Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возвращая подвижность услугам




 

Простейшие транспортные сети позволяли странствующим поэтам и ученым ходить от селения к селению, а врачам посещать пациентов. По мере все возрастающей зависимости образования и медицины от специализированного оборудования, материалов, знаний и квалификации стали множиться крупные, специально выстроенные комплексы, в частности — современные школы, университеты и больницы. Студенты и пациенты могли какое‑то время жить в этих комплексах, могли посещать их согласно расписанию (в учебные дни и часы), приходить на прием по назначению или оказываться там в экстренном случае — однако, чтобы попасть в эту особенную среду и получить доступ к желаемой услуге, им всегда приходилось покидать привычное окружение. Волшебная гора и башня из слоновой кости стали символами сознательного отгораживания этих структур от мира, а сестра Рэтчед и жесткий контроль за аудиторией во время экзамена — их вовлеченности в механизмы контроля.

В течение XX века образовательные и медицинские комплексы (иногда совмещенные между собой) росли и развивались параллельно с городскими сетями. Иногда, как в случае с Университетским колледжем Лондона или Нью–Йоркским университетом, они представляли собой скопление специализированных сооружений внутри городской среды, но иногда это были обособленные, четко очерченные, а зачастую обнесенные оградой ансамбли. Развитие транспортных сетей позволило таким центрам обслуживать большее количество людей, обеспечило персоналу доступ к жилью и дало им возможность развивать узкую специализацию, извлекая преимущества из масштаба. В итоге они стали важными составляющими городов и крупными узлами транспортных сетей. Кампус Калифорнийского университета в Лос–Анджелесе представляет собой замечательный образец этого жанра: изящная центральная площадь, павильоны гуманитарных наук и искусств в зеленой и холмистой северной части, здания медицинского и инженерного факультетов в более плотно застроенной южной. По периметру проложена кольцевая дорога с многочисленными парковками и пунктами доступа, осуществляемого с помощью пластиковых карточек. Сюда ежедневно ездят на работу и учебу со всего Лос–Анджепеса, от долины Сан–Фернандо на севере до округа Ориндж на юге.

Сеть Arpanet — которая, что неудивительно, родилась в Калифорнийском университете — запустила процесс интеграции подобных институциональных узлов в структуры еще более крупных масштабов. Первоначально Arpanet создавалась (или по крайней мере задумывалась) как механизм обмена дорогостоящими компьютерными ресурсами между кампусами и исследовательскими центрами; карты ее первоначального охвата показывают быстрое появление все новых связей от кампуса к кампусу. Со временем компьютеры стали дешевле, университетские вычислительные центры (влиятельные учреждения в 60–70–х годах) рассредоточились и стали локальными сетями, такими как Athena в MIT, a Arpanet развилась в интернет. Задолго до доткомовского бума конца 90–х домен dot‑edu (.edu) объединил университетские кабинеты, лаборатории и комнаты общежитий по всем штатам Америки. Более того, многие кампусы предпочитали оплачивать связь централизованно, а не собирать деньги с индивидуальных пользователей, отчего интернет воспринимался как фактически бесплатный ресурс.

На макроуровне в течение 80–х и 90–х проводные соединения привели к распределению задач между кампусами, осуществлению все более амбициозных проектов учеными, работающими в удаленных друг от друга университетах, и формированию географически рассредоточенных профессиональных сообществ. Если усилия разработчиков Arpanet были сосредоточены на обмене вычислительными ресурсами, то администрацию колледжей, университетов и медицинских центров все более интересовали возможности обмена людскими ресурсами — то есть специалистами — с помощью приспособленных для видеоконференций аудиторий, телемедицинских систем и веб–сайтов. На микроуровне проводные сети привязали студентов и преподавателей к стационарным точкам — зачастую в ущерб личному общению. Преподаватели (подобно Дилберту) все больше времени проводили в кабинетах, а студенты — в подключенных к сети комнатах общежитий. Конкурируя за внимание с рассредоточенным глобальным сообществом, местная научная среда стала заметно сдавать позиции: профессора и врачи обнаружили, что общение с коллегами на другом конце света зачастую приносит им больше пользы и удовлетворения, чем с обитателями соседних кабинетов.

Интернет тем временем распространялся все дальше за рамки академических центров — благодаря чему не только кампусы, но и обычные дома и офисы стали потенциальными точками доступа к удаленным образовательным и медицинским услугам. Зачаточные формы таких удаленных успуг просто выдавали сведения, которые иначе можно было бы почерпнуть из печати, на лекции или при личной консультации, — в лучшем случае эти сведения могли быть подобраны в соответствии с сохраненными клиентскими запросами. С повышением пропускной способности сетей и усовершенствованием программного обеспечения такие сайты начали обеспечивать почти межличностное взаимодействие; не выходя из дома, можно было сдать экзамен, а проживающие в малонаселенных удаленных районах могли пройти вполне добросовестный медицинский осмотр при помощи видеосвязи. Если же удаленные точки доступа были оборудованы подключенными к сети датчиками, там могли оказываться даже узкоспециальные услуги, традиционно доступные исключительно в крупных центрах. Дома, к примеру, могли стать высокотехнологичными комплексами по сбору медицинской информации.

Наконец, беспроводные сети наложили непрерывное поле присутствия поверх создавшейся россыпи малых и больших точек доступа к услугам. Запуск университетских беспроводных сетей в начале 2000–х, распространение беспроводных портативных устройств и развитие электронной дистрибуции учебных материалов вскоре привели к тому, что традиционно важная привязка каждого сотрудника или студента к определенному месту начала терять свое значение: чтобы загружать информацию или общаться по сети, больше не нужно находиться в стационарных местах подключения или скопления компьютеров, не обязательно идти в библиотеку за текстом, отпала необходимость в стопах с перегородками в читальных залах, не нужно даже являться на лекции, которые теперь транслируются на сайтах5. Студенты могут устраивать импровизированные семинары и обсуждения, где и когда им это удобно, без потери доступа к онлайн–ресурсам или контакта с их распределенными в пространстве сообществами. Почитатели античности вспомнили, что у древнегреческих философов не было кабинетов и аудиторий, как и сложно устроенной структуры кафедр и факультетов. Они свободно прогуливались по рощами и колоннадам Академии — но, как особо подчеркивал Платон, могли при этом полагаться только на свою память. Сегодняшняя студентка, стоя в очереди за сэндвичем, может подключиться к TLG и найти цитату из Платона, чтобы ввернуть ее в споре с коллегами во время ланча.

Как беспроводное образование служит разуму, так беспроводная медицина забоится о тепе — и последствия такой бесперебойной заботы могут оказаться еще более кардинальными. Когда устройства диагностики и неотложного вызова начали перебираться из больниц в подключенные к сети дома, степень непрерывности наблюдения повысилась, а необходимость отрыва пациента от семьи снизилась. Следующий шаг на этом пути — носимые и имплантируемые устройства с беспроводным подключением. И удаленное печение сегодня уже кажется вполне возможным при помощи беспроводных имплантатов и устройств ввода лекарствб. Эти технологии, по сути, не так далеки от систем непрерывного мониторинга состояния и динамичной реакции на биологические потребности глубоководных ныряльщиков или астронавтов — только здесь не нужен громоздкий скафандр или ведущие к кораблю шланги и кабели.

Специалисты по маркетингу товаров и услуг могут использовать распознающие обстановку беспроводные устройства, чтобы улавливать ваши потребности и получать тем самым конкурентные преимущества?. В театре, например, ваш сотовый телефон автоматически переключится в режим вибрации и не станет досаждать всему залу. Если дождь застал вас, когда вы направляетесь куда‑то пешком, вам придет сообщение с телефоном местного такси и адресом ближайшего магазина, где продаются зонтики. Фирмы будут все больше наращивать свое присутствие в беспроводном пространстве, чтобы иметь возможность точно удовлетворять запросы клиентов в нужном месте и в нужное время. Однако это, безусловно, будет зависеть от готовности тех же клиентов делиться с ними своими личными данными в обмен на получение индивидуальных, привязанных к ситуации услуг.

Помимо всех преимуществ беспроводное поле присутствия пробивает множество больших и малых брешей в режиме разграничения и контроля, давно сложившемся в школах, университетах и больницах. Школьные учителя были одними из первых, кто столкнулся с этой проблемой: с помощью беспроводных устройств ученики принялись обмениваться СМС–записками, заказывать в класс пиццу и списывать друг у друга контрольные. Хозяева магазинов забеспокоились, что клиенты, отсканировав штрихкод на товаре, смогут мгновенно находить у конкурентов то же самое по более выгодной цене. Профессора засомневались, что во время лекций все внимание склонившихся над беспроводными ноутбуками студентов обращено именно к ним, и занервничали, когда на семинарах их собеседники принялись потихоньку выискивать в сети весомые аргументы, чтобы потом выложить их во время дискуссии. Инстинктивной авторитарной реакцией стал, разумеется, запрет на использование персональных беспроводных устройств — но он был обречен на провал. Когда пыль улеглась, мало кто оказался готов пожертвовать преимуществами беспрерывной связи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...