Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебно-психологическая экспертиза




В уголовном процессе

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе – это исследование непатологических аномалий отдельных участников уголовного процесса, существенных для установления истины по расследуемому делу.

Назначение судебно-психологической экспертизы обязательно в следующих случаях:

1. При наличии данных об отставании в умственном развитии несовершеннолетнего, не связанном с душевным заболеванием (выясняется – могло ли лицо полностью осознавать значение совершаемых действий и руководить ими).

2. При возникновении сомнений в способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

3. При выяснении вопроса о том, могла ли потерпевшая от изнасилования в силу своего возраста и психического развития понимать характер и значение совершаемых с нею действий, могла ли она оказывать сопротивление.

4. В случаях, когда необходимо установить, было ли совершено конкретное преступное деяние в состоянии сильного душевного волнения – физиологического аффекта.

Рассмотрим более подробно данные виды экспертиз.

Практические работники правоохранительных органов по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший преступление, проявляет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям. Основная задача судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

Полное осознание человеком значения своих действий включает в себя правильное понимание объективного содержания собственного поведения, целей совершаемых действий, предвидение их прямых и косвенных результатов, оценку своего поведения с точки зрения действующих правовых норм и общепринятой морали. Способность руководить своими действиями выражается в свободном выборе, как целей действий, так и способов их достижения. Выбор действий всегда неразрывно связан с мотивами поведения человека, так как достижение цели – звено в цепи, ведущей к реализации мотивов и удовлетворению потребностей. Поэтому способность полностью осознавать значение своих действий и руководить ими приобретается человеком по достижении относительно высокого уровня интеллектуальной и личностной зрелости и является в одно и то же время результатом психического развития и показателем его состояния.

Перед судебно-психологической экспертизой данного вида ставятся следующие задачи:

1. Определить уровень интеллектуального развития и уровень эмоционально-волевой сферы подэкспертного.

2. Определить индивидуально-типологические особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела.

3. Определить, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных им действий, а также способен ли он был регулировать свою деятельность в процессе правонарушения.

На рассмотрение данного вида экспертизы выносятся следующие вопросы:

1. Каковы интеллектуальные и индивидуально-психологические характеристики подростка?

2. Учитывая особенности его психического развития, мог ли он полностью осознавать значение совершаемых им действий?

3. Каковы особенности психического состояния подэкспертного в период инкриминируемых ему действий?

4. Учитывая особенности психического развития подэкспертного и особенности его психического состояния, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Статья 196 УПК РФ предусматривает обязательное проведение экспертизы для определения физического или психического состояния свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Почвой для сомнений подобного рода чаще всего служат:

1. Данные о малолетнем возрасте свидетеля.

2. Данные о низком уровне интеллектуального развития свидетеля.

3. Данные о недостаточном овладении свидетелем активной речью.

Сомнения в способности свидетеля правильно воспринимать важные для дела обстоятельства могут быть основаны на оценке:

1) условий восприятия (например, быстротечность событий);

2) внутреннего состояния воспринимавшего события лица (например, эмоциональной напряженности, аффекта и т.д.);

3) сведений о возможном влиянии на свидетеля лиц, заинтересованных в исходе дела;

4) противоречивости показаний, данных в разное время;

5) принципиальном несовпадении содержания показаний с другими материалами дела;

6) особом содержании воспринимаемых событий (например, способность дошкольника, бывшего очевидцем убийства, понимать смысл, содержание ситуации, т. е. то, что произошло именно убийство).

Выделяются три типа задач судебно-психологической экспертизы этого вида:

1. Установление способности правильно воспринимать отдельные факты или внешнюю сторону события (главная роль здесь принадлежит исследованию особенностей чувственной стороны познавательных процессов испытуемого).

2. Установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий, т. е. понимать их (предполагает получение данных об уровне развития и о качествах мышления испытуемого, его памяти, индивидуальном жизненном опыте, запасе знаний, интересах).

3. Установление влияний условий восприятия на способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (требуется исследование психических свойств испытуемого, а также данных, характеризующих разнообразные явления, составляющие условия восприятия предметов или событий).

На разрешение судебно-психологической экспертизы данного вида выносятся следующие вопросы:

1. Каковы индивидуальные особенности познавательной деятельности свидетеля?

2. Имеются ли у свидетеля психологические особенности, снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания?

3. Каково было психическое состояние свидетеля в момент восприятия события или предметов (указать каких)?

4. Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно воспринимать?

5. Учитывая психологические особенности свидетеля, может ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах?

6. Учитывая уровень психического развития свидетеля и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?

Судебно-психологическая экспертиза потерпевшей может назначаться при расследовании уголовных дел об изнасиловании.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 года №4 «О судебной практике по делам об изнасиловании» разъясняет, что при изнасиловании умыслом виновного охватывается как конечная цель преступления – половое сношение с женщиной вопреки ее воле и согласию, так и действия по достижению этой цели с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Изнасилование следует признавать совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей в тех случаях, когда она в силу своего физического или психического состояния (малолетний возраст, физические недостатки, расстройства душевной деятельности, иное болезненное либо бессознательное состояние и т. п.) не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказывать сопротивление виновному.

Таким образом, существуют два критерия определения беспомощного состояния:

1 критерий – юридический – неспособность потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с нею действий, неспособность оказывать сопротивление.

Понимание характера действий виновного – это осведомленность в вопросах сексуальных отношений между мужчиной и женщиной и умение выделить, узнать в поведении человека противоположного пола сексуально окрашенные элементы.

Понимание значения действий виновного – это способность улавливать внутреннее содержание ситуации, т. е.:

а) умение разгадать истинные намерения виновного, соотнести их со своими собственными намерениями;

б) умение дать перспективную оценку развития ситуации, ее возможных последствий;

в) способность оценить поведение виновного, свое собственное поведение и ситуацию в целом с точки зрения морально-нравственных и правовых норм.

Отсутствие понимания человеком внутреннего содержания события, в которое он вольно или невольно включен, практически исключает возможность поведения, последовательно адекватного этой ситуации.

Непонимание значения совершаемых действий в данном случае неизбежно приводит к тому, что потерпевшая не может сознательно оказывать сопротивление.

2 критерий – психологический – это степень понимания потерпевшей значения события и мера произвольности ее поведения.

Степень понимания потерпевшей значения события зависит от уровня ее психического развития и характерологических особенностей.

У потерпевшей в момент нападения, внезапной угрозы ее жизни, здоровью, достоинству может возникнуть состояние аффекта страха. Аффект страха может существенно изменить поведение потерпевшей в момент совершения против нее противоправных действий, так как для этого состояния свойственно преобладание процессов торможения в центральной нервной системе и – как следствие этого – пассивные защитные формы реагирования на экстремальные условия и конфликтную ситуацию. Наличие аффекта страха может быть истолковано как состояние, значительно снижающее способность понимать характер и значение совершаемых действий и влияющее на меру произвольности поведения потерпевшей.

Основаниями для назначения данной судебно-психологической экспертизы могут быть:

1. Малолетний (до 14 лет) или несовершеннолетний (от 14 до 18 лет) возраст потерпевшей.

2. Сведения о провоцирующем поведении потерпевшей в допреступный период.

3. Непоследовательность и противоречивость показаний потерпевшей.

4. Сведения о пассивном, неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствии явного насилия и угроз со стороны виновного.

На разрешение судебно-психологической экспертизы данного вида рекомендуется ставить следующие вопросы:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий?

2. Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

3. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая до, во время и после совершения в отношении нее противоправных действий, какова динамика развития этих состояний?

4. Могла ли потерпевшая, с учетом ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопросы, оказывать сопротивление?

Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта и других эмоциональных состояния проводится по делам о преступлениях, когда имеются основания полагать, что убийство или иной насильственное преступление совершено в состоянии физиологического аффекта или ином конфликтном эмоциональном состоянии, возникшем в результате безнравственных и противоправных действий потерпевшего (его виктимного поведения), под давлением других внешних обстоятельств.

Поводом для назначения этой экспертизы являются выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого признаки необычного психического состояния или поведения обвиняемого во время инкриминируемого ему деяния: взрывной характер эмоционально-поведенческих реакций обвиняемого, интенсивность эмоциональных процессов, частичное ослабление сознательного и волевого контроля за своими действиями, неадекватность реакций на раздражители, неполнота восприятия происходящего, частичное запамятование обстоятельств расследуемого события, изменения в деятельности вегетативной нервной системы (побледнение, покраснение лица, дрожание пальцев рук и т.д.), временное нарушение речи и т.п.

Психологическое исследование относительно эмоционального состояния субъекта на момент совершения инкриминируемых действий включает в себя:

1. Ретроспективный анализ психического состояния, который основан на системе диагностических признаков, отражающих свойственную данному эмоциональному состоянию характеристику.

2. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности.

3. Изучение ситуации, способствующей появлению и провоцирующей возникновение данного эмоционального состояния.

На разрешение данного вида судебно-психологической экспертизы выносятся следующие вопросы:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности подозреваемого (обвиняемого)?

2. Как выявленные личностные характеристики могли повлиять на особенности поведения подэкспертного в исследуемой ситуации?

3. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в момент совершения преступления, какова динамика развития этого состояния?

4. Находился ли подэкспертный в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?

5. Учитывая особенности эмоционального состоянии подэкспертного, в какой мере он мог осознавать значение своих действий и руководить своим поведением?

При установлении судебно-психологической экспертизой других эмоциональных состояний (например, фрустрации, посттравматического стрессового состояния и т.п.) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы, чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияния на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы задачи, предмет и объект судебно-психологической экспертизы?

2. Какова компетенция судебно-психологической экспертизы?

3. Назовете правовые основы назначения СПЭ и этапы ее проведения.

4. Какие существуют виды судебно-психологической экспертизы?

5. Каковы поводы для назначения СПЭ?

6. В чем заключается компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве?

7. Какие виды СПЭ используются при разрешении гражданско-правовых споров?

8. В чем заключается компетенция судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе?

9. Какие виды СПЭ в уголовном процессе вы знаете?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...