Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НАЗВАНИЕ : Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры. 8 глава




разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили

китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже

в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти

королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в

те же китайские. Коренное китайское население этой части страны

ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в

отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже

ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно

спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким

образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации

оставались незыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то,

что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом

европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они

облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать

сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь

примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в

свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в

принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое

несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать

созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы,

перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их

понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить,

поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения

и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись

перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь

ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще бы -

природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе

Тургенева "Отцы и дети". В отличие от европейцев человек Востока

никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не

на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на

то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как

единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из

составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление

быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не

противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и

государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря

пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего,

случайного. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек

может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет

гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и

стремление разрушать. Третьей особенностью Востока является

приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в

цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом

"золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда

можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь

непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя

обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в

голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на

протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры,

мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых

незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский

философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме

танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в

древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с

возмущением заявляет:"Если это можно вынести, то что же тогда нельзя

выносить?!". Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке

огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда

установленному ритуалу  поведения. Без ритуала, по его мнению,

обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете.

Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без

ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом

обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и

увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а

лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С

любовью и верой отношусь к древности". Отношение к религии является

одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке

оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь

разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство.

Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих

жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики,

морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской

этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон

взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем

нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли

("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении

к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности

государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут

лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е.

представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь

(дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это

противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение

превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его

последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового

характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание

вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею

обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им

развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы),

правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя

признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая,

что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое

значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало

ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять

обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Государь

должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -

сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на

основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером

высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять

народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали

Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные

времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей.

"Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип

Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно

551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь

юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с

его ближайшими учениками и последователями. Еще одной религией,

возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм.

Он есть рядом с нами в Калмыкии. Его основатель Будда одновременно

является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его

последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей,

привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в

разных обликах. Таким образом, достигнув нирванны (просветления),

человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме,

возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него

имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы

которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока -

это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и

совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения

людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений

каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик

надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было

возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном

движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и

когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм

Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной

судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи

земли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и

будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".

Раскопки археологов показывают, что почти всё наше побережье,начиная от

Батуми и заканчивая Анапой и Таманью,было в древности под огромным вли-

янием греческой цивилизации. Повсюду находят греческие монеты, посуду.

Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в

котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных

отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как,

например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода

в основном сохранило те представления, которые имели место еще во

втором тысячелетии до н.э.Природа по-прежнему представлялась греку

населенной и управляемой различными существами, о которых народная

фантазия слагала красочные поэтические мифы.Эти существа в основном

можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с

Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов,

ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.

Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни

изначальной, ни беспредельной.Предшественникам олимпийцев считались

старшие поколения богов, свергнутые их потомками.Греки думали, что

первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и

Эрос- жизненное начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран,

который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли

Геи.Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов. Захватившие

власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой

следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных

явлений и особенно грома и молнии.Посейдон был властителем влаги,

орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений.Аид, или

Плутон, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое

существование тени умерших. Супруга Зевса- Гера считалась

покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага,

наименование которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг). С

возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд

богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств.. Значение

Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых

городов. В результате культ Аполлона стал  оттеснять на второй план

культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов.

Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления

природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь

окружающий  грека мир представлялся ему обильно заселенным

многочисленными божественными существами. О происхождении людей у

эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов- Прометей

слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей

был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его

существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес

им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить

Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не

освободил Геракл (сын Зевса и земной женщины). Местом почитания

эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки.

Культовые обряды у греков были связаны с общественной и частной

жизнью.Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на

алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам.Особенными

обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.

Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития мира и

окружающей древних греков действительности постепенно вступало в

конфликт с накоплявшимся предметным опытом.Медленно, но неуклонно

делала первые шаги наука, пока еще наивная,   но

стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.

Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то

время малоазийской Ионии. Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в

среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская

философия.Основоположником древнегреческой философии считается Фалес

(ок. 625-547 гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр

(ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до

н.э.).Милетские философы были стихийными материалистами. Фалес

первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении,

превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова

превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговороте состояний

вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на

первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником

древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.Ему

приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он умел предсказывать

солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса.Во

время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив

их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее

предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел

к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная,

вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.Из

нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположноститеплое

и холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и

гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из

апейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем

первой географической карты и первой схемы небесного свода для

ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося

цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего

воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие

вещей.Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том

числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными

состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде

прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с

религиозно-мифологической идеологией,  унаследованной   от

прошлого.Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой

идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым

проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с

острова Самоса.После установления на острове Самосе тирании Пифагор

эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.

до  н.э.основал из представителей местной аристократии реакционный

религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".

Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не

вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким

образом установить количественные особенности и закономерности

природы.Мир состоит в количественных, всегда неизменных

противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их

осуществляется в гармонии, которая свойственна миру. В борьбе с

идеалистической философией   Пифагора   совершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до

н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший

философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его

трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По

своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником

аристократии.Он резко обрушивался на "чернь".С победой

рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое

отношение Гераклита к окружающей его действительности.Выступая против

победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако в

своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой

цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс

движения и изменения.Стихия, из которой все возникает, это- огонь,

представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий

процесс горения.Все в природе состоит из противоположностей в борьбе

рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в

огонь.Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии

материального мира как о необходимой присущей материи

закономерности.Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим

словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно

приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все

изменяется, которым кратко сформулирована сущность его

философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется как

постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и

борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал никто

из богов или людей, он был, есть и всегда будет.Гераклит высмеивал

религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против

материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ

Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики.Изгнанный из родного

малоазийского города Колофона (близ Эфеса), Ксенофан поселился в

Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В своих песнях он

выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии.Ксенофан

утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что

если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы

представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги

древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым

религиозно-философским мировоззрением. V в. до н.э. был временем

дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему

оставались тесно связанными.В этот период дальнейшего развития

античного общества и государства, происходившего в условиях

ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также

политические теории и публицистика. В V в. до н.э. материалистическая

философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней

Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем

афинской рабовладельческой аристократии.В возрасте 20 лет случайность

пересекает дороги жизней Платона и Сократа.Таким образом Сократ

становится учителем Аристотеля.После того как Сократ был осужден,Платон

покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару,после чего снова

возвращается в родной город и активно принимает участие в его

политической жизни.Платон впервые создает академию. До нашего времени

дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из

которых были изложены в форме диалога. Вершиной и основой всего он

считал идеи.Материальный мир- лишь производная,тень мира идей.Лишь идеи

могут быть вечными.Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи- это

бытие кажущиеся.Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и

добра.Платон признает движение, диалектику, которая является

результатом конфликта бытия и небытия,т.е. идеи и материи. Чувственное

познание, предметом которого является материальный мир, выступает у

Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это познание,

проникающее в мир идей- познание разумное. Душа вспоминает идеи, с

которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не

соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый этого

периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.).Он оставил после себя 150

трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные

группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды по общей

философии, проблемах природы и естествознания. " Физика ", " О небе ",

" Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты. " Политика ",

" Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии. " Органон "

Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю.Она образует

потенциальную предпосылку существования.И хотя она основа бытия, ее

нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью.Далее

следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную

ступень между первой материей и миром, который мы   чувственно

воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи и образов

или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и

формы.По Аристотелю- движение- это переход от возможного к

действительности т.е. движение универсально.Основа всякого явлениянекая

причина. Аристотель так-же затрагивал темы логики, противоречия,

космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень

высоко ценил искусство. Представитель рабовладельческой демократии

философ Эмпедокл (ок.483-423 гг. до н.э. из сицилийского города

Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно

различных и количественно делимых элементов или, как он их называет, "

корней ".Этими " корнями " являются: огонь, воздух, вода и земля.Его

современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время

живший в Афинах и друг Перикла, считал, что все существующие тела

состоят из мельчайших,подобных им частиц. Таким образом Эмпедокл, а в

особенности Анаксагор, пытались изучить структуру материи. Наивысшего

развития механистический материализм в классический период достиг в

учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета И Демокрита

(460-370 гг. до н.э.) из Адберы.Оба философа были идеологами

рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.

Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем

успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из пустоты и

движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц,

различных по форме и размерам.Земля представлялась Демокриту плоским

диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила.Вся

органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными

процессами. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал

огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих

времен. Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием

рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную

часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на

изучение деятельности человека.Накопление разнообразных знаний, с

другой стороны, требовало их систематизации.Вплотную этими вопросами

занялись философы-софисты (так назывались странствующие учителя,

обучавшие за плату красноречию и другим наукам).Появление их в

значительной мере было связано с политическим развитием демократических

полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть ораторским

искусством. Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411

гг. до н.э.) из Абдеры.Он выдвинул положение об относительности всех

явлений и восприятий и их неизбежной субъективности.Высказанное им

сомнение в существовании богов было причиной осуждения Протагора в

Афинах за безбожие и привело софиста к гибели.Спасаясь бегством из

Афин, он утонул во время кораблекрушения. Софисты не представляли собой

какого-либо единого направления в греческой философской мысли.Для их

философских построений было характерно отрицание общеобязательного в

познании. Если софисты пришли к заключению, что дать положительный

ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их

современник - идеолог афинских олигархических и аристократических

кругов философ-идеалист Сократ (471-399 гг. до н.э.) считал это

возможным и даже полагал, что критерий истины он нашел.Он учил, что

истина познается в споре.Известен "сократический" метод ведения спора,

в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает

спорящим свою идею.Для установления общих понятий Сократ исходил из

исследования ряда частных случаев.Целью человека, по мнению Сократа,

должна быть добродетель, которую нужно осознать. Сократ учил устно.Его

философия дошла до нас в изложении его учеников, главным образом,

Ксенофонта и Платона. Философия в период эллинизма частично изменила

содержание и свои основные цели.Эти изменения  были обусловлены

социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся

эллинистическом обществе.Их вызвал и самый факт отделения от философии

ряда специальных наук.Философы периода эллинизма главное внимание

обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения

отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона и

Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет. Параллельно с

упадком старых старых философских школ классической Греции в период

эллинизма возникали и развивались две новые философские системыстоиков

и эпикурейцев.Основателем стоической философии был уроженец острова

Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был до известной

степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою

философию, Зенон в особенности  использовал   учения

Гераклита, Аристотеля, учение киников и    вавилонские

религиозно-философские представления.Стоицизм был не только самой

распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской

школой.Это было идеалистическое учение.Стоики все называли телом,в том

числе мысль, слово, огонь.Душа, по мнению стоиков, была особого рода

легким телом- теплым дыханием. Для философских школ, возникших и

развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их

человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших

моральных качеств, мудрости.Это всё по особому ощущается у нас в Крыму.

Я в полной мере ощутил атмосферу эллинского присутствия в юности, когда

путешествовал в Крыму. Всё здесь было для меня таинственным, волнующим,

полным загадочного смысла, а сама земля - интереснейшей книгой, в

которой ещё такая уйма непрочитанных страниц. Генуэзские крепостные

стены, античные руины, скифские бабы и мраморные плиты с таинственными

надписями - всё это, увиденное воочию, поразило моё юношеское

воображение, уже и без того изощрённое чтением Гомера, Овидия,

Вергилия. Не раз я ходил пешком из Феодосии в Коктебель, в Волошинские

места, и подолгу любовался панорамой голубых скал и моря. Мысли и

чувства приобретали особый строй, и каждый парус вдали казался мне

вестником Эллады. Круг моих интересов в это время был необычайно широк.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...