Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет наличия и движения ОС

 

Поступление ОС оформляется актом типовой ф. № ОС–1. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Акт приемки и передачи ОС составляется двумя сторонами–принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия оформляет его бухгалтерской записью, т.е. указывает корреспонденцию счетов на первоначальную стоимость и на сумму износа. Учет ОС организуют так, чтобы можно было установить наличие ОС по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения. Это обеспечивается аналитическим учетом ОС на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 “ОС”. Установлено несколько типовых форм таких карточек: ф. № ОС–6–для зданий и сооружений; ф. № ОС–7–для машин, оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря; ф. № ОС–В–для животных и многолетних насаждений; ф. № ОС–9–для группового учета ОС. В целях сокращения трудоемкости учетных работ по усмотрению министерств и ведомств предприятиям, имеющим небольшое количество ОС, разрешается их по объектный учет вести в инвентарной книге типовой ф. № ОС–11. Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп (видов ОС и по местам их нахождения.

Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов–актов (ОС–6–ОС–9), технических паспортов и прочей документации. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях типовой ф. № ОС–Ю, записи в которые производятся по классификационным группам ОС (фондов).

Зарегистрированные в описи карточки помешают в картотеку ОС. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп – по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующих ОС группируют отдельно.

Выбытие ОС оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

Переоцененные объекты ОС записываются по восстановительной стоимости в разделе карточки “Реконструкция, модернизация”. Сумма износа, установленная при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки (см. тип. ф. № ОС–7). Перемещение ОС из одного цеха и участка в другие в пределах предприятия осуществляется по распоряжению соответствующего отдела предприятия (главного механика, главного технолога и т.д.) и оформляется накладной (ф. № ОС–2). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче ОС из запаса в эксплуатацию и из цеха в цех, отдел и т.д. Бухгалтерия на основании первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения, эксплуатации. Сдатчик на основании 2–ого экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта.

Причинами выбытия ОС из предприятия могут быть: ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа, а также уничтожения при стихийных бедствиях и т.д.; ликвидация части инвентарного объекта в связи с перестраиванием, переоборудованием, модернизацией; передача ОС другим предприятиям; недостача ОС. На каждом предприятии создается постоянно действующая комиссия.

Ликвидацию объектов (слом, разборку, демонтаж) комиссия оформляет актом о ликвидации ОС. На основании акта, утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта о ликвидации.

Акт является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и т.п. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте. Бухгалтерия обрабатывает этот акт с выявлением результатов от ликвидации объекта. ОС передаются другим предприятиям безвозмездно по распоряжению вышестоящей организации по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм начисленного износа на полное восстановление. Передачу оформляют актом приемки–передачи ОС (ф. № ОС–1). На основании акта осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОС

Синтетический учет наличия и движения ОС, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «ОС» (активный); 02«Амортизация ОС» (пассивный); 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Счет 01 «ОС» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности ОС, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Стоимость ОС, поступивших в качестве вклада в УК, оформляют бухгалтерскими записями: Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» Дебет счета 01 «ОС» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

ОС, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 «ОС» и кредиту счета 08 «Вложения вовнеоборотные активы».

При выбытии ОС накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация ОС» и кредитуют счет 01 «ОС».

При выбытии ОС вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «ОС» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием ОС, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием ОС (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия ОС. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».При продаже ОС их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость ОС списывают с кредита счета 01 «ОС» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам — в дебет счета 02 «Амортизация ОС» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже ОС с кредита счетов 23 «Вспомогательные производства» и др. При безвозмездной передаче ОС их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «ОС» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации ~ с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация ОС». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи ОС списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки». ОС, переданные в счет вклада в УК (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01 «ОС», а сумму амортизации по передан-ным основным средствам — с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация ОС». Дополнительные расходы, связанные с передачей ОС, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

Разница между согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью ОС, переданных в счет вклада в УК организации, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость ОС, то на сумму разницы дебетуют счет 5 8 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

Вместо двух записей по списанию остаточной стоимости ОС, переданных в счет вклада в УК других организаций, можно составить одну запись: Дебет счета 58 — на согласованную стоимость; Кредит счета 01--на остаточную стоимость; Кредит счета 91 -на превышение согласованной стоимости над остаточной; Дебет счета 91 - на превышение остаточной стоимости над согласованной. ОС, внесенные по договору простого товарищества, оценивают по балансовой стоимости на дату вступления договора в силу.

По окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по каждому субсчету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и списывают ее на счет 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым — по дебету счета 91 и кредиту счета 99.

Выявленные по инвентаризации неучтенные ОС подлежат оприходованию по дебету счета 01 «ОС» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (у бюджетных организаций излишки относят на увеличение финансирования или фондов).

 

Учет амортизации ОС

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением. Амортизация объектов ОС производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Один из способов применяется к группе однородных объектов ОС в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта ОС при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя:

-из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

-ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово предупредительных видов ремонта;

-нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).

Объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования ~ исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта;

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные отчисления по объекту ОС начинаются с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. В отечественной практике применяется в основном линейный способ начисления. Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 «Амортизация ОС». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов ОС. Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация ОС». По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету учета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...