Главная | Обратная связь
МегаЛекции

История развития сферы услуг и сервисной деятельности





Сфера услуг как особый вид экономической деятельности стала появляться на самых ранних этапах развития человечества. Во многом ее развитие определялось возможностью общества содержать людей, не участвовавших в производстве материальных благ.

Для анализа становления деятельности, которую сегодня связывают со сферой услуг, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности. В наше время наука не располагает полными данными о том, каким было хозяйство сообществ доисторического времени. Такие сообщества названы доисторическими потому, что жившие тогда люди не располагали письменностью и не оставили о себе текстовых источников. Люди того времени умели использовать огонь, использовали орудия труда, постепенно переходили от собирательства к производящему хозяйству (охота, кочевое скотоводство, простейшее растениеводство). Стало приобретать огромное значение мышление человека и связанные с ним образы, что привело к появлению в обществе таких феноменов, как мифология, магическая практика.

Хозяйственная практика также существовала в простейших формах. Не было деятельности, связанной с услугами: любой член сообщества участвовал в коллективных видах труда, в самообслуживании. Вместе с тем в первобытном обществе присутсвовали зачатки разделения труда. На определенных этапах развития такого общества начинают дифференцироваться разные занятия, статусные положения и социальные роли, которые напрямую связаны с половыми или возрастными признаками. Подобное разделение порождало иерархию человеческих отношений, а также фиксировало многообразие индивидуальных качеств людей.

На данной стадии возникает специализация административной деятельности. Примером ее представителей в первобытном обществе могу служить вожди, выполняющие роль лидера в обществе. Шаманы и священники участвовали в производстве социальных услуг, являлись служителями культа.



На поздних этапах развития первобытной культуры в ней уже существовали сложные хозяйственные занятия, действовали статусные роли, которым придавалось немалое функциональное значение. Возросла роль создателей художественных ценностей – сказителей, авторов наскальных рисунков, исполнителей музыки.

Таким образом, представители указанных видов социальной активности уже выполняли элементы той деятельности, которую можно связать с современным понятием сферы услуг. Данная деятельность формировалась в пространстве общественных связей, так как в активности лидера, шамана, сказителей нуждалось все общество. Данные занятия совершались добровольно, без внешнего принуждения и желания наживы. Благодаря ним, в обществе возросла роль взаимопомощи, начали укрепляться разные виды общественного обслуживания. Он, в свою очередь, главным образом осуществлялся в рамках семьи. Семья в сообществах представляла собой большой коллектив родственников, домочадцев и домашней прислуги, функцию которых выполняли рабы[4].

Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира происходило в промежутке времени между 3000-4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

Определяют ряд важнейших особенностей древних сообществ, которые отличают их от сообществ доисторического времени:

· Формируются государственно-правовые формы организации и регулирования общественной практики;

· Развивается частная собственность, что ведет к экономическому и социальному расслоению; появляется институт рабства;

· В хозяйственной практике зарождаются простейшие элементы товарно-рыночных отношений, что углубляет разделение труда, формирует крупные сферы хозяйства – сельское хозяйство, торговлю, ремесленное производство и т.п.;

· Появляется множество новых занятий и профессий ( в том числе связанных с письменностью, государственным управление и правовой деятельностью и т.п.);

· Развиваются устойчивые формы духовной активности, представителями которой являлись, прежде всего, служители религиозного культа, а также деятели, связанные с созданием художественно-эстетических ценностей.

· Образуются, с одной стороны, большие социальные общности, с другой, окончательно формируется социальная ячейка – семья.

Далее, по мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг.

В основном развитие и появление новых видов определялось традициями и обычаями, т.е. привычными нормами деятельности, устойчивыми представлениями о хозяйстве в целом. В античном обществе сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг, в различных сферах жизнедеятельности. Например, в сфере отношений в процессе производства материальных благ (ремесленное производство, торговля, денежное обращение), в области правовых отношений (профессиональная армия, судьи), в сфере коммуникации и культуры (транспорт, наука, искусство, образование), в удовлетворении личных потребностей.

Помимо торговых и бытовых услуг появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, с работой, требующей высоквалифицированную подготовку, резко возрастает роль разделения труда в хозяйствовании. В городах Средиземноморья и на Востоке работали камнетесы и скульпторы, архитекторы и строители, писцы и учителя в школах.

Хозяйственная практика и социальные связи в древнем мире развивалась благодаря различным видам услуг, но они носили еще тогда слишком патриархальный характер. В целом для общества был характерен замедленный темп развития, экономика развивалась экстенсивным путем. Но в то же время, в античные времена стали зарождаться такие виды деятельности, способствовавшие динамичному развитию общества. Например, искусство, ориентированное на развитие человеческого мышления. Именно во времена древнего мира стала зарождаться научно-философская мысль, открылись новые грани для изучения природы и мира в целом.

В ходе развития сферы услуг в средние века (V-XV вв.) были выработаны многие производственно-финансовые и общественные механизмы, углубляющие дифференциацию хозяйства и рыночные отношения, что имело прямое отношение к формированию экономики и услуг нового типа. В средние века продолжали углубляться виды деятельности, которые потенциально были способны динамизировать общественное развитие (действовала мощная для того времени научно-философская мысль, а также искусство, ориентированное на развитие человека). В данный период доминантом считались восточные культуры, олицетворяющие общественное развитие с замедленной динамикой, что не допускало инновационных прорывов в разных сферах бытия, включая хозяйство.

Начиная с XVII века, т.е. Новое время, происходят значительные изменения в сфере экономических, трудовых отношений, в мировоззрении людей, а также в духовной деятельности всего общества. На смену рабовладельческому производству приходит мануфактурное, появляются банки и другие кредитно-финансовые учреждения, начинает активно развиваться финансовый сектор услуг. Экономика стран Запада оживленно развивается во многом благодаря улучшенной системы торговли, которая, в свою очередь, приводит к денежному обращению рыночного типа. Несмотря на это, сфера услуг считалась второстепенной экономической деятельностью. Работники не обладали достаточной квалификацией, информированностью и многими другими качествами, необходимыми для работы в секторе услуг и сервиса. Считалось, что работа в данной сфере не увеличивает общественное богатство, не приносит материального удовлетворения[5].

Приобрели более совершенную форму профессионально-корпоративные отношения в торговле. Были созданы торговые ассоциации, общества (гильдии), ганзейские союзы, которые позволили регулировать внутрикорпоративные нормы торговой активности (сбыт, безопасность торговли и др.). С аналогичными целями были образованы ремесленные цеха, корпоративные объединения, которые к тому же регламентировали труд на производстве. В ряде городов Западной Европы появились университеты, школы, которые из центров подготовки богословов постепенно превратились в светские учебные заведения.

В обществах, которые стали двигаться по пути капитализации своего хозяйства, начинает складываться важнейшнее звено современной сферы услуг: «производители услуг – потребители». Особенно интенсивно эта цепочка действовала в сфере путешествий. Увеличивающееся число путешественников требовало хороших дорого, гостиниц, питейных заведений, харчевен. Поначалу поведение тех, кто оказывал услуги, и тех, кто ими пользовался, регулировалось традицией, а также религиозными представлениями, нормами. Но постепенно в отношениях между ними стали преобладать правовые стереотипы и нормы, которые предписывало государство.

В Новое время западноевропейская цивилизация начала активизировать новые факторы общественного развития – технику, промышленное производство и науку, что составило основу нового индустриального общества.

С середины XX века (эпоха НТР) в развитие сферы услуг произошел качественный перелом, сформировалась индустриальная культура. Теперь само материальное производство зависело от развития сервиса (сферы услуг). Перед производством какого-либо товара, предпринимателю необходимо было провести ряд маркетинговых исследований, быть в курсе инноваций в сфере осуществляемой им деятельности. Изобретения новых, наукоемких товаров было бы невозможным без участия научных работников и подготовки высококвалифицированных кадров. Отрасли сферы услуг, такие как наука, образование, торговля – стали главными направлениями в направлении научно-технического прогресса.

Эпоха индустриализации дала толчок перераспределению ресурсов в мировом хозяйстве. Теперь, большая часть ресурсов сосредотачивалась не столько в торговом деле, сколько на крупнейших производствах и в кредитно-банковском секторе. Вследствие этого, растет удельный вес городского населения, появляются новые профессии, связанные с продуктами научно-технического прогресса. Предприниматели начинают использовать услуги системы связи и коммуникации в своих интересах для влияния на личное и общественное сознание[6].

В обществе индустриального типа повышается уровень многообразия слоев и групп с неодинаковыми потребностями, что, в свою очередь, расширяет возможность возникновения новых видов услуг. Члены индустриального общества уже не могут рассчитывать на прислугу и опираться на принципы самообслуживания. Они вынуждены пользоваться секторами обслуживания, организующими свою работу на принципах производственной деятельности.

Таким образом, в результате индустриализации третичный сектор получает существенный подъем в развитие. Сфера услуг начинает порождать новые социально-культурные потребности и тем самым увеличивать количество потребления на рынке. Услуги тесно переплетаются с новыми технологиями промышленного производства, входят в повседневную жизнь обычных людей.

Наконец, с середины XX в. в экономике вначале развитых, а затем и остальных страна начинается процесс постиндустриализации (переход от индустриального общества к постиндустриальному). Данный процесс, вероятно, будет оставаться главной тенденций в экономике современного мира, распространяясь на все страны[7].

Хотя во многих развивающихся странах еще продолжается активная индустриализация, для современного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работают более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в 70-80-е гг. Рост сектора услуг происходит прежде всего за счет науки и научного обслуживания, образования, культуры, искусства и других отраслях нематериального производства. Основным производственным ресурсом в постиндустриальном обществе считаются знания и труд. Экономические отношения во многом определяются способностью вырабатывать и использовать новые знания и технологии.

Также изменяется структура производства и потребления. В структуре производства ВВП услуги стали преобладать над товарами, а в структуре потребления доля услуг имеет доминирующее положение и тенденцию к дальнейшему росту. В связи с превосходством сферы услуг в постиндустриальном обществе, растет уровень образования, прежде всего послешкольного, образованности людей в целом, что обеспечивает высокую квалификацию и повышение заработной платы[8].

Более того, начинается процесс сервизации экономики, т.е. то, что раннее рассматривалось как выходящее за рамки индустриального производства – управленческая деятельность, информационно-производственные потоки, наконец, уровень культуры и профессиональные качества самих работников обслуживания, - получают достойную инвестиционную поддержку.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.