Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте текст и выполните задание 22-26




(1) Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2) Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3), Впрочем, иногда замечаем. (4) Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично. (5) Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.

(6) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. (7) Мы привыкли, что мир зелёный. (8) Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи.

(10) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12) Мало ли на земле травы? (13) Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (15) Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16) Травы много. (17) Она везде.

(18) Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19) Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля.

(21) Глоток воздуха, когда человек задыхается. (22) Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23) А обычно – не замечаем…

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт, переводчик.

22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?

  1. Воздух – смесь газов (преимущественно азота и кислорода), из которых состоит атмосфера Земли.
  2. Для сохранения здоровья человеку нужно регулярно бывать на свежем воздухе.
  3. Такие природные явления, как воздух и трава, настолько привычны, что человек, как правило, их не замечает.
  4. Наша планета может оказаться пустыней, если произойдёт космическая или какая-нибудь другая катастрофа.
  5. Нельзя наслаждаться воздухом, потому что мы дышим равнодушно и буднично.

Укажите номера ответов.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

  1. В предложениях 2–4 представлено рассуждение.
  2. В предложении 5 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении 4.
  3. Предложения 8–9 содержат перечисление действий.
  4. В предложениях 10–15 представлено повествование.
  5. Предложение 23 заключает в себе вывод из содержания предложений 21–22.

Укажите номера ответов.

24. Из предложений 18–20 выпишите синонимы (синонимическую пару).

25. Среди предложений 10–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза.

Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше.

«В.А. Солоухин объясняет, почему мы, обычно не замечая такое явление, как воздух, иногда всё же обращаем на него внимание. Для чёткого обозначения причины автором используется особое синтаксическое построение (А)________ (предложения 3, 4). Такое синтаксическое средство, как (Б)________, помогает В.А. Солоухину подробно описать вред, наносимый человеком травяному покрову земли (предложения 8, 9). В предложениях 10-17 ироническое рассуждение автора строится как имитация диалога. Этот приём побуждает читателя к размышлению над поднятой автором проблемой. Эффект усиливает анафора: в предложении 14 дважды повторяется (В)________. Рисуя воображаемую картину бестравной земли, автор передаёт своё эмоциональное отношение к этому зрелищу с помощью такого средства выразительности, как (Г)________ (предложение 19)».

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. инверсия
  3. олицетворение
  4. восклицательное предложение
  5. сравнительный оборот
  6. вставная конструкция
  7. риторическое обращение
  8. разговорная частица
  9. ряды однородных членов

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Ответы к тренировочному варианту

Номер по порядку Ответ Балл
1 13 или 31   1 балл  
2 несмотря на или невзирая на   1 балл  
3 3   1 балл  
4 вероисповЕдание 1 балл  
5 продуктовый   1 балл  
6 внутренние   1 балл  
7 его   1 балл  
8 А -6, Б - 9, В -1, Г -  8, Д - 2   От 0 до 5 баллов
9 25 или 52   1 балл  
10 34 или 43   1 балл  
11 14 или 41   1 балл  
12 35 или 53   1 балл  
13 некрупные   1 балл  
14 наподобие, поэтому или поэтому, наподобие   1 балл  
15 236   1 балл  
16 45 или 54   От 0 до 2 баллов
17 124   1 балл  
18 34 или 43   1 балл  
19 14 или 41   1 балл  
20 13 или 31   1 балл  
21 237   1 балл  
22 34 или 43Начало формы   1 балл  
23 13 или 31   1 балл  
24 страшное, жуткое или жуткое, страшное   1 балл  
25 1823 или 2318   1 балл  
26 1984   От 0 до 4 баллов
1 часть   34 балла
27 Сочинение   24 балла
ВСЕГО   58 баллов

 

Сочинение

Вариант 1

В тексте В.А. Солоухина затрагивается проблема экологии.

Размышляя над этим вопросом, писатель вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как он по неосторожности испортил лужайку, когда открыл краник в своей машине, и из радиатора на траву вылилась жидкость. Этот случай заставил автора задуматься о том, почему люди так пренебрежительно относятся к траве и осознал, что многие считают: травы много – чего её жалеть? Автор с нескрываемой тревогой говорит о том, что на самом деле «может быть так: земля есть, а травы нет», и называет это «страшным, жутким, безнадёжным зрелищем». Рассматривая отношение людей к экологии, публицист представляет, как человек остаётся один-одинёшенек на планете, лишённой всякой растительности, и по описанию происходящего мы видим, что такая перспектива очень беспокоит писателя.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В.А. Солоухин подводит читателя к выводу о том, что об экологии нужно заботиться, необходимо беречь природу, чтобы избежать разрушения мира.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно, забота оприроде просто необходима для сохранения жизни на Земле.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение В.М. Пескова «Мощеные реки». В этой книге рассказана история о том, как людьми была погублена большая площадь леса. Помимо этого, пострадали и многие живущие там звери. А всё потому, что было решено расширить площадь лугов, и для этой цели товарищи с лугомелиоративной станции использовали химическое вещество. И, когда выяснилось, что это решение нанесло большой ущерб природе, те, кто участвовал в химическом отравлении животных, не признали свою ошибку, не раскаялись в ней – вместо этого они святыми глазами смотрели на тех, кто бил тревогу, и спокойно заявляли, что звери погибли от чего-то другого. Очевидно, что состояние природы их, по сути, мало волнует, и они, не признавая своей вины, не видят ничего плохого в том, чтобы и дальше использовать это химическое вещество для той же цели. Но понятно, что так они нанесут природе ещё больший урон. Несомненно, с таким отношением к природе мы постепенно придём к тому, что вся экология окажется разрушенной. Таким образом, нужно бережно относиться к природе, ведь в противном случае мы просто убьём её.

Об этом твердят и современные экологи. Они утверждают, что биосфера Земли уже очень сильно пострадала, и во избежание худшего нам, людям, необходимо найти новые, более безопасные пути взаимодействия с природой. Нужно исследовать раны, уже нанесённые окружающей среде, и постараться их залечить. Следовательно, неаккуратное отношение к экологии является очень опасным, поэтому о природе надо заботиться.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой В.А. Солоухиным, и поймут, насколько важно охранять окружающую нас среду и сделать всё для того, чтобы минимизировать наносимый ей в результате человеческой деятельности вред.

Вариант 2

Природа…Ее красотой мы можем любоваться бесконечно. Но нужно ли дорожить богатством окружающего мира? Вот проблема, над которой задумывается автор предложенного текста.

Данная проблема очень актуальна в наши дни, в связи с масштабной разрушающей деятельностью человека по отношению к природе. Главный герой текста поначалу не задумывается над неверным поступком, но потом осознает все последствия этого бездумного шага: “Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку”.

Для него земля без травы – это “страшное, жуткое, безнадежное зрелище”. Повествователя угнетает обстановка, при которой в природе остается один человек в безграничной пустыне.

Автор подводит читателей к мысли о том, что деятельность людей по отношению к природе может привести к катастрофам, ставящим под удар существование не только всего окружающего, но и самого человека как части природы. Каждый обязан нести ответственность за свои поступки.

Я полностью согласна с мнением В. Солоухина. Человек, взаимодействуя с окружающей средой, преобразует ее, берет то, что нужно ему, но взамен

ничего не возвращает. Все люди, живущие на земле, должны сохранять природные богатства, а не разрушать их. Ведь от этого зависит и наше существование в природе.

Вспомним произведение В. Астафьева “Царь-рыба”. Из-за жадности и жажды наживы Игнатьич становится браконьером. За всю жизнь герой совершает много ошибок, наносит огромный ущерб природе, истребляя рыб без счету. В схватке с царь-рыбой он осознает всю низость своих поступков и получает прощение от природы.

Халатность человека может привести к экологическим катастрофам. Примером этого могут служить события 2010 года, когда гектары лесов по всей России были уничтожены огнем. А если исчезли леса, то исчезли и животные, населяющие их, изменился газовый состав воздуха, в котором доля угарного газа заметно повысилась. Все это привело к болезням людей, живущих рядом с очагом бедствия. Всегда нужно задумываться над последствиями своих поступков и не причинять вред окружающей среде.

Таким образом, каждый человек должен думать о сохранении окружающей среды. Как самое разумное существо на Земле, он несет ответственность за все, что делает. Надо понимать, что, уничтожая места, где мы живем, мы уничтожаем и самих себя.

Вариант 3

Ценим ли мы то, что нас окружает? Как люди относятся к месту, где родились и выросли? Как это может повлиять на дальнейшую жизнь? Несомненно, данные вопросы тревожили не одно поколение. Именно проблему ответственности человека за происходящее на его планете затрагивает В. А. Солоухин в своем тексте.

Автор размышляет над нашим безразличием к окружающему миру, над тем, что “мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим”.Владимир Алексеевич в качестве примера рассматривает случай, произошедший с героем – рассказчиком. Он пролил жидкость из радиатора на лужайку под окнами собственного дома, после чего на земле получился ожег. Особое внимание обращает автор на то, что, если такое произошло “где-нибудь подальше от глаз”, человек забыл бы и совершенно не задумывался над ответственностью за свои действия перед природой. В. А. Солоухин искренне огорчен поведением людей, которые совершенно не замечают всей остроты проблемы, связанной с будущим всей планеты.

Позиция автора ясна и выражена довольно четко. Он считает, что человеку пора задуматься над тем, что он творит со своим домом, ведь он единственное существо на земле, поэтому ответственность за происходящее лежит на нем, ведь в ином случае наша жизнь изменится в худшую сторону.

Невозможно не согласиться с позицией Владимира Алексеевича. Действительно, если каждый из нас будет делать то, что захочет, оказывая только лишь отрицательное влияние на природу, не думая о последствиях, то что же случится с нами, какое будущее ожидает нас? Я думаю, что не самое лучшее. Ведь, нанося урон окружающей среде, мы вредим прежде всего себе.

На страницах произведений многих русских писателей данная проблема затрагивалась не один раз. Вспомним повесть В. Распутина “Пожар”.Главный герой жил и работал в поселке леспромхоза и наблюдал, как вырубают огромные площади леса. Иван Петрович не мог смириться с утратой обществом нравственных ценностей и был уверен, что это связано с вырубкой, ведь, разрушая лес, человек убивает и себя.

Другим примером является роман Б. Л. Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”.Бурьянов наносил огромный ущерб природе, не задумываясь над своими поступками. Будучи лесником заповедника, он злоупотреблял служебным положением. Герой вырубал лес для строительства своего дома, обдирал липы, чтобы заработать на продаже лыка, а на его территории спокойно охотились пьяные туристы, Бурьянов ничего с этим не делал.

Таким образом, текст В. А. Солоухина заставил меня задуматься над тем, что каждый человек несет ответственность за свою планету, за родной край, ведь некому больше защитить природу кроме нас.

 

 

Кодификатор

Часть 1.

№ заданий. Количество баллов.
1-7 9-15 17-25 По 1 баллу.
8 От 0 до 5 баллов
16 От 0 до 2 баллов
26 От 0 до 4 баллов
27 24 балла
  ИТОГО: 58 баллов.

 

Таблица перевода баллов ЕГЭ 2019 по русскому языку

Минимальный тестовый балл ЕГЭ — 36. Минимальный первичный балл ЕГЭ — 16

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...