать более тесные связи с социологическим сообществом, поскольку Вузы тесно координируют свою деятельность в рамках методических объединений, в научных исследованиях.

Сейчас параллельно действует ряд органов социологического сообщества: Российское общество социологов, Общество социологов и демографов, Социологическое общество социологов и антропологов им. М.М. Ковалевского. Чтобы предупредить распад социологического сообщества на отдельные группировки, и консолидировать его, следует воссоздать Российскую социологическую ассоциацию (РСА).

 


Заключение

 

Российское социологическое образование прошло долгий, противоречивый путь, специфика которого определялась в первую очередь конфликтом интересов государственной власти и общества. Социологическому образованию пришлось пробивать себе дорогу, отстаивая право на существование, как в царской России, так и в СССР, следствием чего стал его отчасти усеченный и ограниченный, отчасти подверженный догматическому регулированию характер.

Одним из важнейших факторов распространения социологического образования является его легитимность - признание законности, самостоятельности его форм и методов. На протяжении всего существования социологическому образованию пришлось не раз прибегать к мимикрическим формам, развиваясь «под прикрытием» других общественных наук: юриспруденции, экономики, истории, философии.

На исторические процессы формирования социологического образования в России влияли теоретические концепции, разделявшиеся большинством мирового научного сообщества социологов. На первых порах, в середине-конце XIX века, это была концепция позитивизма, которая сменилась в начале XX века неопозитивизмом, а затем в 20-х годах XX века - марксизмом и неомарксизмом. Для России была характерна интерпретация данных концепций в духе субъективной школы, с ее вниманием к проблемам человека, гуманистической ориентацией - обращением к человеку как творцу, активному участнику преобразований в обществе. Лишь с середины 20-х годов XX века концепция ортодоксального марксизма, с ее объективистской ориентацией, ослабляет гуманистическую традицию русской социологической школы. Возвращение к гуманистической традиции постепенно происходит с 1990-х годов, однако единой концептуальной платформы социологического образования до настоящего времени не выработано. Сегодня в концептуальном отношении научное сообщество российских социологов характеризует полипарадигмальность.

Среди участников, активно влияющих на процессы социологического образования, следует выделить государство, отношения с которым определяли степень легитимности социологического образования в России. На протяжении всей истории социологического образования это влияние было в большей степени негативным, чем позитивным, что, в конечном счете, оказалось сдерживающим фактором для его развития.

Участниками и творцами реальности социологического образования являются сами социологи. Вначале это была небольшая группа в составе Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, K.M. Тахтарева, П.А. Сорокина, В.М. Хвостова, Е.В. де Роберти, разработавшая первые программы и учебные пособия по социологии. Для них социологическое образование было ценностью, способной помочь людям разрешить внутренние проблемы российского общества в контексте общего мирового развития. К настоящему времени социологическое сообщество в России многочисленно и разобщено, однако, как представляется, объединяющим для него становятся ценности саморазвития личности и общества в связи с актуальными проблемами модернизации страны.

 


Литература

социологический образование знание интеграция

1. Аминов С.Р. Социологическое образование в России // По материалам конференции «Знаменские чтерия». - Сургут: СурГПУ, 2008.

. Бороноев А.О. Социология в Ленинграде - Санкт - Петербурге во второй половине ХХ века. - СПб.: Питер, 2008. - 367 с.

. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 464 с.

. Григорьев С. Социологическое образование в современной России: кризисные явления и пути их преодоления // Высшее образование в России. - 2011. - №1. - С. 33-36.

. Добреньков В.И.Социологическое образование и общественность // http://emag.iis.ru.

. История социологии: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов, В.П. Култыгин. - М.: Норма, 2013. - 1104 с.

. Кареев Н.И. Общие основы социологии. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 312 с.

. Кукушкина Е.И. История социологии: Учебник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 464 с.

. Матвеева Н. Почем социологическая неграмотность? (Социология в системе высшего образования) // Высшее образование в России. - 2007. - №4. - С. 55-58.

. Медушевский А.Н.П.А. Сорокин и русская революция // В кн.: Социология революции. - М.: РОССПЭН, 2010. - 364 с.

. Руткевич М.Н. История социологии: Развитие философии и социологии в Уральском университете (1940-70 гг. ХХ в.). - М.: ЦСП, 2011. - 592 с.

. Сакович С.М. Исторические тенденции развития высшего социологического образования в России: ретроспективный анализ // Системная психология и социология. - 2013. - №7. - С. 20-23.

. Сорокин П. Система социологии. - М.: Астрель, 2008. - 1008 с.

. Хвостов В. Социология. Исторический очерк учений об обществе. - М.: Либроком, 2011. - 342 с.

. Шкурко А.В. Современное состояние и перспективы социологии науки и научного знания. - Н-Новгород, 2008. - 298 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...