Лекция 9. Христианство и антихристианские сообщества (6,8,12, 22,23,24) 3 глава
Бесчисленна череда демонов - девов и друдж. Жилище демонов находится на севере, они живут в глухих местах, на могилах. Божество Ариман является князем злых, это дух мук и бедствий, распространяющий болезни и смерть. Вообще, в Авесте все негативное, даже характер человека, не говоря уже о его плохих поступках или стихийных бедствиях, является проявлением демонских сил. Класс жрецов именовался магами. Только они могли совершать обряды, но вступление в этот класс было свободным, без кастовых различий. Культ огня был главным, жрецы носили с собой переносные огненные алтари. Специальные палочки, которые срезали с деревьев под чтение особых молитв, поднимали вверх во время службы. Жертвенным напитком была гаома - аналог сомы. Вообще заклинания, молитвы и песнопения, наряду с жертвенными песнями, составляли основу церемонии. Характерной особенностью авестийского культа было отречение от дьявола и исповедание, а этичным считалось справедливое поведение, сострадание и деятельное отношение к богу. Большое внимание уделялось процедурам ритуального очищения, омовения и искупления, которое выглядело как самобичевание. В качестве эпитимии накладывались обязанности выполнять определенные социально полезные действия - убивать змей, разводить животных (например, собак), строить мосты или проводить канализацию. Было принято торжественно клясться перед алтарем, не совершать дурные поступки - воровать и т.п. Правда, справедливость и верность - вот три этических принципа, которые составляли Авесту и неукоснительно исполнялись. Очень высокой была мораль половых отношений. Разврат, извращения однозначно осуждались. Очень высоко оценивалось трудолюбие, а леность и вялость считались происходящими от длиннорукого демона Бушиаста.
Момент смерти рассматривался как очень опасный из-за прихода большой толпы демонов. В этот момент важны молитвы, жертвы и заклинания. Перед смертью жрецы напутствовали умирающего, давали ему выпить сому. Процедура очищения комнаты умершего была сложной, сжигалось сандаловое дерево, труп оберегался от загрязнения. Нельзя было хоронить ночью, когда духи особенно активны. Раздетый труп помещался на крышу специальной башни и предоставлялся стихиям и животным. Считалось, что душа покидает землю через 6 дней после смерти. Судьба души в небесных сферах определяется на 4-ый день. Светильник, зажженный в день смерти, горел 9 дней. Удивительно соответствие части этих представлений христианскому сознанию! Авеста содержит эсхатологические описание последних дней мира, предшествующих победе Ормузда над миром духов. Сын Заратустры будет Мессией, который будет помогать победе Ормузда. В более поздние времена Сасанидов религия Авесты получила новое развитие, она была введена в ранг государственной. Однако политическая вражда к римскому владычеству обернулась враждой и к христианству. Во времена Константина началось преследование христиан персами, которое продолжалось три столетия с перерывами. Каждое политическое трение с Римом возобновляло гонения. Теперешние персы исчисляются десятками тысяч и проживают в Индии. Занимаются торговлей и промышленностью. В Индии они держатся общиной, исповедуя религию предков, то есть, признавая единобожие и соблюдая нравственные принципы своей религии. Этические принципы жизни, правда, не распространяются на представителей другой религии. Веруют в награду и наказание за гробом.
Израиль и Иудея(6) Согласно Библии, Бог сотворил человека и поселил его в Едемском саду, в юго-западной части Азии. Нарушение определенных запретов, данных человеку Богом, привело к изменению их взаимоотношений. Началась чисто земная, человеческая история.
Когда потомки Адама достаточно широко расселились от места первоначального обитания их предков, (то есть во времена существования Вавилонии), Бог вывел Авраама из Вавилонии в землю Ханаанскую. Потомки Авраама переселились позже в Египет, где жили на протяжении 400 лет. Под руководством Моисея они возвратились в Обетованную землю, в Ханаан. Еще примерно через 400-500 лет, во времена царствования Давида и Соломона, этот народ стал могучим царством. Северная часть этого царства (10 колен) называлась Израилем. Она существовала 200 лет, а потом, в 721 году до Р.Х. была захвачена ассирийцами. Южная часть царства, которая называлась Иудея, просуществовала сверх этого срока еще 100 лет. Жители были удалены в Вавилон. Остатки порабощенного народа в 536 году до Р.Х. возвратились из плена в свою землю и восстановили свою национальную жизнь. Написание книг Ветхого Завета закончилось вскоре после этого срока. Четыреста лет спустя, Иисус - Мессия, обещанный в Ветхозаветных пророчествах, явился и совершил Свое дело. Он умер за грехи человечества, воскрес из мертвых и повелел Своим ученикам возвещать о Его жизни и искупительной силе всем народам. Ученики Христа пошли с благой вестью во всех направлениях - в особенности на запад, через Малую Азию и Грецию в Рим, который был в то время центром Римской империи и мировой цивилизации. Темой нашей лекции должно быть освещение религиозных воззрений древних израильтян. Это не такая простая задача, учитывая ту исключительную роль, которая выпала на долю этого народа. В 1650 году архиепископом Ашером было осуществлено восстановление хронологии до библейских событий. Получается, что Адам появился примерно 6000 лет назад, а Авраам - 4000 лет назад. Долины Евфрата и Нила современные ученые считают сравнительно недавними формациями, они образовались примерно 7000 лет до Р.Х. Археология и история показывают, что человек в этих долинах появился весьма внезапно с весьма развитой культурой с самого начала. Предполагают, что исход евреев из Египта был между годами 1450 и 1230 до Р.Х. Иначе говоря, исход состоялся несколько раньше, чем пала Вавилония (уже давно находившаяся под властью Ассирии) и возникло Ново- вавилонское царство, теперь уже под властью халдеев - лидеров языческой магии и астрологии.
На юге Вавилонии находился город Ур, жители которого поклонялись богине луны Иштар, которая обожествляла половую похоть. Религиозная проституция в стенах ее храма считалась нормой. Кроме проституток - жриц, всякая служанка, жена или вдова должны были хотя бы один раз в жизни участвовать в таком обряде. Таким образом, жрецы Ура были магами и астрологами, да и северная часть страны была населена язычниками. В этой среде рос и жил Авраам. Он был одним из немногих поклонников единого Бога. Именно он получил обетование, что его наследники получат Ханаанскую землю, станут великим народом, через них благословятся все народы. Отец Авраама был идолопоклонником. Тем не менее, Авраам становится поклонником истинного Бога, о котором он мог узнать вначале от Ноя и Сима - людей, переживших потоп. Впоследствии сам Бог неоднократно призывал его на служение себе - в Уре, Харране, Сихеме, в Вефиле, дважды в Хевроне. Авраам покинул город Ур в возрасте 75 лет и отправился на северо-запад от Ханаана с целью обосноваться в стране, где можно основать свой народ, свободный от идолопоклонства. Он отправился в путь после смерти своего отца Фарры. Авраам был главой племени, племенным царем. Племя насчитывало тысячу с небольшим человек. Пройдя 620 км. Авраам достиг города Харран, откуда впоследствии была взята его сыну жена. Харран также был город язычников. Таким этот город оставался и во времена Пришествия Иисуса Христа, и спустя еще 400 лет. Все это свидетельствует, что утверждение идеи единобожия во времена Авраама было маловероятной задачей. Нужны были какие-то чрезвычайные внешние обстоятельства, которые могли бы заставить того же Авраама не отказываться от своей цели - основать народ свободный от язычества. Нужна была и глубокая убежденность в возможности достижения такой цели, нужна была вера.
Местом окончательного поселения Авраама стал Хеврон, расположенный всего в нескольких километрах от городов Содом и Гоморра. В городе Содом проживал племянник Авраама - Лот с семейством. Вся Ветхозаветная история израильского народа является свидетельством непрекращающегося веками противостояния отпадающей в язычество части его и тех немногих представителей, которые по Божьему вдохновению отстаивали единобожие. Языческие проявления отпадения, по-видимому, во многом совпадали с традициями соседних языческих народов. Традиции же служения одному Богу еще только закладывались. Описание собственно богослужения отчасти представлено в одной из книг Ветхого Завета - Левит. Колено Левия - одно из двенадцати колен Израилевых, было отделено на служение Богу. Одно из семейств Левитов - Аарон и его сыновья, были избранные священники. Остальные левиты были помощниками священникам. Им вменялось в обязанность забота о скинии - месте жертвоприношений, а позже служение в храме. Служение требовало своего языка и обряда, своей терминологии. Вот некоторые ее примеры. 1. Жертва всесожжения - тельцы, овны, козлы, горлицы, голуби, которые сжигались на огне жертвенника как символ полной отдачи себя богу. 2. Жертва хлебного приношения - зерно, мука или печеный пресный хлеб, часть которого сжигалась, а часть шла на питание священников. 3. Мирная жертва - жир жертвенных животных, сжигаемый в жертвеннике 4. Жертва за грех и жертва повинности - разные жертвоприношения за разные грехи. Способ жертвоприношения: жертвы всесожжения были ежедневными, месячные, добавочные, в дни праздников Пасхи, пятидесятницы, Кущей. Обряд посвящения в священники впервые был осуществлен над Аароном и его сыновьями, так священство стало наследуемым. Существовало священство на левитскую десятину и отчисление от других жертвоприношений. Одежда (облачение) священства была указана Богом. Цвет ризы - голубой с золотом. Дополнительные детали к облачению - представляли собой что-то вроде красочной накидки, украшенной драгоценными камнями, назначение некоторых деталей и их вид в настоящее время неизвестны. Среди жителей земли Ханаанской обычным явлением были кровосмешение, мужеложство и скотоложство, равно как прелюбодеяния, гадание, лжепророчества и прочее. Эти грехи определялись как мерзость перед Богом. Книги Ветхого завета дают достаточно подробное описание правил и требований, которые налагались на человеческий род Заповедями и Законами, данными Богом.
Пророки Ветхого Завета Согласно Ветхому завету, разрушение еврейского государства произошло в два периода. Северное царство пало в 734 - 721 до Р.Х., Южное царство - в 606 - 586 до Р.Х. Восстановление царства произошло в 535 - 444 до Р.Х.
Перед разрушением Северного царства и в этот период пророками были Иоиль, Иона, Амос, Оссия, Исаия, Михей. Перед разрушением Южного царства пророчествовали Иеремия, Иезекииль, Даниил, Авдия, Наум, Аввакум, Софония. В период восстановления были пророки Аггей, Захария и Малахия. Служение пророков было вызвано отступлением от Бога десяти колен во времена царствования Соломона. Северное царство по политическим соображением ввело у себя поклонение тельцу, а затем - Ваалу. Позже поклонение Ваалу распространилось и на Южное царство. Это отпадение и свидетельствовали пророки. Пророки не все были священниками, они происходили из разных слоев общества - от священников до пастухов Та роль, которую с древнейших времен выполняли еврейские пророки, подтверждает весьма высокую непокорность этого народа. Главная цель пророков состояла в том, чтобы вразумить свой народ не впадать в очередной раз в предательство, не забывать открытых ему Богом Заповедей, не уподобляться язычникам. Эти словесные напоминания в последующем подтверждались тяжелыми историческими событиями, которые действительно обрушивались на еврейский народ. Однако и эти события лишь на какое-то время возвращали народу память о праведности жизни в том смысле, как это было завещано Богом. Самой главной задачей пророков было предупреждение идолопоклонства, а отнюдь не помощь в выборе политической тактики или стратегии. До прихода Мессии за период, равный 400 годам, у евреев было 16 пророков, чьи пророчества отражены в Ветхом Завете. Вторая цель - предсказание заранее негативных последствий отступленияот Заповедей Божьих. Пророки свидетельствовали, что любое Божье наказание - еще не конец истории еврейского народа. Третья цель - поддержка в народе уверенности в том, что на определенном этапе истории из среды этого народа выйдет Некто, кто обратит все народы к Богу. Как свидетельствует история, все предсказания пророков исполнились полностью, а явившийся Мессия - Христос не только стал Спасителем всех народов от тьмы язычества, идолопоклонства и прямого поклонения дьяволу, но и определил завершение этапа ожидания Мессии еврейским народом, сказав: - «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Евангелие от Луки, 35). Современный иудаизм, развивавшийся в послебиблейские времена, неоднороден. Он включает религиозно-мифологические представления трех родов: - раввинистическую ученость Талмуда и мидрашей; - полуортодоксальную и вне ортодоксальную мистику; - народные поверья. Это область представлений находится как бы на периферии классической иудаистической мифологии и отличается богатством нововведений, принципиальной антимифологичностью, провозглашающей возможность непосредственного «посюстороннего» присутствия бога. Сеансами такого общения владеют жрецы, именуемые каббалистами и хасидами, между прочим, «баалшами» (см. стр. 24,58,60). Важным моментом для понимания ментальных установок носителей иудаистической мифологии всех времен является представление о посмертной участи души, которая оказывается «в окончательной отлученности от бога, причем «позднейшая каббалистическая теория выводит испорченность мира из чрезмерного разлития в мире божественного начала…»(13).
Лекция 4. Религия египтян
Египет(9) Генетические корни народов, с древнейших времен населявших долину Нила, недостаточно ясны. Народный тип Египта резко отличается от негритянского типа африканского континента. Существуют языковые признаки, указывающие на родство с семитами, а также признаки, позволяющие включить египтян в особую группу североафриканских народов. Исторически зафиксированная история Египта берет начало в 3200-2400 годах до Рождества Христова. История Египта прошла все периоды - становления, расцвета и упадка. Возникновение христианства по времени совпадает с началом утраты традиционной религиозной культуры египтян. Как отмечают исследователи, религиозная культура Египта на протяжении трех тысячелетий тяготела не к реформации, а сохранению и реставрации постепенно угасавших традиций. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат сказания о богах, а также труды античных авторов (Геродота, Плутарха, созданные в 5-1 веках до новой эры). В литературе имеются описание жреческой йоги, которая, возможно, именно из Египта перекочевала к северу и осела в горах Тибета и Индии. Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до новой эры. Каждая область (ном) имела свой пантеон и культ божеств, которые обычно группировались в триады во главе с одним наиболее важным божеством. Женские божества являлись обязательной составляющей таких пантеонов. Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни, которая рассматривалась как продолжение земной жизни. Отсюда исходил обычай сохранения тела умершего, создавались технологии мумификации и строительства гигантских гробниц - пирамид. В представлениях египтян сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их насчитывалось несколько), имени и тени. В подземном мире душа усопшего может спастись от подстерегающих ее там опасностей лишь с помощью особых молитв и заклинаний. Наиболее древние представления египтян были ближе всего к монотеизму, если ориентироваться на встречающиеся в древних памятниках письменности слова о едином, бесконечном, вечном боге. С другой стороны, известно, что египтяне обожествляли все - деревья, животных, людей и даже строения (храм считался богиней). Таким образом, фетишизм был неотъемлемой составляющей их религии. Чрезвычайно развитый в Египте культ поклонения животным до сих пор не имеет четкого объяснения. Неизвестно, почему нильским божествам поклонялись в образе баранов, почему крокодил считался создателем и защитником людей. Археологические находки представлены тысячами мумий различных животных, которым, вероятно, как фетишу поклонялись рядовые египтяне. Кроме того, живым животным возводились храмы, в честь животных служители культа устраивали праздники. Важную роль в жизни египтянина играли местные божества. Именно такой местный бог являлся защитником данной местности. Рядом с местным богом могли существовать и другие божества. С течением времени некоторые местные божества приобретали все большее распространение и становились культом всей страны. Даже могильный бог (бог погребения или смерти) был многоликим в зависимости от местности. Общими были только боги света, неба, земли и Нила, а также боги жатвы и рождения. Наиболее почитался бог солнца - Ра. Вообще, на протяжении трех тысячелетий происходила, конечно, некоторая трансформация богов. Так, в исходном мифе о двух братьях - Осирисе и Сете, первый представлен как тихий и кроткий царь Египта, а второй как его убийца. Осирис в последующем был отомщен и оживлен усилиями жены и сына. В религии Египта Осирис позже становится царем мертвых, которых он собирает в своем загробном мире. Изображают его обыкновенно человеком, спеленатым наподобие мумии. Сет в глазах египтян становится злым духом. Посвященные ему животные тоже сделались предметом отвращения, в том числе крокодил, осел и бегемот. Сета изображали в виде сказочного животного с длинными ушами и раздвоенным на конце хвостом или в образе человека со звериной мордой. Мифология с течением времени дополнялась и усложнялась. Некоторые боги сливались в одно лицо, подменяли друг друга. На арену мифологической жизни выходили все новые и новые фигуры местно-чтимых богов. Интересно, что по мере расширения связей с внешним миром, религиозная культура Египта естественным образом вводила в пантеон своих богов и богов, принадлежащих другим народам, например, семитам. Считается, что при этом она сама не оказывала заметного влияния на другие религии. Остается открытым вопрос о том, оказала ли религия Египта влияние на древние религиозные представления иудеев. Существуют мнения, что тайная жреческая практика египтян стала их достоянием. Важно отметить, что египтяне признавали бессмертие души, ее свободное перемещение из мертвого тела и возможность нанесения вреда такой душе некими злыми силами. С целью оказания помощи душе умершего во время ее путешествия в загробном мире, умершего обеспечивали текстом специальной молитвы - заклинания. Первоначально египтяне считали местом пребывания души умершего некую удаленную местность в западной стороне нильской долины, позже - в небесной стране на северо-востоке. В то же время, предполагалось, что душа по особой лестнице могла подняться к небесным богам. Вся религия египтян проникнута верой в силу магии, фетишей и слов, произносимых с регламентированной интонацией и ударением (это, кстати, главный принцип метода нейро-лингвистического программирования - НЛП, переводящего слушателя в состояние транса). Важным ключом, например, для души является знание имен врагов. Знание имен богов, присутствующих на суде Осириса, также являются для души покойного благоприятным обстоятельством, помогающем благополучно пройти суд. В египетской «Книге мертвых» специальная глава (125-я) описывает процедуру взвешивания сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешников пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведников ожидало счастье на полях шару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество и т.д., а также чистый сердцем. Наиболее сильные магические способности приписывались египтянами Исиде - «госпоже волхований», которая может поразить болезнью самого бога Ра и сама же способна излечить его. В культе египтян магия вообще играла огромную роль. Молитва должна была иметь магическое действие, она была не зовом сердца, а ритуалом, произносимым в строгой последовательности, правильно. Точность фраз имела самое главное значение. Такую же роль играли лечебные заговоры, чары, напускаемые на врагов. С целью нанесение вреда использовались восковые куклы, с целью защиты от колдовских нападений - амулеты. Бытовое поведение было четко регламентировано по дням года. Существовало убеждение, что судьба человека предопределена днем его рождения, но не существовало представление о том, что нравственный выбор при жизни влияет на загробную участь. Милосердие ко вдовам, сиротам, потерпевшим кораблекрушение считалось достоинством человека. Эзотерические (то есть, тайно-жреческие) традиции египетской религии, разумеется, остаются нам неизвестными. На эту тему существует много спекуляций, но отсутствуют убедительные письменные свидетельства. Египетская религия угасла к концу четвертого столетия после Рождества Христова.
----------------------------------------------------------------------
Лекция 5. Религии индусов
Ведизм - религия Древней Индии Книги, носящие название Веды, являются древнейшими письменными источниками. Они отражающие религиозные представления древнего населения Индии. Их возраст составляет около трех - трех с половиной тысяч лет. Содержание Вед поражает широтой охвата материала. В четырех книгах древних индийцев - Ригведа, Атхарведа, Самаведа и Яджурведа, содержатся гимны, песни - заклинания, жертвенные песни и жертвенные изречения. Предполагают, что записи этих текстов предшествовал 2-3 - тысячелетний период, когда ими пользовались, сохраняя как устные предания. Таким образом, их возраст составляет около семи тысяч лет. Ученые, полагаясь только на возраст книг, что ведийский период индийской философии соответствует 1500-500 годам до Р.Х. К этим книгам, также в древние времена, присоединились книги брахманы - ритуальные песни и араньяки - лесная книга, повествующая о жертвоприношениях. Около 13 века до Р.Х. были созданы Упанишады - философское тайное учение. Все эти книги и сейчас считаются священными. Для мировоззрения древнего населения Индии был характерен политеизм, в значительной мере философски осмысленный. Мистическое объяснение дано практически всем вещам и явлениям, с особым подчеркиванием относительности любых оценок и суждений, по причине взаимопревращений одних явлений в другие посредством магических действий. Индийская религия является выдающимся явлением в язычестве. Индусы первыми научились видеть безмерность и безграничность мира, сумев осознать их как духовное единство всего. Это позволяет определить их мировоззрение как предысторию философии. В ведийском описании божества представлены существами двух типов - сияющие (небесные) и азуры - живые духи. Общее количество духов исчисляется тысячами, причем эти божества зачастую не имеют четко выраженной индивидуальности. Все они тесно связаны с природой, а личность бога и его функции часто отождествляются, например, Агни (огонь) - это и бог и действие. Очень насыщен пантеон низших существ - духов и демонов, от которых человек должен искать защиты или договариваться с ними. Практически трудно разграничить почитаемых светлых богов и демонов. С древнейших времен индусов интересовала космогония, возникновение мира и жизни. В Ведах описывается так: «Непостижимый, неисповедимый, превечный» и т. д., побуждаемый своим стремлением, возжелал произвести из себя различные существа; тогда, прежде всего он создал воду и положил в нее зародыш. Семя это (гомункул с именем Пуруша) обратилось в золотое яйцо, сиявшее подобно солнцу, в котором он сам, отец всех миров, родился в образе Брахмы. Он, высочайший, провел целый год в этом яйце и затем разделил его одной своею мыслью на две части. Из двух половин он образовал небо и землю, а между ними поместил воздушнее пространство, восемь стран света и постоянное вместилище для воды. Брахма, Пуруша, само золотое яйцо (Хираниагарба) - это самостоятельные божества, почитаемые как создатели мира. Кроме двух скорлуп, из которых состоит вселенная, в песнях упоминается некая подпорка (скамба), на которой держится мир. Но это чисто духовное начало - мировая душа, проникающая во все живое. Интересно, что местом обитания душ умерших является луна, которая выполняет, как бы, роль чистилища. Это место, где душа проходит проверку и испытания. Худший удел - свержение вниз с потоками дождя. Никакого проработанного учения о переселении душ у древних индусов, как предполагают ученые, не существовало. И у древних индусов, и у азиатских индогерманцев (персов Авесты) существовало просто материалистическое представление о том, что человек после смерти непосредственно переходит в природу, что его отдельные части сливаются с элементами. Много позже разрабатывается система возмездия за грехи в виде второго рождения, качество которого определяется предыдущей жизнью. Например, словесные грехи приводят к рождению в виде птицы или животного, телесные грехи - в виде безжизненного предмета, элемента неживой природы, мысленные грехи - делают членом низшей касты. Наказанием за чудовищные чувственные наслаждения является превращение в демонов. Учение о переселении душ - самсара, позволило индусам снять все вопросы, касающиеся жизненного бытия. Оно было в большей степени плодом логики, а не мистического религиозного опыта. Оно примиряло и с текущим неустройством жизни - это заслуженный плод моих собственных прошлых грехов, и в какой-то степени управляло решениями, принимаемыми в этой же текущей жизни, ибо сегодняшний поступок - это мучение в будущей жизни. Однако это же учение наваливало на плечи мыслящего человека и тяжелую проблему - сколько же ходить по путям бесконечных перевоплощений? Ответ, который избрали индусские мыслители, лежит опять-таки в области логических умозаключений - чтобы не грешить, надо отказаться от всех чувственных переживаний и любых действий, поскольку невозможно предусмотреть их последствия. Все индийские секты и системы оказались в плену общей проблемы, которая звучит как «освободи нас от переселения душ»! Считается, что путь, избранный индийскими мыслителями 2-3 тысячелетия назад, не способствовал формированию динамичного, склонного к преобразованиям и социальным трансформациям этноса. Религия всегда оставалась великой руководительницей индусов и на протяжении трех - четырех тысячелетий она сохранила свою обособленную индивидуальность. Удаление от реальной стороны мира, которое составляет характерный признак ее позднейших основных форм, не было свойственно ей изначально. Но два ее момента - видение во всех проявлениях мира лишь одно из многих возможных вариантов воплощения духа и оценка самого себя как временной, транзитной, несовершенной формы, не могли не отразиться на психологии этого народа, активного и воинственного, жизнерадостного и практичного на ранних этапах своей истории. Выбор доктрины «самсары» привел к формированию особого мировоззрения, которое наложило и накладывает отпечаток на психологию, как самих индусов, так и тех, кто пытается практически войти в систему таких религиозных представлений. Как показывает исторический опыт, доктрина самсары неконструктивна, а внедряемая в человека, традиционно далекого от культуры Востока, она становится разрушительной для личности. Речь идет о сектах необуддистского толка, получающих у нас в стране достаточно широкое распространение. О таких сектах мы будем говорить в будущем.
Божества На санскрите термином для обозначения Бога является Дева, что соответствует глаголу сиять и существительному «небо». Число божеств огромно, несколько тысяч. Они не имеют четких индивидуальных свойств и представляют собою силы природы. Это Индра - посылающий солнечный свет и молнии, Агни - огненная стихия во всех ее проявлениях, Сурия - полностью тождественный солнцу, и другие.
Азуры Наиболее древним божествами в Индии признаются Диаус Питар - Отец-небо и Притиви - земля, а также Адити - источник благоденствия и страж, защитник. Защитником же является Митра, у него просят здоровья и умножения богатства. Его спутником часто бывает Варуна, который обитает в воде и действует ночью, он главный режиссер природы и основатель морального порядка человеческой жизни. Как судия он способен искушать виновного новыми грехами. Молитва к нему имеет ту особенность, что она не компенсируется жертвами (не покупается), а должна звучать искренним раскаянием. Азуры в целом светлые, милостивые боги. Девы - более деятельные и энергичные, общение с ними требует совершения жертвоприношений. Самый яркий из дев бог Индра, гроза всех демонов (ракшасов) - вредных ночных духов, и иятов - таинственных волшебных существ. Но самым злейшим врагом является Вртра - воздушное чудовище, стерегущее небесные воды, виновник засухи и вечный враг Индра. Служителями Индры являются Маруты - неукротимые боги ветров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|