Лекция 9. Христианство и антихристианские сообщества (6,8,12, 22,23,24) 4 глава
Страшный и мстительный бог Рудр насылает болезни на скот, бури и болезни на людей. В Ведах представлен и бог Вишну. В современном индуизме это значительная фигура, в представлениях древних индусов это всего лишь карлик Индры, маленький колдун, помогающий могучему Индре. Богом, возникающим из вод, считается Агни - огонь. Связь между водой и огнем объясняется тем, что огонь присущ дереву - оно хорошо горит, а дерево растет, питаясь водой. Агни уносит души вверх при кремации тел, уносит весть богам о совершившемся жертвоприношении, он - воплощенная мудрость и достоинство. Агни тесно связан с Сомой - напитком, получаемым из сока растения ASLEPIAS, пьянящие свойства которого знали и персы, и индусы. Его сбраживали и соединяли с молоком, употребляя в священнодействиях. Считалось, что боги слетаются, заслышав только стук камней, используемых при выжимании сока из растений. Это любимый напиток богов.
Жертва. В первобытном культе жертва выглядела как веселое пиршество, устраиваемое для богов. Действительно, готовились кушанья, устраивались танцы в честь богов, пелись гимны и молитвы с откровенными торговыми обращениями к богам, причем не смиренными, а требовательными - «Я - тебе, ты - мне». Молитвы в Ригведе нигде не содержат слов благодарения. Обряд жертвоприношения был жестко регламентирован и требовал нескольких участников, исполняющих определенную роль. Все участники должны были прежде пройти через очистительный обряд освящение, который включал пост (иногда в течение года), половое воздержание, стрижку волос и бороды. Жертвовались растительные и животные продукты. В особых случаях в жертву приносился конь, а в более древние времена были и человеческие жертвоприношения.
Волшебство Древнейшая функция жрецов была магией, такими они представлены в Ведах. Там прослеживается культ демонов, действуют заклинания, колдовские напитки и амулеты.
Покаяние У индусов с древнейших времен, благодаря нравственным основам, изложенным в Ведах, формировалось представление о достоинстве человека, живущего правдиво. Религиозная практика также предусматривала признание перед алтарем в неблаговидных поступках, а молитвы включали слова покаяния даже за дела, совершенные во сне! Средством искупления греха являлись жертвоприношения.
Смерть Смерть рассматривалась как величайшее несчастье. Душа умершего не считалась смертной, к ней обращались, с ней беседовали, ей приносили пищу, которую складывали в ямки, вырытые в земле. Считалось первоначально, что царство мертвых находится под землей. Позже, с появлением светлых богов, это царство переместилось наверх, в область света. Царем мертвых является бог Яма. Предки помогают своим потомкам. Люди, прожившие хорошей безгрешной жизнью, могут посмертно лицезреть богов Варуну и Адити.
Кастовое деление Ко времени возникновения новейших Вед уже существовало групповое деление индийского общества. Первоначальное деление определяло принадлежность каждого к какой-либо варне. Варна - означает цвет, из чего исследователи делают вывод, что деление на варны отражает отношение завоевателей к темнокожим аборигенам Индии как к людям четвертого сорта. Три первые варны - жрецов, воинов и ремесленников, включали, по-видимому, представителей арийского племени, четвертая варна - аборигенов Индии. Соответственные названия варн: брахманы, кшатрии, вайсии и судры. Образ жизни представителей этих варн был жестко регламентирован по следующим признакам: - по характеру брачных отношений; - по характеру питания;
- по интеллектуальной подготовке. Брачные ограничения касались права выбора брачного партнера только из своей варны, в крайнем случае, из ближайшей нижележащей варны могла быть взята девушка. Характер питания соответствовал предназначению представителей той или иной варны. Жрецы были вегетарианцами, воины - регламентировано могли питаться с употреблением животных продуктов, ремесленники имели некоторые религиозные ограничения в пище. Разумеется, брахманы имела наибольший доступ к информации, объясняющий религиозную обрядность и религиозные предания. Именно члены этой варны составили групповой авторский коллектив тайной религиозно-философской системы Упанишад. Обучение жрецов было очень длительным процессом. Оно начиналось с 7 лет, и включало 4 ступени. Первая ступень образования - первый шаг (асрама), посвящался заучиванию наизусть всех Вед. Одновременно ученик как домашняя прислуга обслуживал учителя. По окончании учебы, ученику выбривали голову, оставляя на темени косичку. На второй ступени он вступал в брак, начинал действовать как жертвоприноситель. За степенью «отца семейства» (гастра) следовала степень «лесного жителя» (ванапраста), в которой присутствуют зачатки отречения от мира. Эту ступень будущий брамин проходил, завершив воспитание собственных детей. Последняя аскетическая степень - «синниязин», - время философских размышлений о жизни, время уединения. Космологические божества Праджапати - создатель, и Висвакарман - вседелающиий, - плоды таких философских размышлений брахманов. Ими же создан Брахма - и бог, и принцип, и чудодейственное слово и молитва одновременно. Со временем он становится абсолютом, главным мировым принципом. Как бог он имеет супругу Сарасвати, то есть выступает в мужском роде. Как абсолют действует в среднем роде. Происходившее на протяжении двух - трех тысячелетий последующее дробление общества на касты, доведенное со временем до абсурда, было данью некритическому извращению когда-то усвоенных, может быть и разумных, догм. Во всяком случае, принцип брачных отношений открывал дорогу совершенствованию общества посредством постепенного перемещения лучших человеческих экземпляров (в лице девушек) из нижележащей варны в вышележащую. Ребенок такой семейной пары, естественно становился членом более высокой варны, получая и соответственно более высокое образование, и соответствующий социальный статус. Кастовое дробление извратило этот разумный биологический принцип.
Примерно за 500 лет до Рождества Христова начинается период эстетического осмысления и переработки ведической религии. Его именуют «Классическим периодом». Носителями новых идей выступают материалисты, агностики и фаталисты. Появляются направления, вообще отрицающие авторитет Вед - это буддисты и джайнисты, они не признают и кастовое превосходство жрецов. Внутри самого брахманизма возникает 6 даршан - способов толкования истины. Отправной точкой такого разделения явилось само жречество, вступившее на путь создания тайного философски осмысленного учения.
Упанишады Результатом умственной переработки мифологических, логических, мистических и чувственных представлений древних индусов стала тайная философия, предназначенная для посвященных. Наиболее близкий смысловой перевод слова Упанишады - тайное заседание. Этот документ является письменным свидетельством коллективного выбора интеллектуальной элиты индийского общества в лице древнего жречества. Естественно, что он стал официальным признанием приоритета познавательной деятельности человека. Главный практический вывод, к которому склоняют Упанишады, заключается в следующем - поскольку душой, дыханием (Атман) всего является познание, то человек по своей сущности тождественен Атману. Задача человека на земле познать эту тождественность. «Тот, кто знает, что он есть Брахман, есть все». Состояние этого познания описывается как совершенная этическая чистота. Это и есть святость. Святой беспечально проходит мимо всех проявлений мира - и плохих, и хороших. Дух такого человека свободен, ничем не связан. Мир иллюзорен (майя), он не достоин внимания. Эта свобода дает блаженство. Смерть же - конец всему. Нет сознания - нет ничего. Начало мира - Ничто.
Упанишады также являются письменным свидетельством утверждения в сознании индусов идеи переселения душ. Полагают, что это является следствием распространения религиозных традиций тотемизма более древнего населения Индии, а также отголоском религиозных представлений самих завоевателей Индии, поскольку сходные представления имеются в религии древних кельтов, персов Авесты и особенно ярко выступают в мистериях греков. В дальнейшем, как уже говорилось, учение самсары было разработано более детально. Религия лежала в основе философских школ, возникших в Индии. Наиболее полным воплощением мировоззрения, заложенного в Упанишады, является Учение Веданты. В сущности, это новая цепь логических построений на тему тождественности. Если тождественны Брахман и Атман (принцип и сущность), сознание и мировой принцип, то задачей человека является освобождение Атмана от индивидуального существования. Следовательно, нужен полный отказ от противопоставления себя и Брахмана, тогда полное растворение индивидуальности в Брахмане освобождает от переселения души. Другая философская система - Санкья, является материалистическим прорывом. Ведущим началом мира поставлена именно материя или природа. Дух - только двадцать пятое начало. Душа самостоятельна и не сливается ни с какой божественной душой. Абсолютная душа - ни с чем не связанная, чистая мысль, неизменная и неуничтожимая. Душа человеческая, чтобы проявить себя, соединяется с телом, жизнь тела - источник страданий души. Это и есть мировое зло. Задача человека - устранить это зло. Человек, развивший свое сознание, может достичь этого при жизни, а после смерти такое прекращение страданий душе гарантировано. Философия Санкьи распространялась как единый принцип жизни на любого человека без различия половой и кастовой принадлежности. Это был второй, теперь уже в социальную область, прорыв индийской философии. Он, впрочем, в социальном же плане, никак не был реализован, поскольку последователи этого учения хорошо усвоили принцип устранения от всякой деятельности. Школа Санкья стала философской предшественницей буддизма.
Йога - тайная школа психотрансформации Йога - в переводе означает соединение, именно соединение души с «высшим» началом. С течением времени философское ее содержание отошло на второй план, а технология духовных упражнений стала основой самостоятельной школы. Большой эмпирический опыт аскетов, позволил выработать определенные требования и правила, которые обеспечивали ее приверженцу определенные трансформации сознания. Брахманское жречество являло собой примеры крайних самоистязаний, вплоть до самоумерщвления своих органов (отсыпание рук, ослепление), или самоумертвления (например, сверх длительным постом). Это носило отпечаток мрачной пассивности, крайности, составляло удел все-таки относительно немногих фанатиков.
Йогическая практика давала нечто иное. Смерть не была целью йогина, по крайней мере, в течение достаточно долгой личной практики. Не давала эта практика и чувственных наслаждений. Она требовала аскезы, но, тем не менее, имела своих приверженцев, хотя никогда не становилась слишком массовой. Это была и есть достаточно закрытая школа духовных трансформаций. С течением времени, главным образов, в последние полтора - два столетия стали приоткрываться некоторые стороны этого опыта. Это стало возможным частично за счет выхода информации из недр самой системы (через учеников - не индусов), частично за счет самих индусов, вставших на путь распространения духовного опыта Индии на Запад (Шри Ауробинда и другие). Целью йогических упражнений является достижение состояния транса, которое обеспечивает йогину мысленный (или духовный) контакт с тем, кого он считает «высшим». Доктриной йоги является признание в качестве абсолютного авторитета личного Учителя, имеющего свое индивидуальное лицо и свой план работы с каждым йогином. Некоторые фрагменты из комплекса используемых при этом упражнений (главным образом, психических) в настоящее время проникли во многие школы, обучающие приемам современной психологии и психотерапии. Эти упражнения действительно способны перевести режим работы мозга и всего организма в целом в иные параметры. Внедрение в жизнь европейцев или других народов йогической практики нельзя считать положительным заимствованием, поскольку использование йогических упражнений, ведет к очень грубым поломкам в организме любителей - дилетантов. Физические последствия таких поломок выявляются не всегда сразу, но могут быть и незамедлительными, вплоть до смертельных исходов. Важно, что психические и духовные изменения возникают всегда. К сожалению, они могут более или менее долго не проявляться явно, оставаясь внутри сознания и работая там, в сущности, на разрушение личности. Это достаточно тонкий процесс, объяснение сути которого может быть содержанием отдельной беседы. На настоящем этапе можно только сказать, что и механизм, и итог этого, тайно даже для самой личности, текущего процесса трансформации, имеют много общего с социальной деградацией личности, вызванной наркотиками, но без интоксикационного эффекта последних. Родственные йогическим приемы присутствуют и в католических монастырях, составляя часть «духовных упражнений» монахов и монахинь.
Джайнизм Джайна в переводе означает победитель. Это нарицательное имя одного из основоположников вполне материалистического учения. Обновитель Джайны - Вардамана, был современником Будды. Его личная судьба и становление как духовного руководителя протекали по той же линии, что и у Будды. Он действовал в качестве пророка в течение 30 лет и умер в возрасте 72 лет. Особенностью его воззрений было признание независимости душ как особой реальности, пронизывающей все материю. Ради стремления проявить себя они связываются с живыми телами. Продуктом их деятельности является карма. Полное уничтожение кармы - путь к спасению души, ее освобождению, отделению от тела, избавление от необходимости трансформироваться вновь и вновь. Существует три главных условия для освобождение от кармы: 1. Вера в то, что Джайна нашел путь спасения, что его учение верно 2. Знание того, что есть мир и как его победить по учению Джайны 3. Практически справедливое поведение, устраняющее причины кармы. Джайнизм внешне выражается нудизмом - полным отказом от ношения одежды и тем, что его приверженец, готовящийся к смерти, имеет право ускорить этот момент полным отказом от пищи. Голод стирает последние остатки кармы. Приверженцы одной из ветвей джайнизма носят белые одежды. Есть варианты, когда строгая аскеза не требуется, миряне тоже могут быть джайнистами. Голодная смерть рекомендуется, впрочем, и им как благое деяние. Джайнизм способствовал значительной трансформации и культовых традиций. Приверженцы Джайны имеют свои монастыри, храмы, праздники, свои издательства. Они более демократичны, ближе к народу. Поскольку им запрещен сельскохозяйственный род деятельности, вследствие нарушения прав живых существ, они занимаются торговлей, ремеслами, науками.
Буддизм Буддизм, как и Джайнизм, вначале был монашеской религией, которая возникла в касте кшатриев (воинов). Учение Будды, в отличие от Джайнизма, вообще не имеет корней ни в Ведах, ни в Санкьи. Буддизм порвал и с аскетизмом, традиционно близким менталитету и религиозной практике индусов. Именно поэтому религия Джайны спокойно утвердилась в Индии, а буддизм, после кратковременного расцвета у себя на родине, ушел за ее пределы. Дорогу за пределы Индии буддизму обеспечили две его особенности: 1. Во главе буддизма стояла яркая личность, живой идеал, конкретные поступки и слова которого внушали уважение и желание подражать ему. 2. Привлекательный по своему интернациональному, и более того, внекастовому, характер учения. Для Индии это было новым явлением, ведь брахман действует во имя своего личного спасения, а буддист обеспокоен судьбами других, всего человечества. Буддизм стал примером общинного соединения людей, не связанных по национальному признаку. Именно это способствовало со временем его превращению из национальной в мировую религию. Буддийское учение, как определил его сам основоположник, лежит посередине между двух крайностей - чрезмерных наслаждений и добровольных страданий - аскезы. Этот серединный путь дает покой и просвещение, познание и нирвану. На этом пути к познанию нужно устранить всякое страдание, то есть устранить всякое желание. Праведным должно быть все: 1. Вера 2. Решение 3. Слово 4. Деяние 5. Жизнь 6. Стремление 7. Воспоминание 8. Самоуглубление Это и есть восьмичленный путь. Другие знания, о которых Будда говорил, что они - безбрежны, человеку не особенно нужны, так как они не ведут к спасению от страданий. Космогонические взгляды буддистов значительно расходятся с принятыми представлениями о мире. Земля, по их представлениям, это металлический диск, окруженный семью кругами гор и морей. В недрах земли находятся восемь адских пещер, обитатели которых трепещут от страха смерти уже 1 миллион 600 000 лет, поджариваясь там на огне. Шесть небес над землей принадлежат богам - «девам», и 20 небес, принадлежат Браме. На четырех самых высоких небесах вкушают нирвану блаженные, свободные от возрождении. Таких вселенных существует множество. Буддизм, хотя и оставляет место бесчисленным богам, но, в сущности, не является религией. Нет никакого существа, которое утверждалось бы само собой, и через которое существовали бы вещи. Есть поток преобразований без признаков духовной сущности, говорить о вечности и не вечности, по мнению буддистов, - ересь. Формы и причины - единственное, что существует в мире, но это всего лишь человеческие психологические феномены, состояния сознания, вызванные нашими впечатлениями. Это носит название санкара. Санкара - временный член причинного ряда, результат предыдущих состояний и причина будущих действий. Санкарам соответствует закон причинности - дхамма. Это нравственный мировой порядок, принцип возмездия. Дхамма есть норма, по которой создаются санкары. Закон моральной причинности является руководящей мыслью в буддийском учении о переселении душ. Следует особо остановиться на некоторых деталях достижения нирваны, которое в буддизме означает угасание страстей. Нирвана в брахманизме – это особый транс, переживаемый, как особый покой. Нирвана в джайнизме - посмертное бессознательное продолжение жизни души. Нирвана в буддизме есть особое состояние, освобождающее от перерождений, ничего более подробного Будда на эту тему не говорил. Позднейший буддизм стал представлять нирвану как блаженное одухотворенное состояние. Достигаются они посредством освоения техники экстаза, который имеет четыре градации - дианы. Практические приемы, используемые и рекомендуемые буддизмом для субъективного переживания особого «духовного» блаженства, также как и в йоге, направлены на уход в состояние транса. В позднейшем буддизме эти технологии включают использование дополнительных средств внешнего воздействия (благовония, магические действия, вплоть до созерцания трупа). Кто прошел все четыре дианы и в совершенстве исполняет их, становится «святым». «Святой» (архат) - достигает этого уровня посредством ряда перевоплощений. Таким образом, технология «святости» в буддизме построена на соблазне трудно достижимой целью, но само движение к ней сопряжено с переживанием субъективно приятных состояний транса. По существу, нирвана в буддизме есть духовный наркотик с последствиями, соответствующими любому другому наркотическому средству. Они выражаются в трансформации сознания, разрушении чувственной и волевой сфер, этическом безразличии. Достижение именно такого состояния и являлось социальным и миссионерским идеалом самого Будды. Последователи Будды практиковали, как и сам Будда, общение с духами и магические действия. Чародейство в форме тантризма (заимствованные в йоге приемы возбуждения половой энергии) было в равной степени достоянием и брахманизма и буддизма, начиная с 1-го века новой эры.
Буддизм в Индии На протяжении ближайших ко времени Будды столетий буддизм в Индии процветал, распространяясь через монахов на юг, утверждаясь на Цейлоне, в Афганистане, Бактрии и даже Китае. Одновременно шел процесс сектантского разделения. Еще в первые века христианской веры буддизм пользовался поддержкой царей, а его приверженцы могли широко осуществлять филантропическую деятельность, открывая приюты для бедных, больных и даже для животных. К 600 годам по Р.Х. он начинает слабеть отчасти вследствие внутренних раздоров, но, главным образом, под давлением арабов. С падением царства Магады в 1200 году пришел конец буддизму в Индии, иначе говоря, вторжение ислама положило конец буддизму в Индии.
Индуизм С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков. Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно. Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма. На индийской философии основывается теософия, вызванная к жизни Еленой Блаватской. Первое теософское общество возникло в 1875 году в Адьяр, около Мадраса. В России продолжателями теософского направления стали супруги Рерихи. Теософы не являются терпимыми к христианству, свое обращение к индуизму объясняют желанием «стереть христианство с лица земли».
Ламаизм (Буддизм в Тибете) Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - белое пятно в истории. Антропологические характеристики черепов древних людей Тибета указывают на их сходство с индейцами Америки. Считают, что смешение кровей происходило и на протяжении первых тысячелетий дохристианской эры, но особенно интенсивно - в более поздний период. Добуддийская религия Тибета была типично политеистической. Божества подразделялись на богов неба, земли и воды. Деревья рассматривались как вместилища божественного духа. Сквозь все сферы прорастает Мировое дерево. В практической жизни большая роль принадлежала «богу дома», который требовал большого внимания, и богу очага. Культовый служитель «бонпо» проводил особый ритуал очищения, если вода нечаянно заливала огонь в очаге. Личные боги (бог-защитник и бог-человек) располагались на плечах справа и слева как братья. Бонпо-могильщики были магами, могли летать на бубне, заклинать, резать железо птичьим пером, предсказывать будущее. В религиозной традиции тибетцев были жертвоприношения, в том числе, и человеческие. Клятва вассалов своему королю сопровождалась убийством животных, которые производились с особой жестокостью, символизируя мучения, которые ждут изменщика клятве. Вообще, владык обожествляли как сынов неба. Космогонические мифы повествовали о происхождении мира из космического яйца. Чисто политические мотивы - вражда внутри бонского священства (одни поддерживали владыку - цэнпо, а другие - племенную аристократию), вынудили цэнпо обратить внимание на буддизм, укоренившийся в Северной Индии. Вариант буддизма, получивший развитие в Тибете, включал три источника: 1. Учение мадхьямиков 2. Учение йогов 3. Тантризм Учение мадхьямиков считает иллюзией не только внешний мир, но и само познание. Реальна только пустота, она не познается опытом, но только мистически, интуитивно. Учение йогов допускало реальность сознания, а образы внешнего мира рассматривало как мираж, высший смысл которого познается в процессе внутреннего созерцания. Система упражнений предназначалась для совершенствования созерцательных способностей. При этом считалось, что экстатические состояния, вызываемые йогическими упражнениями, помогают сосредоточению мыслей. Тантризм, вошедший в тибетский буддизм, содержало открытую (экзотерическую) часть, доступную большинству, и эзотерическую - тайную часть, которая была доступна только посвященным. Огромную роль в практике тантризма играли магические приемы и ритуальные телодвижения. В магическом ритуале действовала триада - телодвижение (для возбуждения половой чакры), речь - произнесение заклинаний, и рассудок - концентрация внимания. Кроме того, для приведения себя в состояние транса практиковалась фиксация взгляда на изображении магических кругов или квадратов - мандал. Цель и смысл тибетского буддизма - слияние с космическими духами, пронизывающими пространство. Тантрический буддизм завершает развитие буддийской теоретической мысли, продолжавшееся 1500 лет.
----------------------------------------------------------------------
Лекция 6. Греческое язычество
Древняя вера и мифотворчество греков Действительная религия древних греков отличается от тех ее форм, в которых она представлена греческой литературой. То, что стало в исторически более близкие нам времена характеристикой греческого духа, а именно, «разум, мера и ясность» поначалу совсем не соответствовало ему. Обычаи греческого народа и представления жрецов в древние времена соответствовали представлениям других первобытных народов. Основу их религиозности составляли культ мертвых и вера в духов, почитание животных и фетишизм, а также особое почитание местечковых богов. О дикости, неразвитости и чувственных страстях свидетельствуют человеческие жертвоприношения, которые были еще во времена императоров, и даже в связи с употреблением в пищу человеческого мяса. Суеверное внимание к знамениям и чудесам, которое много раз имело роковое значение для политической жизни страны, грубые праздничные игры, во время которых люди одевались наподобие животных или предавались разврату при отправлении сладострастных культов - вот то, что составляло национальный характер греков в тот период. Историки считают, что именно природная чувственность греков позволяла укореняться на греческой земле культам Диониса и Артемиды и доводить их до полного безобразия. Мистическая сторона религия была предметом особого внимания греков, религия пронизывала всю жизнь, и даже государственные учреждения покоились на религиозной основе. В домашней жизни проявления религиозной жизни также никогда не исчезали. В литературе в известные периоды благочестие было господствующей силой, и вольнодумству не удавалось без столкновения с народом и его жрецами завоевать место в духовной жизни. Греки находили особенное удовольствие в преданиях и сказках, которые их живое воображение далее развивало и вплетало в рассказы о собственной истории. Это привело к созданию обширной мифологической литературы, хотя, как считают историки, для набожного грека эта мифология значила гораздо меньше, чем жертвы, служение богам и священные пиршества. Богатство мифов, созданных в среде поэтически одаренного и религиозного народа, привело к необычайному единению религии и искусства. Искусство при этом, правда, извлекло больше выгоды, служа прославлению поэтов и сказителей. Свободное и опоэтизированное обращение с религиозными темами способствовало раскрытию личности, как бы приподнимало человека над стеснительными оковами старинных религиозных предписаний, но и несло свои последствия, не лучшие в социальном плане. Блага и интересы личности ставились выше интересов стабильности общества в целом, интересы групп, меняющиеся и непостоянные в силу психологических особенностей греков, преобладали над необходимостью политического единения для создания греческого государства. Так моральные слабости сказывались на исторической судьбе греческих народов. Единственным действительно объединяющим моментов для различных греческих племен было сознание своей элитарности, своих эллинских корней. Раздоры же сделали страну легкой добычей римлян. Литературное мифотворчество явилось как - бы сублимацией нереализованного в жизни религиозного единения греков. Это мифотворчество создавало иллюзию религиозного единомыслия, тогда как в реальной жизни процветало поклонение местным богам. У греков не развилась даже культура общего богослужение в собственном смысле слова. Последующее значение этого мифотворчества историки оценивают как момент, послуживший основой для создания того «греческого мира», который был объединен вокруг этого мифологизированного пантеона богов, в том числе и в форме общеэллинских праздничных игр. Греческая религия оказала влияние и на религиозную жизнь последующих европейских народов. Историки находят в старинном христианском культе, который формировался вначале на греческой земле, греческие следы, особенно происходящие из тайных культов Греции. Греция как страна, лежащая на пересечении путей многих народов, получали такой вариант развития религиозных культов, который, помимо собственных народных элементов, содержал фрагменты религиозных традиций всех этих народов, начиная от Вавилонии. Зевс, Пан, нимфы, Посейдон, Гефест - все они имеют несомненное отношение к первобытной традиции почитания сил природы и далеки от олимпийских богов. Открытые под небом алтари, описание которых присутствует у Гомера, также отражают древнюю форму поклонения богам, когда еще не существовало ни храмов, ни изображений богов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|