Священный клад готов и загадки кольца из Пьетроассы.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Автор — Н. Топчий (Tradis) Кольцо из Пьетроассы (Pietroassa, сейчас Pietroasele), небольшой деревни в южной Румынии[1], имеет непосредственное отношение к теме священных колец в языческой германской культуре, а именно — в её готской ветви. Найдено кольцо было в раскопанном неподалёку от Пьетроассы кургане в 1837 году, оно являлось частью богатого клада, датируемого в самом общем случае промежутком между 250 и 400 гг. н.э. Клад этот состоял из двадцати двух предметов: в него входили броши, ожерелья, кувшин, чаши, двенадцатигранный кубок, кольца, среди которых было и два кольца с надписями. Общий вес золотых изделий составлял около двадцати килограмм. Предметы клада из Пьетроассы. В центре разрубленное некогда блюдо. Клад, судя по остаткам на предметах чёрной органической субстанции, изначально был завёрнут в кожу или ткань. Нашли клад два местных крестьянина, ломавших камень на холме Истрица (Istriţa). Позже археологи установили, что это место представляет собой так называемый кольцевой курган: насыпь, окружающую ряд погребений. Крестьяне сбыли находку за бесценок торговцу, который и сам не представлял её истинного значения: когда через год слухи дошли до властей, десять вещей из клада уже исчезли, видимо, были проданы как золотой лом, в частности, тогда пропало одно из колец с надписью. На очереди было блюдо весом около 7 кг, уже разрубленное, но ещё не расплавленное и не проданное. Большая фибула в форме орла из клада Пьетроассы.
В 1842 году найденные артефакты были, наконец, выставлены в Национальном музее в Бухаресте, и сразу привлекли пристальное внимание исследователей старины. В 1872 году сокровища из Пьетроассы с успехом демонстрировались на Всемирной выставке в Париже, но по возвращении в Румынию оказались похищены, и вновь — как ценный металл. В 1875 году золотых дел мастер в Бухаресте разрезал оставшееся кольцо с рунической надписью, причём одна руна оказалась уничтожена, а часть кольца (без надписи) — переплавлена. Похищенное нашли, и, по счастью, ещё до кражи были сделаны зарисовки кольца, отлита медная копия, а на Всемирной выставке в Париже предмет был сфотографирован, и фотографию Лондонское Аранделовское Общество[2] опубликовало в одном из своих изданий.
Общий вид кольца из Пьетроассы. Рисунок Генри Тренка (Henri Trenk), 1875 год.
Изначально нашейное кольцо-гривна или торквес[3] с рунической надписью представлял собой незамкнутое гладкое кольцо 16 см в диаметре, с толщиной стержня 1—1.5 см. Кольцо это, по-видимому, можно было замкнуть и носить в таком виде, поскольку на одном конце имелась втулка для второго, загнутого, окончания. Кольцо большинством исследователей определяется как предмет не младше IV в. н.э., как максимум его датировали началом V века. В любом случае, судя по характеру надписи на готском языке, руны Футарка (старшего рунического ряда) должны были быть нанесены на него до окончательного обращения готов в новую веру, происходившего постепенно в течении IV в. у западных вестготов, и в IV — начале V века у восточных остготов. В принципе, не исключено, что готской является лишь надпись, нанесённая на один из даров Рима, предложенный некогда для замирения «варварам», или на добытое в набеге на Империю сокровище. Тем более, что найденные с кольцом предметы отличаются высоким художественным уровнем, часть из них выполнена в греко-римском стиле, как, например, патера (большая плоская чаша для возлияний божеству) с выступающим изображением богини в центре, а часть напоминает о персидских изделиях времён правления Сасанидов[4]. В то же время фибулы представляют собой типичное проявление звериного стиля, изначально пришедшего из степи, и закрепившегося у германцев.
Для уточнения истории находок в последние годы был проведён химический анализ объектов клада на примеси методом индуцирования элементарных частиц рентгеновским излучением[5], показавший, что руда для изготовления предметов была не из Дакии, но из регионов Южного Урала, Нубиии (современный Судан) и Анатолии (Турция, тогда Персия). Из анатолийской руды была, вероятно, сделана патера, двенадцатигранный кубок указывает на Анатолию и Нубию. Золото для птицеобразных фибул совпадает с характеристиками руды с месторождений Южного Урала. В целом исследователи делают осторожный предварительный вывод, что дожившая до наших дней часть клада, включая кольцо с надписью, была создана из золота, добытого вне Дакии, и может представлять собой предметы, принесённые готами на юг в их миграции из предыдущих областей обитания — между Доном, Днепром, Днестром и Дунаем на северо-западном побережье Чёрного моря (когда готы стали в III—IV веках связующей силой полиэтнической Черняховской культуры) или даже из районов южного побережья Балтики и с территории пути вдоль восточного берега Вислы на юг (Вельбарская археологическая культура, II—начало III в. н.э.). Тем не менее, по общему мнению, для достоверных выводов необходимы дальнейшие исследования. Миграция готов вдоль Вислы и расширение границ распространения Черняховскрй археологической культуры с III по IV века нашей эры (область доминирования готов наложена на карту распространения Киевской археологической культуры, отождествляемой с предками славян) Фибулы с орлиными головами из состава клада
Также мы не знаем, были ли ценные вещи спрятаны от врагов в крайне неспокойное время Переселения народов, захоронены как культовые, возможно на территории священного места, или погребены вместе со своим владельцем. С одной стороны теория И. Тейлора (I. Taylor, 1879 г.) о том, что кольцевой курган Пьетроассы был священным местом готов в промежутке между 210 и 250 гг., когда язычество являлось ещё основной религией, сегодня не пользуется популярностью. Но, с другой стороны, отмечается и сегодня, что найденные вещи вполне могли носить церемониальный характер, особенно это относится к уже упоминавшей патере, где, как предполагают, центральная выступающая фигура в греческой одежде могла восприниматься как богиня-Мать, одна из Матерей племён, известных по германо-римским посвятительным надписям. При этом современные раскопки показали наличие в окрестностях Пьетроассы остатков римского укрепления и терм, а также поселений и захоронений, по своему характеру относящихся к Черняховской культуре и датируемых IV в.
Патера с фигурой, возможно, воспринимавшейся как изображение германской богини.
Чаще всего клад пытаются связать с одним из известных предводителей готов. Обычно вспоминают знаменитого вождя, или как его называли, судью вестготов[6] Атанариха, правившего с перерывом с 360х годов. Он в 367-369 годах вёл войну с римским императором Валентом II (так называемые Вторые Готские войны, закончившиеся подписанием в лодках на середине Дуная не очень удачного для готов, но всё же мира). Он, несомненно, был язычником, более того, рассматривал христиан, в частности второго готского епископа Вульфилу[7], как агентов влияния Империи: именно там жили духовные наставники обращённых. Политике Атанариха приписывают первый исход готских христиан в Мезию, в земли Империи, из-за гонений. После малоудачной войны с Римом Атанарих по решению старейшин предпринял вторую попытку избавиться от влияния христианства в 369-372 годах. Известно, что он велел провезти по стране на повозке некое изображение божества и приносить ему жертвы. Отказавшихся должны были сжигать вместе с жилищем. В это время в Империю вновь эмигрировало множество готов-христиан. На волне их недовольства власть среди вестготов попытался захватить вождь Фритигерн, однако был побеждён. И, наконец, в 376 году гунны завоевали остготов и, сделав их данниками, напали на союз вестготских племён. После не гибельной, но всё же серьёзной череды поражений в нескольких битвах подряд, среди вестготов начался разлад. Большая часть народа во главе с Фритигерном и вождём Алавивом покинула Атанариха и отправилась по договору с императором Валентом на поселение в Империю. Сам же Атанарих с немногочисленными сторонниками двинулся, как считается, к Карпатам. Однако точного расположения его ставки мы не знаем, и Атанарих вполне мог жить или посещать и более южные края, так что именно в Пьетроассе, в римском укреплении вполне могли бы состояться случившиеся через четыре года переговоры с посланниками императора. Мог в районе Пьетроассы обитать и кто-то из отделившихся от Атанариха предводителей. Тем временем, не выдержав мздоимства римских чиновников и последовавшего за переселением голода, готы Фритигерна начали восстание, переросшее в войну на имперской территории. Когда в битве с переселенцами погиб сам император Валент, его преемник Феодосий I попытался заключить с восставшими мир. Фритигерн умер около 380 года, и император стал договариваться с его давним соперником. В январе 381 года, заключив мир с императором Феодосием, Атанарих с оставшимися своими людьми был с почестями принят в Константинополе. Где языческий вождь и умер через две недели, будучи ещё не слишком стар[8]. Окончательное же замирение вестготов произошло в 382 году, когда их племена расселились как федераты Империи в провинциях Нижняя Мезия и Фракия (территория современной Болгарии).
Можно предположить, что отправляясь во враждебную страну, о коварстве политиков которой ходило достаточно слухов, Атанарих (или другой неизвестный вождь, бывавший в Пьетроассе) велел спрятать священные для своего народа реликвии, что оставались затем сокрытыми более четырнадцати столетий… Другая версия связывает найденный клад с готским предводителем Гайной, который занимал должность военачальника в римской армии. Он выступил против константинопольской знати, но был убит в сражении с гуннским вождём Ульдисом в 400 году.
Сохранившееся изображение надписи на кольце.
Транслитерация надписи, сделанная на основании фотографии Аранделовского Общества, которую на сегодняшний день можно считать основной: Gutaniowi hailag При этом повреждённая похитителем седьмая слева руна интерпретировалась и как передающая звук [о] (основная версия), и как [s], и как [ŋ]. Что, разумеется, отражалось на прочтении. Так же разнятся способы разбиения текста на слова. Из ранних попыток прочесть надпись можно упомянуть вариант И. Тейлора, опубликованный в 1879 году и звучавший как:
готов (gutanī) священному-месту (ō-wī[h]) посвящённое (hailag) В 1923 году К. Дикулеску (C. Diculescu) прочёл надпись (не слишком, кажется, правдоподобно) как: готов (gutan[ī]) Юпитеру (īowī, т.е. Тору) священное (hailag) Здесь используется особенноcть рунических надписей, согласно которой удвоение букв (в данном случае — ī) записывалось одним руническим знаком. Собственно, по этой же причине может отсутствовать конечная буква в слове wīh. Версия Вольфганга Краузе (Wolfgang Krause), предложенная в 1966 году, и по сегодняшний день остаётся одной из популярных. Она основывается на смысловом прочтении повреждённой руны: готов (gutanī) наследие (ō[þal]) священное (wī[h]) [и] нерушимое (hailag) Здесь руна, фонетически означающая звук [о], и по поздним источникам связываемая с германским понятием oþal (одаль, наследственное владение), понимается как смысловая. Такие надписи немногочисленны, но известны, хотя причины включения в текст рун-идеограмм остаются предметом дискуссий. Интересным в связи с этим является приводимое Ф. Успенским в его лекции «Артефакт: кольцо из Пьетроассы» наблюдение Н. Ганиной, что текст, возможно, сознательно, закольцован: фраза начинался и заканчивается одной и той же руной со значением gebō, «дар», тем самым словом, которым называли и отданное богам. При предлагаемом понимании надписи речь идёт о наследственной собственности готов, священной и неприкосновенной. Возможно, не о самом кольце, поскольку золото относилось германцами к имуществу движимому, наряду со скотом, но о земле, например, земле племенного святилища, вспомним вырезанные на дверном кольце из Форсы уложения о наказании за нарушение неприкосновенности священного места — vé (старосеверное слово, непосредственно связанное с готским wīh ). Однако, поскольку в германских языках ō — окончание женского рода, И. Йонсен (I. Johnsen) в 1971 году перевела надпись следующим образом: готских-жриц (gutaniō) святыня (wī[h]=(алтарное) кольцо) священная (hailag) В. Крогма н (W. Krogmann) в 1978 году читал две руны [w ī ] как единую [m] и выходило:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|