Описание структуры материала
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Введение Банк программно-дидактических тестовых заданий составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к инструменту диагностики качества обучения студентов технических вузов по дисциплине «Инженерная психология». Предлагаемая база тестовых заданий скомплектована на основе требований Государственного образовательного стандарта и учебных рабочих программ дисциплины и предназначена для аттестации уровня знаний и умений студентов при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации. Тестовые задания по дисциплине «Инженерная психология» предназначены для проведения контроля и оценки знаний студентов всех форм обучения специальностей для студентов специальностей: «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)», «Организация и безопасность движения», «Электрический транспорт железных дорог» всех форм обучения. По результатам тестирования выводится оценка, на основании которой принимается решение о допуске студента к итоговым испытаниям. Проверочные тесты по основным темам курса могут использоваться для самостоятельной работы с литературой, словарями, монографиями, статьями. Для тестирования студентов используется оболочка компьютерного тестирования АСТ-Тест. Тест формируется случайным образом по сформированной спецификации (количество заданий по темам и разделам представлено в таблице 1). Количество вопросов в тесте и шкала оценивания сформированы с учетом формы обучения. Положительный результат тестирования (50 и более % правильных ответов при освоении всех разделов) позволяет констатировать наличие базового уровня знаний и засчитать прохождение студентом промежуточной аттестации по дисциплине на оценку «удовлетворительно».
ВВЕДЕНИЕ Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий транспортным технологическим процессом. Вместе с другими науками транспортная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда. Все это существенно изменяет специфику и структуру трудовой деятельности человека, предъявляет повышенные требования к оптимизации его взаимодействия с современной техникой. В связи с этим возникает большой круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием транспортных систем «человек-машина», являющихся основным объектом исследования транспортной психологии. Тесты ориентированы на овладение студентами курса «транспортная психология» в рамках образовательной программы. Они призваны помочь студентам наиболее полно усвоить необходимый минимум информации и научить самостоятельной работе с дополнительной литературой, лекционным материалом. Тесты направлены, с одной стороны, на овладение студентами необходимыми для самостоятельной работы умениями, с другой стороны - на формирование у обучающихся установки и потребности самостоятельно и вдумчиво осваивать новую информацию. Они могут быть использованы для проверки теоретических положений курса на практических занятиях по дисциплине «Инженерная психология» или в качестве контрольных заданий в конце лекции. Студентам предлагаются следующие типы заданий: - тесты для проверки; - контрольные и проблемные вопросы; - задания на установление соответствия; - задания на восстановление последовательности; Тесты состоят из 4 тематических разделов, включающих 17 тем. Раздел 1 - «Деятельность человека в автоматизированных системах производства и транспорта как объект инженерной транспортной психологии» раскрывает место инженерной транспортной психологии в системе психологических наук, предмет инженерной транспортной психологии, этапы развития инженерной транспортной психологии, цель и стратегия инженерной транспортной психологии, основные задачи инженерной транспортной психологии.
Раздел 2 - «Психофизиологические характеристики деятельности оператора» включает темы: 2. Прием информации оператором. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Энергетические и информационные характеристики зрительного анализатора. Пространственные и временные характеристики зрительного анализатора. Характеристики слухового анализатора. Восприятие речевых сообщений, в том числе синтезированной речи. Характеристики тактильного анализатора. Взаимодействие анализаторов при приеме информации. 3. Хранение и переработка информации оператором. Характеристика памяти. Закономерности памяти. Виды памяти. Характеристика оперативной памяти. Оперативное мышление. Основные компоненты оперативного мышления в процессе управления транспортными средствами. Преобразование информации по поисковому и автоматизированному каналу. Эвристические машинные программы. 4. Принятие решения в деятельности оператора. Психологические аспекты проблемы принятия решения. Принятие решения на перцептивно-опознавательном уровне. Особенности принятия решения на речемыслительном уровне. 5. Управляющие действия оператора. Рабочие движения человека-оператора. Связь восприятия и движения. Антропометрические характеристики. Использование речевых сигналов для управления машиной. 6. Деятельность оператора в системе «человек-машина». Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Планирование и регуляция деятельности. Виды и структура действий. Специфика труда оператора. Факторы, влияющие на операторскую деятельность. Виды деятельности оператора. Алгоритмы деятельности ДСП и ДНЦ. 7. Функциональные состояния оператора. Эмоциональные состояния оператора. Показатели напряженности оператора. Утомление оператора. Раздел 3 - «Инженерная психология и проектирование систем «человек-машина» включает темы:
8. Проектирование средств отображения информации на транспорте. Классификация и общие инженерно-психологические требования к средствам отображения информации. Инженерно-психологические требования к отдельным видам зрительной индикации: стрелочная индикация, знаковая, графическая. Способы кодирования информации. Инженерно-психологические требования к акустическим индикаторам. Построение систем отображения информации в диспетчерских пультах. 9. Проектирование органов управления. Классификация и общие инженерно-психологические требования к органам управления. Инженерно-психологические требования к отдельным типам органов управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Организация ручного ввода информации оператором. 10. Организация рабочего места оператора. Общие требования к организации рабочего места. Построение пультов управления. Оптимальная зона условий труда. Интерьер оперативного пункта управления. 11. Факторы производственной среды. Классификация и общая характеристика факторов. Физические факторы производственной среды. Химические факторы производственной среды. 12. Надежность оператора и системы «человек-машина». Принципы определения надежности системы «человек-машина». Показатели надежности оператора. Методы расчета надежности системы «человек-машина». Работоспособность человека-оператора. Надежность транспортной эргатической системы при опасных отказах. Надежность программного обеспечения транспортных систем. 13. Принципы проектирования систем «человек-машина». Возникновение и структура инженерно-психологического проектирования. Этапы инженерно-психологического проектирования Содержание работ по учету человеческого фактора на различных стадиях проектирования. Общие инженерно-психологические требования к проектированию систем «человек-машина». Возможные методы решения отдельных задач инженерно-психологического проектирования.
14. Инженерно-психологическая оценка систем «человек-машина». Общие сведения об инженерно-психологической оценке. Особенности проведения инженерно-психологической оценки при проектировании, производстве и эксплуатации систем «человек-машина». Инженерно-психологическая оценка рабочего места по чертежам общего вида. Оценка сложности алгоритма трудовой деятельности диспетчера железнодорожного транспорта. Раздел 4 - «Инженерная психология и эксплуатация систем «человек-машина». 15. Профессиональный отбор и обучение операторов. Понятие о профессиональном отборе. Принципы и методы отбора. Оценка эффективности психофизиологического отбора. Обучение операторов железнодорожного транспорта. . 16. Групповая деятельность операторов железнодорожного транспорта. . Понятие о группе. Социально-психологические вопросы групп и коллективов. Управление групповой деятельностью. Вопросы групповой психологии в изолированных коллективах. 17. Психологические аспекты эксплуатации сложных транспортных систем. Контроль состояния оператора железнодорожного транспорта. . Контроль результатов работы оператора железнодорожного транспорта. . Пути совершенствования психологических качеств операторов. Психологические аспекты совершенствования эксплуатационно-технической документации.
ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ МАТЕРИАЛА Банк тестовых заданий, состоящий из 148 тестовых заданий, составлен для контроля знаний студентов по дисциплинам: 1. «Транспортная психология». Предназначены для проведения контроля и оценки знаний студентов всех форм обучения специальностей 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» Семестр обучения – III Распределение тестовых заданий по разделам и темам учебного курса для всех форм обучения представлено в таблице 1 Таблица 1
2. По степени сложности тесты делятся на три уровня: первый уровень (легкий) – включает наиболее легкие вопросы (студентам предлагается выбрать правильный ответ (или несколько) из предложенных вариантов); второй уровень (средней сложности) – включает задания, которые построены на знании последовательности действий, соотношении параметров между собой (значение того или иного понятия с его содержанием); третий уровень (трудный) – включает задания, при выполнении которых требуется дополнить утверждение. 3.Для выполнения тестовых заданий в среднем рассчитано по 3 мин.
Для оценки выполненного теста разработаны следующие шкалы:
Список источников для подготовки к тестированию: Воронин В.М. Современная инженерная психология на железнодорожном транспорте / Екатеринбург. Изд-во УрГУПС, 2011. Климов Е.А., Пчелинова В.В. Психология труда и инженерная психология: Программа и учеб. пособие. - М., 2005. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика.- М., 2005. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2005.
V0: Транспортная психология
V1: {{1}} Раздел 1. Деятельность человека в автоматизированных системах производства и управления как объект транспортной психологии Место инженерной транспортной психологии в системе психологических наук, предмет инженерной транспортной психологии, этапы развития транспортной психологии, понятие эргономики; цель и стратегия инженерной психологии, эффективность и надежность системы «человек-машина»; улучшение технологических характеристик трудового процесса и характеристик, стимулирующих трудовую активность человека, основные задачи инженерной психологии.
I:{{1}} t=120;k=0;ek=60;m=100;c=0; Q:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|