Немного о священных кольцах в целом.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Если расширить тему статьи и попробовать обобщить поднятый в данном выпуске альманаха вопрос о священных кольцах у германцев, то сам факт их существования несомненен. Несомненно также, что в зависимости от периода, задач и контекста форма и назначение такого вне-будничного кольца менялись. Это мог быть символ власти жреца-годи, носимый на руке во время обряда, и освященный жертвенной кровью. Это могло быть кольцо, на котором человек перед лицом богов приносил клятву — с полным осознанием, что боги его слышат, и что ответ за свои слова придётся держать. Это могло быть кольцо на двери, ведущей в сакральное пространство, кольцо, прикосновение к которому напоминало — дальше начинается vé, владение богов. Это могло быть посвященное богам сокровище, подобное золотому нашейному кольцу из Пьетроассы или изображенным на германских идолах ожерельям. Трудно сказать, были ли кольца в какой-то период посвящены в основном одному единственному божеству, или служили общим символом божественной власти. В «Книге о занятии земли» священное кольцо связывается с Фрейром, Ньёрдом и неким «всемогущим асом», конкретизации личности которого посвящено немало исследований и мнений:
Кольцо в два или более эйрира должно лежать на алтаре в каждом главном капище. Это кольцо каждый годи должен надевать на свою руку на каждое общее собрание, где он будет председательствовать, но сначала окрасить его в крови животного, которое он сам там принесёт в жертву. Каждый человек, которому нужно будет выступать на суде, должен сначала принести клятву на этом кольце и назвать двух или больше своих свидетелей. «Призываю я в свидетели, — должен он сказать, — что я приношу клятву на кольце, законную клятву. Да помогут мне Фрейр, Ньёрд и всемогущий ас, чтобы я в этом деле обвинял, или защищал, или давал показания, или присуждал, или выносил приговор так, как я считаю самым правильным, самым истинным, и более всего — в соответствии с законом, и все предписанные законом выступления будут вестись мною так, покуда я на этом тинге» [16].
(c)
Согласно же «Эдде» (и отчасти — находкам в Лилла Уллеви) клятвенные кольца были посвящены богу Уллю, недаром Атли клянётся «Улля кольцом» в «Гренландской песне об Атли», 30. И в то же время известно из «Речей Высокого», 110, что Один даёт клятву на кольце (судя по упоминанию того, что «клятва коварна», речь идёт о некой неоднозначной формулировке, суть которой не поняли великаны)… Вопрос с научной точки зрения остаётся пока открытым. …И всё-таки — почему именно кольца как символ клятвы? Драупнир, умножающееся кольцо Одина, не занимает центрального места в мифологии. Фрейя владеет ожерельем (или поясом), воплощением её власти, но не менее распространённые вещи — фибула или гребень — вполне могли бы передавать ту же идею. Тем не менее, форма кольца, нашейного ли, наручного ли, дверного ли, замкнутого или разомкнутого, понималась как наиболее пригодная для воплощения сакральной силы. Возможно, так вышло потому, что это была общая, многовековая, вне племени и пола в германской культуре форма принадлежности к кругу власти, знака лидерства и статуса, которые логично было бы дополнить до символа более универсальных и могущественных Сил. Более того, как свидетельствуют находки Бронзового века, например десять золотых колец найденных в разное время в Боеслунде (Boeslunde, Зеландия, Дания) и датируемых 800-1000 годами до н.э., символом как минимум власти кольца были ещё у предшественников германских племён на этих землях.
Кольца из Боеслунда, Бронзовый век Дании. Есть предположение, что в Боеслунде располагался один из культовых центров Бронзового века.
Как уже упоминалось в примечании, одним из самых выразительных образов поэтики германцев дружинного круга был образ властителя, разламывающего драгоценные запястья, чтобы одарить героя или скальда, либо же вручающего кольцо как награду. Более того, кольца в качестве возмещения за обиду, гельда, помнили ещё в век викингов: в «Песне о Харбарде», 42 Один-Харбард говорит Тору: «Кольцом (baugr) я готов тебе отплатить, коль нам помириться посредники скажут». Хотя семейные саги, связанные скорее с кругом бондов, чем профессиональных воинов, сообщают уже обычно о выкупе монетами, серебряным ломом или сукном. Трудно сказать, играла ли роль в более архаичном по сравнению с сагами слое песен «Эдды» и в воинском эпосе память о так называемых деньгах-кольцах из золота, серебра и бронзы, распространённых в Европе в Бронзовом и отчасти в Железном веках[17] и, возможно, бывших средством платежа. Встречались такие кольца обычно на кельтских землях, но влияние кельтской культуры, как в своё время более изощрённой, на германцев несомненно.
Кельтское кольцо, служившее, возможно, эквивалентом денег. Основа — медный сплав, поверхность — золотая фольга. Внешний диаметр 1.9 cм, внутренний 0.7 см, вес 11.9 г. Датируется промежутком 1200 век до н.э. — 100 век до н.э.,Килхэм (Kilham, Йоркшир). Если же попробовать рассмотреть вопрос с точки зрения символизма, то, возможно, сама концентрическая картина мира древних, где в центре (и сверху) располагался мир богов, вокруг — земли людей, затем вовне этой окружности — неведомое, мир за оградой, Утгард, напоминала о многослойных ожерельях бронзового века. Торквесы к тому же нередко снабжались обережными, как считается, головками птиц или зверей, что делало их сразу и символом ограды, и средством защиты. Не слишком вероятно, но всё же теоретически возможно, что кто-то увидел в кольце-браслете свернувшегося вокруг обитаемого мира Ёрмунганда, особенно в период тесного контакта с античным миром, где образ свернувшегося кольцом и кусающего свой хвост змея был распространён и символизировал бесконечность... И вновь вопрос остаётся открытым.
В наши дни в стихийно сложившемся и развивающемся германо-скандинавском языческом движении за кольцом осталась, в основном, единственная функция — обозначение статуса, обязанностей и власти годи. Во времена викингов и ранее клятва была основой судопроизводства. В отсутствие организованного следствия гарантом правды сказанного становились боги, в чью волю и власть человек отдавал собственную жизнь. Интересен при этом ещё один аспект самого понимания правды и справедливости наших предшественников. Законы Исландии и Норвегии, в том числе известные «Законы Гулатинга[18]», в зависимости от обстоятельств, различают «одиночную клятву», и клятву, которую человек приносил вместе с поручителями (присяжными). Требовалось найти от двух до двенадцати человек (с определённым социальным цензом), готовых подтвердить в спорных случаях невиновность обвиняемого. При этом зачастую в неясных ситуациях свидетели подтверждали клятвой не столько своё знание происходившего, сколько социальную благонадёжность человека, свою готовность и дальше иметь с ним дело. Сегодня роль клятвы в среде язычников достаточно формальна, за исключением личных обетов, приносимых богам. Следственные и судебные функции находятся в ведении государства, оставляя клятве место только в личных взаимоотношениях, процесс возведения храмов и иных культовых сооружений даже в странах, где германо-скандинавское язычество является изначальной верой, едва-едва начинается, и счёт построенного идёт на единицы. Потому особо не востребована пока и древняя задача колец отмечать (вместе с дверью на капище) границу священного пространства, напоминая о его законах. Однако движение развивается, храмы возводятся, принадлежность к язычеству так или иначе нуждается в предметном выражении, и неизвестно, к каким формам обращения к богам мы придём в итоге.
Источники и ссылки: Journal of Radioanalytical and Nuclear Chemistry, 240 (1999) 897 NUCLEAR ANALYSES OF THE PIETROASA GOLD HOARD, Viorel Cojocaru, Cãlin Besliu and Cristina Anton Manea А. Р. Корсунский, Р. Гюнтер. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). Издательство Московского университета, 1984 г.
Марк Щукин. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). Филологический факультет СПбГУ. 2005 г. Ф.Успенский. Лекция «Артефакт: кольцо из Пьетроассы» (https://postnauka.ru/faq/49370) Сайты, посвящённые находкам в Боеслунде: http://benedante.blogspot.ru/2013/09/the-gold-oath-rings-of-boeslunde.html http://www.thehistoryblog.com/archives/37420 http://en.natmus.dk/historical-knowledge/denmark/prehistoric-period-until-1050-ad/the-bronze-age/arm-rings-of-gold/the-hoard-from-borgbjerg-banke/ Снимок кельтского кольца-монеты и информация о нём: http://www.ukdfd.co.uk/ukdfddata/showrecords.php?product=35106 Англоязычная Википедия
Источники, касающиеся рунической надписи на кольце из Пьётроассы: Antonsen, Elmer H. (2002). Runes and Germanic Linguistics. Mouton de Gruyter. Diculescu, Constantin (1923). Die Wandalen und die Goten in Ungarn und Rumänien. Leipzig: Mannus-Bibliothek, 34 Heizmann, Wilhelm; Pieper, Peter (2003). Runica-Germanica-Mediaevalia (Ergänzungsbände zum Reallexikon der Germanischen Altertumskunde). Berlin, New York. pp. 595–646. Johnsen, Ingrid Sanness (1971). "Omkring tolkning av runeinnskriften på gullringen fra Pietroassa". Mål og namn. Studiar i nordisk mål- og namnegranskin. Oslo: Magerøy, Hallvard, KjellVenås: 172–186. Krause, Wolfgang; Jankuhn, Herbert (1966). Die Runeninschriften im älteren Füthark. Göttingen. Krogmann, Willy (1978). Die Kultur der alten Germanen: Teil I: Die materiellen Voraussetzungen. Wiesbaden. Looijenga, Tineke (1997). "Runes around the North Sea and on the Continent AD 150-700: Texts and Contexts" (PDF). University of Groningen. Retrieved 2008-04-08. Mindy MacLeod, Benard Mees, Runic amulets and magic objects. The Boydell Press,2006 Mees, Bernard (2004). "Runo Gothica: The Runes and the Origins of Wulfila's Script". Die Sprache: Zeitschrift für Sprachwissenschaft. 3: 55–79. Reichert, Hermann (1993). "GUTANI? WI HAILAG". Die Sprache: Zeitschrift für Sprachwissenschaft. 35: 235–247. Taylor, Isaac (1879). Greeks and Goths: A Study on the Runes. London: Англоязычная Википедия
[1]Пьетроасса входит в префектуру Бузэу (Buzău). Исторически данная область относилась к Валахии, в римские времена — к Дакии. [2] Аранделовское Общество (Arundel Society) — сообщество любителей искусств, образованное в 1849 году и названное по имени мецената и коллекционера графа Арандела. Важное место в его работе составляла публикация хромолитографий произведений искусств с целью их популяризации. В 1904 году Общество было преобразовано в Аранделовский Клуб с теми же задачами. [3] Гривной (* grivьna) в праславянском языке называли как нашейный, обычно незамкнутый, обруч, так и браслет той же конструкции. Именно из этого значения родилось понятие гривны как весовой и денежной единицы (ср. любимый англосаксонский эпитет для вождя «кольцедробитель», тот, кто разламывает браслет и награждает дружинников золотом или скальдическое baugbroti, baugskati, baughati, «кольцедробитель», «кольцевредитель», «кольцененавистник»). В этом смысле гривна полностью идентична тому, что в Скандинавии и, шире, в германской культуре называли кольцом (др.-исл. hringr, baugr). Торквес или торк — обозначение кельтского аналога гривны, термин обычно связывается только с кельтским миром.
[4] Сасаниды — династия персидских правителей (шахиншахов), правивших в Сасанидской империи (пехлевийское название — Эраншахр) с 224 по 651 год. [5] Так называемый micro-PIXE -метод (Particle induced X-ray Emission) и схожие с ним исследования, при которых небольшие участки металла (от 30 до 100 микрон) подвергались воздействию жёсткого излучения на ускорителе. [6] Готские племена в своей миграции на юг разделились примерно в III веке на западную ветвь, вестготов или тервингов (людей лесов) и восточную, именовавшуюся остготами, остроготами или гревтунгами (людьми степей). [7] Вульфила (Wulfila) — готский епископ, последователь арианства, создатель готского алфавита на основе греческого, латинского и рунического письма, автор перевода Библии на готский язык. Исход готов-христиан через Дунай в Мезию под его руководством состоялся около 348 г. [8] Интересно, что Атанарих, согласно свидетельству его современника Аммиана Марцеллина («Деяния», кн. XXVII) объявил в своё время предыдущему императору Валенту II, что «связан страшной клятвой и заветом отца своего» никогда не ступать на землю Империи. Именно поэтому мир с императором подписывали на середине пограничного Дуная. [9] Здесь используется в оригинале понятие sacrosanct, на которое далее ссылаются М. МакЛед и Б. Мисс. [10] Mindy MacLeod, Benard Mees, Runic amulets and magic objects. The Boydell Press,2006, ch.7, Pagan ritual items. [11] Перевод надписи на кольце из Форсы был обнародован С. Бринком в 2008 г., т.е. уже после публикации книги М. МакЛеод и Б. Мисса. [12] В оригинале — Mediotautic tribe (англ.). [13] Точнее, согласно Иордану, «О происхождении и деяниях гетов», 79 от «первого из героев» Гапта происходит готский королевский род Амалов (прим. переводчика). [14] Филактерия (от греческого φυλακτήριον (мн. ч.), букв. «охранные амулеты») — изначально часть иудейского молитвенного облачения, коробочка с отрывками текстов Торы (таких было две), тфила (мн. число — тфилин) на иврите. Более известные современные значения являются производными от данного (прим. переводчика). [15] Krause with Jankuhn, no. 41 and cf. no. 42; see also B. Mees, ‘Runo-Gothica’, Die Sprache 43 (2002-3), 70-73 and T. Capelle, ‘Ringopfer’, in H. Jankuhn (ed.), Vorgeschichtliche Heiligtümer und Opferplätze im Mittel- und Nordeuropas (Göttingen 1970), pp. 214-18 on (uninscribed) votive ring finds. [16] «Книга о занятии земли», часть IV, гл. 81,перевод с исландского Т. Ермолаева. [17] И не только в Европе, встречались они и в Египте во II тысячелетии до нашей эры, например, ведь идея нанизывать платежное средство на нить достаточно очевидна. Впрочем, есть и сомнения в такой функции найденных колец, возможно, они всё же служили украшениями. [18] Хотя сборник законов тинга острова Гула был записан уже в христианский период, и все упоминаемые в нём клятвы — на Библии, само понимание норм правосудия в сборнике остаётся архаическим и присущим в значительной степени родовому обществу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|