Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 Коринфянам 10:1-33




1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;

2 и все крестились в Моисея в облаке и в море;

3 и все ели одну и ту же духовную пищу;

4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.

27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

Апостол Павел увещевает христиан из Коринфа беречься, убегать от идолопоклонства, поскольку нельзя быть одновременно и хритианином, и идолопоклонником. Далее, если обратиться к 1Коринфянам 10: 24-33, то отпадает поставленный вопрос о стыковании, поскольку данные слова полностью соответствуют изложенным мыслям апостола в 1Коринфянам 8: 1-13.

Поэтому, совершенно очевидно, почему в апостольском решении было сказано «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» - это может служить к преткновению части христиан из иудеев, для которых ранее знавших и исполнявших закон данные действия были чрезвучайно противны и могли служить преткновением при общении с христианами, ранее бывших язычниками.

Интересно исследование, проведенное Р. Френцем в своей книге [15]. Изложим кратко основные идеи и мысли параграфа «Воздерживайтесь от крови» из этой книги.

***

В апостольском послании используется слово «apecomai» («воздерживаться») (Деяния 15: 20, 29). Основное значение использованного греческого слова - стоять в стороне от чего-либо. В публикациях Свидетелей Иеговы подразумевается, что в отношении крови это слово используется в строгом, абсолютном смысле. Но действительно ли то, как это понятие используется в Писании, указывает на абсолютный, всеохватывающий смысл этого слова, как подразумевается в публикациях ОСБ? Может ли слово «воздерживаться» употребляться в относительном смысле, иметь лишь особое или ограниченное применение?

Греческое слово «apecomai» не обязательно употребляется в абсолютном, всеобъемлющем смысле, но иногда и в узком, специфическом смысле, можно увидеть, например, из 1Тимофею 4: 3, 1Петра 2: 11. Если понимать это слово в абсолютном, запрещающем смысле, то следовало бы указанные места в Библии понимать так, что в первом случае ложные учителя требовали от христиан не есть никакой пищи, а во втором случае апостол Петр предлагает христианам удаляться любых плотских желаний. Если же понимать это в контексте евангельского повествования, то становится ясно, что ложные учителя требовали не есть только то, что прописано в законе Моисея, а апостол Петр имел в виду только греховные желания[86].

Именно поэтому важно найти ответ на вопрос, в каком контексте, библейском и историческом, Апостольский собор во главе с апостолом Иаковом использовал слово «воздерживаться»?

На соборе решался вопрос о том, что некоторые требовали от христиан из язычников, чтобы они обрезывались и «соблюдали закон Моисеев» (Деяния 15: 5). Апостол Петр остановился именно на вопросе соблюдения закон Моисея, который он назвал «игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деяния 15: 10). В заключение дискуссии слово взял апостол Иаков и выразил общее решение в известной формулировке. В конце он добавил: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деяния 15: 19-21). Поэтому вполне очевидно, что он, выражая мнение собора, имел в виду то, что народ слышал в синагогах, когда читался закон Моисеев, следовательно, народ знал о содержании закона.

Иаков и апостолы знали, что «от древних родов» в израильской земле вместе с Иудеями жили язычники, «пришельцы». Какие требования возлагал на этих людей Моисеев закон? От них не требовалось обрезываться, но требовалось воздерживаться от определенных занятий, эти требования изложены в книге Левит, 17 и 18. В законе оговаривалось, что не только израильтяне, но и «пришельцы» должны воздерживаться от жертв идолам (Левит 17: 7-9) от потребления в пищу крови и удавлинины (Левит 17: 10-16), от считавшихся безнравственными действий (Левит 18: 6-26). В апостольские времена израильская земля находилась под управлением язычников, многие иудеи жили в других странах в рассеянии. Апостол Иаков и другие знали, что во многих городах по всей римской империи существовали иудейские сообщества, каждое из которых было обособленным мирком, где соблюдались еврейские обычаи и установления, что для язычников было вполне обычно посещать собрания иудеев в синагогах (смотрите, например, Деяния 13: 42-48; 14: 1; 17: 1-5, 10-12, 17; 18: 4). Ранние христиане, из евреев и из язычников, продолжали приходить на собрания в синагогах, Павел и другие христиане много проповедовали и учили в таких собраниях (смотрите, например, Деяния 18: 1-4, 24-28).

Упоминание апостола Иакова о чтении закона Моисея в синагогах дает основание считать, что он имел в виду именно повеления из закона, возложенные на «пришельцев», живших среди иудеев с древних времен. Как видим, апостол Иаков не только упомянул те же самые вещи, о которых говорится в книге Левит, но и перечислил их в том же самом порядке: воздерживаться от жертв идолам, крови, удавленины и половой безнравственности. Рекомендация Апостольского собора верующим из язычников слушаться этих повелений объясняется очевидной причиной сложившихся на тот момент обстоятельств - тесное общение хритстиан из иудеев и из язычников на христианских встречах и необходимость поддерживать мир и гармонию в этих условиях.

Когда христианам из язычников велели «воздерживаться от крови», очевидно, что имелся в виду не всеобъемлющий запрет, а конкретное повеление не естькрови, что иудеи считали отвратительным.

Если же фразу «воздерживаться от крови» понимать в абсолютном смысле, в качестве всеохватывающего запрета, то мы должны были бы отказываться от всех анализов крови, от использования препаратов крови, от всякого хирургического лечения с использованием аппаратов искусственного кровообращения и «стоять в стороне» от крови во всех других отношениях. Библейский и исторический контекст не дает указаний на то, что речь шла о всеобъемлющем запрете, а показывает, что предписания касались конкретно «вкушения» крови, что само по себе согласно Марка 7: 14-23, 1 Коринфянам 8: 1-13 и 1 Коринфянам 10: 1-33 грехом не является.

Примечательно, что среди запретов апостол Иаков не перечислил таких вещей как убийство или воровство. Такие действия и так считались у язычников греховными. Но среди язычников не осуждалось идолопоклонство, кровь животного и необескровленное мясо употреблялось в пищу, в некоторых случаях снисходительно относились к половой безнравственности. Повеления к христианам о «воздержании» в первую очередь сосредотачивались на обычаях, свойственных языческой жизни. Подобные обычаи с наибольшей долей вероятности могли быть оскорбительными для христиан из иудеев и могли привести к трениям и спорам[87]. Апостольское послание было особо обращено христианам из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии (территории, последовательно находившиеся к северу от Израиля). Был дан конкретный совет, относящийся к конкретным обстоятельствам, существовавшим в тот период времени.

***

К этому исследованию можно добавить следующее. ОСБ провело замену понятий «еда с кровью», «еда крови» на понятия «употребление крови», «принятие крови в организм» и так далее. Именно в этом смысле оно понимает слово «воздерживаться» - исключить какое-либо принятие всякой крови в свой организм, привлекая в обоснование своего понимания слова из Деяния 15: 20, 29. Однако нигде ОСБ не доказывает, что и апостолы в данные слова вкладывали тот же, что и ОСБ, смысл, говоря «воздерживайтесь». ОСБ просто провозгласило такое толкование и все. Гараздо более правдоподобным представляется то, что «воздерживайтесь» понималось в контексте всего того, что сказано в Ветхом Завете, и того понимания, которое привнес Новый Завет, и изложенное выше мнение по этому вопросу Р. Френца кажется гораздо более убедительным, чем измышления ОСБ.

На форуме дьякона Андрея Кураева была долгая дискуссия[88] с обсуждением вышеизложенных мыслей. Мой оппонент привел цитаты из книги Грега Стаффорда[89] («В защиту Свидетелей Иеговы», глава 8 «Кровь и Библия») [74]:

«Культура первого века и контекст постановления. При прочтении заповеди " воздерживаться... от крови" становится ясно, что кое-что здесь отсутствует: это глагол. Постановление не выносит однозначного суждения, говоря: " воздерживаться от ПИТЬЯ или ЕДЫ крови". Так что необходим глагол ДЕЙСТВИЯ, чтобы мысль стала завершенной.

Например, если бы кто-либо говорил: " воздерживайтесь от краски", то это могло быть понято в зависимости от контекста утверждения, - например, что имелось в виду ВДЫХАНИЕ ПАРОВ краски из-за их токсичного, и, возможно, смертельного эффекта. Или можно было иметь в виду " прикосновение" к краске, так как это могло бы испортить одежду!

Конечно, можно было бы выразить данное утверждение немного по-другому, не используя слово " воздерживаться" вообще. Однако это иллюстрирует необходимость глагола действия для завершенности мысли, и то, как этот глагол может быть понят в зависимости от контекста обсуждения.

В контексте апостольского постановления, которое, без сомнения, основывается на запрещении еды и питья крови в Ветхом Завете, становится ясно, что должны подразумеваться тот или иной или оба глагола сразу (обозначающих еду и питье), тем более, что они были двумя единственными известными методами употребления крови внутрь в древнем мире. Означает ли это, что и в наше время заповедь " воздерживаться... от крови" должна рассматриваться ТОЛЬКО в отношении " еды" или " питья"?

Если человек не считает, что постановление является уместным ТОЛЬКО для культуры и методов I века н. э., ТОГДА очень существенно, что, в то время как контекст указывает на еду/питье как на глаголы действия (ни один из которых фактически не заявлен в тексте), Свидетели Иеговы полагают, что постановление затрагивает методы использования крови, распространенные в древнем мире, а также и то, что Бог предназначал это постановление для этого, чтобы служить средством, с помощью которого христиане могли бы принимать решения относительно использования крови во всех будущих культурах и случаях.

Свидетели полагают, что Библия СТОИТ НАД КУЛЬТУРОЙ и применима в любое время.

Определенный и неопределенный запрет. Ясно, что " еда" и " питье" крови должны пониматься в контексте Декрета, поскольку они были единственными глаголами, которые могли бы подразумеваться в то время. Но факт состоит в том, что НЕТ ОПРЕДЕЛЕННО ЗАЯВЛЕННОГО ГЛАГОЛА... Создается впечатление, что святой дух оставил вопрос открытым - какой именно глагол должны употребить христиане.

При этом кажется невероятным, что Бог не имел представления о различных способах использования крови, которые будут появляться на мировой сцене.

Использование такого неопределенного запрета на использование крови:

1) охватило бы, таким образом, ВСЕ существовавшие средства принятия крови в организм (еда и питье)

2) позволило бы христианину оценивать ВСЕ появившиеся методы использования крови типа переливания.

В свете особого отношения к крови как к " душе тела", которая " очищает души ваши" (Левит 17: 11), становится еще более важно, почему следует размышлять о том, как мы рассматриваем и используем кровь.

Таким образом, не следует полагать, ЧТО БИБЛЕЙСКИЕ ЗАПОВЕДИ УМЕСТНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ КУЛЬТУРЫ И ЖИЗНИ ПЕРВОГО СТОЛЕТИЯ, ведь Бог записал в Своем Слове то, что будет служить защитой для повинующихся Ему людей В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ.

Так как переливания крови не существовали в первом столетии, следует признать, что ЕДИНСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ КРОВИ В ОРГАНИЗМ - ЕДА И ПИТЬЕ - БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ, и затем рассмотреть различные методы использования крови, существующие сегодня, и попытаться выяснить мнение Бога по этим вопросам.

Эта позиция, с которой в то же время можно не соглашаться, не может быть ошибочной.

Христианам первого века было заповедано воздерживаться от принятия крови в их организм ДВУМЯ ЕДИНСТВЕННЫМИ СПОСОБАМИ, известными в то время: с помощью еды и питья. Сегодня существуют другие средства для принятия человеком крови в свой организм, и мы не можем попросту развести руками и проигнорировать то, что говорит Библия, особенно если мы рассматриваем Библию как КНИГУ, НАПИСАННУЮ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ» [90] .

Что же следует из столь пространных рассуждений? Точно ясно следующее. Во-первых, автор признает, что контекст Библии говорит только о еде с кровью или о питии крови. Во-вторых, понимание Свидетелей Иеговы слова «воздерживайтесь» в Деяниях 15: 20, 29 как запрет употребления крови внутрь организма есть по существу их вера, то есть они верят, что именно так и надо понимать это слово. Это вера Свидетелей Иеговы, чтобы потом не говорилось и не приводилось в оправдание.

Когда же я это все выссказал своему оппоненту по теме - «верят, а не «полагают», как Вы написали», то получил следующий ответ: «Да, вы правы, в оригинале стоит слово beilive. Моя неточность J»

Теперь задумаемся над следующим. Ортодоксальные иудеи, исполняющие закон Моисея, понимают слова о крови как запрет на вкушения мяса и продуктов с кровью, на питие крови, они не запрещают переливание крови и ее компонентов. Православные и другие Христиане сохранили это понимание о запрете в Ветхом Завете так же, как и иудеи, однако дополнили это понимание тем, что сказано в Новом Завете. Православие сохраняет неповрежденным все то, чему учил Иисус Христос и Его апостолы, из поколения в поколение передавая это учение. Теперь постораемся ответить на следующие вопросы. Имеет ли вера Свидетелей Иеговы по вопросу как понимать слово «воздерживайтесь» в книге Деяний библейские корни? Является ли то, во что верят Свидетели Иеговы (как пониманимать слово «воздерживайтесь»), просто измышлением некоторых людей из руководящего состава этого религиозного культа?

***

Обычай пить кровь и есть необескровленное мясо сохраняется до сих пор, например, народы Севера употребляют эти продукты в пищу. Причем питье крови только что убитого животного (оленя, моржа, тюленя, кита) – это чуть ли не единственный способ восполнить отсутствие витаминов в организме коренного жителя Севера и уберечься от такой тяжелой болезни как цинга[91] [53-56]. Однако подобный рацион питания нисколько не помешал активной миссионерской деятельности Российской Православной Церкви на северных территориях России и Америки.

На взгляд европейца, не живущего в экстремальных условиях Севера, такая пища выглядит, мягко говоря, непривлекательно. Современные стандарты обработки мяса подразумевают удаление крови после забоя скота, причем, необходимо заметить, что данные стандарты не столь строги, как рекомендации ортодоксальных иудеев по удалению крови из мяса. Однако, скорее всего, отказ рядового европейца вкушать кровь или продукты, приготовленные из нее, можно объяснить отсутствием привычки, сложившимся за многие века рационом питания, чем религиозными взглядами евреев. Тем не менее, в некоторых национальных кухнях можно встретить строганину, кровяную колбасу или бифштекс с кровью. Многие народы при охоте используют капканы и селки, нередко попавшая в них жертва – животное – погибает (в особенности зимой) до того, как охотник проверит капкан, то есть с охотничьего трофея кровь не слита, но мясо этого животного все равно употреблялось в пищу.

***

Как уже говорилось, в медицинских учениях ОСБ присутствуют докрины, которые некоторое время назад менялись с точностью до наоборот[92]. Изменения, обосновываются ОСБ ссылкой на следующие слова Библии: «Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4: 18). К этим словам добавляются примеры из жизни Моисея, апостолов Петра и Павла, которые показывают, что они в некоторых ситуациях ошибались. Поэтому и ОСБ может быть оправдана в своих ошибках.

Прежде всего, необходимо сказать, что и Моисей, и Петр, и Павел могли ошибаться в повседневных житейских ситуациях. Никто из них не допустил ошибок в Писаниях, написанных ими по вдохновению Святого Духа, никто из них не ошибся, проповедуя учение изустно. ОСБ не сможет привести ни одного примера, где бы какой-нибудь вопрос, касающийся основ веры, апостолами решался бы в разное время по-разному, происходили бы перетолкования и изменения.

Сам стих Притчи 4: 18 тоже не может оправдать метаний ОСБ. Если понимание чего-то все более и более улучшается, то, очевидно, что прежнее понимание, если оно действительно было истинным, должно содержаться в более глубоком и расширенном понимании существа вопроса. Не может быть никакой взаимоисключающей интепритации, например, прививки делать нельзя – прививки делать можно, пересадку органов делать нельзя – пересадку органов делать можно, и так далее. Если мы истинно видим перед собой стол, то наше более глубокое знание об этом столе может дополниться, например, тем, что стол сделан из дерева сосны, он выкрашен в коричневый цвет, на левой ножке – царапина, и так далее. Не может наше понимание в результате изучения данного стола «просветлеть» до такой степени, чтобы мы, в конце концов, сказали, что это не стол, а диван, и сделан он не из дерева, а из параллона и вовсе он не поцарапанный.

В свое время последователи Рассела заявляли:

«Если мы без сомнений последуем за человеком, это будет уже не мы; без сомнений одна человеческая идея может противоречить другой и та, которая была светом год, или два, или шесть лет назад, теперь будет считаться тьмой. Но с Богом такого простора для вариаций нет, нет и тени изменений, именно поэтому с ним - значит с истиной; любое познание или свет, исходящие от Бога должны быть такими же, как их автор. Новый взгляд на истину никогда не будет противоречить старой истине. " Новый свет" никогда не будет исключать " старого", но будет дополнять его" » [66].

Как говорится, комментарии здесь излишни, «от слов своих осудишься» (Матфея 12: 37).

Если бы ОСБ могла знать, простчитать заранее все последствия, которые могут произойти после принятия тех или иных решений, то не было бы подобшых провозглашений и отмен доктрин. К этому можно добавить только следующий за стихом Притчи 4: 18 стих «Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Притчи 4: 19).

***

Подведем итог всему выше сказанному в этом параграфе. Религиозная и практическая позиция Свидетелей Иеговы мне представляется несостоятельной, противоречащей Библии, истории и здравому смыслу.

Порсле всего того, что нам известно о позиции ОСБ, невозможно доверять следующей информации из журнала «Сторожевая Башня»:

«Большую радость приносит то, что возвещателями в Квебеке становятся люди из самых разных слоев общества, в том числе и медики. Вот случай одного врача. Его жена, которая была возвещателем Царства, часто беседовала с ним о библейской надежде. Зная об этом, старейшина собрания решил пригласить врача на собрание, когда будет изучаться брошюра «Как кровь может спасти твою жизнь? » Врач не только пришел на встречу, но и принял в ней участие. Пораженный уровнем и духовной глубиной обсуждения, он согласился, чтобы с ним изучали Библию. Сейчас он тоже является возвещателем Царства». [59]

Скорее всего, данный отрывок - полная дезинформация. Весьма сомнительно, чтобы врач, якобы «пораженый уровнем и духовной глубиной обсуждения», мог доверять столь непрофессионально собранной и подтасованной информации. Если же он все-таки поверил в это, то либо он полный профан в медицине, либо весьма внушаемый человек, безгранично верящий всему тому, что преподносят ему его новые «друзья».

Есть еще один момент, над которым можно было бы задуматься. Если какая-то религиозная доктрина противоречит Библии, историческим и прочим фактам, хотя ранее ее адептами заявлялось противоположное, стоит ли вообще распространять на эту доктрину понятия «свободы совести», «свободы вероисповедания», «религиозные взгляды» и прочее? Скорее всего, на мой взгяд, можно говорить о заблуждении или о сознательной (несознательной) дезинформации, чем о религиозных взглядах.

И последний момент, на котором хотелось бы зафиксировать внимание:

«Должны ли мы заключать, что Свидетели Иеговы выступают против общественного использования переливаний крови? Это было бы неправильным заключением. Свидетели Иеговы не выступают против общественного использования переливаний, но позволяют каждому самому решить для себя, что он может делать добровольно. Израильтяне чувствовали себя обязанными соблюдать законное запрещение Бога употребления мяса с кровью, но, тем не менее, они не имели никаких возражений людям вне Божьей организации, делающим это, и даже продавали мертвые туши посторонним, кто регулярно ел подобные вещи, так или иначе (Второзаконие 14: 21). Каждый решает для себя, и несет ответственность за свое решение. Свидетели Иеговы посвящают свои жизни Богу и чувствуют себя обязанными повиноваться его Слову, и, имея это ввиду, они самостоятельно принимают решение и несут свою личную ответственность перед Богом. Таким же образом Иисус Навин однажды сказал израильтянам: " Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Иегове" (Иисус Навин 24: 15, " Американский Стандартный Перевод" )» [24].

Другими словами Свидетели Иеговы говорят, по крайней мере, всем христианам, что они истинно следуют указаниям Бога, а все остальные – нет, но это их проблемы.

 

 

1. Брошюра «Свидетели Иеговы в двадцатом веке», глава «Кто они? » http: //www. watchtower. org/languages/russian/library/br78/index. htm

2. Брошюра «Свидетели Иеговы в двадцатом веке», глава «Во что они верят? » http: //www. watchtower. org/languages/russian/library/br78/index. htm

3. Сторожевая Башня, 01. 08. 1989, с. 22-23.

4. Сторожевая Башня, 01. 06. 1990, с. 30-31.

5. Сторожевая Башня, 15. 06. 2000, с. 29-31.

6. Сторожевая Башня, 15. 10. 2000, с. 30-31.

7. Письмо Службы больничной информации всем советам старейшин, БИА 2 марта 1998 года.

8. Организованы проводить наше служение. ОСБ, с. 190-191.

9. Александр Матвеев. Кровная обида. Газета «Молодой дальневосточник», N21 (12546), 21-28 мая 1998г. http: //www. khv. ru/md/12546/theme11. htm (реакция на публикацию [10])

10. А. Матвеев. Чужая кровь. Газета «Молодой дальневосточник», N12 (12537), 19-26 марта 1998 г. http: //www. khv. ru/md/12537/theme11. htm)

11. Письмо всем собраниям от Управленческого центра Региональной религиозной организации Свидетелей Иеговы от 1 января 1994 года

12. Урок 12 -Уважение к жизни и крови. Что от нас требует Бог. ОСБ.

13. Сторожевая Башня, 15. 10. 1998 г., с. 7

14. Truth That Leads to Eternal Life. 1968, с. 13.

15. Реймонд Френц, «В поисках христианской свободы». Глава IX «Кровь и Жизнь, Закон и Любовь. http: //www. jws. by. ru/blood. html, http: //www. geocities. com/krizissovesti/blood. html

16. Сторожевая Башня, 15. 06. 1978, стр. 29-31. (Перевод Александра Фельдмана).

17. Сторожевая Башня, 15. 05. 1985, с. 30.

18. Сайт The Associated Jehovah's Witnesses for Reform on Blood http: //ajwrb. org/index. shtml

19. Awake! 8. 10. 1988, p. 11.

20. Awake! October 22. 10. 1990

21. И. Н. Мокеев. Инфузионно-трансфузионная терапия: Справочник. Москва, Издатель Мокеев, 1998. Адрес книги http: //www. rusmedserv. com/books/mokeev/

22. Т. А. Белова. Иммунологический конфликт по резус-фактору и системе АВО. http: //www. med2000. ru/article/article27. htm

23. СПИД http: //gamgam. boom. ru/TEXT/aids. htm

24. Сторожевая Башня, 1. 07. 1951, стр. 414-416 (Перевод Александра Фельдмана)

25. Сайт De Facto http: //defacto. examen. ru/ExamineBase. nsf/Display? OpenAgent& Pagename=defacto. html& catdoc_id=D1D12DC77695E52FC3256A02003DA253& rootid=9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5

26. В. В. Васильев. Токсоплазмоз: современные научно-практические подходы. Вестник инфектологии и паразитологии. http: //www. infectology. ru/mnenie/toxoplasmos3. asp

27. С. Шевалдин. Трансплантация смерти. Семь дней. N 185, 22 Августа 2000г. http: //www. segodnya. ru/w3s. nsf/Archive/2000_185_news_text_shevaldin1. html

28. С. Дидковский. СПИД в придачу. Время Новостей. N 108, 22 августа 2000 г. http: //www. vremya. ru/cgi-bin/print/2000/108/3/61. html

29. AIDS Journal. http: //www. aidsjournal. ru/s2_5. html

30. AIDS, http: //dobryanka. perm. ru/dim/NARC/AIDS. HTM

31. Н. П. Блохина. Фульминантный гепатит, связанный с вирусом гепатита С. http: //www. hepatit. ru/HI4/3. htm

32. Основные особенности герпетических инфекций. http: //www. influenza. spb. ru/Herpes/book/herpes2. htm Сайт НИИ Гриппа РАМН.

33. И. А. Завалишин, И. Е. Шитикова, Т. Д. Жученко. Прионы и прионные болезни. Клиническая Микробиология и Антимикробная Химиотерапия, 2000, т. 2, N 2. http: //www. iacmac. ru/cmac/2000_2_2/012. shtml

34. Encyclopæ dia Britannica, Macropæ dia том 15 (1987), с 135

35. C. Gyuton. The Textbook of Medical Physiology. Saunders Company, Филадельфия, 7 издание, с 52.

36. Сервер Onlife. Ru, сообщение http: //www. onlife. ru/news. phtml? theme=health& id=47391

37. Armond S. Goldman, Anthony J. Ham Pong, и Randall M. Goldblum, “Host Defenses: Development and Maternal Contributions”, Year Book of Pediatrics (Chicago: Year Book Medical Publishers, Inc., 1985), р. 87.

38. Элеонора Сахнина. Иммунная система. Сервер Дети. Ру, сообщение http: //www. deti. ru/articles/132. html

39. Пробудитесь! 08. 10. 1988 г., с 11.

40. Пробудитесь! 22. 10. 1990 г., с 7, 8.

41. Сторожевая Башня, 15. 06. 1985 г., с. 30

42. Грудное вскармливание. http: //www. rojana. mix. ru/grplusi. htm

43. И. И. Евсюкова. Влияние неблагоприятных факторов в антенатальном и раннем постнатальном онтогенезе на развитие аллергических реакций у детей. http: //www. mmm. spb. ru/Russian/Allergology/2001/1/Art8. html

44. С. Белобородов. Необъявленная война. http: //www. deti. ru/articles/4. html Сайт Дети. Ру.

45. Поражения нервной системы при гемолитической болезни новорожденных. http: //skyscraper. fortunecity. com/decimal/874/peri/peri09. html

46. Сайт «Я прививок не боюсь». Сообщение http: //www. privivki. ru/pract/injection. htm

47. Golden Age. 04. 02. 931, p. 293

48. Сторожевая Башня, 15. 11. 1967, с. 702

49. РЛС-Пациент http: //www. rlsnet. ru/Doc2Pat/PAC2_07. php3

50. База знаний по биологии человека. ИМГ РАН. http: //obi. img. ras. ru/ Статья «Физиология», параграф «Пищеварительная система».

51. Письмо ECB: ECQ, August 27, 1998. Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. Фотокопия письма расположена на сайте «Comments from the Friends» http: //www. cftf. com, адрес страницы http: //www. cftf. com/online/1999JanMarp04-05. html

52. РЛС-Пациент(r). Часть 1. Лекарство и человек. 1. 1. 2. Движение веществ в клетку и из клетки. http: //www. rlsnet. ru/Doc2Pat/Pac1_01. php3

53. Похлебкин В. В. Национальные кухни наших народов. http: //www. melissa. ru/cookery/pk82. phtml

54. Архангельск: на Шпицбергене нашли остатки древнерусских кораблей. Аккумулятор новостей. Наука и техника. http: //news. battery. ru/theme/science/? id=49337

55. Сервер Фактор Online. Аборигены. Люди и олени. Сообщение http: //www. factor-online. com/plain/page1011. html

56. М. Зимина. А олени лучше! http: //zimin. nm. ru/trevel/yamal. html

57. Медицинская информационная сеть http: //medin. hotmail. ru/human/fisiology4_2. htm

58. Пробудитесь!, 08. 06. 1968, с. 21.

59. Сторожевая Башня, 15. 04, 1998, с. 26-27

60. Сторожевая Башня, 15. 10. 1958, с 575, «Вопросы читателей».

61. Сторожевая Башня, 15. 03. 1980, с 31, «Вопросы читателей».

62. Ты можешь жить вечно в раю на земле. 1989, с. 216, абзац 22.

63. Иммунные свойства грудного молока. http: //www. nyam. ru/artigmilk_immyn. html

64. Молозиво. Медицинский словарь – OXFORD. http: //neurology. narod. ru/b007/13_4. html

65. Организованы проводить наше служение. Параграф «Святость жизни», с. 190-191.

66. Сторожевая Башня Сиона, февраль, 1881, с. 3.

67. Е. С. Горобец, В. В. Громова, Ю. В. Буйденок, А. ЮЛубнин. Интраоперационная аппаратная реинфузия эритроцитной массы как метод кровесбережения. Российский журнал анестезиологии и интенсивной терапии, 1999, N 2, с 71-81.

68. Лоранс Пэрну " Я жду ребенка" http: //bddb. narod. ru/zachatie. html, http: //www. az. ru/babys/bliznec. htm

69. Фето-фетальный трансфузионный синдром. Кафедра Акушерства и Гинекологии ЯГМА. Методические рекомендации. http: //gynek. newmail. ru/metod10/page6. html

70. Беременность. Особенности развития близнецов. http: //toptop. narod. ru/children_bliznesi_berem. htm

71. Статья о Медавар (Medawar) Питере Брайане. Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1960 г. http: //www. n-t. ru/nl/mf/medawar. htm

72. Генофонд и геногеография народонаселения. Под ред. Ю. Г. Рычкова, том 1. http: //pc601s. vigg. ru/Atlas/C_1_1_1. htm

73. Выдержка из книги В. Маккьюсика " Генетика Человека". Издательство " Мир", Москва, 1967., стр. 119-123. http: //aav. nm. ru/twins/articles/humgenet3. htm

74. Greg Stafford, Jehovah's Witnesses Defended: An Answer to Scholars and Critics, http: //www. elihubooks. com/jwd2. htm

75. Во что верят Свидетели Иеговы? Костомукшское собрание Свидетелей Иеговы. http: //kmk. karelia. ru/svid. html

76. Объединены в поклонении единому истинному Богу, c. 159-160


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...