Рационального уровня познания
Мышление – это психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. В отличие от ощущения и восприятия мышление носит обобщенный характер, имеет дело с общими и существенными признаками предметов; отражает общие закономерности, общие связи и отношения предметов и явлений. В мышлении на основе информации, полученной с помощью ощущений и восприятия, делаются определенные теоретические и практические выводы. Из этого вытекает главная функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек не наблюдает, не воспринимает непосредственно. Оно дает возможность предвидеть ход событий, результаты действий. К мыслительным операциям относятся: 1. Анализ – это дробление, членение какого-то целого на части, выделение какой-либо стороны, отдельных частей, признаков предмета или явления действительности. 2. Синтез – это соединение частей, сторон, признаков предметов или явлений действительности в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, которые в единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Например, чтобы понять особенности какого-либо правового явления, юрист мысленно выделяет и анализирует его отдельные части, а потом представляет само явление в целом.
3. Сравнение – это нахождение тождества либо различий между предметами или явлениями действительности и их свойствами. Сравнивая преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и т. д., сотрудник правоохранительных органов глубже познает особенности данных предметов или явлений. Сравнение предметов и явлений всегда целенаправленно. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. 4. Классификация – это группировка объектов по существенным признакам. Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Наличие общего признака делает предметы сходными в каком-либо отношении. Так, например, могут классифицироваться несовершеннолетние преступники по половой принадлежности, по возрастному аспекту. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации. 5. Систематизация – это группировка предметов или явлений действительности по малосущественным признакам (по подгруппам, видам, разрядам). Систематизация выражается в расположении отдельных предметов, фактов, явлений в определенном порядке – пространственном, временном или логическом. Отсюда различается систематизация пространственная (например, выявление преступных групп несовершеннолетних в конкретной местности), хронологическая (например, расположение преступных событий в хронологическом порядке) и логическая (например, выдвижение следственных версий при осмотре места происшествия). 6. Абстрагирование (отвлечение) – это переход от чувственного отражения предметов или явлений действительности к выделению отдельных существенных в каком-либо отношении свойств. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным объектом мышления. Так, например, наблюдая, как движутся мимо нас люди, самолеты, машины, мы можем выделить в этих предметах один общий признак – движение – и мыслить о движении вообще. Благодаря абстрагированию у нас создаются отвлеченные понятия о длине, количестве, равенстве, числе, стоимости и т.д.
7. Конкретизация – это познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация выражается, во-первых, в приложении общего отвлеченного признака к единичным объектам (например, «белизну» мы можем отнести к снегу, к бумаге, к вате и т. д.); во-вторых, конкретизация выражается в раскрытии общего через менее общее и единичное (например, к фруктам мы относим яблоки, сливы, виноград; к мебели – столы, стулья, диваны, шкафы и т. д.). 8. Обобщение – это соединение сходных предметов по случайным или общим для них признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся у преступников -мужчин, женщин, несовершеннолетних - соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «преступник». Виды мышления: 1. Наглядно-образное мышление непосредственно связано с окружающей действительностью, а субъект познания при этом чаще всего прибегает к образному ее представлению. 2. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; оно представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. 3. Абстрактно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Особенно велика роль данного вида мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении вопросов гражданско-правового характера, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах. Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых споров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных вариантов, говорят о выраженном у него творческом мышлении, о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономерности и свойства явлений и предметов.
Многие вопросы, в разрешении которых принимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер. Все это, безусловно, не может не оказывать определенного влияния на характер мышления юриста. К основным качествам мышления следователя относятся следующие: 1) широта мышления - выражается, с одной стороны, в широкой познавательной деятельности следователя, охватывающей различные области профессиональной деятельности, а с другой – характеризуется всесторонним творческим подходом к изучаемым вопросам науки и практики; 2) глубина мышления - выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других вопросов не возникает; 3) самостоятельность мышления - характеризуется умением юриста выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей; 4) критичность - характеризуется умением сотрудника правоохранительных органов объективно оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы; 5) гибкость - характеризуется легкостью, свободой мысли при выборе способа решения новых задач, умением в случае необходимости мгновенно переключаться с одного способа решения на другой; 6) быстрота – это способность следователя быстро разобраться в сложной ситуации, обдумать и немедленно принять правильное решение. Мышление проявляется, когда в создавшейся проблемной ситуации возникает задача, не имеющая готового решения. Решение мыслительной задачи включает в себя следующие этапы: - 1 этап – нахождение задачи и ее формулирование, т. е. здесь осознается цель деятельности; формулируются вопросы, которые предстоит решить. В следственной практике этот этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела.
- 2 этап – выдвижение и анализ гипотез. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изучения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении. В это время на основе мысленного моделирования строятся гипотетические суждения, выдвигаются версии о возможном механизме происшедшего события, о возможно причастных к нему лицах и т. д. Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются. - 3 этап – определение путей, средств и методов решения мыслительной задачи. На данном этапе определяются направления поисков, а также способы решения частных задач, что обычно отражается в развернутом плане расследования по уголовному делу. - 4 этап – решение задачи. Решение познавательных задач по делу продолжается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предстоящей деятельности по делу, новую поступающую к нему информацию. В зависимости от различных следственных ситуаций следователь применяет те или иные тактические комбинации, своеобразную программу деятельности в виде определенной совокупности следственно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления. - 5 этап - проверка решения задачи, сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыслительный процесс завершается; если же нет – продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствующий поставленной задаче. Условиями успешного решения мыслительных задач являются успешное преодоление сложившихся мыслительных задач являются успешное преодоление сложившихся стереотипов, умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций, разнообразие и разнонаправленность знаний, ориентирующих мышление на новые подходы. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в своей деятельности. Американский психолог Дж. Менделл считает, что перенос идей в отдаленные области знания может быть «подхлестнут» с помощью сознательно выработанных приемов: 1. Свежий взгляд в необычных обстоятельствах. Представить данный объект в самой неожиданной обстановке. Тогда легче обнаружить не бросающиеся в глаза свойства объекта и тем самым преодолеть «инерционный эффект» мышления.
2. Установление принудительных взаимоотношений. Попытаться установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад. 3. Вопросы. Сущность этого приема в том, чтобы сформулировать как можно больше вопросов, относящихся к данному объекту, и постараться найти ответы на них. Например: может ли объект быть больше, меньше, шире? Ниже, выше? Можно ли его сжать? Можно ли к нему что-нибудь добавить? Отнять? Заменить? Переместить? Совместить? Вопросы могут быть и другого типа: каким образом это получилось? А что, если забраться внутрь? Для чего еще это годиться? На что похоже? Из каких частей состоит? Для чего используется? Какие проблемы решает? Какие проблемы создает? В чем принцип? Кому это нужно? 4. Отсрочка. Если задача не поддается решению, надо отложить ее и заняться чем-то другим. Спустя некоторое время, вернувшись к задаче, человек иногда сразу же видит решение. Полезно бывает возвращаться к трудной задаче каждый раз в новых условиях: в рабочем кабинете, на прогулке, в шумном или тихом месте и т.д. Ведь человек не знает заранее, в каких условиях его мозг наиболее продуктивен, узнать это можно, лишь приобретя некоторый опыт. 5. Фиксация. Очень важно всегда и везде иметь при себе средство для записи мелькнувшей мысли. Желательно фиксировать каждую идею, как только она придет в голову. В конце недели все эти записи рекомендуется переносить в тетрадь. И когда тетрадь будет заполнена, интуиция подскажет, что делать с идеями, обилие которых может оказываться поразительным. В последнее время широкое применение находят различные способы творческого решения задач, в том числе и групповые, например, мозговой штурм. В его основу положены следующие правила: 1) группа состоит из 7-10 человек, среди которых лишь некоторые сведущи в обсуждаемой проблеме, а остальные – люди другой профессиональной направленности; 2) любая критика запрещена. Запрещено также прерывать говорящего. Можно лишь хвалить и развивать идею оппонента ли предлагать свою; 3) участники должны находиться в состоянии физической и психической расслабленности, кресла располагаются по кругу. Все высказанные идеи фиксируются посредством магнитофона без указания авторства; 4) собранные таким образом идеи рассматриваются группой экспертов. Они отбирают среди них наиболее ценные. Важно помнить, что мыслит, думает не само по себе мышление, а человек, конкретный индивид, имеющий цели, интересы, потребности, обладающий определенными способностями. Всякое мышление – это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми. Поэтому развитие мышления тесно связано с развитием мотивационной и интеллектуальной сфер следователя, его воли, включением в решение трудных практических и теоретических задач. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше оттачивается словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Важно понимать разницу между языком и речью. Язык определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает в себя слова с их значениями, т.е. отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того какой образ представляет его в сознании, а также синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Основной единицей языка считается слово, которое имеет сложное строение. Детальный разбор строения слова (морфология) показывает, что перед нами сложная система кодов. Минимальное единицей устной речи является фонема (социально отработанные звуки), а письменной – графемы (графические знаки). Из фонем и графем строятся слова и предложения. В языке собраны величайшие жизненные ценности и опыт предшествующих поколений. Предметом психологического изучения является речь – процесс общения посредством языка, а раздел, изучающий этот процесс, называется психолингвистикой. В отличие от языка речь индивидуальна и является субъективным отражением данным человеком объективной реальности. Она обладает особенностями произношения, лексики и структуры предложений. По особенностям речи идентифицируется личность. Речь – процесс использования языка в целях общения людей. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с психикой, ни с его поведением. В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько своеобразных видов: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалогическая речь (непосредственное общение двух или нескольких человек) является самым древним видом речи. Тактически направленный диалог называется беседой. Монологическая речь развивалась на основе диалогической с увеличением количества материала, сообщаемого одним говорящим. Формами монологической речи являются доклад, рассказ, лекция, выступление и др. Требования к монологической речи более высокие (последовательность, доказательность, логичность изложения; темп, звучание, выразительность речи и т.п.). А.Ф. Кони рекомендовал лекторам письменно излагать выступление, для тренировки прочитывать кому-либо, затем заучивать. Следует подчеркнуть, что монологическая речь при выступлении перед аудиторией не приемлет чтения с листа. Мысль и ее речевое выражение у оратора должны как бы рождаться на глазах слушателя. Особенно данную рекомендацию необходимо учитывать юристу при выступлении в судах. Письменная речь появилась позже устной. Первый этап развития письменной речи получил название идеографического: смысл написанного выражается посредством рисунков. Затем возникло иероглифическое письмо, где иероглифы (знаки предметов) обозначают предметы или выражают целые мысли. Самым поздним видом письменной речи является алфабетическое письмо, изобретение которого приписывается древним финикийцам. Такое письмо тесно связано с устной речью, поскольку графема (буква) обозначает фонему (звук), в результате чего небольшим количеством графем можно письменно выразить любую мысль. С возникновением письма у человека стали вырабатываться новые психофизиологические механизмы: слова воспринимаются глазом, а воспроизводятся рукой в отличие от устной речи, где задействованы в основном слуховые анализаторы и речевой аппарат. Письменно-речевые навыки человека характеризуют совокупность двух признаков: признаки письменной речи (манера изложения текста, определяемая грамотность человека, словарным запасом, характером профессиональной деятельности и другими обстоятельствами) и признаки почерка (общие и частные). Здесь имеется в виду не криминалистическое исследование письма, а письменная речь как психологический феномен. Внутренняя речь направлена на общение не с другими людьми, а с самим собой, во внутренней речи протекает мышление. Под внутренней речью подразумевается переходный этап между мыслью и развернутой внешней речью. Отличительным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, беззвучность. Кроме того, в отличие от внешней внутренняя речь свернута, в ней остаются только ключевые слова, вокруг которых объединяются образы. Проговаривание же совпадает по структуре с внешней речью. Роль речи в психической жизни личности может быть раскрыта при анализе функций речи. Впервые в психологии функции речи выявил К. Бюлер. К таким функциям он отнес: экспрессивную (способность слова выражать переживания), импрессивную (способность воздействовать на реципиента), познавательную (высказывание истинности или ложности о явлениях). Уточнение функций речи продолжается и в настоящее время. Современные ученые выделяют, преимущественно, функции обозначения, коммуникации и обобщения. Обозначающая (лексическая) функция речи отличает речь человека от коммуникаций животных. Человеческое слово обозначает, называет предмет, действие, состояние и т.п. Звук, издаваемый животным, выражает состояние страха, голода или удовольствия, являясь для других особей данного вида определенным сигналом. Коммуникативная функция речи заключается в передаче знаний, отношений, чувств и направлена на контакты с другими людьми. Эта функция имеет три аспекта: информационный (передача знаний), выразительный (передача чувств и отношений), волеизъявительный (прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего). Функция обобщения (категориальная) связана с тем, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков. Культура речи – это такой набор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Есть немало примеров того, что интеллектуальные способности личности оценивались в связи с ее речевыми знаниями и умениями. Речевая культура обладает громадным творческим потенциалом, а поэтому овладение циклом предметов, включающих в себя логику, риторику, этику, важно для любого индивида, особенно если он обладает повышенной речевой ответственностью перед аудиторией. Древние спрашивали, откуда берутся взрослые люди, не умеющие связать воедино двух слов? И сами же отвечали: они берутся из детей, которых не научили в свое время речи логичной и яркой, убедительной и четкой, стройной и изящной. Следовательно, каждый человек, а тем более юрист должен уметь выражать свои мысли на профессиональном уровне, т.е. соблюдать речевые правила: 1. Точность речи – соответствие мыслям говорящего. По меткому выражению К. Федина «точность слова является не только требованиям здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла». 2. Правильность речи заключается в ее соответствии принятым языковым нормам, т.е. общепринятым правилам грамматики. Не случайно известный французский специалист по искусству речи Поль Л. Сопер предупреждал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни». В результате оратор теряет способность произносить живую, свободную, уверенную, непроизвольную, экспромтную речь и расплачивается за это тем, что слушатели начинают подозревать его в некомпетентности. 3. Ясность речи заключается в ее доходчивости, понятности для слушающего. Ясность речи достигается использованием общеупотребительных слов и выражений, взятых из обыденной речи. Использование общеупотребительных слов и выражений придает речи не только ясность, но и естественность, что повышает ее убедительность. 4. Богатство речи – разнообразие используемых в речи языковых средств (образы, риторические фигуры, тропы). 5. Чистота речи – отсутствие в речи слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. 6. Экспрессивность речи заключается в выразительности, образности, эмоциональности, отсутствии речевых штампов. Именно такая речь более всего поддерживает внимание и интерес слушателей, активизирует логическое и образное мышление, воображение, логическую и образную память. Можно сделать вывод, что речь каждого человека очень сложна в своих проявлениях. Она несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный неповторимый опыт и облик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|