Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексные целевые программы




И проекты — организационная форма

Целеполагания

 

Организационный формой цедеполагания являются комплекс­ные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести целеполагание, точнее определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели.

Понятие программа близко к понятию проект. Поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако синонимичное употребление этих терминов обоснованно тогда, когда речь идет о крупном проекте, имеющем, как правило, национальное значение. В этих случаях складывается целая отрасль научного знания — система управления проектами, в рамках кото­рой изучаются основы управления проектированием, создание мо­дели управления проектом, фазы его разработки и реализации, ресурсного и кадрового обеспечения и т. п.[45]

В собственно же программно-целевом управлении проект вы­ступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.

Задачи руководителя программы состоят в том, чтобы получить возможно больше самых разнообразных проектов, содержащих различные пути и средства достижения конечной цели, выбрать наиболее эффективные из них, которые в рамках имеющихся ресурсов ведут к цели наикратчайшим путем. Существуют техноло­гии отбора эффективных проектов (экспертные, конкурсные и др.).

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные — это програм­мы достижения крупных общенациональных целей, которые зача­стую охватывают все сферы общественной жизни (производствен­ной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).

Функциональные — это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т. п.).

Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

В свою очередь, каждая из типов программ содержит подтипы, различающиеся по определенным признакам, связанным с целями, объемом, глубиной преобразований, уровнями, на которых про­грамма разрабатывается. Так, к примеру, территориального типа программы могут разрабатываться и осуществляться на следующих уровнях:

первый уровень — комплексное использование отдельных при­родных ресурсов территории, вовлекаемых в народнохозяйственный оборот; этот уровень предполагает создание комбинированных произ­водств на базе одного вида природных ресурсов;

второй уровень — комплексное использование нескольких видов сопутствующих природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот одновременно; на этом уровне решаются внутритерриториальные межотраслевые проблемы;

третий уровень — комплексное развитие хозяйства в рамках биоэкономических систем; на этом уровне используется окружающая среда при условии поддержания ее заданного качественного состо­яния; здесь важно обеспечение взаимосвязи производства и био­сферы;

четвертый уровень — комплексное развитие социально-экономи­ческой системы, обеспечивающее единство производства, воспро­изводства населения и улучшения условий его жизни, воспроиз­водства природных условий;

пятый уровень — комплексный учет развития данного региона с решением проблем освоения других соседних регионов, с решением крупномасштабных и долгосрочных народнохозяйственных про­блем.

Особое место в их числе занимают научно-технические програм­мы. Как и любые другие комплексные программы, они содержат совокупность мероприятий, предусматривающих достижение опре­деленных целей (научные открытия, создание новых образцов тех­ники, новых технологий и т. д.).

В комплексной научной программе должны содержаться ответы на вопросы:

— какова главная цель программы;

— кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;

— какие ресурсы требуются для реализации программы и ка­ковы источники их поступлений;

— кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.

Следует отметить, что ответ на последнюю группу вопросов не менее важен, нежели выполнение самой программы.

Общими чертами всех программ, независимо от их содержания, объема и т. д., являются:

— их направленность на цель, на конечный результат, подчи­нение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату, будь то результат хозяйственный, политический, научно-технический и т. д.;

— наличие в программе системы не только количественных, но и качественных показателей, поскольку далеко не все запрограм­мированные социальные цели и конечные результаты могут быть выражены количественно, поддаются стоимостной оценке;

— объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей, независимо от их ведомственной и территориальной принадлежно­сти от самого начала до окончания работ;

— четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями, ориентация испол­нителей и особенно руководителей всех уровней на результат ко­нечный и результаты промежуточные, являющиеся средством, этапом, звеном в достижении конечной цели;

— строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);

— гибкая система управления, отвечающая особенностям про­граммы, максимально приближенная к исполнителям.

Еще одна особенность программ, может быть и не всех, но народнохозяйственных, общегосударственных, обязательно состоит в том, что они носят межотраслевой, межведомственный характер, позволяющий преодолеть местничество, ведомственность, которые отрицательно сказываются на народном хозяйстве. Преодоление ведомственности — дело сложное и длительное. Здесь важно преж­де всего выработать рациональные формы взаимосвязей, а также систему ограничителей, не позволяющих отрасли обосабливаться или разрастаться без меры, подобно флюсу. Одним из эффективных ограничителей являются территориальные проекты и программы, в основе которых лежат отработка горизонтальных связей, учет ин­тересов как административных единиц (областей, городов и т. д.), так и различных отраслей, имеющих объекты на данной территории.

Программно-целевой подход выражает объективную диалектику единства компонентов социальной системы, подчиненность, согласованность частей с целым. Крупные народнохозяйственные и социально-политические цели, цели общесистемные являются направляющим и организующим началом в функционировании и развитии отдельных компонентов экономики, в решении конкрет­ных задач.

Одним из вариантов программно-целевого подхода является мультипликационный (умножающий, увеличивающий) подход к управлению. Суть этого подхода состоит в том, что эффект, получен­ный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т. д. в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе по­рождает цепную реакцию, распространяется по всей системе, уве­личивая эффективность системы в целом. Характерно, что мультипликационный эффект — эффект целостный, интеграль­ный, превышающий эффект нововведения какой-либо одной части

системы. Этот подход применим не только в производстве, но и в социальной жизни, культуре.

Главная идея мультипликационного подхода состоит в том, чтобы выявить и оценить не только эффект нововведения как такового, но и интегральный, системный эффект, то есть эффект, учтенный в рамках всей системы. При этом речь должна идти не только об экономическом, но и о социальном, идеологическом, экологическом эффекте.

Мультипликационные программы ставят своей целью не только создание новшества, но и его широкое распространение в системе.

Программно-целевой подход историчен, конкретен. Нет такого подхода вообще, безотносительно к конкретно-историческому об­ществу на определенной ступени его развития, к конкретному виду управления.

Принятию программы предшествует длительная и сложная под­готовка. Эта предварительная работа включает две стадии — под­готовительную и предварительную.

На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масш­табы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.

На предварительной стадии глубоко анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Здесь точно очерчивается общественная потребность, удовлетворить которую обычными методами, без программы, невозможно; опре­деляются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанав­ливаются целевые нормативы и варианты укрупненных мероприя­тий по достижению целей, потребные ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществля­ются прогнозные расчеты — целевые и экстраполяционные, опре­деляются границы и структура программы, составляется программа работ по организации разработки и реализации программы, обсуж­дается возможная система управления программой.

После проведения этой предварительной работы разрабатыва­ется целевая программа.

Разработка программы ведется поэтапно. Поначалу, как прави­ло, осуществляется целевая разработка (структуризация исходной цели, построение «дерева целей»). В результате обрисовывается ком­плекс функционально выраженных подцелей программы с оценка­ми относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформ­ляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижения основной цели.

В целом проектирование и создание комплексов (комплексных программ) предполагает:

— определение цели;

— определение возможных альтернатив;

— выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;

— проектирование и создание системы управления и органи­зации комплекса;

— создание механизма функционирования и управления ком­плексом.

Программно-целевое управление содержит стадии:

познавательную, информационную — изучение ситуации, настоящего и, возможно, будущего состояния системы, выявление проблем, ресурсов и перспектив — это предцелевая стадия;

целевую — формулирование главной цели, ее расчленение на подцели, строительство «дерева целей»;

практически-стратегическую — выработка стратегии реали­зации цели, разработка и описание мероприятий, средств и путей осуществления стратегии, достижения цели;

организационную — создание системы как совокупности организаций, необходимых для достижения цели, реализация программы, формирование органа управления системой организаций, участвующих в программе;

реализационно-практическую — осуществление программы системой соответствующих организаций;

результирующую — подведение итогов.

Реализационно-практическая стадия обязательно содержит пе­речень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели. Причем исключительно важно скоординировать и суборди­нировать эти мероприятия. Одна группа мероприятий проводится параллельно, другая последовательно, когда выполнение одних мероприятий служит исходным условием для проведения других. Третья группа полностью или частично проводится вне программы. В одном случае в программу включается результат этих мероприя­тий, а в другом — сами мероприятия на их заключительной стадии.

Весьма ответственной и трудной задачей является сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта. В решении этой задачи при условии полной или частичной сравнимости альтернатив раз­личают два подхода. Первый — сравнение по конечным результа­там. Этот подход внешне весьма заманчив, но практически трудно реализуем. Второй — сравнение на базе ресурсов. Этот подход до­статочно рационален и часто используется на практике.

Для того чтобы избежать ошибок при выборе альтернатив в условиях большой неопределенности, иногда идут параллельными путями к достижению одной цели. Правда, это дорогостоящее дело. Однако бывают программы, предусматривающие достижение целей настолько важных для общества (скажем, оборонные программы), что общество вынуждено идти на дополнительные затраты.

Поиск альтернатив, их оценка и выбор — область управления, где всего меньше возможна формализация. Это область творческой работы человека, и прежде всего человека-руководителя. В то же время нельзя недооценивать формальные методы и средства. Нао­борот, системный подход, в том числе и такие его формы, как комплексная целевая программа, создает широкие возможности для применения математических методов и электронно-вычислитель­ной техники.

В самом деле, целевую программу можно представить в виде системы матриц, по горизонтали которых располагаются исполни­тельские организации, а по вертикали — поставленная цель или этапы ее достижения. На основе теории матричного исчисления и с использованием ЭВМ можно анализировать и синтезировать состояние дел, принимать рациональные решения относительно сроков и ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).

Разрабатываются директивный (на весь срок реализации про­граммы) и календарные (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевые графики. В календарных графиках программа в целом и ее крупные блоки, выделенные в матрицах, расчленяются на частичные мероприятия и операции, которые осуществляются исполнительскими группами и отдельными исполнителями по опе­рационным планам. Результаты реализации сетевых графиков на основе теории графиков и сетей могут быть обработаны на ЭВМ с точки зрения опять-таки сроков и ресурсов. Эти результаты регу­лярно сообщаются вышестоящим органам, руководству программы и исполнительским организациям, которые в случае необходимости корригируют процесс реализации программы.

Для выполнения этой работы создаются специальные информа­ционные центры, оснащенные ЭВМ, набором периферийной и терминальной техники и обслуживаемые квалифицированным пер­соналом. Таким образом, управление реализацией программы мож­но вести в автоматизированном режиме, что позволяет руководству, избавившись от мелких текущих дел, вести творческую работу.

Выводы

1. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить при­оритеты и направить их на достижение главной, или генеральной, пели.

2. Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударствен­ные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они, в свою очередь, содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, которые пре­дусматривают создание новых идей, ноу-хау, новых технологий и образцов техники.

3. Сегодня программно-целевой метод управления является очень распространенным во всем мире и во многом определяющим среди других. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегиче­ская и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

Вопросы для повторения и размышления

1. В чем сущность программно-целевого метода управления?

2. Какие программы вы знаете, как они классифицируются?

Литература

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.

Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.

Богдан В.В., Иванов А.В. Социальные технологии надежности и безопасности техногенных и атомных объектов. М., 1997.

Дмитриенко Г.А. Стратегический менеджмент. Киев, 1998.

Липаев В.В. Надежность программных средств. М., 1998.

Мир управления проектами /Под ред. X. Ремке, X. Шелле. М., 1994.

Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. М., 1991.

 

Глава 8

Стратегическое целеполагание — ресурс

антикризисного управления

 

Искусство и наука стратегического целеполагания и антикри­зисного управления сегодня выдвигаются на передний план. Без стратегического целеполагания невозможно скоординировать от­дельные проекты и программы, найти их концептуальную основу, правильно сконцентрировать ресурсы системы на главных направ­лениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осущест­вить антикризисный прорыв, сделать антикризисное развитие устойчивой тенденцией, действующей по всем направлениям. По­этому если комплексные целевые программы и проекты — это организационная форма целеполагания, то стратегическое целеполагание определяет в современных условиях содержательную концептуальную основу управления, его глобальную и перспективную основу, генеральную цель на всех уровнях управления.

Стратегическое управление — самый эффективный вид управле­ния. Его значимость увеличивается в условиях повышения неста­бильности факторов внешней и внутренней среды, нарастания их неопределенности. На Западе стратегическое управление становит­ся решающим с начала постиндустриальной эпохи, которая покон­чила с эпохой массового потребления и открыла этап борьбы за индивидуального потребителя, за совершенствование сбыта на ос­нове прогнозирования и формирования потребностей — маркетин­га.

Искусство стратегического управления позволило выйти из кризиса США, Германии, Японии и другим странам, которые в разное время своей истории пережили его и вышли из кризиса обновленными.

Особого внимания заслуживает опыт Японии, где механизм выработки и реализации стратегий управления был доведен до отдельных предприятий, сельских общин, каждого работника.

В 50-е годы XX в. все население Японии училось думать и мыслить стратегически. «Забудь о сегодняшнем дне, думай о за­втрашнем» — такова была установка для массового сознания. По­нять природу «японского чуда» — значит понять, как представители конкретного, созерцательного мышления нашли механизмы воз­рождения своей страны, не имея для этого практически никаких собственных ресурсов, кроме человеческого и культурного.

Без стратегии не может быть целенаправленного движения вперед, не могут быть целесообразно использованы ресурсы, накоп­лен потенциал. Без нее возможно только топтание на месте в соответствии с тактикой «латания дыр», что сегодня и происходит в России на общегосударственном и местном уровнях управления.

Беда нашего управления (федерального, регионального и мест­ного) состоит в том, что оно работает на «коротких программах», узкоутилитарных установках, без выделения стратегических при­оритетов, выявления перспективных ресурсов развития и поэтапных мер решения постоянно возникающих проблем. Многие наши беды — результат кризиса управления, лишенного современного страте­гического обеспечения, концептуальных проработок. Наше отста­вание в этой области гораздо больше, чем в научно-технической сфере.

Суть менеджерской революции, осуществленной в развитых странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией Центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, рай­онов, городов, местных сообществ, отдельных фирм и промышленных предприятий. Появился многочисленный слой профессиональ­ных управляющих — менеджеров, в своей практике широко ис­пользующих методы стратегического планирования и концептуаль­ного мышления, которые лежат в основе разработки и применения инновационных социально-экономических и политических технологий.

Под стратегией управления обычно понимается определение долгосрочных целей и задач развития социальной системы (страны, региона, города, сельского населения) и утверждения курса управ­ленческих действий, распределения ресурсов (экономических, фи­нансовых, социальных, образовательных и др.) для достижения этих целей. Формирование стратегии дает ответы на вопросы: какие направления управленческой деятельности необходимо развивать в приоритетном порядке, каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах и какова возможная отдача по выбранным направлениям.

Обычно выбирается несколько (набор) стратегий среди многих (стратегия стабилизации и выживания, стратегия роста и др.). Процесс реализации стратегии обычно разделен на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования — выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии и заканчивая функцио­нальными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления — реализация опреде­ленной стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированный и ло­гический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования и выбора альтернатив. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная — несколько на различных уров­нях действия.

Концептуальное моделирование стратегического плана осуществляется в два этапа с последующей дифференциацией внутри каждого из них.

Прежде всего изучаются:

а) внешняя среда и

б) внутренние возможности.

При определении политики организации (целеполагание) выяв­ляются:

а) стратегия маркетинга,

б) финансовая стратегия,

в) стратегия НИОКР,

г) стратегия производства,

д) социальная стратегия,

e) стратегия организационных изменений,

ж) экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме сост­авления стратегического плана, например, предприятия, является документ, называемый «Стратегический план предприятия», кото­рый имеет следующие разделы:

Цели и задачи предприятия.

Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.

Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратеги­ческие альтернативы).

Функциональные стратегии.

Наиболее значимые проекты.

Описание внешних операций.

Капиталовложения и ресурсное распределение.

Планирование неожиданностей.

Анализ литературы по стратегическому планированию западных фирм показал, что и количество этапов стратегического развития, и их содержание, а также сама форма плана могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов[46].

Точно так же не существует единого временного горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долго­срочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние пла­ны, а японцы предпочитают 3-летнее планирование.

Разработка стратегии, затрагивает все уровни управления, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании на разных уровнях управления, касаются не только федерального центра, но и субъектов Федерации, районов, городов, муниципаль­ных образований и отдельных социальных организаций. Все субъ­екты управления сегодня определяют перспективные цели развития, выделяют методы, сроки, ресурсы их достижения, выявляют кри­терии оценки деятельности по достижению поставленных целей. Обычно разрабатывается несколько альтернативных стратегий, одна из которых становится рабочей и является основой для стратегиче­ского планирования, выделения организационных концепций, со­ставления плана действий и механизма реализации, то есть основы современного управления, прежде всего антикризисного. Давно известны технологии разработки и реализации таких стратегий. Они включают анализ внешней среды и ресурсов самой организации, ее организационной структуры.

Организация (фирма, местное сообщество, регион, страны) тщательно анализирует состояние, в котором она находится, и на основе лучших образцов (теоретических моделей) составляет пред­ставление о том, чего она хочет достичь к определенному моменту времени. Такое видение в самом сжатом виде определяет страте­гические цели организации, ее прообраз по истечении определенного времени, который характеризует ее не только в целом, но и по отдельным структурным элементам, функциям и параметрам дея­тельности.

Следующим этапом стратегического управления является опре­деление методов достижения целей, последовательности шагов, нахождения ресурсов; так формируется концепция развития орга­низации, которая и является стратегией для руководства, осущест­вляющего социальное проектирование. При этом используются различные методы анализа среды и внутреннего состояния органи­зации, когда выявляются сильные стороны системы, ее недостатки, возможные угрозы. На этой основе разрабатываются стратегии, учитывающие сильные стороны организации, возможности, предо­ставляемые внешней средой, и факторы, нейтрализующие ее слабые стороны, блокирующие или снижающие действие «угроз». Затем разрабатываются организационные компетенции, способность к инновациям, просчитывается профессиональный потенциал.

Стратегическое управление затрагивает прежде всего местное сообщество, где помогает преодолеть отчуждение населения от власти на местном уровне, реформированию ее оргструктур, спо­собствует включению населения в решение собственных проблем под свою ответственность[47].

Концептуальная и стратегическая идея организации местного самоуправления предполагает сочетание инициативы «снизу» с финансово-правовым обеспечением «сверху» и дополняется новой концепцией корпоратизма местного самоуправления. С помощью промышленно-финансовых групп, муниципального менеджмента, которые аккумулируют средства населения и объекты собственно­сти, муниципальные сообщества создают новую мотивацию участия людей в решении местных вопросов, привлекают инвесторов, обес­печивающих получение финансовых средств из внебюджетных ис­точников.

Данная концепция развития горизонтальных связей местных сообществ и технологии ее реализации изложены в Программе «СЭПИН». В ней предлагается иная технология антикризисного управления местных сообществ, которая позволяет сделать населе­ние региона субъектом управления, мотивирует его к разработке и поддержке местных, региональных и федеральных программ и к более эффективному использованию местных ресурсов.

Все структурные элементы и принципы построения стратегии местного сообщества находятся во взаимосвязи, неразрывном един­стве и определяют успех ее реализации. Характерно, что в основе общественных преобразований на Западе лежит так называемая «программа прорыва», которая построена на поиске путей выхода из тупика. Механизмы, представляющие суть инновационного про­рыва, — система взаимодействующих экономических, политиче­ских, социальных, духовных явлений. Она начинает функцио­нировать под воздействием начального управленческого импульса. Теоретически механизмов может существовать столько, сколько существует различных мотиваторов — импульсов развития в каж­дой системе взаимосвязанных явлений при заданных условиях. Как результат их взаимодействия возникает иное, отличное от исходного состояния, явление. В такой ситуации сам результат закладывает основу интеграционной зоне экономических, политических и ду­ховных процессов. Поскольку возникает новый импульс и новый импульс-результат, то и весь механизм будет иным, инновацион­ным, который не воспроизводит исходное явление, а кладет начало новой серии явлений.

Выбранная рабочая стратегия развития является основой для разработки стратегического плана, который позволяет уточнить весь организационный механизм реализации выбранной стратегии, ее от­дельные структурные элементы, функции, методы и сроки. Разра­ботка и реализация стратегии развития обычно начинается с осознания необходимости развития, с создания органа стратегиче­ского развития, разрабатывающего и принимающего заявление (декларацию), в которой: а) признается необходимость объединения всех субъектов управления и населения в решении проблем, опре­деляющих будущее страны и благосостояние ее жителей; б) призна­ются основные принципы, генеральные технологии ускоренного развития (укрепления конкретных позиций, достижения партнер­ства при разработке и реализации, развития социальной инфраструктуры, сочетания долгосрочности и конкретности оздоровления экономики и культуры, всей духовно-нравственной атмосферы, социальных ценностей).

Инициатива в разработке концепции может принадлежать го­сударству, политической власти, общественным институтам, но необходим механизм включения всех заинтересованных партнеров, всего населения, которые, в конечном счете, определяют приори­теты с учетом своих коренных потребностей. Последние обязательно координируются. В процессе публичного диалога заключается до­говор, который позволяет всем увидеть в нем свои долгосрочные интересы и понять механизм (по шагам) их реализации, создания социальных и экономических условий для достойной жизни и эффективной работы.

После выдвижения стратегических инициатив, их принципиаль­ного оформления в декларации определяется головной научный центр, которому предлагается в определенные сроки подготовить концепцию стратегии развития с применением возможных соразработчиков, комиссий и комитетов органов управления. В процессе обсуждения формируется система органов стратегического управ­ления и планирования, которая и создает стратегический план развития, уточняет частные стратегии по отдельным направлениям.

Стратегический план обсуждается экспертами и специалистами на научно-практических конференциях, в процессе социологических опросов населения, СМИ. Затем план принимается законода­тельным собранием и подписывается всеми субъектами управления, заинтересованными соисполнителями, которые берут на себя обя­зательства по реализации закрепленных в нем приоритетов. В рамках этого плана обычно разрабатывается стратегический план действий органов исполнительной и законодательной власти, который явля­ется концептуальной основой формирования бюджета, правового поля экономической, социальной и других политик. В нем предус­матривается механизм согласования текущих и перспективных це­лей по управлению страной.

Главной целью стратегического управления является постоян­ное улучшение качества жизни всех граждан государства. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указания на основные пути ее достижения, поддержки экономики, создания рабочих мест, развития рынка и т. п. Понятие «качество жизни» обычно уточняется через основные критерии, показатели (работа, зарплата, экология, жилье, образование, безопасность, досуг и т. п.).

После уточнения целевого блока предлагаются основные стратегические направления, к числу которых относятся:

формирование благоприятного хозяйственного климата и экономической политики;

взаимодействие с внешней средой, привлечение инвестиций;

улучшение социальной и духовной среды (защита отечественных ценностей, развитие образа жизни, физического и духовного здо­ровья населения, зоны активных преобразований и т. п.).

По каждому из направлений уточняются цели и задачи частной стратегии, предлагаются меры их достижения. Они обязательно соотносятся с генеральной целью, оценивается их реалистичность, конкретность и соотнесенность с отдельными проектами и програм­мами, учитывается наличие реальных субъектов деятельности и имеющихся ресурсов. Иначе говоря, происходит отбор только тех мер по всем направлениям, которые имеют перспективы выполне­ния, снабжены показателями эффективной реализации. В резуль­тате независимой экспертной оценки определяется по всем направлениям группа приоритетных мер, которые подлежат реализации.

Созданные организационные структуры стратегического управ­ления обычно прогнозируют ожидаемые результаты, учитывают не только прямой, непосредственный эффект, но и косвенный: влия­ние происходящих изменений на другие сферы и стороны жизни. Проведенный анализ и экспертная оценка позволяют прогнозиро­вать основные результаты в количественном и качественном выра­жении: улучшение основных экономических показателей, состояние окружающей среды и качество жизни людей, в частности, снижение загрязнений атмосферного воздуха до уровня мировых стандартов и нормативов, повышение доходной части бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на n%; увеличение реальных доходов населения не менее чем на n%; создание новых рабочих мест не менее «n»; увеличение средней продолжительности жизни на «n» лет и т. п.

Разработка и реализация стратегического плана может стать основным концептуальным документом накопления потенциала развития, выделения приоритетов, сведения всех программ в рамки целостного управления страны, региона, местного сообщества как сложных социальных систем. Не секрет, что богатство ресурсной базы (природных, научно-производственных, интеллектуальных, социальных, образовательных, кадровых и т. п. ресурсов) в их интегральном системном виденье — пока во многом закрытая зона, творческий потенциал населения используется явно недостаточно, хотя и является сегодня определяющим.

В основе решения этой задачи всегда лежит поиск современной парадигмы общественного развития, в разработке которой решаю­щая роль принадлежит науке. В результате комплексных междис­циплинарных исследований вырисовываются ее контуры, выявляются мировые тенденции будущего прогрессивного развития мира, что и является прочным основанием для оздоровления как общественного сознания, так и политической власти. Последняя сегодня как никогда нуждается в ясной стратегии своего поведения в обществе, в выработке, наконец, взвешенной политики и совре­менной доктрины национальной безопасности страны.

В поиске ответов на непростые вызовы времени наука вправе поставить вопрос о концептуальности самой власти, о ее воспри­имчивости к тем глобальным переменам, которые происходят се­годня в мире. Если политическая власть перестает быть интеллектуальным и организующим центром общества, не отражает его коренных потребностей и интересов, отстает в своих действиях от развития его духовного потенциала, то неизбежен кризис поли­тической власти. Вопрос только во времени и путях его развития.

Так сложилось в нашей отечественной истории: вопрос о политической власти, доктринах ее развития, о механизмах выработки и реализации политики стал тайной «за семью печатями». Политика делалась и делается за кулисами общественной жизни. Общество делегировало политикам сферу управления общественными делами, но забывало или не умело осуществлять контроль за их работой. Как показал исторический опыт, безответственная власть слишком дорого обходится гражданам. Сегодня в центр внимания становятся критерии ответственности власти перед обществом, проблемы ме­ханизмов включения интеллектуального потенциала общественно­сти, генерации концептуальных идей и стратегических разработок и их прохо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...