Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты законодательной процедуры




ГЛАВА II

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ИНДИЙСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ

(Мишин А.А. Парламент республики Индия. – М.: Изд-во МГУ, 1961. – С. 34-61)

 

Основные черты законодательной процедуры

Парламент Индии по всем входящим в его компетенции вопросам принимает различного рода акты, процедура прохождения которых через палаты регулируется конституцией, правилами процедуры, прецедентами и многочисленными конституционными соглашениями.

Из парламента исходят два вида документов — билли и резолюции. Билли — это законопроекты, которые по утверждении их главой государства становятся законодательными актами. Законодательная практика Индии различает следующие виды биллей.

Правительственные билли—это законопроекты, которые вносятся в парламент от имени правительства. Они составляют основную часть биллей, находящихся в производстве парламента,

Частные билли—это законопроекты вносимые отдельными депутатами.

Финансовые билля согласно ст. 110 Конституциипредставляют собой законопроекты, затрагивающие какие-либо финансовые вопросы, а именно: установление, изменение, уменьшение налогов или освобождение от них; займы, предпринимаемые правительством Индии, дача финансовых обязательств, хранение консолидированного или непредвиденного фонда Индии, внесение в эти фонды каких-либо Консолидированный фонд Индии складывается из всех доходов, поступающих на счет правительства из любых источников (С. 34-35). Платежи из этого фонда производятся от имени правительства и только на основании акта об ассигнованиях, принятого парламентом.

Непредвиденный фонд Индии, то есть фонд чрезвычайных расходов, сумм или выдача денег из этих фондов и т. д. Финансовым признается также всякий билль, содержащий в себе положение, «сопутствующее каким-либо вопросам, упоминаемым в подпунктах от (а) до (f) ст.110».

В том случае, если возникает вопрос о принадлежности того или иного билля к разряду финансовых, окончательное решение выносятся спикером Народной палаты. Наряду с биллями парламент принимает также резолюции, которые в основном не носят нормативного характера, а лишь выряжают мнение парламента по тому или иному вопросу. Такая резолюция может быть внесена любым членам парламента, но вопрос о ее рассмотрении, точнее, о принятии ее к рассмотрению, окончательно решается спикером.

Особую группу составляют резолюции, касающиеся парламентской процедуры. Дело заключается в том, что порядок деятельности парламента регулируется правилами процедуры и постоянными приказами, которые принимаются в виде резолюций палат. Эти резолюции носят нормативный характер, так как они устанавливают государственно-правовые нормы, предписывающие определенный порядок ведения парламентских дел. Интересно отметить, что если принятый в этом порядке постоянный приказ или правило процедуры нарушают какое-либо постановление конституции, включая «возглашенные ею основные права, то суды могут принять этот приказ или правило противоречащими конституции и аннулировать их.

Таким образом, указанные резолюции, как и парламентские акты, являются объектом судебного контроля, что, безусловно, свидетельствует об их нормативном характере.

В ряде случаев правительство вносит на рассмотрение парламента важные вопросы для того, чтобы выяснить его мнение о проводимой правительством политике. Предложение об обсуждении важных государственных вопросов может быть внесено лишь с согласия спикера. В данном случае речь идет не о принятии нормативного акта, а о выяснении мнения парламента, раскрывающегося в ходе дискуссии по поставленному правительством вопросу.

Законодательной инициативой, то есть правом внесения проектов, обладают депутаты парламента и правительство. Практика парламентской жизни Индии показывает подавляющее большинство законопроектов вносится правительством, в то время как билли, предлагаемые отдельными депутатами, имеют мало шансов на успех (С. 35-36).

В целом ряде случаев для внесения законопроектов в парламент требуется предварительное одобрение его Президентом. Это относится, прежде всего, ко всем финансовым законопроектам, а также к тем законопроектам, которые содержат предложения об образовании новых штатов или об изменении границ, территории, названия существующих штатов. Поскольку глава государства в Индии действует лишь по совету кабинета, постольку и данные полномочия президента практически осуществляются не им самим, а правительством.

Процедура осуществления законодательной инициативы правительством и отдельными депутатами различна, но в том и в другом случае самому акту внесения законопроекта в палате предшествует довольно сложная предварительная процедура составления законопредложений и выработки текста билля в соответствии с принятыми нормами юридической техники.

Предварительная подготовка правительственных биллей начинается с того, что вырабатываются соответствующие законопредложения. Важнейшие из них формулируются самим кабинетом, а менее важные—отдельными министрами или соответствующими министерствами. По получении законопредложения или после выработки его кабинет направляет соответствующее законопредложение в один из своих постоянных комитетов или в специально учреждаемый комитет. Комитет рассматривает законопредложенне и докладывает о своем мнении кабинету. Если кабинет такое законопредложение одобряет, то текст самого законопредложения и соответствующая документация направляются «драфтсмену» — чиновнику, искушенному в законодательной технике, юридической терминологии и архитектонике законов. Этот чиновник под наблюдением соответствующего министра составляет проект билля на основании полученных им материалов. В процессе составления проекта билля он может неоднократно рассматриваться кабинетом. После того как проект билля окончательно одобрен кабинетом, а его основные положения и детали согласованы с экспертами, министрами и другими высшими государственными чиновниками, он направляется в соответствующее министерство для подготовки заявления, в котором должны быть изложены цели и принципы билля, его структура, а также отношение билля к финансовым вопросам и делегированному правительству (С. 36-37). Если принятие такого билля сопряжено с изменением каких-либо законов или отдельных их в заявлении указывается, какие именно законы и в какой части могут быть изменены подготавливаемым законопроектом. После составления заявления билль вновь направляется к «драфтсмену» для окончательной редакции и шлифовки. Зятем текст билля печатается, заверяется и направляется в секретариат той палаты, в которую должен быть внесен. В секретариате соответствующей палаты билль получает порядковый номер, вносится в повестку дня, где указывается день его внесения.

Законодательная процедура в парламенте Индии распадается на три стадии—чтения.

Первое чтение состоит из самого акта внесения для и некоторых сопроводительных процедурных действий. Согласно регламенту внесение законопроектов осуществляется после «часа вопросов». Когда парламент в работе подходит к соответствующему пункту повестки министр, которому поручено внесение правительственного билля, либо депутат—автор билля, встает и, обращаясь к спикеру, заявляет: «Сэр, я прошу разрешения внести билль...». Выслушав это заявление, спикер, обращаясь к палате, говорит: «Внесено предложение с просьбой внести билль......»

Эта формула фактически представляет постановку вопроса о разрешении внесения законопроекта. Согласно конституционному соглашению, по этому вопросу никаких дебатов не происходит, и он тотчас ставится на голосование. Если предложение о внесении билля принято (так оно обычно и бывает), то министр или депутат вновь встает и, обращаясь к спикеру, произносит следующую фразу: «Сэр, я вношу билль».

На стадии первого чтения никто о содержании самого законопроекта не говорит. В том случае, если внесение встречает возражение со стороны оппозиции, спикер, согласно правилам процедуры, может разрешить сделать заявления как тому депутату или министру, который вносит билль, так и его оппоненту, возражающему против внесения билля. Если предложение о внесении билля встречает возражение на том основании, что вносимый билль касается вопроса, не входящего в компетенцию палаты, спикер может разрешить открыть дебаты по этому поводу. Так, например, в 1954 г. при внесении билля о превентивном заключении оппозиционные партии выступили против самого внесения законопроекта и настаивали на проведении «деления», то есть поименного голосования с внесением в протокол (С. 37-38).

После внесения билля процедура первого чтения считается законченной, и текст билля публикуется в «Gazette of India». По решению спикера билль вместе с сопровождающими документами может быть опубликован в «Gazette of India» и до его внесения в палату.

Копии законопроекта распространяются среди депутатов той палаты, в которую он был внесен. Согласно конституционному соглашению, копии билля направляются также депутатам другой палаты.

В том случае, если для внесения билля требуется предварительное одобрение Президента, то министр, вносящий билль, обязан направить текст такого одобрения секретарю палаты.

Любой билль, кроме финансового, может быть внесен как в Народную палату, так и в Совет штатов. Финансовые билли вносятся только в Народную палату. Если в Совет штатов внесен билль, который, по мнению председателя, является финансовым, то такой билль передается в Народную палату. Если же председатель Совета штатов сомневается в принадлежности того или иного билля к разряду финансовых, то он направляет его для окончательного решения вопроса спикеру Народной палаты.

По окончании процедуры внесения билля следует стадия второго чтения, которая состоит из целого ряда процедурных действий и фактически представляет собой основной этап прохождения законопроекта.

Как только билль внесен, а копии его распространены среди депутатов палаты, министр или депутат, внесший этот билль, может просить либо о рассмотрении билля, либо о направлении его в отборочный комитет палаты, либо о том, чтобы билль был опубликован для выяснения общественного мнения. Некоторые нефинансовые билли могут быть направлены по просьбе внесшего их депутата в объединенный комитет обеих палат, но такая передача может быть осуществлена лишь с согласия другой палаты.

Предложения о рассмотрении билля, предложения о передаче его в отборочный комитет или объединенный комитет, а также предложения об опубликовании билля в случае их принятия выносятся в повестку дня палаты. После внесения билля в повестку дня депутаты получают право внесения поправок и дополнений. Такие поправки и дополнения вносятся заранее, за один-два дня до их рассмотрения с тем, чтобы депутаты имели возможность ознакомиться с содержанием этих поправок и дополнений.

Таким образом, первая стадия второго чтения состоит в принятии предложения о рассмотрении билля, передаче его в отборочный или объединенный комитет или опубликовании билля для выяснения общественного Мнения. При внесении любого из этих предложений депутат или министр, ответственный за билль, должен обосновать и охарактеризовать содержание соответствующего законопроекта. В свою очередь другие депутаты могут не только высказываться по существу билля, но и вносить поправки к предложению депутата, ответственного за билль. Все эти поправки и предложения ставятся на голосование.

В случае принятия предложения об опубликовании билля для выяснения общественного мнения секретариат соответствующей палаты обращается к правительствам штатов с просьбой опубликовать текст билля в местных официальных органах и запросить мнение государственных и общественных организаций, ученых, политических деятелей данного штата о билле. Правительства штатов собирают соответствующие материалы и направляют их в секретариат той палаты, которая вынесла решение выяснить общественное мнение о билле. По получении материалов от правительств штатов секретариат одной из палат парламента подготавливает краткое изложение этих материалов и распространяет текст этого изложения среди депутатов. Затем депутат, ответственный за билль, вносит предложение о передаче его в отборочный комитет палаты или в объединенный комитет обеих палат. В исключительных случаях спикер или председатель Совета штатов могут поставить билль на обсуждение, не направляя его ни в один из этих комитетов.

Когда вносится предложение о передаче билля в отборочный комитет, то депутат, ответственный за билль, должен одновременно назвать имена тех членов палаты, которые войдут в состав данного комитета. Этот депутат должен также указать, к какому сроку отборочный комитет обязан представить палате свой доклад относительно билля.

В случае направления билля в объединенный комитет депутат, ответственный за билль, должен назвать имена депутатов палат парламента, которые войдут в состав объединенного комитета. При образовании объединенного комитета число членов его от Народной палаты относится к числу членов комитета от Совета штатов, как 2:1. Это практически означает, что вопрос о судьбе билля и в случае передачи его в отборочный комитет, и в случае передачи в объединенный комитет обеих палат решается Народной палатой (С. 39-40).

В предложении о передаче билля в объединенный комитет указывается не только численный состав этого комитета и имена его членов, но также кворум и правила процедуры, которых комитет будет придерживаться в своей работе. В этом же предложении содержится просьба к другой палате согласиться на учреждение этого комитета и сообщить имена тех членов палаты, которые могут быть назначены в, данный комитет. После принятия предложений о передаче билля в объединенный комитет в одной палате это предложение передается в другую палату для получения ее согласия. Другая палата по получении предложения может обсудить принципы билля и выработать указания для объединенного 'комитета, касающиеся билля, передаваемого на рассмотрение. Вслед за этим палата назначает депутатов, которые будут представлять ее в объединенном комитете.

Как уже указывалось, депутат, ответственный за билль, внося предложение о передаче его в отборочный или объединенный комитет, произносит речь об общих принципах и основных чертах билля. Затем по решению спикера начинаются дебаты, в ходе которых обсуждаются лишь основные положения билля, но не детали. На этой стадии никаких поправок к самому биллю не вносится. Можно лишь внести предложение об опубликовании билля для выяснения общественного мнения, если этого еще не было сделано. Во время этих дебатов отборочный или объединенный комитет как бы получает указания от палаты о том, что нужно сделать с биллем. В некоторых случаях палата может дать специальные указания комитету о том, каким образом он должен рассмотреть основные положения билля. Таким образом, учреждаемые индийским парламентом комитеты для рассмотрения билля лишены самостоятельности и действуют в соответствии с указаниями палат. Это коренным образом отличает индийские парламентские комитеты от комитетов Конгресса США, которые фактически предрешают судьбы законопроектов, действуя как «маленькие законодательные собрания», не связанные никакими директивами палат.

Комитет работает под руководством председателя, который назначается спикером из числа членов комитета. Если этот председатель отсутствует на заседании комитета, то комитет избирает другого председателя на время данного заседания.

Кворум для открытия заседания равен одной трети общего состава комитета (С. 40-41). На заседаниях комитета могут присутствовать депутаты, не являющиеся его членами, но они не имеют права высказываться. Это ограничение не распространяется на министров, которые с разрешения председателя могут высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комитетом.

Отборочный комитет может назначить из числа своих членов подкомитет для изучения некоторых аспектов билля. Подкомитет излагает свое заключение по биллю в виде доклада, который затем рассматривается на пленарном заседании комитета.

Когда комитет на основании имеющихся у него материалов подготовит суммарное заключение по биллю, это заключение распространяется среди членов комитета, после чего проводится общая дискуссия. По окончании ее комитет рассматривает билль постатейно. На этой стадии работы комитета рассматриваются также те поправки и дополнения к биллю, которые были внесены до этого в палате.

В случае необходимости комитет может вызвать на свои заседания должностных лиц, экспертов и т. д. и затребовать нужные ему документы. Правила процедуры, однако, разрешают правительству отказаться от предоставления документов на том основании, что их разглашение противоречит интересам государства.

После того как комитет заслушал экспертов, заинтересованных лиц и свидетелей, а правительственные чиновники дали свои разъяснения по биллю и представили затребованную информацию, комитет приступает к составлению заключения по биллю. Внося те или иные изменения в рассматриваемый им законопроект, комитет руководствуется теми указаниями, которые он получил от палаты. Следует особо подчеркнуть, что комитет целиком и полностью связан рекомендациями палаты. Он лишь приводит билль в соответствие с этими рекомендациями, уточняет и уясняет его юридический смысл, язык, архитектонику, приводит законопроект в соответствие с действующим законодательством.

Заключительная стадия работы комитета посвящена составлению доклада по биллю, который состоит из двух частей. В первой части доклада дается общее объяснение оснований и причин изменения тех или иных положений билля. В этой же части приводятся различного рода замечания по законопроекту. Вторая часть доклада представляет собой билль в том виде, в каком он вышел из комитета с соответствующими поправками, дополнениями, изменениями и т. д. Доклад комитета принимается большинством его членов, присутствующих на заседании. Те члены комитета, которые не согласны с мнением большинства, могут приложить свое особое мнение (С 41-42). Вопрос о том, будет ли это особое мнение доведено до сведения палаты, решает спикер.

Обычно комитет должен закончить свою работу в установленный палатой срок. Если он не укладывается в установленные для него сроки, то палата может их продлить. В этом случае, когда время окончания работы комитета палатой не установлено, он, согласно правилам процедуры, должен закончить свою работу в три месяца.

Комитет работает в тесном контакте с секретариатом соответствующей палаты, а один из членов секретариата назначается секретарем данного комитета. Заседания комитета и подкомитетов носят неофициальный характер. Никаких протоколов при этом не ведется. Ни один документ, рассмотренный комитетом, а также заключения экспертов, высказывания заинтересованных лиц и правительственных чиновников, не могут быть разглашены до того, как соответствующие материалы будут представлены палате. Вообще все заседания комитетов носят конфиденциальный характер—ни пресса, ни публика не допускаются,

Подготовленный комитетом доклад доводится до сведения палаты, а копии его опубликовываются и распространяются среди депутатов. После доклада комитета начинаются дебаты, которые ограничены содержанием доклада и теми принципами билля, которые были ранее приняты палатой.

Продолжительность дебатов, а также распределение времени между соответствующими фракциями устанавливается совещательным комитетом по парламентским делам. Этот комитет состоит из 14 членов, назначаемых спикером (спикер является председателем этого комитета). Решение совещательного комитета по 'парламентским делам докладывается палате, а на другой день министр по парламентским делам вносит предложение об утверждении этого доклада. По докладу совещательного комитета возможно проведение дискуссии, продолжительность которой не превышает 30 минут, а выступления в ходе этой дискуссии ограничиваются 5 минутным регламентом.

Во время дебатов по биллю каждая партия получает определенное количество времени, пропорционально численности соответствующей фракции. Так, например, во время дебатов 20 февраля 1953 г. время было распределено между партийными фракциями следующим образом (см. таблицу на стр. 43).

Партии, исходя из предоставленного им времени, назначают своих ораторов и сообщают их имена спикеру, а тот в соответствующее время вызывает ораторов (С. 42).

 

Название фракции Численность фракции Кол-во времени
Индийский Национальный Конгресс (ИНК)   2 ч. 24 мин.
Коммунисты (ИКП) и примыкающие к ним   25 мин.
Национальные демократы    
Независимые (во главе с Тулсидасом)    
Народные социалисты    
Независимые депутаты    

 

Говорят с парламентской трибуны, как правило, лидеры партий, рядовые же депутаты пользуются этой возможностью редко.

Парламентская практика Индии выработала целый ряд способов ограничения прений на всех стадиях прохождения билля. Наряду с упомянутым уже установлением времени для обсуждения тех или иных положений законопроектов в палату может быть внесено с согласия спикера предложение о том, что «дебаты по данному биллю должны быть прерваны». Если предложение принято палатой, то обсуждение прерывается либо на неопределенный срок, либо на срок, указанный в предложении о перерыве дебатов.

Иногда заранее устанавливаются сроки обсуждения какого-либо вопроса или его составных частей. Как только время истекает, предложение ставится на голосование без продолжения дискуссии. Это не что иное, как заимствованная из практики Палаты общин Англии «гильотина».

По окончании обсуждения доклада отборочного комитета и принятия решения о рассмотрении билля (если билль не направлялся в отборочный комитет, то сразу после принятия решения о его рассмотрении) начинается постатейное обсуждение. Согласно правилам процедуры поправки к биллю вносятся депутатами не во время постатейного обсуждения, а заранее. Полученные от депутатов поправки изучаются секретариатом палаты прежде всего с точки зрения их допустимости. Правила процедуры предусматривают следующие условия допустимости поправок (С. 43).

1. Поправка должна соответствовать содержанию билля и смыслу соответствующей статья.

2. Поправка должна соответствовать всем предшествующим решениям палаты, принятым по тому вопросу, который затрагивает данная поправка.

3. Поправка должна носить такой характер, чтобы в случае ее принятия она не превратила соответствующую статью билля в бессмыслицу и не сделала ее грамматически неверной.

4. Поправка не должна повторять того, что уже содержится в других поправках. Идентичные по своему содержанию поправки объединяются.

5. Поправка должна относиться к той части билля, к которой спикер разрешил внесение поправки.

6. Спикер может отказаться принять предложение о поправке, если оно, по его мнению, фривольно или незначительно.

7. Разрешается внесение поправки к уже внесенной поправке.

Все допущенные поправки группируются по своему содержанию и вносятся в повестку дня соответствующего заседания. Пря обсуждении каждой статьи билля обсуждаются одновременно и поправки. Тотчас по окончании обсуждения они ставятся на голосование. В случае принятия статьи с поправками или без поправок спикер провозглашает: «Итак, настоящая статья (или настоящая статья с поправками) становится частью билля».

По окончании постатейного обсуждения и голосования депутат, ответственный за билль, вносит предложение о его принятии. С этого начинается завершающее, третье чтение билля. Во время дискуссии по предложению о принятии билля можно высказываться «за» или «против» билля в целом, либо вносить редакционные я стилистические поправки. Касаться отдельных положений билля, его деталей на этой стадии нельзя. Завершающим этапом прохождения билля в палате является его голосование.

По всем вопросам, за исключением тех, о которых Конституция содержит особые положения, решения в палатах принимаются простым большинством голосов всех присутствующих я голосующих членов палаты.

Процедура голосования и порядок определения результатов голосования заимствованы из парламентской практики англо-саксонских стран. Для того чтобы дать представление об этом, приведем 17-е правило процедуры ведения дел в парламенте (С. 44).

1. По окончании дебатов спикер поставит вопрос и предложит тем, кто согласен с предложением, сказать «Да», а тем, кто против предложения, сказать «Нет».

2. Спикер затем скажет: «Я думаю, что «Да» (или «Нет») преобладает». Если мнение спикера касательно решения вопроса не оспаривается, то он скажет вторично «Да» (или «Нет») преобладает» и вопрос, поставленный перед палатой, будет решен.

3. Если мнение спикера касательно решения вопроса оспаривается, он может, если считает это уместным, предложить поочередно членам, голосующим «Да» и «Нет», стать на своих местах и, произведя подсчет, объявить решение палаты. В этом случае имена голосующих не будут занесены в протокол.

4. (а) Если мнение спикера касательно решения вопроса оспаривается, а он не прибегает к способу, предусмотренному в подпункте 3, то он может приказать, чтобы было проведено «Деление».

(b) По истечении двух минут он поставит вопрос второй раз и объявит, преобладает ли, по его мнению, «Да» или «Нет».

(c) Если объявленное таким образом мнение вновь оспаривается, то он прикажет голосующим «Да» пройти в правый коридор, а голосующим «Нет» — в левый коридор.

В коридоре «Да» или «Нет» каждый член палаты назовет свой делительный номер, а делительный клерк, проставляя его номер в делительном листе, одновременно назовет имя члена палаты.

(d) После окончания голосования в коридорах делительный клерк передает делительный лист секретарю, который подсчитает голоса и представит общее число «Да» и «Нет» спикеру.

(е) Результаты деления будут оглашены спикером и они не будут оспорены».

Таким образом, голосование в индийском парламенте производится следующими способами: криком, вставанием и ногами. Нет нужды вдаваться в оценку этих методов голосования, так как парламент каждой страны вправе решить этот вопрос совершенно самостоятельно, руководствуясь единственно своими вкусами и наклонностями.

После принятия билля той палатой, в которую он был внесен, билль с соответствующим посланием направляется в другую палату для получения ее согласия. Секретарь палаты, рассмотревшей билль первоначально, при направлении его в другую палату присовокупляет к биллю справку следующего содержания: «Настоящий билль был принят Народной палатой (Советом штатов)... числа... месяца... года» (С. 45-46).

Если билль финансовый, то по принятии его Народной палатой к нему прилагается свидетельство спикера: «Настоящим я удостоверяю, что этот билль является финансовым по смыслу ст. 110 конституции Индии».

Депутат, внесший билль в палату, на любой стадии рассмотрения законопроекта может внести предложение о том, что он желает забрать билль обратно. Мотивируя такое предложение, депутат может сослаться, на то, что содержащееся во внесенном им билле законопредложение потеряло свое значение, либо, что внесенный им билль должен быть заменен другим. Если такое предложение депутата принимается, то дальнейшее рассмотрение билля прекращается и он изымается из повестки дня. Если указанное предложение депутата, внесшего билль, вызывает возражения со стороны членов палаты, то спикер предлагает высказаться для мотивировки своего предложения автору билля и одному из его оппонентов, после чего ставит вопрос на голосование, в ходе которого и решается дальнейшая судьба законопроекта.

Билль может быть изъят из перечня законопроектов, на­ходящихся в производстве палаты, если одно из нижеследующих предложений, внесенных депутатом, ответственным за билль, было отклонено палатой.

1. Просьба внести билль.

2. Просьба передать билль в отборочный или объединенный комитет.

3. Просьба принять билль к рассмотрению.

4. Просьба принять к рассмотрению билль, в отношении которого был сделан доклад 'комитета.

5. Просьба принять билль окончательно.

Находящийся в производстве палаты частный билль будет также изъят из перечня биллей в том случае, если:

1) депутат, внесший такой билль, перестал быть членом палаты; 2) депутат, внесший билль, назначен министром; 3) идентичный по своей природе билль был принят до этого палатой.

Законодательная процедура, рассмотренная в настоящем параграфе, относится, прежде всего, к прохождению правительственных биллей. Что касается процедуры рассмотрения частных и финансовых биллей, а также поправок к конституции, то она будет рассмотрена в следующем параграфе.

Процесс прохождения билля в индийском парламенте чрезвычайно сложен и длителен. Иногда от момента внесения билля до его окончательного принятия проходит 2—3 года (С. 46-47). Подобная крайне сложная законодательная процедура неоднократно подвергалась критике, но тем не менее она ни на йоту не упрощена. Оригинальный ответ критикам парламентской процедуры дал М. Р. Паланд: «Такой критицизм, однако, не замечает основной концепции идеала народного правления. Демократия означает правление народом под руководством мудрых людей, но это не правление только мудрыми людьми по их собственному неограниченному усмотрению».

Оказывается, сложные правила установлены для ограничения произвола мудрых парламентариев, которым, видимо, индийский законодатель не вполне доверяет (С. 47).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...