Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Император-солнце обретает имя




 

6 сентября 2013 года наследному принцу Хисахито исполнилось 6 лет. Он третий в порядке наследования императорского престола Японии, после своего дяди — принца Нарухито — и своего отца принца Акисино. Не исключено, что когда-нибудь он займет Хризантемовый трон и продолжит династию, ведущую свой род от богини Аматэрасу-омиками. До этого у императора Акихито были только внучки, а престолонаследие по японской традиции синто передается по мужской линии. Когда принц родился и получил свое сакральное имя, означающее «ясный и добродетельный», по всей Японии по этому случаю прошли грандиозные торжества.

Традиция императорской власти в Японии уходит в глубокую древность. Религия синто утверждает, что поскольку японские императоры происходят от богини Аматэрасу, то и сами являются «богами во плоти». На этом было построено все японское общество. Правда, императорскую власть в средние века узурпировали представители самурайской знати — сегуны. Но императорский род сохранился, и почести ему оказывались, как и прежде.

В эпоху революции Мэйдзи в 1868 году императорская власть в Японии была восстановлена, и от феодальной раздробленности японцы снова перешли к абсолютной монархии. Однако значение фигуры императора для японцев не сводится к чистой политике. Император — это центр японского космоса, солнечный принцип. От него не ждут ни мудрого правления, ни социальной политики, ни экономических реформ. Задача императора просто быть, находиться в центре вещей, распространяя на народ и общество благодать своего божественного присутствия.

Верность императору является основой пути любого японца, того, что в Японии называется «до», кодексом жизненного поведения. Это касается не только традиционалистов, но и японской интеллигенции. Очень показательна история жизни и смерти одного из самых выдающихся японских писателей ХХ века Юкио Мисимы. Всю свою жизнь Мисима испытывал глубочайший интерес и почтение к самурайскому мироощущению, стараясь осмыслить и прочувствовать его философию. По своим политическим взглядам Мисима был монархист, сторонник традиционных ценностей, противник «мирной» конституции, по которой Япония не имела права иметь свою армию. В 1968 им была создана военизированная студенческая организация ультраправого толка «Татэ-но кай» — «Общество щита». Юкио Мисима был ее вождем и содержал на собственные средства. Под его руководством специальные инструкторы обучали молодых людей обращению с оружием, национальным видам борьбы, глубоко штудировали древнюю и новую самурайскую литературу.

Феномен Мисимы невозможно рассматривать иначе, как через призму последнего дня его жизни, когда он фактически сам срежиссировал собственное самоубийство в духе близкой ему самурайской традиции. Утром 25 ноября тысяча девятьсот семидесятого года, в день, когда Мисима закончил роман «Падение ангела», входивший в масштабную тетралогию «Море изобилия», он надел форму «Общества щита» и пристегнул к поясу старинный самурайский меч. Написал записку: «Человеческая жизнь не беспредельна, я же хочу жить вечно. Юкио Мисима».

Около 11 утра Мисима с маленькой группой соратников подъехали к штабу Восточного округа сил самообороны на токийской военной базе Итигая. В штабе о визите были предупреждены. Мисима, широко известный писатель, сторонник традиционных ценностей, был весьма уважаемым гостем, поэтому от него не потребовали, чтобы он отстегнул свое оружие. Адъютант проводил писателя к командующему округом генералу Кэнри Масите. Вооруженный мечом Мисима захватил генерала в заложники и объявил о факте консервативного государственного переворота, потребовав возврата к имперским традициям и провозгласив начало освободительной борьбы против американской оккупации. Он изложил военным свои требования — выстроить на плацу расквартированные рядом подразделения сил самообороны, а также отряды членов «Общества щита». Его ультиматум был принят.

В 11:38 прибыла полиция, рассыпавшаяся по зданию, но арестовывать мятежников пока не торопились. В это время с балкона штаба люди Мисимы разбрасывали листовки с его текстом, где он призывал силы самообороны взять в стране власть и потребовать пересмотра мирной конституции. Листовка заканчивалась словами: «Неужели вы цените только жизнь и позволили умереть духу?.. Мы покажем вам, что есть ценность большая, чем наша жизнь. Это не свобода и не демократия. Это Япония! Япония. Страна истории и традиций. Япония, которую мы любим».

Ровно в 12:00 Мисима появился на балконе, на его голове была белая повязка с красным кругом восходящего солнца, на белых перчатках — пятна крови. Мисима обратился к солдатам со словами: «…Сегодня японцы думают только о деньгах… Где же наш национальный дух?.. Вы должны восстать, чтобы защитить Японию. Японские традиции! Историю! Культуру! Императора!.. Вы же солдаты. Почему вы защищаете конституцию, отрицающую само ваше существование? Почему вы не проснетесь?..»

Он был освистан. Поняв, что призывы тщетны, Мисима трижды прокричал «Да здравствует император!» и вернулся в комнату. «Нам остается одно», — сказал он товарищам. Будучи опозоренным, самурай обязан умереть. В соответствии с самурайскими традициями он расстегнул мундир и заколол себя мечом.

Мисима, как всякий гений, опережал свое время. Но дух традиции не исчез в японском народе и сегодня. За внешним фасадом подражания Западу с его светской идеологией, двойным стандартом прав человека и гуманистической демагогией прячется верность древним законам и искренняя преданность императору. Вместе с малышом Хисахито, маленьким солнцем, миллионы японцев терпеливо ждут возвращения заветного часа — возвращения к вере своих предков, к основам древней народной и аристократической культуры, к самурайскому кодексу бушидо.

История с императорским наследником показывает, насколько глубокими остаются до сих пор древние традиции даже в тех странах, которые, казалось бы, неизлечимо испорчены современной цивилизацией. И если уж в ультрасовременной Японии возможно всенародное чествование наречения имени императорскому внуку, то что говорить о других народах и странах…

Стоит подумывать о возврате к нашим собственным корням, к нашим собственным традициям и русским людям. Ведь царя на Руси мы всегда почитали не меньше, чем жители страны восходящего солнца.

 

Япония и права народов

 

Ежегодно 9 августа Япония и весь мир вспоминают печальную дату — годовщину сброса американцами ядерных бомб на японские города Хиросиму и Нагасаки. Все годы, прошедшие с момента этого страшного события, американцы не уставали твердить, что ядерная бомбардировка японских городов была стратегически оправданной. Однако непонятно только, почему японцы, подвергшиеся такой катастрофе, сохраняют лояльность к США и продолжают быть враждебны к России? Мирного договора между нашими странами так и нет…

9 августа 1945 года американский бомбардировщик Б-29 сбросил на Нагасаки вторую боевую атомную бомбу, в результате взрыва которой погибло сразу 40 000 человек и было ранено около 25 000. Это произошло через три дня после ядерной бомбардировки Хиросимы, где 6 августа 1945 года от взрыва погибло 66 000 человек, а около 70 000 получили тяжелые ранения и умерли некоторое время спустя. До настоящего времени несколько сотен тысяч человек официально считаются пострадавшими от последствий атомной бомбардировки двух городов. В официальную мотивацию США о ядерном ударе по японским городам особенно никто никогда не верил, разве что в самих США — мол, бомбардировка поставила точку в войне и заставила Японию капитулировать.

Каждая годовщина первой в истории ядерной бомбардировки, нынешняя не исключение, порождает новую лавину старых вопросов, и с каждым разом всплывают более реалистичные мотивы атомной экзекуции 45-го. Как утверждают многие историки, несмотря на столь показательную демонстрацию мощи, это не стало весомым аргументом для японских властей. Учитывая японский менталитет, для них более страшным скорее показалось бы приближение Красной армии, подтвердившей репутацию непобедимой и самой мощной на тот момент в мире. Это понимали и в Вашингтоне. Поэтому историки утверждают, что, опасаясь потерять и эту территорию, как они потеряли влияние на значительной части Европы, американцы спешно застолбили Японию двумя ядерными ударами, как бы присвоив себе лавры победы над агрессором. Тем более что как раз в эти дни в Потсдаме страны-победительницы во Второй мировой договаривались о послевоенном устройстве мира.

Кроме того, США, нанеся первый в истории человечества ядерный удар, продемонстрировали всему миру, кто заказывает музыку. Это дало Вашингтону определенное преимущество перед СССР, однако ненадолго. Началось изнурительное состязание ядерных арсеналов. Мир не успел оглянуться, как в клуб счастливых обладателей оружия массового уничтожения вошли Франция, Великобритания, Китай, Индия, Пакистан. За клубной дверью, как бы нелегально, исподтишка собственной бомбой обзавелись Израиль и Северная Корея. Казалось, эпоха дележа и пересмотра границ закончилась, однако новым оправданием стремления США к мировому господству стало магическое слово «нераспространение». Во имя этого Америка вторглась в Ирак, пытается повлиять на Пхеньян, который очень стремится попасть в закрытый клуб. Первым на мушке Иран, который отверг предложения предоставить ему мирную ядерную технологию в обмен на прекращение собственных работ по обогащению урана.

В любом случае, ядерная бомбежка мирных городов была самым настоящим преступлением века. И стоит в одном ряду с ужасами Дахау и Освенцима или смертоносным духом ГУЛАГа. Невозможно осуждать страшные преступления одних и творить самим нечто подобное. Так постепенно стирается грань между добром и злом. Если совершенное американцами не признать преступлением против человечества и фактом геноцида японского народа, о праве судить государства и политические режимы за их преступления стоит забыть.

А в 1993 году генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать девятого августа день коренных народов мира. В России проживает около трехсот тысяч представителей коренных народов. К ним относятся ительмены, эвены, коряки, алеуты, чукчи, эскимосы, чуванцы, юкагиры, эвенки, ненцы, ламуты, вепсы, ижорцы и множество других народов. ООН обратила внимание на проблему этих народов, потому что они находятся сегодня в повышенной зоне риска.

Эти небольшие этносы продолжают до сей поры жить так же, как жили тысячелетиями их предки. Сохраняют неизменным древний уклад быта и стародавние обычаи. Они смогли сохраниться в эпоху колонизации и модернизации. Как правило, они обитают в глухих и труднодоступных местах — в сибирской тайге, в арктической тундре или в вечных снегах Чукотки. И там цивилизация их обходила. Но сегодня, в эпоху глобализации, над этими хрупкими островками давнего прошлого нависла серьезная угроза. Глобальная информационная система достигла и их, и совершенно очевидно, что прямой контакт с извращенной и пресыщенной современной цивилизацией, с псевдокультурой постмодерна и безграничного индивидуализма стремительно разрушит эти крохотные анклавы сопротивления, древней Традиции, последние крепости настоящего фундаментального консерватизма.

К коренным народам — аборигенам — принято относиться «свысока», как к детям, больным или недоразвитым. Отсюда несколько лицемерный пафос профессиональных защитников «прав человека» и привычные анекдоты про чукчу. Само же слово «абориген» звучит почти как «орангутанг». Но на самом деле оно образовано от латинского выражения ab origines, то есть «от истока». Аборигены — народы, которые живут на своей земле «от истока» мира, тщательно соблюдая правила и законы предков. В таком отношении к «коренным народам» проявляется все высокомерие так называемого «цивилизованного человечества», «развитого человечества».

Цивилизация несет в себе отказ от традиций, отрыв от собственных корней, забвение обычаев и культур, расставание с родной землей. Получается, что цивилизованные народы противопоставляются коренным народам, а значит, цивилизованные народы «не коренные». Этот неожиданный вывод напрашивается сам собой по мере размышления об этом странном празднике, введенным 12 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН.

В том, что ООН хочет все же помочь коренным народам, защитить их, сохранить их самобытность, угадывается смутное подозрение — а может быть, именно эти народы и сохранили первозданные ценности в нетронутом виде? Может быть, их отношения к природе, друг к другу, к своим культам и своим жертвоприношениям является в чем-то более полноценным и гармоничным, чем истеричная фрагментарность современного технического человека.

Да, цивилизация дает комфорт и множество технических преимуществ. Но она постепенно разлагает душу человека, отрывает его от окружающего мира, погружает в оболочку искусственных эфемерных предметов, ситуаций, состояний… И жители современного мегаполиса тщетно пытаются воссоздать утраченное через красочные шоу, экстравагантные наряды, экзотические танцы…

Французский философ Жан-Жак Руссо говорил о «добром дикаре». На современном языке это означает, что «коренные народы» представляют собой более цельные, свежие и живые типы и характеры, чем люди технотронной цивилизации.

Но, увы, возможность жить по законам предков этим народам дается ой как непросто. Сегодня мало кто помнит, что именно чукчи более всех остальных аборигенов северо-восточной Евразии сопротивлялись казацкому покорению Сибири, проявляя чудеса храбрости и воли, отказываясь платить Санкт-Петербургу ясачную дань. Этот народ сильных и храбрых воинов признал русскую власть одним из последних. Позже, кстати, чем чеченцы.

Глобализация грозит не только «коренным народам», но и всем остальным — если, конечно, они хотят сохранить и укрепить свою национальную самобытность. Каждая нация — даже очень большая — в истоке своем была когда-то этносом, племенем, а значит, имела корни. И когда вокруг нас активно создается единый космополитический мир, мы, русские, огромный народ, оказываемся в том же положении, что и крохотные этносы Евразии — эвены, коряки, алеуты, чукчи, эскимосы, чуванцы и юкагиры… В конце концов, мы тоже жили на наших землях испокон веков, у нас есть свои обычаи, свой язык, своя культура, своя традиция, свои обряды. Пока еще есть. Мало, но есть. А значит, в чем-то этот праздник и наш. Ведь мы тоже коренной народ. И теперь мы оказываемся в одной лодке, по одну сторону баррикад с малыми этносами. Россия не всегда была к ним справедлива и достаточно учтива. Многое можно поставить в вину государству. Но все же в целом в русском государстве большинство «коренных народов» Евразии выжило и сохранилось. Что, согласитесь, немало. И сейчас, в новых условиях, забота о них со стороны России — это категорический императив.

Каждый народ, как говорил немецкий философ Гердер, — это «мысль Бога». Если какой-то народ — даже самый маленький — исчезает с лица земли — что-то бесконечно важное пропадает во Вселенной. Что-то, что невозможно вернуть.

 

 


[1]Об этом подробнее см. Дугин А. Г. «Основы геополитики» // М.: Арктогея-Центр, 2000.

 

[2]Подробно об этом см. Дугин А. Г. «Евразийская Миссия» // Журнал «Эуразия», № 1.

 

[3]Журнал «Элементы. Евразийское обозрение», выпускаемый под редакцией Александра Дугина в период с 1991 по 1999 гг.

 

[4]Антонио Негри из двух авторов этой книги известен гораздо больше: он старинный деятель крайне левого анархо-коммунистического европейского движения. Активно сотрудничал с «Красными Бригадами», считался их идеологом. Он опубликовал много книг и статей, был тесно связан с французскими гошистами и «новыми левыми». Биография в данном случае важна: она фундаментализирует позицию автора, удостоверяет серьезность и обоснованность его критики «нового цикла капитализма». Негри за это заплатил.

 

[5]Майкл Хардт — философ, академический деятель, профессор, знаток постструктуралистской философии. Скорее всего, ему в данной работе принадлежат историко-философские пассажи — наиболее трудные, впрочем, для читателя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...