История развития юридической психологии
Потребность в психолого-юридических знаниях возросла в эпоху Просвещения и проявилась в анализе многопланового эмпирического материала по деятельности суда (Франсуа де Питаваль, 1734–1743) и мест лишения свободы (Джон Говард, 1777). Первыми монографическими работами по юридической психологии можно считать публикации конца XVIII века «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» К. Эккартсгаузена, «Мысли о криминальной психологии» И. Х. Шауманна. Среди отечественных ученых XVIII века плодотворные в психологическом аспекте взгляды содержались в работах И. Т. Посошковой (классификация преступников по «степени испорченности», психологически эффективные способы допроса свидетелей и обвиняемых), В. Н. Татищева (развитие правосознания масс), М. М. Щербатого (возможность досрочного освобождения исправившихся преступников), Ф. В. Ушакова (психологические условия воздействия наказания на преступника), А. Н. Радищева (меры по предупреждению преступлений, основанные на учете психологии личности преступника). Особенностями развития зарубежной психолого-юридической мысли в XIX веке явились, с одной стороны, продолжение роста публикаций о преступности и личности преступника философско-рационалистического и эмпирико-описательного характера (И. Гофбауэр, 1808; П.Й.-А. Фейербах, 1829; И. Фридрейх, 1835 и др.), а с другой – попытки опереться при интерпретации психолого-юридических явлений на достижения быстро прогрессировавших естественных наук (анатомическая «френология» Ф. Галля, психиатрическая теория «вырождения преступников» Б. Мореля, антропологическая концепция «прирожденного преступника» Ч. Ломброзо и др.). У этих направлений имелись сторонники и в России: первого – В. К. Елпатьевский, Г. С. Гордиенко, П. Д. Лодий, А. П. Куницын, А. И. Галич, Г. И. Солнцев, К. Д. Кавелин, С. И. Баршев и др., а второго – Х. Р. Штельцер, К. Я. Яневич-Яневский, В. Х. Кандинский, Д. А. Дриль, А. У. Фрезе, И. Г. Оршанский, П. Н. Тарновская и др. Однако в развитии отечественной психолого-юридической мысли в последней трети XIX века проявился ряд специфических тенденций. Во-первых, раскрытие психологических механизмов преступления и наказания, пробуждение в обществе интереса к личности преступников и представителей маргинальных слоев населения повлияло на творчество русских писателей (Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) и публицистов (С. Максимова, А. Семилужского, Н. М. Ядринцева, П. Ф. Якубовича, А. И. Свирского и др.). Во-вторых, в рамках научных дискуссий утверждалась междисциплинарная ориентированность в разработке психолого-юридической проблематики, что проявилось как в трудах известных юристов (Л. Е. Владимиров, В. Д. Спасович, И. Я. Фойницкий, А. Ф. Кони и др.), так и психологически ориентированных ученых (В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, П. И. Ковалевский и др.). В-третьих, в рамках проводимых в России судебной (1864) и тюремной (1879) реформ началась активная опытническая работа по использованию психологических знаний в правоприменительной практике: проведение судебно-психологических экспертиз (впервые в 1883 г. по установлению психического состояния при изнасиловании), выявление психологических закономерностей функционирования суда присяжных (Л. Е. Владимиров, 1973; Н. Бобрищев-Пушкин, 1898), поиск эффективных средств исправления преступников в местах лишения свободы (прежде всего несовершеннолетних – А.Я. Герд, 1868, 1874; М. Н. Капустин, 1870; А. Д. Ушинский, 1876; А. Ф. Кистяковский, 1878; Д. А. Дриль, 1884 и др.).
Характерной особенностью дореволюционного периода развития юридической психологии является полинаправленный подход в становлении ее структурных составляющих. На заседаниях психологических обществ (при Московском, Санкт-Петербургском, Харьковском и других университетах) активно обсуждались важнейшие проблемы и перспективы юридической психологии (в частности, о взаимосвязи нравственности и права на основе психологии, о свободе воли и правовой ответственности – Н. Я. Грот, М. М. Троицкий, А. И. Введенский, Г. С. Фельдштейн и др.). А. Ф. Лазурским была разработана в 1915 г. теория личности, в рамках которой обоснована типология асоциальных личностей. Рядом ученых (П. Н. Тарновская, М. Н. Гернет, Н. С. Лобас, А. И. Ющенко, К. Огранович, Т. Е. Сегалов, П. Г. Бельский) разрабатывались психологические классификации и портреты определенных категорий преступников. В работах В. М. Бехтерева (1902, 1912) и его коллег по Психоневрологическому институту (Д. А. Дриля, 1912; А. Л. Щеглова, 1912; Н. А. Белова, 1914 и др.) обосновано применение в исследованиях по юридической психологии комплексного подхода (в частности, с учетом наследственности, воспитания, среды жизни, особенностей генезиса психики девиантной личности). Их взгляды поддерживались и представителями академической науки (например, в 1907 г. Соединенная комиссия Московского психологического общества и Общества невропатологов и психиатров рассмотрела на своем заседании вопрос о методике изучения воспитанников исправительных заведений, и в том же году Главным тюремным управлением издан циркуляр о введении рекомендованного учеными «Особого листка сбора сведений о несовершеннолетних правонарушителях», где предусматривалась фиксация их умственных способностей, проявляемых чувств, отношений к товарищам, к исправительному заведению и пр.).
В 1920-х гг. в силу социального заказа и благоприятных организационно-институциональных условий во многих городах России возникли специальные научные кабинеты и клиники, а в Москве в 1925 г. создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. Усилиями их сотрудников был обеспечен не только значительный прирост психолого-юридических знаний, но и разработаны разнообразные средства изучения личности правонарушителей и воздействия на них. Среди наиболее значительных монографических исследований следует отметить труды В. И. Куфаева «Малолетние преступники» (1924), К. И. Сотонина «Очерк криминальной психологии» (1925), А. Я. Канторовича «Психология свидетельских показаний» (1925), С. В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926), М. Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927), Ю. Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928), А. Р. Лурия «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1928), А. Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза» (1929). На состоявшемся в 1930 г. I съезде по изучению поведения человека отмечена продуктивность развития юридической психологии и конструктивность ее институционализации (причем по оргформам, не имеющим в мире аналогов).
Считается, что в 1930–1950-х гг. исследования в области юридической психологии в силу партийных запретов и волн репрессий против психологии были прекращены. Однако современные историографические исследования свидетельствуют, что полного блокирования исследований не произошло, хотя нормальное развитие юридической психологии как системы знаний и их конструктивное массовое применение на практике было невозможно. Восстановление юридической психологии в 1960-е гг. началось прежде всего с отстаивания ее научно-предметного статуса (Ю. В. Ивашкин, М. С. Строгович, Л. М. Корнеева, С. С. Ордынский, А. В. Ярмоленко и др.); возобновились исследования по судебной и пенитенциарной психологии (А. Р. Ратинов, А. В. Дулов, И. К. Шахриманян, А. Г. Ковалев, А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков и др.). Именно преподавание этих разделов психологии началось в юридических вузах в 1965–1966 гг., а их проблемы обсуждались на одноименных секциях III и IY съездов Общества психологов СССР в 1968 и 1971 гг. и на научно-практических конференциях в 1971 и 1976 гг. Следствием реальной востребованности знаний по юридической психологии стали организация в 1968 г. во ВНИИ Прокуратуры СССР научно-исследовательского сектора (под руководством А. Р. Ратинова), а также введение в 1971 г. Госкомитетом по науке и технике при Совете Министров СССР в реестр научных специальностей специальность «Юридическая психология» под номером 13.00.06.
В 1970–1990-е гг. развитие юридической психологии шло путем переноса ее достижений из других отраслей психологии и уяснения ее специфики по важнейшим направлениям: методолого-теоретических основ, проблем правовой и превентивной психологии, криминальной, следственной и оперативно-розыскной психологии, судебной психологии и совершенствования судебно-психологической экспертизы, исправительно-трудовой (пенитенциарной) психологии, психологии управления в правоохранительных органах и психологического обеспечения правоохранительной деятельности. Социально-экономические и правовая реформы, происходящие в новейшей истории России, делают актуальной разработку таких проблем, как психология правотворчества и психологическая экспертиза законов (нормативных актов); средства формирования новой правовой ментальности; обеспечение законности, правопорядка и предупреждение преступности; психология гражданского судопроизводства и деятельности суда присяжных; психотехнологий в различных прикладных направлениях правоохранительной деятельности. Развитие в правоохранительных органах психологической службы требует разработки методолого-концептуальных и методических основ ее специфичной деятельности.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение юридической психологии как отрасли психологической науки, учебной дисциплины и психотехники. 2. Что является предметом и объектом изучения юридической психологии? 3. Каковы задачи юридической психологии? 4. Раскройте структуру (основные направления) юридической психологии. 5. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии? 6. Назовите принципы юридической психологии? 7. Каковы методы исследования юридической психологии? 8. С какими смежными психологическими и правовыми дисциплинами связана юридическая психология? 9. Назовите основные этапы становления и развития юридической психологии за рубежом и в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|