Профессиональной деятельности юриста
В своей основе организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста направлена на создание оптимальных условий для осуществления всех остальных компонентов деятельности правоохранительных органов. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста включает в себя два аспекта: организация своего труда и организация и управление деятельностью других лиц. Работа следователя, будучи одной из наиболее сложных, требует высокой ответственности, гражданского мужества, неподкупности, способности оптимально действовать в самых неблагоприятных ситуациях, огромного психического и физического напряжения. Поэтому для повышения эффективности следственной работы необходима научная организация труда следователя. Научная организация труда (НОТ) следователя в теоретическом плане есть система знаний об оптимальном соотношении между методами и условиями труда следователя, призванная обеспечить его эффективность, совершенствование, а также профессиональное и нравственное развитие следователя. В практическом плане научная организация труда следователя - это реализация указанных знаний. Эта система обусловлена требованиями норм уголовно-процессуального права, положениями и рекомендациями психологии и криминалистики. Как известно, работа следователя по расследованию преступлений должна осуществляться в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона. Анализ этих норм показывает, что они часто сформулированы в закон с учетом ряда теоретических положений НОТ. Например, согласно ст. 127 УПК, следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Очевидно, что здесь учитывается характерное для НОТ положение - о рациональном разделении труда, благодаря чему работа следователя и сотрудников органов дознания становится наиболее, эффективной.
Действующий закон содержит много подобных норм, являющихся результатом обобщение многолетней практики следственной работы и призванных содействовать не только установлению истины, но также экономии сил и времени следователя. Инструкции по НОТ существенно дополняют собой рекомендации по криминалистической технике, следственной тактике и методике расследования преступлений. Создание необходимых материальных условий для работы следователя, оптимизация использования времени и режима труда Условия работы следователей дифференцируются на внешние (служебный кабинет, канцелярское обслуживание, обеспеченность связью, транспортом и т.д.) и внутренние, «микроклимат коллектива», т. е. межличностные отношения внутри следственного подразделения. Рассмотрим вначале внешние условия. Основную часть работы следователь выполняет в своем кабинете. В нем нужно создать такую обстановку, чтобы было удобно: изучать документы (уголовные дела, жалобы, приказы и пр.), а также нормативно-правовые акты; принимать вызванных лиц (проводить допросы и некоторые иные следственные действия), вести телефонные переговоры; исследовать вещественные доказательства; тщательно анализировать уголовные дела. При оборудовании кабинета важно учитывать необходимость сохранения тайны следствия. Кабинет следователя должен быть достаточно официальным и представительным. Для следователя существенно то впечатление, которое производит он сам и окружающая его обстановка, иначе, трудно работать, успешно осуществлять воспитательную функцию. А.С. Макаренко однажды остроумно заметил, что если хотим человека научить культурно есть, - это необходимо делать на белой скатерти.
Кабинет следователя должен иметь строгую и удобную мебель, полностью отвечать требованиям эргономики, т. е. быть достаточно просторным, правильно окрашенным и освещенным; в нем должна поддерживаться оптимальная температура (от + 18 до 24°С). Кроме того, рабочее место необходимо оснастить средствами современной оргтехники: пишущей машинкой, персональным компьютером, внутренним переговорным устройством, телефоном с определителем номера и автоответчиком. Следователь, неумело организующий свой труд, теряет много сил и. рабочего времени на поиск справочных сведений, в том числе адресов и номеров телефонов экспертных учреждений, больниц, предприятий, расписания движения самолетов и поездов. Поэтому оснащение служебного кабинета следователя должно включать необходимые справочные материалы (кодексы, желательно комментированные, иные правовые акты, включая действующие приказы и инструкции, и др.). Поскольку уголовно-процессуальные документы органов прокуратуры и внутренних дел должны быть написаны на безукоризненном русском языке, следователю необходимы словари и справочники по русскому языку. По многим делам приходится выяснять события далекого прошлого, поэтому у следователя должен быть не только календарь на текущий год, но также многолетний календарь или календари за несколько прошлых лет. Особого внимания заслуживает телефонная книга. Кроме общей книги по городу, у следователя должен быть специальный телефонный справочник с наиболее часто требующимися сведениями о телефонных номерах. В научной организации труда следователя очень важен правильный учет фактора времени. Следует отметить, что из общего числа статей УПК, регламентирующих предварительное следствие, - примерно 37% статей содержат положения, касающиеся фактора времени. Попробуем обобщить предписания на этот счет уголовно-правового закона. Во-первых, закон определяет максимальные сроки проведения наиболее существенных видов следственной работы. Во-вторых, закон предписывает тотчас произвести те действия, которые не терпят отлагательства, например, немедленно приступить к производству следствия по возбужденному делу. В-третьих, закон предусматривает одновременное производство некоторых действий в целях их более высокой экономичности во времени, например, одновременное производство обыска и наложения ареста на имущество обыскиваемого.
Расследование сложного дела в установленные законом сроки почти всегда связано с необходимостью выполнять большой объем работы. Особенно больших усилий требует одновременное расследование нескольких уголовных дел. Поэтому следователи зачастую работают с перегрузками, в том числе во внеурочное время. Сказанное убеждает в необходимости наиболее рационального использования времени, оптимального распределения его между различными действиями следователя. При этом надо иметь в виду потребность в некотором резерве времени, наличие которого является одним из условий обеспечения ритмичности работы, приносящей наилучшие результаты. Любая работа рано или поздно утомляет. Утомление может быть даже приятным, но переутомление всегда нежелательно, поскольку часто вызывает раздражительность, повышенную возбудимость, вялость, головные боли, порой бессонницу и, в конечном счете, снижение работоспособности. У человека, постоянно работающего с перегрузками, не исключено сужение круга интересов, обеднение интеллекта, своего рода «отставание от жизни». Избежать этого в следственной работе можно путем рационализации использования следователем соответствующего бюджета времени. К рекомендациям рационального использования рабочего времени относятся: Совет первый. Перед началом любой работы следует уяснить, нужна ли она, какие цели преследует и должен ли ее выполнять сам следователь, не целесообразно ли ее поручить другим исполнителям, например, техническую - секретарю, а применение научно-технических средств - специалисту-криминалисту. Совет второй. Если следователь не относится к разряду исключительных специалистов, ему можно рекомендовать не жалеть усилий на подготовку того или иного мероприятия (определить средства и методы, последовательность выполнения трудовых операций, необходимых помощников, уяснить цели предстоящей работы и т. д.). Такая подготовка полностью окупает затраченное на нее время и вселяет уверенность в успехе дела.
Совет третий. С целью экономии времени при пользовании телефоном: расположить телефонный аппарат так, чтобы к нему не надо было подходить; иметь достаточно полный телефонно-справочный материал (телефонную книгу, записные книжки); сообщать номер своего служебного телефона только в случаях, когда это действительно необходимо; прекращать разговор немедленно после решения вопроса, явившегося поводом для телефонного звонка; выключать телефон при выполнении наиболее важной работы, например, на время допроса. Совет четвертый. По мере необходимости выполнять работу с применением технических средств, магнитофона, копировального аппарата, персонального компьютера, в совершенстве овладев этими средствами оргтехники. Совет пятый. При решении стандартных мыслительных задач пользоваться соответствующими памятками и схемами. Например, при всем разнообразии обстоятельств уголовных дел доклады о них прокурору или начальнику следственного отдела могут осуществляться по схеме: основание к возбуждению уголовного дела; установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства; существо показаний подозреваемых или обвиняемых; возникшие трудности и сомнения; необходимая помощь. Результативность организации следственной работы в значительной мере зависит от правильного режима труда следствия. Разработка оптимального режима труда и отдыха основывается на учете динамики работоспособности, которой присущи три, фазы. Первая - «врабатывание», т. е. перенастройка физиологических функций в процессе перехода предшествующих видов активности к производственной деятельности. За нею следует так называемое «устойчивое рабочее состояние», при котором трудовая деятельность человека отличается наивысшей продуктивностью и устойчивостью (надежностью). Третья фаза - «развивающегося утомления» - характеризуется снижением работоспособности. При этом внимание рассеивается, увеличивается число ошибок, нередко появляется ощущение голода. Если вслед за этим наступает обеденный перерыв, после него указанные фазы повторяются, с той лишь разницей, что и «врабатывание», и «устойчивое рабочее состояние», как правило, длятся несколько меньше, чем до обеда. Правильный режим труда и отдыха не надо понимать чересчур упрощенно. Известно, что многие следователи плодотворно работают в течение всего рабочего дня. Это зависит и от воли, и от стимулов, и от многолетней привычки к систематизированному труду. Учет динамики трудоспособности помогает распределить этапы предстоящей работы так, чтобы наиболее напряженные из них приходились на фазу «устойчивого рабочего состояния».
Как показывает практика, при большой нагрузке следователи обычно непрерывно работают в течение многих часов, не оставляя времени даже для кратковременного отдыха, такой режим неприемлем, поскольку эффективность труда при этом только снижается. На самочувствие следователя положительное влияние оказывают микропаузы, 5-10-минутные перерывы. Частоту и продолжительность микропауз целесообразно устанавливать исходя из вида работы. Если работа разнообразна, например, допрос сменяется составлением постановления о назначении экспертизы, затем следует поездка в какое-либо учреждение, причем смена видов деятельности сама по себе облегчает труд, перерывы для отдыха могут быть реже и короче. Наоборот, при однообразной работе, утомляющей в большей степени, микропаузы нужно делать чаще. Научными исследованиями установлена прямая связь между обстановкой, в которой работает человек, и эффективностью его труда. Коллектив, в котором рабочая атмосфера характеризуется не только разумной, справедливой требовательностью, строгим, постоянным контролем над исполнением заданий, но также дружбой, доверием, взаимопомощью, вниманием и повседневной заботой о каждом сотруднике, вне зависимости от его служебного положения, добивается наилучших показателей в труде. Обеспечивая оптимальный психологический климат в коллективе следователей, необходимо учитывать специфику следственной работы. Во-первых, следственная работа - это, прежде всего, вид государственной службы. Во-вторых, она имеет правовую регламентацию. В-третьих, как правило, расследование происходит в такой обстановке, когда следователю приходится преодолевать противодействие заинтересованных лиц, прежде всего обвиняемого и его близких. В-четвертых, деятельности следователя присущи властные полномочия. Умение разумно, законно пользоваться этой властью - важнейшее требование, предъявляемое к следователю. B-пятых, следственная работа связана с необходимостью сохранения служебной тайны. В силу уголовно-процессуального закона все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно. Этим в большой мере обусловлены высокая ответственность следователя и связанное с этим напряжение в работе. Смягчению напряжения может существенно способствовать налаживание правильных взаимоотношений между следователем и его коллегами. В каждом коллективе, осуществляющем функции предварительного следствия, существуют формальные и неформальные отношения между сотрудниками. Первые регулируются законом, иными нормативными актами, в том числе правилами служебного распорядка. Неформальные отношения сотрудников обусловлены общностью взглядов, привычек, личными симпатиями и антипатиями, особенностями проведения свободного времени. Большое значение для формирования правильных взаимоотношений между членами трудового коллектива имеет служебная этика, соблюдение которой является одним из необходимых предпосылок высокой работоспособности коллектива. Этому в значительной мере способствует неукоснительное соблюдение правил вежливости. Официальный характер соответствующего учреждения требует, чтобы его сотрудники по крайней мере, в присутствии посторонних были предельно корректны в обращении друг с другом. Называть коллег следует по имени, отчеству, обращаясь к ним «на вы». Заметив Оплошность товарища по работе при производстве того или иного следственного действия, надо сделать ему подсказку, по возможности не привлекая к этому внимания присутствующих. Нельзя входить в кабинет следователя во время допроса или иного следственного действия. Недопустимо знакомиться с материалами уголовных дел, находящихся в производстве того или иного следователя, без его разрешения. Рекомендуется уделять пристальное внимание факторам, сплачивающим трудовой коллектив. Сам факт совместной работы во имя общего дела, порой в одном помещении, сближает людей, способствует установлению дружеских отношений. При этом формируются общие ценности и неписаные нормы, образующие своеобразную культуру коллектива. Весьма ценится помощь, оказываемая коллеге, особенно в критических ситуациях. Своеобразным индикатором психологического климата в коллективе является возможность получения нужных советов. Следственная практика настолько сложна, что подчас даже самый опытный следователь не в состоянии самостоятельно принять правильное решение. В таких случаях необходимы коллективные обсуждения. Их результативность зависит от состава участников и системы организации обсуждений. Оптимальная численность дискуссионных групп - примерно пять человек. Обсуждение может осуществляться в форме «мозговой атаки», которая позволяет «освободить мысли от оков». При организации такого «штурма» собирают несколько человек, которые могут дать полезные советы. Один из них кратко объясняет ситуацию и ставит задачу. Затем также кратко каждый участник обсуждения излагает свое мнение, вносит то или иное предложение. Обилие мыслей, соображений, фантазии - главное, что требуется от собравшихся. Все высказывания фиксируются для последующей обработки. Идеи классифицируются, устанавливаются связи между ними, уясняются внесенные предложения. Оцениваются возможный исход, степень риска. Отбираются наиболее заманчивые идеи, сопоставляются различные предложения. Наконец, готовятся варианты решений. Данный метод может помочь раскрыть преступление в случае, когда расследование зашло в тупик. Подобные обсуждения уголовных дел важны и в плане повышения профессионального мастерства следователей. В процессе споров рождаются новые идеи, способствующие интеллектуальному росту участников обсуждений, усиливается сплоченность коллектива. Принятые таким образом решения обычно оказываются наиболее правильными. Для достижения успеха при осуществлении «мозговой атаки» можно рекомендовать следующее: -к началу организации обсуждения иметь четкую цель; -заранее проинформировать участников обсуждения о времени совещания и вопросах, выносимых на обсуждение; -ориентировочно определить продолжительность обсуждения (в этом случае, как показывает опыт, выступающие говорят более кратко); -председательствующему вежливо, недостаточно настойчиво пресекать выступления, повторяющие уже высказанное, исключая из дальнейшего обсуждения те положения, которые ранее признаны правильными; следить, чтобы выступающие не отклонялись от темы обсуждения, так как замечено, что одним из основных недостатков такого рода обсуждений является «потеря цели» спорящими; - по окончании обсуждения подвести итоги, сформулировать выводы, к которым пришли участники обсуждения. Созданию благоприятного психологического климата не препятствуют разногласия и споры между членами коллектива. Более; того, они часто идут на пользу дела, дают полезную разрядку спорящим. Как утверждают медики, долго сдерживаемое напряжение вредно. Оно может стать причиной болезненных расстройств. Недаром древние утверждали: «Закупоренный гнев способен разорвать бутылку». Однако спорить нужно по разумным правилам, иначе споры превращаются в конфликты, Недопустимо переносить служебные разногласия на личные отношения, спешить с обобщениями, тем более касающимися личности оппонента. Восточная мудрость гласит: «Рана от копья поддается лечению, но ранение, причиненное словом, неизлечимо». При осуществлении своей профессиональной деятельности следователь должен принимать решения, которые в большинстве случаев являются решениями управленческого характера. Эффективность управления и организации деятельности других лиц во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности следователя, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации деятельности других лиц в ходе расследования преступления. На стадии подготовки управленческого решения следователем проводится анализ ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения им осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль над ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности следователя является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Виды управленческих решений: 1. По принадлежности к функциональному звену: конструкторские, технологические, плановые, организационные. 2. По сложности принятия: стереотипные (на основе навыка, опыта, традиции) и творческие. 3. По срокам действия: постоянные (о технике безопасности), длительного действия (должностная инструкция), периодические (ежеквартальные), краткосрочные (диспетчирование), разовые (о премировании). 4. По форме: письменные и устные. 5. По содержанию: производственные, социально-политические, экономические, организационные, технические. 6. По возможности автоматизации: программируемые (связаны с большим объемом информации); поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация – в рамках частных задач); принимаемые на основе только логического обоснования; неисследованные (на основе интуиции и опыта работы). Чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, следователь должен соблюдать все требования, предъявляемые к управленческим решениям: 1. Единство целей. Для удовлетворения этому требованию при разработке и принятии решения должно обеспечиваться условие его непротиворечивости ранее принятым целям. 2. Научная обоснованность и правомочность. Заключается в обеспечении соответствия прав и обязанностей органов принятия решения. Научная обоснованность состоит в том, что каждое управленческое решение должно быть обязательно аргументировано и обосновано. Аргументы должны по возможности носить формализованный характер (статистические, экономические и другие данные). 3. Ясность формулировок – ориентация на конкретного исполнителя. 4. Краткость формулировок принятого решения. Выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем. 5. Своевременность и оперативность принятия решения, повышающие ценность принятого решения. 6. Объективность. Следователь не должен игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: 1) метод, основанный на интуиции следователя, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение; 2) метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда следователь, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт; 3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств. Проблема выбора следователем решения одна из важнейших. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим следователем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Поскольку следователь имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы (органы дознания, экспертные службы и т.д.) и подлежат контролю над их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения. Серьезное влияние на процедуру принятия управленческих решений оказывает стиль руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарный стиль связан с чрезмерным повышением роли руководителя. Последний обычно сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и не учитывать мнения других людей. Налицо постоянно повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативность и самостоятельность. Управленческие решения обычно оформляются в виде приказов, указаний, постановлений, единоличных распоряжений, подлежащих безусловному выполнению. Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений. На стадии разработки решения руководитель допускает коллективное обсуждение возможных альтернатив, оптимальных путей достижения поставленных целей, считается с мнением других лиц, участвующих в выработке решения. Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов группы, предоставляя последним самим решать свои проблемы. Либеральный стиль принятия решения характеризуется самоотстранением от принятия решения с фактической уступкой функций управления неформальному лидеру. На процесс принятия решений влияют личностные качества руководителя. Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего, следует отметить качества, отражающие функционально-ролевые требования к руководителю, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе правоохранительного органа, умение руководить и др.). Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами и др.). Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя органа правопорядка (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.). Опрошенные также назвали качества, которые, по их мнению, являются противопоказаниями к занятию руководящей должности: отсутствие управленческой подготовленности и профессиональная некомпетентность; высокомерие; грубость и хамство; эгоизм; беспринципность в работе; нерешительность; подобострастие перед вышестоящими начальниками; незнание подчиненных; злоупотребление властными полномочиями и правами; мелочная требовательность и придирчивость. Можно говорить о психологическом потенциале руководителя органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации управленческих функций. Структурно такой психологический потенциал руководителя образуется из: 1) индивидуальной управленческой концепции; 2) управленческой подготовленности; 3) морально-психологических качеств; 4) познавательных и интеллектуальных качеств; 5) управленческих способностей; 6) эмоционально-волевых качеств; 7) коммуникативных качеств. Индивидуальная управленческая концепция руководителя органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных управленческих проблем, способов воздействия на подчиненных, трудностей в организации деятельности работников и личного труда. В сформированном виде она раскрывает личностный смысл деятельности руководителя, оказывает влияние на мотивацию управленческого труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей. 2. Управленческая подготовленность включает в себя знания, навыки и умения, позволяющие эффективно решать различные управленческие задачи. Важным элементом ее является психологическая подготовленность, направленная на совершенствование работы с личным составом, эффективное взаимодействие с подчиненными, бесконфликтное воздействие на их поведение и обеспечение формирования руководителем благоприятного управленческого климата в организации. 3. Морально-психологические качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения руководителя органа правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, управленческой этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения сотрудника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т.д. 4. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют руководителю получить достаточную информацию о специфике функционирования органа правопорядка, складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности сотрудника и конкретного профессионального коллектива. Профессиональная память руководителя на лица, внешность человека, числа (например, даты рождения), имена, отчества, фамилии и т.д. позволяют эффективно общаться с подчиненными, формируют у них благоприятное отношение к нему. Продуктивное мышление руководителя характеризуется такими качествами, как гибкость, широта, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др. 5. Управленческие способности, К числу основных относятся организаторские и педагогические способности руководителя правоохранительного органа. Организаторские способности руководителя правоохранительного органа включают в себя умения: познавать самого себя; познавать людей по неполным данным; устанавливать и поддерживать психологический контакт с окружающими людьми; изучать людей в их повседневной деятельности; оказывать на людей управляющее воздействие; пользоваться властными полномочиями и др. В содержание педагогических способностей обычно включают: педагогический такт; психологическую наблюдательность; интерес к работе с людьми; умение проектировать личность подчиненного, видеть перспективы ее развития; умение объективно оценивать уровень обученности и воспитанности подчиненных; умение мастерски владеть речью и др. 6. Эмоционально-волевые качества. Работа руководителя связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Среди стресс-факторов, связанных с деятельностью руководителя, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность руководителя; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение руководителем несоответствия между тем, что должен, что хотел бы, и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; угрозу авторитету руководителя; недостаток обратной информации о деятельности подчиненных; неудовлетворительные отношения с вышестоящим начальством и подчиненными; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др. Основное правило преодоления стресса заключается в умении руководителя преодолевать неприятности, не относиться к ним пассивно, одновременно не впадая в озлобленность, обвинение других и не накапливая примеры несправедливости судьбы. Реакция на стресс должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя руководителю поддаваться первому эмоциональному импульсу, следует быть выдержанным и хладнокровным, смотреть на окружающий мир реалистично и так же реалистично действовать. Руководителю следует обращать внимание на развитие у себя таких эмоционально-волевых качеств, как решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность; выдержка, выносливость, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах и др. 7. Коммуникативные качества. Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия руководителя с сотрудниками: организованность; уверенность; независимость; скромность; установка на сотрудничество с подчиненными; готовность к помощи; сочувствие; обязательность; владение техникой общения; чуткость; отзывчивость; заботливость; справедливость; искренность в общении; активность в совместной деятельности; общительность; последовательность; тактичность. Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества: скептицизм; застенчивость; покорность; сверхконформность; переоценка своих возможностей; агрессивность; стремление к доминированию; самодовольство; обособленность; вспыльчивость; обидчивость; недоверчивость; подозрительность; робость; грубость; снисходительность; замкнутость; скрытность. Проявление коммуникативных качеств руководителем связано с теми или иными качествами подчиненных. Для сотрудников с повышенным уровнем притязаний, стремлением к доминированию, высокой самооценкой более подходят отношения партнерства и ненавязчивого влияния. Для тех работников, кто обнаруживает явно завышенные (порой необоснованные) притязания, агрессивность, снисходительное отношение к сослуживцам, лучше избрать тактику удержания на расстоянии и формирования преимущественно официальных взаимоотношений. Рассмотренные качества необходимо изучать при оценке соответствия руководителя занимаемой должности, при индивидуальной работе с ним, при его подготовке в образовательных учреждениях, при отборе кандидатов на вакантные должности, при зачислении перспективных работников в резерв на занятие должностей руководителей.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятия «психология профессиональной деятельности юриста». 2. Какие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста вы знаете? 3. Назовите основные компоненты психологической структуры профессиональной деятельности юриста. 4. Определите общие психологические требования к юристам. 5. Раскройте суть основных факторов профессиональной пригодности юриста. 6. Как проявляется познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста? 7. Какие особенности следственного познания вы можете назвать? В чем смысл этих особенностей? 8. Как проявляются эвристические способности следователя? 9. Охарактеризуйте коммуникативную подструктуру профессиональной деятельности следователя. 10. Назовите приемы оптимизации перцептивной и коммуникативной сторон общения. 11. Обозначьте приемы улучшения взаимодействия с собеседником и воздействия на него. 12. Как проявляется организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|