Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дистанционное производство на заказ




 

С подключением недорогих производящих устройств с числовым управлением к сети появилась возможность загружать проекты с удаленных серверов, изменять их при необходимости в соответствии с текущими требованиями и осуществлять прямо на месте. Сегодня, чем распространять конечную продукцию через транспортные сети, разумнее пересылать проектную документацию по телекоммуникационным каналам и в нужный момент производить адаптированные к конкретным условиям товары прямо на месте.

Первые скромные шаги к этой новой логике децентрализованного, дистанционного производства на заказ были сделаны с помощью аппаратов факсимильной связи. Отсылка факса начинается с того, что с листа подлинника копируются тексты и изображения — возникает проект, который должен бьпъ воспроизведен в другом месте. Он кодируется в электронный сигнал, пересылается и выполняется на противоположном конце провода с использованием нового листа бумаги.

Посылая документ по факсу, мы не совершаем чуда тепепортации листа бумаги, но эффект, по сути, тот же. Последователю Платона не составило бы труда описать этот процесс. Вы отделяете идею объекта от его материала, передаете дематериализованную идею и, наконец, овеществляете ее в новом, но неотличимом от прежнего материале. За дематериализацией следует повторная материализация. Биты остаются прежними, меняются только атомы.

Еще более показательно, что с распространением лазерных принтеров громадные объемы текстовой и графической информации стали храниться на серверах, загружаться в любом месте, где доступно сетевое подключение, и распечатываться при необходимости. Фактически это привело к разделению системы дистрибуции печатной продукции на два потока: вместо того чтобы печатать документы на крупном предприятии и распространять информацию вместе с бумагой, возникла идея продавать чистую бумагу и краску как недорогие предметы потребления, а информацию распространять отдельно — через высокоэффективные цифровые каналы. Во многих случаях, особенно когда нужно немного экземпляров или информация часто обновляется, выигрыш от такого способа дистрибуции значительно превышает экономию за счет объемов централизованной высокоскоростной печати.

Все это решительно меняет ситуацию для издательств, книготорговых организаций и библиотек. С тех пор как индустриальная революция подарила нам скоростной печатный пресс, книги производятся крупными партиями на централизованных предприятиях, хранятся (за большие деньги) на складах, распределяются между книготорговыми компаниями, где они снова оказываются на складах, и наконец — доставляются покупателям и библиотекам. В сложившейся системе сложно и дорого постоянно допечатывать тиражи книг, а также распространять их в отдаленные уголки мира. Более того, множество поставленных книготорговцам экземпляров так и не находят своего покупателя, в итоге возвращаются издателю и отправляются в макулатуру. Сегодня, однако, вполне реально хранить книги не в печатном виде на складах, а в электронной форме на серверах, загружать их по требованию на расположенные в пунктах продажи машины, распечатывать и переплетать на месте4.

Возможности новых технологий в области печати этим не ограничиваются. В Медиалаборатории MIT Джо Джейкобсон и его сотрудники разработали прототип «настольной фабрики»5. Идея состоит в том, чтобы печатать чипы, электронные ярлыки или устройства МЭМС на недорогих субстратах вроде бумаги или пластика с использованием «чернил», состоящих из наночастиц. Вместо того чтобы покупать стандартные электронные компоненты, производимые на многомиллиардных производствах, их можно загружать и распечатывать самостоятельно — так же как сегодня мы загружаем программное обеспечение.

 

Новая логика производства

 

В результате внедрения децентрализации, индивидуализации и удаленного производства сети снабжения оказались расшатаны и видоизменены. Система требует переосмысления. К примеру, с точки зрения экономиста, каждое новое звено сети снабжения увеличивает стоимость конечного продукта — от воды к кубику льда, от песка к кремниевому чипу или от электронного компонента к собранному компьютеру. Традиционно последовательность была такова: проект, производство компонентов, сборка, хранение, розничная продажа и, наконец, свалка или переработка. Но сегодня проектная документация, хранящаяся на сервере, может являться более весомым активом производителя, нежели конечный продукт на складах. А описываемое этой документацией придание материалу добавочной стоимости может происходить во множестве децентрализованных пунктов изготовления с подвижным и часто неопределенным местоположением, а не на стационарных, централизованных промышленных объектах.

С точки зрения проектировщика, традиционное производство — это последовательное увязывание дизайнерских решений с имеющимися материалами. На каждой новой стадии проектировщик ограничен тем, какие решения были приняты ранее. Собирая конструктор Lego, я ограничен геометрией его компонентов; разрабатывая электронную систему из стандартных чипов, я завишу от принципов, заложенных в них разработчиками; а покупая в интернете кеды по индивидуальному заказу, выбираю из небольшого набора доступных деталейб. Однако сегодня момент принятия необратимых решений смещается на все более поздние стадии. Проектировщик, имеющий доступ к сетевому производственному устройству с числовым управлением, может выбрать и загрузить проект, скорректировать его в соответствии с обстоятельствами и установить значения параметров в самый последний момент перед запуском в производство.

Цифровые файлы проектов, управляющие децентрализованным производством материальных и акустических продуктов, могут создаваться методом сканирования или записи, а также другими способами запечатления существующей реальности; могут бьпъ сконструированы с помощью специальных программ — текстового, музыкального или графического редактора; а могут являться сложными комбинациями этих типов — принципиального значения это не имеет. В мире цифрового управления стремительно теряет актуальность до сих пор весьма значимое различие между автографическими и аллографическими произведениями, когда‑то предложенное Нельсоном Гудманом. Любой артефакт сегодня имеет цифровой сценарий, партитуру или план, а каждый производственный процесс практически полностью автоматизирован. Создание таких сценариев, партитур или планов может походить на сочинение музыки (тщательная поэтапная работа с помощью какой‑либо программы–редактора), но чаще напоминает запись выступления — когда операции выполняются на высокой скорости с использованием специализированных инструментов и интерфейсов.

Все это привело к появлению новой и препюбопытнейшей категории предметов искусства. В условиях ремесленного производства арт–обьекты уникальны. Мы ценим их за непосредственную связь с рукой художника, нам важен их провенанс; они обладают качеством, которое Вальтер Беньямин обозначил знаменитым термином «аура»7. В условиях механического воспроизведения появляется различие между оригиналом (к примеру, холстом Вермеера) и его копиями — открытками с репродукциями в музейной лавке, где массовый зритель приобретает лишенный ауры, произведенный промышленным способом ширпотреб. Однако в условиях материализации на заказ из цифрового файла оригинал не требуется: новые материальные воплощения могут быть произведены в любой момент; кроме того, они могут заметно отличаться друг от друга — например, размером, материалом или разрешением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...