Учетная политика организации
Основным документом по учётной политике является Положение по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организаций" ПБУ 1/98. Данное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придание гласности) учётной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций). Согласно ПБУ 1/98 под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учётная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При этом утверждается: - рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности; - формы первичных учётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - методы оценки активов и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учётной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями; - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта. Учётная политика организации должна обеспечивать: - полноту отражения в бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности (требование своевременности); - большую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); - отражение в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); - тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); - рациональное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учёта, то при формировании учётной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа. Изменение учётной политики организации может производиться в случаях: - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту; - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Планирование аудиторской проверки
Планирование осуществляется в соответствии с федеральным правилом (стандартом №3) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита. Процесс планирования как начальный этап проведения аудита включает разработку общего плана с определением общего объёма, графиков и сроков проведения проверки, а также аудиторской программы, которая конкретизирует объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о степени достоверности показателей бух. отч-ти клиента. Для составления плана аудитору необходимо ознакомится с организационно-управленческой структурой клиента, видами хоз-ой деят-ти, структурой капитала, технологическими особенностями производства, уровнем рентабильности, основными покупателями и поставщиками, существованием дочерних и зависимых организаций. В плане д.б. предусмотрена информация о реальных трудозатратах, уровне существенности; результаты оценки аудиторского риска. Кроме того, в общем плане рекомендуется предусмотреть формирование группы, с учётом квалификации аудитора, инструктирование членов группы, контроль руководителя группы за выполнением плана и качеством работы аудитора, методические аспекты проверки (методы: обследование, пересчёт), документальное оформление результатов проверки. На стадии планирования аудитор подготавливает следующие док-ты: · описание бизнеса клиента (в произвольной форме) · описание сис-мы бухучёта · описание системы внутреннего контроля · результаты экспресс – анализа отч-ти п/п-тия. На основе плана аудита также составляется программа аудита, являющаяся набором инструкций для специалистов, выполняющих проверку. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы. Программа является развитием общего плана аудита – представляет собой детальный перечень аудиторских процедур. В программе указывается:
- цель аудита; - раздел учёта подлежащий проверке; - характер проверки (выборочная, сплошная, документальное, наблюдение); - закрепление обязанностей за членами группы - предполагаемая продолжительность проверки и сроки её начала и окончания Аудиторские программы составляются обычно в виде программ тестов средств контроля и в виде аудиторских процедур по существу. Программы тестов средств контроля представляют собой перечень действий для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля. Программа аудиторских процедур по существу включает в себя детальную проверку верности отражения в бух учёте оборотов и сальдо по счетам. В ходе проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами, регламентирующими организацию, постановку и введение бух учета и определить, в какой мере им соответствует реальное состояние дел. Серьезные недостатки системы бух учета, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению аудитор должен отразить в письменном отчете.
Документирование аудита
Вся документация аудитора, подготовленная перед началом и в ходе проверки, относится к его рабочим бумагам (документам) и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы. Документация аудитора м.б. условно классифицирована следующим образом: 1) Копии документов клиента, которые должен хранить аудитор в своих рабочих бумагах: *устав предприятия; *учредительный договор; *свидетельство о регистрации; организационная структура п/п; *выдержки из юр.документов; *учётная политика клиента. 2) Документы, составленные аудитором в процессе проверки, представляют собой самую объёмную часть его документации. Форма документов устанавливается внутрифирменными стандартами в каждой аудиторской фирме, это такие документы как: -программа аудиторской проверки; -результаты изучения и оценки сис-мы бухучёта, внутреннего контроля; -анализ остатков по счетам; -анализ сделок; -график выполнения процедур по аудиторской проверке в целом; -оформление аудиторами выполнения аудиторских проверок. 3) Переписка с клиентом по поводу проверки включает: *письмо с приглашением на проведения аудита; *договор на проведение аудиторской проверки; *копию письма-обязат-ва аудитора перед клиентом; *план аудиторской проверки; *письма, полученные от клиента; *копии заключений экспертов, если они участвовали в аудит-кой проверке; *информацию руководству; *отчёт аудиторской фирмы; *протокол исправления ошибок в бух-кой документации; *заключение аудиторской фирмы.
Рабочая документация должна создаваться на носителях, обеспечивающих сохранность содержащихся в ней сведений, в течение времени, установленного для хранения документации в архиве. Записи должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность информации. Док-ты, входящие в состав рабочей документации должны иметь обязательные реквизиты: наименование док-та, эконом-го субъекта; период за который проводился аудит; дату выполнения аудиторской процедуры; содержание док-та; личную подпись лица, создавшего док-нт; дату проверки док-та; личную подпись лица, проверившего документ. Док-ты, входящие в рабочую документацию аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них. Документация аудитора содержит абсолютно конфиденциальную информацию и разглашению не подлежит. Порядок хранения, сроки хранения, разграничение доступа к ней д.б. установлены внутрифирменными стандартами. Сроки хранения рабочих бумаг определяется на основе возможных юрид-ких и професс-ых последствий или требований, но не менее 5 лет. Изъятие рабочей документации у аудитора может производиться только уполномоченными на то органами, в случаях и порядке, прямо устанавливаемых законодательством РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|