Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание структуры материала




Введение

Банк программно-дидактических тестовых заданий составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к инструменту диагностики качества обучения студентов технических вузов по дисциплине «Инженерная психология». Предлагаемая база тестовых заданий скомплектована на основе требований Государственного образовательного стандарта и учебных рабочих программ дисциплины и предназначена для аттестации уровня знаний и умений студентов при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации.

Тестовые задания по дисциплине «Инженерная психология» предназначены для проведения контроля и оценки знаний студентов всех форм обучения специальностей для студентов специальностей: «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)», «Организация и безопасность движения», «Электрический транспорт железных дорог» всех форм обучения.

По результатам тестирования выводится оценка, на основании которой принимается решение о допуске студента к итоговым испытаниям.

Проверочные тесты по основным темам курса могут использоваться для самостоятельной работы с литературой, словарями, монографиями, статьями.

Для тестирования студентов используется оболочка компьютерного тестирования АСТ-Тест. Тест формируется случайным образом по сформированной спецификации (количество заданий по темам и разделам представлено в таблице 1). Количество вопросов в тесте и шкала оценивания сформированы с учетом формы обучения.

Положительный результат тестирования (50 и более % правильных ответов при освоении всех разделов) позволяет констатировать наличие базового уровня знаний и засчитать прохождение студентом промежуточной аттестации по дисциплине на оценку «удовлетворительно».

 

ВВЕДЕНИЕ

Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий транспортным технологическим процессом. Вместе с другими науками транспортная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.

Все это существенно изменяет специфику и структуру трудовой деятельности человека, предъявляет повышенные требования к оптимизации его взаимодействия с современной техникой. В связи с этим возникает большой круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием транспортных систем «человек-машина», являющихся основным объектом исследования транспортной психологии.

Тесты ориентированы на овладение студентами курса «транспортная психология» в рамках образовательной программы. Они призваны помочь студентам наиболее полно усвоить необходимый минимум информации и научить самостоятельной работе с дополнительной литературой, лекционным материалом.

Тесты направлены, с одной стороны, на овладение студентами необходимыми для самостоятельной работы умениями, с другой стороны - на формирование у обучающихся установки и потребности самостоятельно и вдумчиво осваивать новую информацию. Они могут быть использованы для проверки теоретических положений курса на практических занятиях по дисциплине «Инженерная психология» или в качестве контрольных заданий в конце лекции.

Студентам предлагаются следующие типы заданий:

- тесты для проверки;

- контрольные и проблемные вопросы;

- задания на установление соответствия;

- задания на восстановление последовательности;

Тесты состоят из 4 тематических разделов, включающих 17 тем.

Раздел 1 - «Деятельность человека в автоматизированных системах производства и транспорта как объект инженерной транспортной психологии» раскрывает место инженерной транспортной психологии в системе психологических наук, предмет инженерной транспортной психологии, этапы развития инженерной транспортной психологии, цель и стратегия инженерной транспортной психологии, основные задачи инженерной транспортной психологии.

Раздел 2 - «Психофизиологические характеристики деятельности оператора» включает темы:

2. Прием информации оператором.

Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Энергетические и информационные характеристики зрительного анализатора. Пространственные и временные характеристики зрительного анализатора. Характеристики слухового анализатора. Восприятие речевых сообщений, в том числе синтезированной речи. Характеристики тактильного анализатора. Взаимодействие анализаторов при приеме информации.

3. Хранение и переработка информации оператором.

Характеристика памяти. Закономерности памяти. Виды памяти. Характеристика оперативной памяти. Оперативное мышление. Основные компоненты оперативного мышления в процессе управления транспортными средствами. Преобразование информации по поисковому и автоматизированному каналу. Эвристические машинные программы.

4. Принятие решения в деятельности оператора.

Психологические аспекты проблемы принятия решения. Принятие решения на перцептивно-опознавательном уровне. Особенности принятия решения на речемыслительном уровне.

5. Управляющие действия оператора.

Рабочие движения человека-оператора. Связь восприятия и движения. Антропометрические характеристики. Использование речевых сигналов для управления машиной.

6. Деятельность оператора в системе «человек-машина».

Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Планирование и регуляция деятельности. Виды и структура действий. Специфика труда оператора. Факторы, влияющие на операторскую деятельность. Виды деятельности оператора. Алгоритмы деятельности ДСП и ДНЦ.

7. Функциональные состояния оператора.

Эмоциональные состояния оператора. Показатели напряженности оператора. Утомление оператора.

Раздел 3 - «Инженерная психология и проектирование систем «человек-машина» включает темы:

8. Проектирование средств отображения информации на транспорте.

Классификация и общие инженерно-психологические требования к средствам отображения информации. Инженерно-психологические требования к отдельным видам зрительной индикации: стрелочная индикация, знаковая, графическая. Способы кодирования информации. Инженерно-психологические требования к акустическим индикаторам. Построение систем отображения информации в диспетчерских пультах.

9. Проектирование органов управления.

Классификация и общие инженерно-психологические требования к органам управления. Инженерно-психологические требования к отдельным типам органов управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Организация ручного ввода информации оператором.

10. Организация рабочего места оператора.

Общие требования к организации рабочего места. Построение пультов управления. Оптимальная зона условий труда. Интерьер оперативного пункта управления.

11. Факторы производственной среды.

Классификация и общая характеристика факторов. Физические факторы производственной среды. Химические факторы производственной среды.

12. Надежность оператора и системы «человек-машина».

Принципы определения надежности системы «человек-машина». Показатели надежности оператора. Методы расчета надежности системы «человек-машина». Работоспособность человека-оператора. Надежность транспортной эргатической системы при опасных отказах. Надежность программного обеспечения транспортных систем.

13. Принципы проектирования систем «человек-машина».

Возникновение и структура инженерно-психологического проектирования. Этапы инженерно-психологического проектирования Содержание работ по учету человеческого фактора на различных стадиях проектирования. Общие инженерно-психологические требования к проектированию систем «человек-машина». Возможные методы решения отдельных задач инженерно-психологического проектирования.

14. Инженерно-психологическая оценка систем «человек-машина».

Общие сведения об инженерно-психологической оценке. Особенности проведения инженерно-психологической оценки при проектировании, производстве и эксплуатации систем «человек-машина». Инженерно-психологическая оценка рабочего места по чертежам общего вида. Оценка сложности алгоритма трудовой деятельности диспетчера железнодорожного транспорта.

Раздел 4 - «Инженерная психология и эксплуатация систем «человек-машина».

15. Профессиональный отбор и обучение операторов.

Понятие о профессиональном отборе. Принципы и методы отбора. Оценка эффективности психофизиологического отбора. Обучение операторов железнодорожного транспорта.

.

16. Групповая деятельность операторов железнодорожного транспорта.

.

Понятие о группе. Социально-психологические вопросы групп и коллективов. Управление групповой деятельностью. Вопросы групповой психологии в изолированных коллективах.

17. Психологические аспекты эксплуатации сложных транспортных систем.

Контроль состояния оператора железнодорожного транспорта.

. Контроль результатов работы оператора железнодорожного транспорта.

. Пути совершенствования психологических качеств операторов. Психологические аспекты совершенствования эксплуатационно-технической документации.

 

ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ МАТЕРИАЛА

Банк тестовых заданий, состоящий из 148 тестовых заданий, составлен для контроля знаний студентов по дисциплинам:

1. «Транспортная психология». Предназначены для проведения контроля и оценки знаний студентов всех форм обучения специальностей 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)»

Семестр обучения – III

Распределение тестовых заданий по разделам и темам учебного курса для всех форм обучения представлено в таблице 1

Таблица 1

Структура тестового материала Количество тестовых заданий
1. Раздел 1  
2. Раздел 2  
3. Раздел 3  
4. Раздел 4  
ИТОГО:  

2. По степени сложности тесты делятся на три уровня:

первый уровень (легкий) – включает наиболее легкие вопросы (студентам предлагается выбрать правильный ответ (или несколько) из предложенных вариантов);

второй уровень (средней сложности) – включает задания, которые построены на знании последовательности действий, соотношении параметров между собой (значение того или иного понятия с его содержанием);

третий уровень (трудный) – включает задания, при выполнении которых требуется дополнить утверждение.

3.Для выполнения тестовых заданий в среднем рассчитано по 3 мин.

 

Для оценки выполненного теста разработаны следующие шкалы:

Оценка Количество правильных ответов
Неудовлетворительно от 0 до 19
Удовлетворительно от 20 до 24
Хорошо от 25 до 27
Отлично от 28 до 30

 

Список источников для подготовки к тестированию:

Воронин В.М. Современная инженерная психология на железнодорожном транспорте / Екатеринбург. Изд-во УрГУПС, 2011.

Климов Е.А., Пчелинова В.В. Психология труда и инженерная психология: Программа и учеб. пособие. - М., 2005.

Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика.- М., 2005.

Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2005.


 

 

V0: Транспортная психология

 

V1: {{1}} Раздел 1. Деятельность человека в автоматизированных системах производства и управления как объект транспортной психологии

Место инженерной транспортной психологии в системе психологических наук, предмет инженерной транспортной психологии, этапы развития транспортной психологии, понятие эргономики; цель и стратегия инженерной психологии, эффективность и надежность системы «человек-машина»; улучшение технологических характеристик трудового процесса и характеристик, стимулирующих трудовую активность человека, основные задачи инженерной психологии.

 

 

I:{{1}} t=120;k=0;ek=60;m=100;c=0;

Q:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...