И сдаче государственного экзамена
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Порядок проведения государственного экзамена
Перед проведением государственного экзамена студентам читаются обзорные лекции и проводятся консультации по программе экзамена. Государственный экзамен проводится в соответствии с перечнем экзаменационных вопросов[3], которые позволяют выявить теоретическую и практическую готовность выпускников к решению профессиональных задач. Государственный экзамен по направлению проводится в устной форме. На экзамене студенты получают экзаменационный билет, содержащий три задания: - дать развернутый ответ на два теоретических вопроса; - выполнить практико-ориентированное задание (решить задачу, составить юридический документ, дать консультацию). На подготовку к экзамену студенту дается 60 минут. Использование средств связи, «шпаргалок», подсказок и других источников информации, не предусмотренных условиями экзамена, является основанием для удаления студента с государственного экзамена. В этом случае ему выставляется оценка «неудовлетворительно». В процессе подготовки к ответу студент должен определить содержание тех или иных понятий, привести определение теоретической сущности понятия, перечислить его основные признаки, характеристики, необходимые классификации; привести примеры; отметить современные проблемы и возможные пути их решения; аргументировано (в необходимых случаях со ссылкой на нормативные правовые акты, научную литературу, с использованием судебной практики) ответить на предложенные вопросы. При решении задачи необходимо ответить на вопрос, поставленный в задаче, дать пояснение предложенного варианта решения, толкование использованных при решении задачи норм права, привести необходимое теоретическое обоснование, ссылки на судебную практику, дать консультацию, составить юридический документ в соответствии с требованиями закона.
Студентам необходимо тщательно продумать структуру ответа на каждый экзаменационный вопрос. На экзамене, отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя, членов комиссии), но с условием ее достаточной аргументации. При подготовке ответа рекомендуется использовать знания из других юридических дисциплин. Ответы на вопросы экзаменационного билета должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Изложение вопроса должно быть четким, кратким, из расчета не более пяти минут на один вопрос. Следует обратить внимание на необходимо изменения, которые произошли в текущем законодательстве, увязывать теоретические проблемы с практикой сегодняшнего дня. технику речи: недопустимо использование жаргона, так называемых слов-паразитов, и наоборот, приветствуется уместное использование научных терминов и выражений. Ответ, представляющий бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Наличие в ответах любой грубой юридической ошибки является основанием для снижения оценки. Во время государственного экзамена выпускник должен: продемонстрировать необходимый уровень теоретической подготовки, знание нормативных правовых актов, владение профессиональным языком; показать глубокое знание и понимание поставленных перед ним вопросов; умение оперировать ссылками на соответствующие положения учебной и научной литературы, законодательства и судебной практики;
проявить умение широко применять знания по дисциплинам, практические навыки; логично, по-существу излагать свою точку зрения по соответствующему вопросу, отвечать на возможные дополнительные вопросы кратко по форме и емко по сути; свободно и грамотно оперировать понятийно-терминологическим аппаратом по поставленным перед ним вопросам. При подготовке ответа на вопросы экзаменационного билета студенты имеют право делать необходимые записи по каждому вопросу. Это может быть развернутый план ответов, точные формулировки нормативных актов, схемы, позволяющие иллюстрировать ответ, статистические данные и т.п. Записи, сделанные при подготовке к ответу, позволят студенту составить план ответа на вопросы, и, следовательно, полно, логично раскрыть их содержание, а также помогут отвечающему справиться с естественным волнением, чувствовать себя увереннее. В то же время записи не должны быть слишком подробными. В них трудно ориентироваться при ответах, есть опасность упустить главные положения излишней детализацией несущественных аспектов вопроса, затянуть его. В итоге это может привести к снижению уровня ответа и повлиять на его оценку. Для ведения записей студенту секретарем государственной экзаменационной комиссии выдается лист (несколько листов) формата А4 со штампом вуза. Лист (листы) формата А4, на котором будет выполняться экзаменационное задание, должен быть подписан студентом в начале работы в правом верхнем и нижнем углах (на обеих сторонах). Здесь следует указать фамилию и инициалы студента, группу и проставить личную подпись. Страницы листов с ответами должны быть пронумерованы. Студент должен ответить на все вопросы (порядок ответа значения не имеет). Ему могут быть заданы дополнительные и уточняющие вопросы. Дополнительные вопросы задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. предоставляет ему возможность дать полный ответ по всем вопросам. В некоторых случаях по инициативе председателя или членов комиссии (или в результате их согласованного решения) ответ студента может быть приостановлен. При этом дается краткое, но убедительное пояснение причины приостановки ответа: ответ явно не по существу вопроса, ответ слишком детализирован, экзаменующийся допускает ошибку в изложении нормативных актов, или, когда студент грамотно и полно изложил основное содержание вопроса, но продолжает его развивать. Если ответ остановлен по первой причине, то экзаменующемуся предлагают перестроить содержание излагаемой информации сразу же или после ответа на другие вопросы билета.
Ответ на каждый вопрос оценивается отдельно. Общая оценка определяется государственной экзаменационной комиссией в результате обсуждения и достижения общего мнения. После завершения экзамена все маркированные листы с ответами и экзаменационный билет сдаются секретарю экзаменационной комиссии. Протокол об итогах экзамена подшивается секретарем комиссии в отдельную папку «Государственный экзамен» и хранится на выпускающей кафедре. [1] [1] уровни – (2) пороговый, (3) базовый, (4) продвинутый Справочно: - пороговый уровень дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач; - базовый уровень позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам; - продвинутый (повышенный) уровень предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.
[2] уровни – (2) пороговый, (3) базовый, (4) продвинутый Справочно: - пороговый уровень дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач;
- базовый уровень позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам; - продвинутый (повышенный ) уровень предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.
[3] Студентам следует иметь в виду, что не всегда формулировка экзаменационного вопроса совпадает с названием темы лекционного или практического (семинарского) занятия, а также с названием темы или отдельного параграфа из списка рекомендуемой литературы. Это связано с тем, что часть учебного материала должна быть освоена студентом самостоятельно. Иногда для ответа на один вопрос, выносимый на экзамен, необходимо изучить не менее двух теоретических источников или отдельных параграфов из этих источников, что не противоречит концепции обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|