Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

античность идеальный государство новгородцев





Заключение

 

Теория идеального государства впервые и достаточно полно представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

В финале IX книги «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека.

«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.

Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно - это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого - и только такого государства».

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, - Завещание Ж. Мелье (1664-1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709-1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740-1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667-1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

Что касается Новгородцева, то важную роль <http://mirslovarei.com/content_fil/chast-dolja-znachenie-rol-svojstvo-priznak-partija-klass-1110.html> в его концепции <http://mirslovarei.com/content_fil/zagovor-koncepcija-zagovora-184.html> играют размышления о демократии и правовом государстве. Новгородцев считается одним из представителей философии либерализма <http://mirslovarei.com/content_fil/liberalizm-2987.html> и демократизма на русской почве. Однако следует заметить, что для Новгородцева философское учение <http://mirslovarei.com/content_fil/kriticheskaja-filosofija-kanta-uchenie-o-sposobnostjax-1423.html> о демократии имеет главной своей задачей анализ <http://mirslovarei.com/content_fil/analiz-i-sintez-518.html> того кризиса, в котором демократия <http://mirslovarei.com/content_fil/demokratija-169.html> оказалась именно в XX в.

Согласно Новгородцеву, древний мир знал только непосредственную демократию, в которой правит сам народ <http://mirslovarei.com/content_fil/dvojstvennoe-otnoshenie-naroda-k-vlasti-167.html> посредством народного собрания. Но времена непосредственного народоправства давным-давно прошли, хотя еще в новое время <http://mirslovarei.com/content_fil/novoe-vremja-17131.html> встречались мыслители, которые на него уповали. К их числу принадлежал, например, Руссо. Вместе с тем уже Руссо исходил из того, что народ может проявлять свою волю как непосредственно, так и через своих представителей.

В XX в. демократическая идея <http://mirslovarei.com/content_fil/ideja-30.html> должна принимать в расчет очень сложное устройство и раздробление общества. "Демократической идее одинаково противоречит, - писал Новгородцев, - всякое классовое господство <http://mirslovarei.com/content_fil/vlast-gospodstvo-samoobladanie-958.html>, всякое противопоставление одних классов другим, все равно, какие бы это классы <http://mirslovarei.com/content_fil/rabochij-klass-v-psevdosinkretizme-331.html> ни были, высшие или низшие. Классово-демократическая теория <http://mirslovarei.com/content_fil/verifikacionnaja-teorija-znachenija-427.html>, какой ее пытались сделать социалисты, есть contradictio <http://mirslovarei.com/content_fil/contradictio-17276.html> in adjecto". Вот почему реализация <http://mirslovarei.com/content_fil/realizacija-19391.html> идеи <http://mirslovarei.com/content_fil/vrozhdennye-idei-1254.html> демократии на основе одной классово-определенной концепции, например марксизма <http://mirslovarei.com/content_fil/marksizm-1471.html>, невозможна в принципе <http://mirslovarei.com/content_fil/princip-antona-petrova-309.html>. Здесь всегда будет неразрешимое противоречие <http://mirslovarei.com/content_fil/osnovnoe-protivorechie-obshhestva-284.html>, ибо демократия тем и отличается от других политических систем, что она предоставляет возможность <http://mirslovarei.com/content_fil/vozmozhnye-miry-430.html> свободного участия в жизни государства всякой личности, независимо от ее классовой принадлежности.

Демократия, отмечал Новгородцев, означает "возможно полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем. Демократия - возможно полное и свободное проявление жизненных сил, живая игра <http://mirslovarei.com/content_fil/jazykovye-igry-502.html> этих сил, простор для различных возможностей, открытость и широта для всяких проявлений творчества". Демократическая идея требует свободы для всех без исключения и лишь с теми ограничениями, которые вытекают из условий общения. Свобода <http://mirslovarei.com/content_fil/svoboda-347.html> - основание <http://mirslovarei.com/content_fil/dostatochnogo-osnovanija-princip-588.html> демократии. Наряду со стремлением <http://mirslovarei.com/content_fil/ljubov-strast-gorjachee-stremlenie-radost-1008.html> к свободе демократию отличает стремление к равенству. "И к равенству они (демократические народы), имеют страсть <http://mirslovarei.com/content_fil/ljubov-strast-gorjachee-stremlenie-radost-1008.html> горячую, ненасытную, вечную, непобедимую, ибо хотят равенства в свободе, и если не могут его получить, они хотят его также и в рабстве. Они перенесут бедность <http://mirslovarei.com/content_fil/bogatstvo-i-bednost-6423.html>, порабощение, варварство <http://mirslovarei.com/content_fil/varvarstvo-7206.html>, но они не перенесут аристократии". Это слова Алексиса де Токвиля, которыми Новгородцев подкрепляет мысль о непобедимости стремления демократических государств к равенству и свободе. Но вместе с этим, вполне сочувственным, изображением демократии мы находим у Новгородцева и ее критику. "Первые провозвестники демократической идеи соединяли со своей проповедью <http://mirslovarei.com/content_fil/lionskoe-obshhestvo-propovedi-very-2996.html> чисто религиозное воодушевление. Для них демократия была своего рода религией". И вот получилось, что демократическа концепция <http://mirslovarei.com/content_fil/zagovor-koncepcija-zagovora-184.html> приобрела форму политического фетишизма <http://mirslovarei.com/content_fil/ideologicheskij-fetishizm-193.html>. Задача <http://mirslovarei.com/content_fil/mediacionnaja-zadacha-244.html> современной политической теории заключается, по Новгородцеву, в том, чтобы развенчать фетишистский, догматический образ <http://mirslovarei.com/content_fil/vid-vneshnost-oblik-obraz-sposob-forma-pravlenija-957.html> демократии, показать, какими наивными и поверхностными порой бывают представления о демократическом обществе. Новое <http://mirslovarei.com/content_fil/novyj-chelovek-265.html> учение о демократии должно снять с нее "ореол чудесного, сверхъестественного", ввести ее в ряд "естественных политических явлений, в ряд других политических форм". Теория эта указывает на "чрезвычайную трудность осуществления демократической идеи и на чрезвычайную легкость ее искажений".

"Демократия невозможна, - отмечает Новгородцев, - без воспитания народа, без поднятия его нравственного уровня" и, не в последнюю очередь, без глубокого религиозного и нравственного народного чувства <http://mirslovarei.com/content_fil/zverinyj-sled-chuvstvo-987.html>. При фактическом же осуществлении народовластия часто бывает так, что власть и сам народ берут на вооружение отнюдь не самые существенные признаки <http://mirslovarei.com/content_fil/sushhestvennyj-priznak-879.html> демократии. Демократия вообще не должна восприниматься, продолжает Новгородцев, с некоторым наивным политическим оптимизмом. Нельзя думать, что сама демократия есть нечто высшее <http://mirslovarei.com/content_fil/vysshee-blago-4712.html> и окончательное; "...демократия - не столько путь <http://mirslovarei.com/content_fil/put-drevnix-po-kotoromu-shli-ljudi-bezzakonnye-1619.html>, сколько распутье, не достигнутая цель <http://mirslovarei.com/content_fil/uslovija-sredstvo-cel-367.html>, а проходной пункт". Это "система <http://mirslovarei.com/content_fil/sovetskaja-sistema-360.html> открытых дверей и неопределенных возможностей", однако она может утомить людей и не удовлетворить их. Вкусив политической свободы, которая стоит на грани анархии, люди <http://mirslovarei.com/content_fil/put-drevnix-po-kotoromu-shli-ljudi-bezzakonnye-1619.html> настолько устают от нее, что ожидают других, более авторитарных, более жестких форм правления.

Неверно понимать Новгородцева так, будто он, критикуя недостатки и противоречия демократии, становится ее противником. Новгородцев отмечает, что бедность и оскудение демократических идей на российской почве в значительной степени проложили путь ложному народничеству, разожгли огонь <http://mirslovarei.com/content_fil/plamja-pogrebalnyj-koster-zhertvennyj-ogon-molnija-pyl-strast-1049.html>, который, пророчествовал мыслитель <http://mirslovarei.com/content_fil/myslitel-7648.html>, грозит поглотить Россию. Новгородцев ссылается также на слова Достоевского: народ "грешит и пакостится ежедневно, но в лучшие минуты, во Христовы минуты он никогда в правде не ошибется". Все прошлое свидетельствует, что в душе русского человека <http://mirslovarei.com/content_fil/parafiziologija-cheloveka-70.html> уживаются рядом и тоска <http://mirslovarei.com/content_fil/toska-5121.html> по воле, и тоска по Богу, и вот "тоска по воле разрывает иногда все связи и законы <http://mirslovarei.com/content_fil/zakon-sootnoshenija-xozjajstvennyx-otraslej-186.html> божеские и человеческие, переходит все грани и меры и условные, и естественные". Тогда разражается революция. С точки зрения Новгородцева, народ, пережив кровавую бурю революции, должен пробудить свой дух, придти к тем своим святыням, которые связывают настоящее <http://mirslovarei.com/content_fil/krasivyj-blagoprijatnyj-godnyj-udobnyj-nastojashhij-1003.html> с прошлым, живущие поколения с давно ушедшими, и весь народ с Богом, как жребий, возложенный на народ, как талант <http://mirslovarei.com/content_fil/talant-8104.html>, данный Богом народу. Это и есть главное, что завещал своему народу замечательный социальный <http://mirslovarei.com/content_fil/amortizatory-socialnye-143.html> философ России Новгородцев. Осознание и утверждение <http://mirslovarei.com/content_fil/gipoteticheskoe-utverzhdenie-562.html> национального начала <http://mirslovarei.com/content_fil/filosofskie-nachala-129.html> должно проходить не через революцию, не через подавление личности, не через веру в некий будто бы достижимый, но на самом деле так никогда и не реализуемый утопический идеал <http://mirslovarei.com/content_fil/ideja-30.html>. Самое важное - личность <http://mirslovarei.com/content_fil/lichnost-40.html> в системе правового государства, в контексте <http://mirslovarei.com/content_fil/kontekst-649.html> глубокого нравственного религиозного переворота, ее права и обязанности. "Необходимо, - писал философ, - чтобы замолкли инстинкты <http://mirslovarei.com/content_fil/zhizn-instinkta-4485.html> революционных домогательств и проснулся дух жертвенной готовности служить общему и целому". "Нужно, чтобы все поняли, что не какие-то механические выборы <http://mirslovarei.com/content_fil/svoboda-voli%20=-svoboda-vybora-6366.html>, какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны его падения, а лишь новый поворот общего сознания". Этот завет выдающегося мыслителя России актуален и сегодня.


Литература

 

1. Алексеев Н.Н. Очерки по общее теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1920.

2. Аристотель. Политика // Собрание сочинений. Т. 4. - М., 1983.

.   Гельвеций. Мысли и размышления // Соч. в двух томах. М.: Мысль, 1974. С. 569-602.

.   Гольбах П.А. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления // Соч. Т. 2, М.: Мысль, 1963. С. 85-534.

.   Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1993.

.   История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М., 1996.

.   Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.

.   Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч. в трех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1968.

.   Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999.

.   Новгородцев П.И. Вопросы философии и психологии. М., 1903. Кн.74, с.404.

.   Новгородцев П.И. Государство и право. //Кн.75, с.510-511.

.   Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1999.

.   Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901.

.   Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI-XIX вв. Изд.3. М., 1914.

.   Новгородцев П.И. Мораль и познание. //Вопросы философии и психологии. 1902. Кн.64, с.827.

.   Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права П.И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995. С. 375-377.

.   Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Сочинения. М., 1991.

.   Новгородцев П.И. Ответ Л.И.Петражицкому. //Вопросы философии и психологии. 1902. Кн.66, с. 129.

.   Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

.   Платон. Государство // Соч. в трех томах. Т. 3, ч. 1, М.: Мысль, 1972. С. 89-454.

.   Платон. Законы // Соч. в трех томах. Т. 3, ч. 2, М.: Мысль, 1972. С. 83-478.

.   Платон. Письма // Соч. в трех томах. Т. 3, ч. 2, М.: Мысль, 1972. С. 505-567.

.   Платон. Политик // Соч. в трех томах. Т. 3, ч. 2. М.: Мысль, 1972. С. 10-82.

.   Платон. Собрание сочинений. - М., 1971-1972.

.   Словарь античности. - М., 1993. История Древней Греции / под ред. В.И.Кузищина. - М., 1986.

.   Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов//Под ред. Кириллова В.И., Попова С.И., Чумакова А.Н. М., 1966.

.   Философская энциклопедия. Т. 5. - М.: Сов. энцикл., 1970.

.   Цицерон. О государстве, Диалоги. - М., 1966.

.   Цицерон. О законах, Диалоги. - М., 1966.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...